Методическая разработка по организации духовно-просветительской работы с родительской общественностью «Игры-состязания чувашских богатырей»

1
0
Материал опубликован 18 February 2022 в группе

Ларионова Галина Васильевна,

инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад № 205 «Новоград»


Методическая разработка по организации духовно-просветительской работы с родительской общественностью

«Игры-состязания чувашских богатырей», в рамках детско-родительского клуба «Мы вместе»


Аннотация. В статье представлен сценарий заседания детско-родительского клуба «Мы вместе» с использованием народных игр для детей старшего дошкольного возраста и родителей. В ходе заседания решаются задачи духовно-просветительской работы с родительской общественностью

Ключевые слова. Духовность, народные игры, здоровье.


Актуальность. Традиционным источником нравственности является, в первую очередь, семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Практика работы по духовно - нравственному воспитанию детей в Новограде показывает, что работе с родителями необходимо уделять особое внимание. Мы понимаем то, что обязана дать ребенку семья, никто кроме неё не даст в полной мере. И наша задача – помочь родителям осознать, что в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что родители ответственны за воспитание детей перед обществом. Именно взрослые должны помочь ребёнку понять, «что такое хорошо, что такое плохо», что есть добро и зло, что нельзя быть равнодушным ко всему живому.

Основные события с родителями детско- родительского клуба «Мы вместе» проходят в форме тематический консультаций, посещение музеев, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, выполнение рисунков, создание альбомов о замечательных людях, о героях войны, встречи с интересными людьми, например с поэтессой Раиса Сарби, писателем Юхма Мишши, спортивные соревнования и праздники с приглашением знаменитых спортсменов Чувашии, например пригласили Ижендеева Александра Юрьевича- чемпиона России, мастера спорта по спортивной ходьбе так же были у нас в гостях чемпионы Чувашии по футболу среди юношей Матвеев Радимир и Терентьев Сергей учатся в МБОУ СОШ № 35 , семейные проекты "Наша родословная", встречаемся на субботниках в рамках проекта «Экодвор».

Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединять семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует доброжелательное отношение друг к другу. Родители становятся активными участниками педагогического процесса: принимают участие в проведении народных праздников, в украшениях группы к праздникам «Игры Батыра», Рождество «Сурхури», Масленица, Уяв.

Мы уверенны, в воспитании основ духовно – нравственной культуры личности дошкольника важную роль играют народные игры. Предлагаемое событие (сценарий) «Игры-состязания чувашских богатырей», в рамках детско-родительского клуба «Мы вместе вызывают больший интерес у родителей и детей. Народная игра – это наше детство, забавы старшего поколения – наших бабушек и дедушек, практическое размышление детей и взрослых об окружающей действительности


Тема: «Игры-состязания чувашских богатырей», в рамках

детско-родительского клуба «Мы вместе»


Цель:

Привлечь внимание родительской общественности к вопросу духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.

Задачи:

1. Содействовать формированию и развитию духовно-нравственной личности дошкольника через просветительскую работу с родителями.

2. Обогатить знания и умения родителей в вопросах духовно - нравственного и патриотического воспитания дошкольников;

3. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми по духовному и нравственно- патриотическому воспитанию

4.Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи.


Предварительная работа: Беседа с детьми о старинных народных играх, в которые мы, взрослые, их родители, бабушки и дедушки играли в детстве. Знакомство с разными народными играми, их изучение и проигрывание. Просмотр методической литературы по этой теме.


Материал: шар, игрушечные лошадки 3 шт, 3 мешка для прыжков, три обруча, три лука и стрелы по 2 шт , канат, маты 4 шт, ремень 2 шт, веревка длиной 3 м.

Участники: инструктор по физической культуре, воспитатель, родители, дети.


Ход встречи:

Педагог-психолог. Игра – приветствие «Солнышко».

- Добрый вечер, уважаемые дети родители! Давайте поделимся с радостным настроением. Покажите ладошки, сделайте лучистое солнышко, скажите в ладошки хорошие слова, возьмитесь за руки и раздайте их своим соседям.

