12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Машичева Людмила Ивановна2167
Россия, Брянская обл., Карачев

Лагерное мероприятие «День русских богатырей»

Игра-путешествие «По заставам богатырским, по Руси былинной»

(для учащихся 3-6 классов)

Цель: познакомить учащихся с русскими богатырями, обычаями Древней Руси.

Задачи:

Образовательные: закрепление и обобщение знаний, полученных о русских былинах и русских богатырях; расширить представление о русских богатырях; формировать основы народной культуры.

Развивающие: развивать образное мышление детей; быстроту, ловкость, смекалку; развивать двигательную активность детей при помощи подвижной игры.

Воспитательные: через былинный слог воспитывать эстетическое отношение к русским былинам; формировать умение взаимодействовать в коллективе; воспитывать чувство взаимовыручки.

Оборудование:

Маршрутные листы для прохождения испытаний (для жюри)

Берестяные грамоты с заданиями

Грамоты для награждения

 

Предварительная подготовка:

Чтение былин о русских богатырях

Изготовление одежды русских богатырей из подручного материала.

Выставка книг «Русь былинная»

 

Ход игры:

Ведущий 1

Ой вы гой еси, добры молодцы!

Братья младшие Ильи Муромца!

Ой, вы гой еси, красны девицы!

Раскрасавицы да затейницы!

(Ведущие делают 3 низких поклона в разные стороны)

Нам по нраву ваш характер боевой!

Темперамент ваш весёлый, заводной!

Ведущий 2

Неспроста мы кланяемся вам,

Прибегая к обходительным словам…

Приглашаем в путешествие мы вас,

Рассказать хотим мы быль былинную,

О богатырях русских и заставах богатырских.

А и гой еси, разудалы добры молодцы!

Собирайтесь-ка в дружины славные!

Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!

 

Ведущий 1

В те давние-давние годы, когда привольны были степи, тенисты белоствольные леса, жемчужны ручьи и речки, хрустальной свежестью наполнены родники, жили-были богатыри святорусские: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегали они родную землю от врагов чужеземных. Зорко всматривались они вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней? Много ратных подвигов на их счету богатырском. Есть чему поучиться у них, есть чему позавидовать и нам с вами.

Поэтому сегодня мы проведём игру-путешествие с нашими сегодняшними богатырями. А посмотреть на эту встречу пришли строгие, но справедливые люди нашей лагерной богатырской заставы – это независимое жюри в составе… (Представление жюри) и весь люд людской, лагерный.

 

Ведущий 2

Отправились наши герои по Руси-матушке, чтобы себя показать да на других посмотреть. Едут они дорогой дальнею, близко ли, далёко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, и приехали богатыри в луга бескрайние. А в поле чистом на распутье путей-дорог увидели они мрачный седой камень, поросший мхом, а на нём – зловещая надпись: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь». Вот у этого камня и встретились наши богатыри.

 

Ведущий 1

Выходите, стройтесь в ряд.

Пусть народ любуется.

Вы теперь – богатыри,

Гордость нашей стороны.

Вот ладонь к глазам приставим.

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонившись влево, вправо

Получается на славу!

 

Конкурс 1 «Витязь на распутье»

Обычно перед боем богатыри называли себя, говорили, какого они роду-племени, а изображения на щите давали сопернику определенные представления о том, с кем он имеет дело. Вот и вам предстоит рассказать о себе, силу и мощь богатыря прославить.

Рассказ о «своём» богатыре.

 

Ведущий 1

Не проложена в степи дорожка прямоезжая, да не помеха то богатырю святорусскому. Но что это за чудо дивное или это лихо лихое? Свет белый помутился?

Нагнано-то силушки черным-черно,

Ай, черным-черно, как чёрна ворона.

Так пехотою никто тут не прохаживат,

На добром коне никто тут не проезживат,

Птица чёрный ворон не пролётыват,

Серый зверь да не прорыскиват.

Куда попали наши богатыри?

 

Ведущий 2

Правильно, наша остановка у Чернигова-града.

 

Конкурс 2 «Богатырская застава у Чернигова»

Посмотрим, как вы юные богатыри вооружились, с чем вы со врагом сражаться готовы. (Богатыри демонстрируют свои доспехи и вооружение)

 

Ведущий 1

Мы видим, что наши богатыри вооружились основательно, доспехи их прочные, и готовы они сразиться с вражьей силой несметною. Да только не всегда победить врага можно силою, иногда и смекалка нужна. Вот и проверим сейчас ваш ум да смекалку. Забава эта трудная, поэтому на помощь богатырям могут прийти наши девицы-разумницы.

