Квест -игра «В мире наук»
Квест «В мире наук»
Универсальные учебные действия:
Коммуникативные
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
уметь распределять роли для решения поставленных задач.
Предметные
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения
Личностные
способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
побуждение к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;
Участники:
Целевой аудиторией являются учащиеся, которые не изучают или только начали изучать физику. Предложенные задания позволят вызвать познавательный интерес к новому предмету, расширить кругозор обучающихся. Смотрителями и хранителем являются учащиеся, которые уже владеют знаниями по предмету. Участвуют 2 команды по 5 человек из учащихся из 6-7 классов;
смотрители из числа учащихся 8 класса, Хранитель из числа учащихся 8 класса.
Место проведения - общеобразовательное учреждение.
Продолжительность квеста 60 минут.
Оборудование:
Этап | Оборудование |
Загадочная лента | Лист бумаги, ножницы, фломастер |
Разноцветный волчок | спички, картон, белая бумага, клей, краски, ножницы |
В гостях у сказки | Воздушный шарик Конфетти Соль, перец, бумажки и т.д. |
Волшебные жидкости | стеклянная емкость, пищевой краситель, вода, масло, спирт, мед Пуговица, семечка, кнопка, скрепка, блестка, шарик из фольги, бусина |
Рыхлый снег | Мини-лыжи, лыжи |
Ребусы Маршрутные листы Телефоны с программой сканирования QR-кодов |
После выполнения каждого задания учащиеся сканируют QR-код, в котором закодировано слово из фразы, название следующего этапа и номер кабинета. В конце квеста необходимо собрать фразу из полученных слов.
Фраза: Физика – это наука понимать природу. Эрик Роджерс
Команды учащихся собираются в фойе школы. Хранитель приветствует участников квест-игры.
Участникам необходимо разгадать загадки, чтобы получить лист с QR-кодом 1 станции.
Загадка 1.
Я под мышкой сижу
И, что делать, укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Термометр)
Загадка 2.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Загадка 3.
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка,
Эта стрелка наперёд
Нам погоду узнаёт. (Барометр)
Загадка 4.
Две сестры качались – правды добивались,
А когда добились, то остановились. (Весы)
Загадка 5.
Придет в дом — не выгонишь колом, пора придет — сам уйдет. (Солнечный луч.)
Загадка 6.
Сперва блеск, за блеском треск, за треском блеск. (Гроза с дождем.)
После разгадывания загадок команды получают маршрутные листы и лист с QR-кодом первого этапа.
На каждом этапе команды ожидают смотрители. Чтобы получить код слова от фразы, необходимо выполнить задание. Конверт с заданием и лист с кодом находится у смотрителя.
№ этапа | Задание для команды | QR-код для дальнейшего продвижения и код со словом из фразы |
| | |
Загадочная лента | Смотритель предлагает учащимся изготовить Ленты Мёбиуса: Взять бумажную полоску, перекрутить полоску - в пол-оборота поперек (на 180 градусов) и склеить концы (2 участника). - в два оборота (360 градусов) (1 участник) - в три оборота (540 градусов) (1 участник) На ленте в пол-оборота поставить в каком-нибудь месте на полоске точку фломастером. Прочертить вдоль всей ленты линию, пока не встретится вновь ваша точка. Ответить на вопрос: сколько лент получится, если разрезать по линии? Разрезать ленту вкруговую по этой линии. Сделать вывод о количестве получившихся лент. Подтвердилось предположение или нет. Выдвинуть гипотезу о количестве новых лент, если разрезать ленту Мебиуса в пол-лборота не посередине, а отступая от края приблизительно на треть её ширины. Проверить гипотезу. Разрезать ленту. Ленту, перекрученную 3 раза (на 540), разрежьте вдоль центральной линии. Что получилось? Смотритель рассказывает о Ленте Мёбиуса (Приложение 1). |
|
Раз ребус, два ребус… | Смотритель предлагает участникам команды разгадать ребусы. (Приложение 2) |
|
В гостях у сказки | Смотритель напоминает сюжет сказки «Золушка», где девушке необходимо было отделить зерна крупы. Смотритель предлагает команде, используя подручные материалы, собрать конфетти, отделить перец от соли. Учащиеся применяют жизненный опыт по электризации тел. Смотритель объясняет явление электризации тел. |
|
