12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лехова Любовь Николаевна463
ГБОУ АО "Няндомская специальная (коррекционная) школа-интернат"
Россия, Архангельская обл., няндома
0

Консультация для учителей и воспитателей: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ».

Консультация для учителей и воспитателей: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ».

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Нарушения фонематического восприятия отмечается у очень большого количества детей, поступающих в школу и практически у всех детей с нарушениями речи. Развитие фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Недостаточная сформированность фонематических процессов может привести к трудностям в овладении навыками письма и чтения. В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил, - дисграфия (на почве нарушения навыков языкового анализа и синтеза или акустическая).

Примеры таких ошибок:

пропуск гласных и согласных букв (сок – ск; одежда – одежа)

перестановка букв, лишние буквы (пушка – шупка; стол – тстол)

пропуск слогов, лишние слоги (машина – машинына: короче – коче)

замена йотированных гласных (веселый – весюлый)

замена согласных:

- свистящих-шипящих (завтра – жавтра)

- парных по звонкости-глухости (палуба – балупа)

- сонорных (мебель – небель; круг – клуг)

- аффрикатов (цапля – чапля)

обозначение твердости-мягкости на письме гласными (пруд – прюд; утюг – утуг)

недописывание слов (маска – маск)

раздельное и слитное написание слов, предлогов со словами (подороге,  занавеска – за навеска)


Обучающиеся испытывают следующие трудности при овладении чтением: не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки:

1) пропуск букв, слогов, предлогов;
2) замена и перестановка букв, слогов;
3) «застревание» на какой  либо букве, слоге, слове;
4) недочитывание окончаний слов;
5) искажение слов;
6) добавление лишних букв, слогов и иногда слов;
7) «угадывание» слов.

Представленные дидактические игры и упражнения способствуют профилактике дисграфии у младших школьников и могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями. Упражнения можно использовать на уроках и в режимных моментах.

1. «Поймай звук».

Взрослый произносит речевой материал (изолированные звуки, слоги, слова или показывает предметные картинки) дети должны хлопнуть в ладоши (поднять руку, сигнальную карточку и т.п.), если услышат определённый звук.

2. «Весёлое название».

Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеле­ный — и предлагает игру: если ребенок услышит правиль­ное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко про­износит звукосочетания:

t1647254226aa.jpg


Баман Паман Банам Банан

Ребёнок каждый раз поднимает соответствующий кружок.


3. Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй».

Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному мячу (предмету). Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.

4.Игра с передачей мяча « Звуковая цепочка».

- Свяжем мы из слов цепочку

Мяч не даст поставить точку.

Педагог называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего. Например: весна-автобус-слон-нос-сова…

5. Игра «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой».

Взрослый задает детям вопросы. Дети должны ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример:

-Как тебя зовут?

-Ира.

-А фамилия?

-Иванова.

-Откуда ты приехала?

-Из Иркутска

6. «Составь слово по первым звукам (буквам) слов».

Педагог демонстрирует предметные картинки на каждую букву (звук) спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам (звукам) слов в картинках сложить спрятанное слово.

Например: волк - задуманное слово

Картинки: воробей, облако, лампа, колесо.

7.«Рассели животных (картинки)».

В середине круга написана буква, рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть заданный звук, соответствующий букве на круге.


Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.

Или «Собери цветок».

На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква например, «С». Рядом выкладываются « цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].

Дифференциация звуков в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются различные задания: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука

Подобрать слова (картинки) со звуком например [С] или [Ш] в начале слова.

Подобрать слова со звуком [С] или [Ш] в середине слова.

Подобрать слова со звуком [С] или [Ш]в конце слова,

определение последовательности звуков в слове:

Выложи схему к слову или подбери подходящую схему к к слову или наоборот подбери слово к схеме.

Определение места звука в слове. Подбери подходящую картинку к схеме, или определи место заданного звука в слове на разделённой на три части полоске.

«Разноцветные кружки».

Важно! Гласные звуки обозначают красным цветом, согласные твердые звуки обозначают синим цветом, согласные мягкие звуки – зеленым цветом.

Картинки с изображением односложных-двухсложных слов с гласными. Для выкладывания схем можно использовать мозаику, крышки, детали Лего красного, синего, зеленого цветов, прищепки марблс.

Взрослый показывает картинки, просит назвать изображение и выполнить звуковой анализ этих слов. Дети выполняют анализ и выкладывают схемы слов.

С помощью таких простых игр можно работать над развитием и совершенствованием фонематического восприятия.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.