Упражнение «Шар накоплений семейных традиций».

- Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка. Нам предстоит обсудить, поделиться опытом, поговорить о семейных традициях в ваших семьях….Каждый из вас, держа в руках шар, высказываясь, начинает со слов: «Я благодарна своим родителям за семейную традицию … ».

Инструктор по физической культуре: «…В древности, среди наших дедов и прадедов, жили, говорят, герои — Богатыри, одетые в воинские доспехи. Верхом на коне, защищали Земли Чувашские…

Ведущий. Внимание! Внимание! Сегодня здесь и сейчас объявляются бои богатырей чувашских. Участники будут состязаться в силе, ловкости, смекалке, быстроте.

Кто окажется дружнее, тот в бою и победит! Вы готовы состязаться? А родители готовы?

Для начала отгадайте загадку. «Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, первый на селе работник. (Лошадь)

«Скачки на лошадях»» (Лашасемпе ăмăртасси)

Игроки выстраиваются на линии старта, по сигналу ведущего игроки прыжками начинают двигаться вперед с гимнастической палкой, зажатой между ног, обегают ориентир и возвращаются к своей команде, передавая эстафету следующему. Победителем считается та команда, кто пришел к финишу первым.

Эстафета «Прыжки в мешках»(Михĕре чупасси)

Дети и родители делятся на две команды. Игроки по очереди бегут в мешках до ориентира и обратно. Мешок перелается следующему игроку. Выигрывает команда. Первая закончившая бег.

«Ловкий змей». Правила игры: В паре – один катит обруч, другой на ходу пролезает в него. На обратном пути меняются


Стрельба из лука» (ухаран пересси). На протиположной стороне лежат лук и стрелы. Игроки каждой команды бегут на противоположную сторону, предварительно обегают вокруг стойки три раза, прицеливаются и стараются попасть в самый центр мишени.

Последовательность выполнения упражнения

- выбрать правильное положение тела

-заряжаем стрелу

-хват тетивы

-изготовка и натяжение тетивы

- прицеливание и выпуск

Ведущий Ларионова Г.В.: Ай да, молодцы! Я вижу, вы сильные ребята, и ничего не боитесь!

Упражнение «Закончите фразу».

- С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого далеко до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчиваете.

В гостях хорошо, а…………. (дома лучше).

Не красна изба углами, а…………. (красна пирогами).

Дерево держится корнями, а человек………… (семьей).

Каково на дому, таково и………………(самому).

Дети не в тягость, а……………….(в радость).

Когда семья вместе, и…………… (душа на месте).

Семья сильна, когда над ней………… (крыша одна).

Когда семья вместе, и …(сердце на месте).

Всякой матери свое … (дитя мило).

На свете все найдешь, кроме … (отца и матери).

Мать кормит детей, как … (земля людей).

Нет человека добрее… (отца с матерью).

Нет дороже… (отца с матерью).

Семья-ключ к …(счастью).

В семье согласно, так и дело идет …(прекрасно).

Ведущий.: Почувствовали, как прибавились у вас силы, вспоминая пословицы и поговорки о семье. (ответы детей). Тогда, можем продолжить наши соревнования. А теперь пришло время и поиграть.

В число важнейших народных обычаев издревле входило мериться силой. Итак, я предлагаю окунуться в прошлое и снова вспомнить эту замечательную традицию. «Головой думай, а силой борись» так гласит чувашская пословица. Пора испытать силу вашу, да ловкость.

Борьба «Керешу». Двое, стоя на матах, обхватывают друг друга полотенцем со спины и стараются сбить с ног. Сначала дети между собой борются , потом родители. (выявляются сильнейшие)


Перетягивание каната (Верен туртасси). Игроки делятся на две команды и перетягивают канат. Вот канат. Перетяни, силу, ловкость прояви. Побеждает та команда, которая перетянет противоположную команду на сво ю сторону.

Пришло время позабавиться. Чтобы звание батыра заслужить, надо очень ловким быть! Вы готовы состязаться?