 

Конкурс 3 «Былинная разминка» (выносят берестяные грамоты свёрнутые трубочкой)

Нарисуйте (быстро) значение каждого слова.

Шалыга – дубина, палка, кнут, плеть

Шелом – шлем

Рогатина – оружие для охоты

Грош – двухкопеечная монета

Чебурацкий свинец – гиря на ремне

Жуковинья – кольцо, перстень

Булат – меч

Покляпый – наклонившийся, кривой, изогнутый

 

Ведущий 2

Что ж, богатыри, внимание,

Продолжаем состязания!

Своей смекалкой вы блеснули, молодцы!

Теперь похвастайтесь умом, юнцы!

 

Вопросы викторины

Что такое старина? ( Былина)

Кого называли ратными людьми? (Богатырей)

Кто такие калики перехожие? (Странники, поющие духовные стихи и былины)

Кого вылечили калики перехожие? (Илью Муромца)

Как называют камень на развилке трёх дорог? (Бел-горюч камень)

Кого на Руси называли крестовыми братьями? (Тех, что побратались, обменявшись нательными крестами)

Кто был большим крестовым братом Ильи Муромца? (Святогор-богатырь)

Кто был меньшим крестовым братом Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.)

Как звали крёстного отца Ильи Муромца, главного богатыря на заставе Киевской? (Самсон Самойлович)

Какие богатырские доспехи брал с собою Илья Муромец? («Брал с собой доспехи крепки богатырские: …брал палицу булатную, …копьё брал мурзамецкое, а ещё брал саблю свою острую, ещё брал шалыгу подорожную...»)

Кто такой Соловей-разбойник? (Это лесное чудовище, использующее оглушительный свист для нападения на путников)

Назовите отчество Соловья-разбойника. («Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын...»)

Где располагалась лесная застава Соловья-разбойника? (Лесная застава Соловья-разбойника располагалась у реки Смородины)

Эту реку поначалу считали чисто мифической и на карте не искали. А оказалось, что недалеко от Карачева протекает река Смородиновка. А в 13 км от Карачева лежит село с названием Девять Дубов. «…Местные старожилы помещики указывают даже то место, где было расположено «гнездо Соловья-разбойника». И теперь на берегу Смородинной находится огромных размеров пень, который, по преданию, сохранился от громадных девяти дубов, около которых жил Соловей-Разбойник».

Что означает название реки Смородина? (Река Забвения – смрадная)

Сколько детей было у Соловья-Разбойника? (3 дочери)

Назовите любимое «ругательное» слово Ильи Муромца? (Собака: «Что ты на корни, собака, спотыкаешься?»)

На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком? (На три года.)

Кто спас жизнь богатырю, когда Владимир бросил его в подземелье? (Любава, дочь князя Владимира)

 

Ведущий 1

Узнайте героя по его описанию: «Он сидит злодей на семи дубах, \На семи дубах, на сорока суках» (Соловей - разбойник)

Крупнейшие специалисты в области славянского языкознания много лет исследовали образ этого былинного злодея. Они выдвинули гипотезу о внешности Соловья, «замершей» в переходе от птицы к человеку. А каким вы представили этого героя?

 

Конкурс 4 «Богатырская мастерская» (домашнее задание)

Перед вами стоит дуб сырой, на котором сидел Соловей-разбойник. Вы должны были изготовить соловья-разбойника из различных материалов: пенопласта, перьев, бумаги, пластилина, проволоки и др. Водрузите своих соловьёв на этот дуб, и пусть жюри оценит ваше творчество.

 

Ведущий 2

Не проложена в степи дорожка прямоезжая,

Да не помеха то богатырю.

Вот преграды на пути!

Их непросто обойти!

Надо лихо проскакать,

Но барьеры не сбивать!

 

Конкурс 5 «Проскочи на коне»

Каждый участник получает лошадь (палка с головой лошади). Ему необходимо преодолеть препятствия, которые встречаются на пути: «горы», «деревья» и «кочки».

Горы – спортивная лестница; деревья – канаты, натянутые на разной высоте на расстоянии; кочки – деревяшки на земле. Надо  преодолеть «гору», проскакать между «деревьями», пройти по «кочкам» (на время).

 

Ведущий 1

Ой, опять стрелочка калёная принесла весточку берестяную. Только теперь она прилетела с моря Корсуньского. И просят ребятки-корабельщики из неволи вызволить, от Маринки, дочь Кайдаловны.

 

Выразительное чтение отрывка из былины «Глеб Володьевич»:

Уж ты гой, ты князь да Глеб, ты сын Володьевич!

Уж как падала погодушка со синя моря,

Заметало нас под тот же городок под Корсунь же.