Разноцветный волчок. | Смотритель предлагает команде изготовить четыре самодельных волчка из картонного кружка, проткнутого заостренной спичкой. На картонный кружок положите сверху кружок из плотной бумаги, окрашенной по секторам во все цвета радуги: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный. Сектора на бумажном кружке (они должны быть одинакового размера) закрасьте очень слабым, почти прозрачным слоем акварельной краски. Раскрутить волчок. Какой цвет получится? Закрасить желтым и голубым поочередно сектора кружка. Какой цвет получится при вращении волчка? А теперь попробуйте закрасить сектора красным и желтым цветами - и посмотрите, какой цвет даст вращающийся волчок. Проделайте то же самое с другими цветами спектра. Сделайте выводы |
|
Волшебные жидкости | Выполнить задание: Аккуратно налить мед (примерно 1/4 емкости), потом в таком же количестве окрашенную воду, масло и спирт. Не взбалтывать и не смешивать. Аккуратно опустить в емкость маленькие предметы. Пронаблюдать, что произойдет с жидкостями и предметами. Сделать вывод. Смотритель наблюдает за выполнением задания. Выслушивает выводы участников команд. |
|
Рыхлый снег | Учащиеся встают на глубокий рыхлый снег в ботинках, на мини-лыжах, на лыжах. Сравнивают глубину погружения в снег. Делают вывод о зависимости давления от площади опоры. Смотритель наблюдает за выполнением, подтверждает или опровергает вывод участников команды. |
|
Заключительный | Смотритель показывает презентацию об ученых. Презентация взята из сети Вконтакте | Перейти в актовый зал |
В актовом зале команды составляют фразу. Подводятся итоги игры. Участники команд называют учебные предметы, с которыми были связаны этапы: математика, физика, изобразительное искусство. |
Дополнительный материал
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЛЕНТА МЕБИУСА И ЕЕ СЮРПРИЗЫ. НАУЧНЫЕ ИГРУШКИ
Вот он – автор удивительной ленты Мебиуса!
Немецкий математик и астроном-теоретик Август Фердинанд Мёбиус (1790-1868) - ученик великого Гаусса, известный геометр, профессор Лейпцигского университета, директор обсерватории. Долгие годы преподавания, долгие годы работы – обычная жизнь профессора.
И вот надо же, это случилось под конец жизни! Пришла удивительная идея … это был самое значительное событие в его жизни! К сожалению, он так и не успел оценить значимость своего изобретения. Статья о знаменитой ленте Мебиуса была опубликована посмертно.
Как же называют ленту Мебиуса (иначе лист Мебиуса или петлю Мебиуса) математики? На языке математики – это топологический объект, простейшая односторонняя поверхность с краем в обычном трёхмерном Евклидовом пространстве, где можно попасть из одной точки этой поверхности в любую другую, не пересекая края. Достаточно сложное определение! Поэтому удобнее просто рассмотреть ленту Мебиуса поближе. Берем бумажную полоску, перекручиваем полоску в пол-оборота поперек (на 180 градусов) и склеиваем концы.
В другой раз «мама бы по головке за такую работу не погладила»! Но, на этот раз вы правы! Она должна быть перекрученным кольцом.
Ставим в каком-нибудь месте на полоске точку фломастером. А теперь прочерчиваем вдоль всей нашей ленты линию, пока вам не встретится вновь ваша точка. Вам нигде не пришлось переходить через край – это и называется односторонней поверхностью. Посмотрите, как интересно проходит прочерченная вами линия: она то внутри кольца, то снаружи! А теперь измерьте длину этой линии - от точки до точки. Удивляетесь? Она оказывается в два раза длиннее первоначальной полоски бумаги! Так и должно быть, ведь у вас в руках лента Мебиуса! А у ленты Мебиуса есть только одна сторона, и мы опять скажем – это односторонняя поверхность с краем.
А если по этой черте заставить ползти, не сворачивая, муравья, то вы получите копию картины художника Мориса Эшера. Бедный муравей на бесконечной дороге А можно сделать две немного разные ленты Мебиуса: у одной перекручивать перед склейкой полоску по часовой стрелке, а у другой – против часовой стрелки. Так различаются правая и левая ленты Мебиуса. А теперь интересные сюрпризы с лентой Мебиуса:
1. Разрежьте ленту Мебиуса вкруговую по центральной линии.
Не бойтесь, она не развалится на две части! Лента развернется в длинную замкнутую ленту, закрученную вдвое больше, чем первоначальная. Почему лента Мебиуса при таком разрезе не распадается на отдельные части? Разрез не касался края ленты, поэтому после разреза край (а значит и вся полоска бумаги) останется целым куском.
2. Полученную после первого опыта ленту Мебиуса (закрученную вдвое больше, чем первоначальная, т.е. на 360 градусов) вновь разрежьте по ее центральной линии. Что получится? У вас в руках окажутся теперь две одинаковые, но сцепленные между собой ленты Мебиуса.
