Урок-игра по истории для 6 класса «Путешествие по средним векам»

8
0
Материал опубликован 14 April 2017 в группе

Автор: Кузнецова Александра Михайловна, учитель истории и обществознания МБОУ «Весьегонская средняя общеобразовательная школа», г. Весьегонск Тверской области

 Описание материала: сценарий командной игры, задания для команд и болельщиков. Мероприятие проводилось в рамках недели истории, но может быть использовано и как урок повторения и систематизации знаний.

Цель мероприятия: позитивное отношение к истории и повышение мотивации, ориентированной на изучение истории.

Форма проведения: игра - викторина

Задачи урока:

повторить в игровой форме, ранее изученный материал;

развить у учащихся интерес к истории, к средневековой  культуре;

создать условия для проявления творческих возможностей учащихся умения работать в группе;

развить у учащихся умение кратко и четко отвечать на вопросы.

Оформление:

столы для команд – участников, стулья для зрителей, стол для жюри;

плакаты с изречениями историков.

Оборудование:

карточки с заданиями;

жетоны для зрителей;

удочки с магнитами и карточки с датами и металлическими скрепками;

грамоты для награждения по итогам игры – викторины.

План мероприятия:

1. Оргмомент

2. Приветствие команд

3. Разминка

4. Конкурс «Крылатые выражения».

5. Конкурс эрудитов.

6. Конкурс «Рыбалка в датах».

7. Конкурс « Историческая путаница».

8. Конкурс « Что здесь лишнее».

9. Конкурс капитанов.

10. Конкурс болельщиков.

11. Подведение итогов урока и награждение команд

Сценарий:

В игре – викторине принимают участие обучающиеся 6 класса. До начала викторины они делятся на 2 команды по 6-8 человек (по количеству параллелей, количество команд может быть увеличено), знакомятся с правилами игры, ее структурой. Каждая команда выбирает название для своей команды, девиз, капитанов. На игре - викторине могут присутствовать и принимать участие зрители – те, кто не вошёл в команду. Ведущий (учитель) назначает жюри викторины (3-4 человека) из числа зрителей, старшеклассников или приглашенных учителей.

1. Оргмомент

Ребята! Сегодня мы с вами проводим увлекательную интеллектуальную игру (викторину) по истории средних веков. Прошу команды занять свои места.     

2. Приветствие команд

Команды поочередно встают, называют название, озвучивают девиз.

3. Разминка

Каждая команда получает карточки, на которых написаны, пять исторических терминов. В течение 3 минут командам необходимо написать определения к этим терминам. За каждый правильный ответ -1 балл. Жюри отслеживает время, подсчитывает количество правильных ответов. На вопросы,  оставшиеся без ответа, могут отвечать болельщики команд, получая за каждый правильный ответ жетон.

Возможные задания:

1 команда

2 команда

1. Аббат – (руководитель монастыря).

2. Пергамен-( бумага из кожи молодых телят).

3.  Замок –(жилище феодала).

4.  «Щитовые деньги»-(особый взнос королю).

5. Рыцарь - ( конный воин).

1. Дружина – (постоянный отряд).

2. Хроники – (летописи).

3.  Донжон – (главная  башня).

4.  Десятина - (особый налог на содержание церкви).

5. Ратуша – (здание городского совета).

4. Конкурс «Крылатые выражения».

Капитаны команд вытаскивают карточки, на которых написаны крылатые выражения. Команды должны в течение 2 минут должны объяснить суть крылатого выражения. За правильный ответ присуждается 1 балл. На вопросы,  оставшиеся, без ответа могут отвечать болельщики команд, получая за каждый правильный ответ жетон. Начинает команда, набравшая в разминке меньшее количество баллов.

Выражение №1. « Если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе».

Выражение №2. « Париж стоит мессы».

Выражение №3. « Ходить в Каноссу».

Выражение №4. « Бросить перчатку».

5. Конкурс эрудитов.

От каждой команды приглашаются по 2 ученика ( по желанию).

Учащиеся  получают на карточках задание, на которых написаны выражения и ребятам необходимо определить кому они принадлежат и по какому случаю?