А во том же было городе во Корсуни

Ни царя не было, ни царевича,

Ни королято не было и ни королевича,

А ни князя не было, и ни княжевича;

Как княжила Маринка дочь Кайдаловна…

А мы как ведь в гавань заходили - брала с нас ведь пошлины,

А ведь как паруса ронили - брала пошлину,

Якори те бросали – брала пошлину,

Шлюпки на воду спускали – брала пошлину,

Уж мы в шлюпочки садились – брала с нас ведь пошлину,

А как к плоту приставали - плотово брала,

А ведь как по мосту шли - так мостово брала,

А в таможню заходили – не протаможила;

Да взяла она дани-пошлины сорок тысячей,

Да взяла у нас трои перчаточки;

Везены были тебе, князю, в подареньицо:

А как первы те перчатки во пятьсот рублей,

А вторы те перчатки в целу тысячу,

А третьим перчаткам цены не было.

 

Ведущий 2

Вызволить этих корабельщиков можно только добравшись до морюшка Корсуньского, отгадав загадки Маринки хитромудрой.

 

Конкурс 6 «Загадки от Маринки, дочери Кайдаловны»

Маринка

Уж ты гой еси, ты князь да сын Володьевич!

Я отдам тебе три черненых три-то корабля;

А да только отганитко три мои загадки хитромудрые,

Я отдам тебето три черненых корабля.

 

А как перва та у меня загадка хитромудрая.

1) Что в лете бело, да в зимы зелено?

Ответ:

А как в летето бело – Господь хлеб дает,

А в зимыто зелено – да тут ведь ель цветет.

 

А загану тебе втору загадку хитромудрую.

2) Что без кореньица растет да без лыж катится?

Ответ:

Без кореньица растут белы снеги,

А без лыж-то катятся быстры ручьи.

 

Загану тебе третью загадку хитромудрую:

3) А как есть у вас да в каменной Москве,

В каменной Москве да есть мясна гора;

А на той на мясной горе да кипарис растет,

А на том кипарисе-дереве сокол сидит.

Ответ:

Как мясна та гора – да мой ведь добрый конь,

Кипарис-дерево – мое седелышко,

А как соловей сидит-то – я, удалой добрый молодец».

 

Ведущий 1

Молодцы богатыри, отгадали все загадки Маринки и отправились дальше в путь, к стольному Киеву-граду.

 

Ведущий 2

Аи, под славным городом под Киевом,

Стояла-то застава богатырская.

На заставе атаман был Илья Муромец,

Податаманье был Добрыня Никитич,

Есаул - Алёша - поповский сын.

Себе славу добывали и родную землю защищали.

 

Ведущий 1

Ой, вы гой еси, люди добрые!

Терпеливые да задорные!

Ой, вы гой еси, ребята славные!

Неуёмные, безустанные!

Взговорю-ка я да былинным стихом.

Обращаюсь к вам, люди русские,

Не с простым стишком, с благодарственным!

 

Конкурс 7 «В стольном Киев-граде»

Мы предлагаем вам написать хвалебные стихи былинным стихом своим соперникам.

 

Заключительное слово

Вот и закончилось наше путешествие.

Наши богатыри возвращаются домой.

Славит их народ честной!

А красавицы девицы

Петь большие мастерицы,

Их встречают у ворот

И заводят хоровод.

(Вокальная группа исполняет русскую народную песню)

 

Ведущий 1

Мы отдохнули все на славу,

И победители по праву

Похвал достойны и награды,

А мы призы вручить им рады.

(Слово жюри для подведения итогов и награждения).

 

Литература

1. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. - М., Детская литература, 1987

 

2. Картинки для создания грамот и заданий:

https://img.pravda.com/images/doc/c/e/cea58ad-filonov-1-original.jpg

http://900igr.net/up/datai/152044/0015-010-.jpg

https://kursktv.ru/upload/files/stepan-gilev-6.jpg

https://www.pslava.info/files/PSlava/Personal/Indef/2006/Chernigiv.jpg

https://img2.freepng.ru/20180402/gwe/kisspng-paper-ancient-egypt-cyperus-papyrus-scroll-papyrus-5ac26b76813

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Горбачёва Марина Юрьевна, 24.07.19 в 11:59 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу! Для урока по былинам пригодится!!!
Машичева Людмила Ивановна, 28.07.19 в 19:53 2 Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание к моей работе.
Легоцкая Вера Сергеевна, 10.08.19 в 22:44 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Людмила Ивановна, грамотный и интересный сценарий!
Машичева Людмила Ивановна, 11.08.19 в 14:05 0 Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, спасибо за добрый отзыв о моей работе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.