3. Сделайте новую ленту Мебиуса, но перед склейкой поверните ее не один раз, а три раза (не на 180 градусов, а на 540). Затем разрежьте ее вдоль центральной линии. Что получилось? У вас должна получиться замкнутая лента, завитая в узел трилистника, т.е. в простой узел с тремя самопересечениями.
4. Если вы сделаете ленту Мебиуса с еще большим числом полуоборотов перед склейкой, то получатся неожиданные и удивительные фигуры, называемые парадромными кольцами.
5. Если разрезать ленту Мебиуса, не посередине, а отступая от края приблизительно на треть её ширины, то получатся две сцепленные ленты, одна — более короткая лента Мебиуса, и другая — длинная лента Мебиуса с двумя полуоборотами.
Посмотрите, как это можно сделать на практике: Близкой к ленте Мебиуса односторонней поверхностью является бутылка Клейна. Интересно, что бутылка Клейна может быть получена путём склеивания двух лент Мебиуса по краям. Однако, в обычном трёхмерном евклидовом пространстве сделать это, не создавая самопересечения, невозможно. Есть еще один интересный объект, связанный с лентой Мебиуса. Это резистор Мебиуса. Резистор Мебиуса, как объект изобретения, запатентован в США. Это электрический элемент – трехслойная полоса, в которой два проводящих слоя разделены слоем диэлектрика. Полоса скручена на 180 градусов и образует ленту Мебиуса. Такой резистор не имеет собственной индуктивности, и поэтому не создает магнитных помех, однако, обладает существенной паразитной емкостью. В истории нередко бывают случаи, когда одна идея приходит в головы одновременно нескольким изобретателям. Так случилось и с лентой Мебиуса. В том же 1858 году идея ленты пришла и к другому ученому - Иоганну Листингу. Он дал название науке, изучающей непрерывность, — топология. А первенство в открытии топологического объекта – ленты досталось Августу Мебиусу. Мы незаметно встречаем ленту Мебиуса в разных устройствах: это и красящие ленты в матричных принтерах,и ременные передачи, шлифовальные устройства, ленточные конвееры и многие другие. В этом случае срок службы изделия увеличивается, т.к. уменьшается изнашиваемость. А в системах непрерывной записи применение ленты Мебиуса позволяет вдвое увеличить время записи на одну пленку. Таинственная лента Мебиуса всегда будоражила умы писателей, художников и скульпторов. Рисунок ленты Мебиуса используется в графике.
Вспомните, например, эмблему знаменитой серии научно-популярных книг «Библиотечка „Квант“» или международный символ переработки.
Широко известны рисунки с изображениями ленты Мебиуса голландского художника Мориса Эшера.
Улицы многих городов украшают скульптуры на тему ленты Мебиуса.
Архитекторы используют ленту Мебиуса в новаторских формах. Так, например, выглядит невероятный проект новой библиотеки в Астане (Казахстан)
И все было бы просто, если бы все-таки не некоторая необычность этого загадочного изобретения!
Активная ссылка на источник «Класс!ная физика» обязательна: http://class-fizika.ru/ni-mob.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ЧТО ПОЛУЧИМ, СМЕШИВАЯ КРАСКИ?
Смешивая разные цвета спектра, можно получить белый цвет. Правда, из-за некоторого несовершенства красок (в них есть небольшие примеси посторонних веществ, например клея) он не будет чисто белым.
Проделайте простой опыт при помощи самодельного волчка - картонного кружка, проткнутого заостренной спичкой. На картонный кружок положите сверху кружок из плотной бумаги, окрашенной по секторам во все цвета радуги: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный. Сектора на бумажном кружке (они должны быть одинакового размера) закрасьте очень слабым, почти прозрачным слоем акварельной краски. При вращении волчка получится светло-серый, близкий к белому цвет. Волчком можно смешивать разные цвета: например, желтый и голубой. Закрасьте этими красками поочередно сектора кружка. Какой цвет получится при вращении волчка? Ну, конечно, зеленый! А теперь попробуйте закрасить сектора красным и желтым цветами - и посмотрите, какой цвет даст вращающийся волчок. Проделайте то же самое с другими цветами спектра. Главное условие успешности опытов: не прочерчивайте сектора черным карандашом, чтобы не загрязнить получаемый цвет.
Активная ссылка на источник «Класс!ная физика» обязательна: http://class-fizika.ru/8k_2.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Умелые руки помощницы науки
Взаимодействие
Скорость
теплота
РЕБУСЫ ВЗЯТЫ С САЙТА Классная физика http://class-fizika.ru/
Конспект "В мире наук"
DOC / 236.5 Кб
Презентация день науки
PPTX / 4.27 Мб
Сорокина Светлана Валерьевна