«Когда Адам пахал, а Ева пряла кто тогда был дворянином?» (Д.Болл).

«Дворяне – главный нерв государства» (Ришелье).

«Государство это - я» (Людовик ХIV).

«Лучше потопить землю, чем потерять её» (морские гёзы при осаде Лейдена).

«На этом стою и не могу иначе» (Мартин Лютер).

6. Конкурс «Рыбалка в датах».

Ну, какая история без дат (хронологии). Поэтому знание хронологии очень важно. Вот и проверим, как вы знаете даты. Предлагаю порыбачить на удачу. В нашем импровизированном озере плавают «рыбки». На каждой из них написана дата. Каждая команда получает по удочке (настоящая удочка или просто указка с леской и привязанным к ней магнитом). С её помощью каждый член команды может поймать одну рыбку. Если он называет событие – рыбка идёт в «улов» команды, если нет – уходит обратно в «озеро».

Даты на рыбках (стилизованные бумажные рыбки с прикрепленной на плавник скрепкой ): 500 г,  1054 г., 1381 г., 1492 г., 1302, 843 г.,1204 г., 1453 г., 1498 г, 1265, 1337, 1402.

7. Конкурс «Историческая путаница».

Команды получают следующее задание, в котором «историк» что-то напутал. Вам необходимо в текстах найти допущенные ошибки.

За правильно выполненное задание команды получают по 3 балла.

Текст для первой команды.

«К концу своего правления Карл Великий покорил многие народы и племена. В 801 году он прибыл в Константинополь, где был провозглашен великим князем. Но Франкская империя была непрочной и просуществовала недолго. В 810 году два внука Карла Великого разделили империю на две части. Наступило время феодальной раздробленности»  (необходимо найти  6 ошибок).

Текст для второй команды.

«В мае 1385 года крестьяне нескольких деревень близ города Йорк подняли восстание. Их возглавил Гильом Каль. Они двинулись к столице и учинили там погром. Английский король Карл Смелый со своими приближенными укрылся в замке Бастилия. Крестьяне осадили замок, и король был вынужден пойти на переговоры. Восставшие вручили королю свои требования. И король,  боясь гнева крестьян их выполнил».

(Необходимо найти 6 ошибок).

8. Конкурс «Что здесь лишнее»?

Необходимо в ряду терминов найти один выпадающий (не подходящий по смыслу).

Задание для первой команды:

Шелк, раджа, фарфор, пейзаж, порох.

Задания для второй команды:

Медресе, каллиграфия, инквизиция, арабески, мечеть.

9. Конкурс капитанов.

В средневековой истории было много войн. И сейчас в этом конкурсе мы проверим  ваши знания в этой области. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Когда состоялся первый крестовый поход?  (1096г)

2. Какой город крестоносцы взяли после осады в 1099 году? (Иерусалим)

3.Что завоевал герцог Нормандии в 1066 году? ( Англию).

4. Между кем шла Столетняя война? (Англия и Франция).

10. Конкурс болельщиков

В течение всей игры болельщики команд переживали за свои команды. И сейчас в этом конкурсе у них есть возможность помочь своей команде получить дополнительные баллы для своей команды.

Итак, блиц - опрос для болельщиков. Вопросы задаются поочередно. В случае неправильного ответа или отсутствия ответа вопрос переходит к болельщикам другой команды.

За каждый правильный ответ - 1 балл.

1. Какие «звери» участвовали в присоединении славянских земель к Германии (Генрих Лев и Альбрехт Медведь);

2. Каково расстояние между Константинополем и Царьградом? ( Это разные названия одного города).

3. По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной).

4. Когда в истории воевали цветы? (Война Алой и Белой розы).

5. Назовите любимые развлечения рыцарей (пиры и турниры).

6. На каком языке преподавали в средневековых университетах ( на латыни).

7. Кому подчинялись вассалы? (Сеньорам).

8. Как называлась металлическая рубаха у рыцарей? (Кольчуга).

9. Кто такие шерифы? (Королевские чиновники).

10. Что такое диспуты? (Словесные поединки)

Подведение итогов урока-викторины.

Награждение победителей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.