Игра- забава «Царь горы»(Ту хуçи)

-1-ая пара: упираясь ладонями в ладони соперника

-2- ая пара упираясь грудью соперника в грудь

-3-я пара: упираясь спиной в спину соперника

4-ая пара: стоя на четвереньках и упираясь боком в бок соперника

5-ая пара: стоя на одной ноге и упираясь плечом в плечо соперника  вытолкнуть с горы


Хищник в море (Сёткан кайак тинэсрэ)

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2- 3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.

Ручейки (Юхан шывсем)

Игроки делятся на 2-3 команды и строятся друг за другом в разных частях площадки. На сигнал «Ручейки!» все бегут в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Большая Волга!» игроки соединяются в одну колонну.

Правила игры. Игрокам следует крепко держать впереди стоящего за пояс. Игроки бегут друг за другом, не выходя из своей колонны. Игроки строятся в одну колонну только после сигнала «Большая Волга!»

Голова и хвост.

Игроки встают друг за другом. Первый в колонне игрок – голова, последний – хвост. Голова ловит хвост.

Правила игры. Голова ловит хвост за условленное время, например, за три минуты. Если голова поймает хвост, то последний игрок становится первым. Если голова не поймает хвост, то выбывает из игры. Водящим становится игрок, стоящий в колонне вслед за головой. Игроки в цепочке должны крепко держать друг друга за пояс

«Поймай коня» (Лаша тытмалла)

Описание игры: игроки делятся на пары. В паре один- наездник, другой- конь. Все вместе игроки говорят: Шур ссилхелле ухамахам, уйпа чупе, хирпе чупе, паттар эс анна тытсам, хаварт какарса хурсам! (Конь ретивый, долгогривый, скачет полем, скачет нивой! Ты батыр его поймай, вороного запрягай!)

«Круговорот» (Шыв çаврăнать)

Описание игры: в игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся в колонны. По сигналу ведущего игроки, стоящие в колонне первыми, поворачиваются ко вторым игрокам. Игроки обхватывают друг друга за пояс и начинают кружиться. Потом за ними присоединяются остальные игроки. Игроки кружатся, не останавливаясь до тех пор, пока последние игроки команд не присоединяться к ним. Побеждает та команда, игроки которой быстрее другой организовали круговорот.

«Перетяние в кругу»

Круг диаметр 3-5м. Делимся на 2 команды. Одна команда строится внутри круга, а другая за кругом на против друг друга. По команде, начинают перетягивать на свою сторону. Кто переступает черту, выбывает. Побеждает где осталось больше игроков.

«Дети ветра». Игроки встают вкруг. Один из игроков выбирается ведущим, а остальные дети ветра. Ведущий выходит на середину круга и подает различные сигналы. Игроки выполняют соответствующие им движения.

«Северный ветер» - игроки поворачиваются к ведущему спиной.

«Южный ветер» - игроки поворачиваются к ведущему лицом.

«Слабый ветер» - игроки покачиваются на ногах вперед-назад.

«Тихая погода» - игроки стоят не шевелясь.

Ведущий Ларионова Г.В.: Уважаемые родители, дети и гости! Спасибо вам за участие на нашем празднике. Будьте всегда сердцем чисты и не забывайте, что сами когда-то были детьми.

Ведущий. Со всеми заданиями игры-состязания вы успешно справились, и я надеюсь, что всегда будете любить и уважать свой народ, чтить его традиции, стремиться к тому, чтобы чувашский край стал еще богаче и красивее


Список  литературы

1 . Махалова И.В. . Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания. «Родники здоровья»: примерная парциальная образовательная программа /И. В. Махалова. - Чебоксары: Чуваш. Кн издательство, 2015.

2. Махалова И. В., Николаева.- Е. И. Солнышко сияет, играть нас приглашает. Фольклорные физкультурные занятия и праздники в детском саду: Учебно - методическое пособие./ Махалова И. В., Николаева.- Е. И. Чебоксары: «Новое время» 2006.

3. Махалова И. В., Ягодова Л.Г. Чувашские детские игры. Махалова И. В., Ягодова Л.Г. - Чебоксары: «Клио»,1999.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.