Методические указания и рекомендации на тему «Игры с песком дома»
Игры с песком дома.
Сегодня каждый родитель может похвастаться богатым арсеналом игрушек, приобретенных для своего любимого чада. Это могут быть как «полезные» с точки зрения психологии и педагогики игрушки, так и «разрушительные». Часто дети, получив заветную «хотелку» теряют к ней интерес. В связи с чем, родители часто обращаются к психологам с вопросом: «Во что поиграть с ребёнком так, чтобы это было и полезно и интересно?»
Предлагаю вашему вниманию увлекательное и полезное занятие с детьми – игры на песке.
Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу.
Но задача родителей и педагогов, конечно же, не заниматься психотерапевтическим «разбором». Предложенные варианты игр с песком не преследуют глубокой работы с психикой.
Игры с песком направлены на:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищёно, проявляя творческую активность.
2. Развитие познавательных и психических процессов восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
3. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.
4. Снижение психофизического напряжения.
5. Актуализацию эмоций.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол, вас, гостей! При этом они часто повторяют услышанные от вас реплики: «Чтобы съел все до конца!», «Я так старалась!», «Здесь много витаминов!», «Ложку за маму, ложку за папу» и др.
Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - мир ребёнка, в котором он чувствует себя защищёно, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего взрослого мира.
Быть может, когда вы интуитивно почувствуете готовность подключиться к процессу саморазвития, тогда, надеемся, что наша информация поможет вам в этом.
Итак, игры на песке могут быть:
Обучающими – они облегчают процесс обучения ребёнка чтению письму, счету и грамоте.
Познавательными – с их помощью дети узнают о том, как многогранен наш мир, познакомятся с историей своего города, историческими героями и событиями.
Проективными – игры, с помощью которых откроете потенциальные возможности ребенка, увидите творческий полет его фантазии, научитесь вместе с ребенком сочинять и придумывать сказки.
В данном выпуске предлагаем вам рассмотреть игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук "чувствительные ладошки". Данные игры относятся к обучающим занятиям.
Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они помогают нам узнать насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно - кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому игровые занятия рекомендуем начинать с развития именно этого вида чувствительности.
Отпечатки ваших рук
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной.
Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»
Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я п0-дРУгому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?»
Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить:
что лучше сделать, чтобы их изменить. Может подвигать руками? - “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
"пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ёжик и пр.);
"пройтись" по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец -мизинчиком);
далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
"поиграть" по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения "вверх-вниз".
Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола. Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.
Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.
Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
В следующем выпуске информационного буклета «Игры с песком дома» вы узнаете много новых игр. Желаем вам приятного совместного времяпровождения!
Игры с песком дома.
Во втором выпуске информационного буклета предлагаем вам продолжить рассматривать игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук "чувствительные ладошки". Данные игры относятся к обучающим занятиям.
Что же спрятано в песке?
Взрослый и ребёнок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают ими шевелить, наблюдая за тем как изменяется песчаный рельеф.
Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.
Мина.
Всем известна пляжная игра "Мина". Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего - "сапёра", откопать “мину”, не дотрагиваясь до неё. «Сапёр» может действовать руками, дуть на “мину”, помогать себе тонкими палочками.
Взрослый вместо руки может закапать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано. Можно закапывать не один, а несколько
предметов или игрушек, и наощупь узнавать: что или кто это? (вариация игры “Чудесный мешочек") и т.п.
Секретики
Наверное, многие из вас в детстве делали «секретики». Каждый из вас, наверняка, до сих пор чувствует в руке и видит образ своих стеклышек, фантиков, блестков, цветочков и пр. А ведь «засекречивать» можно не только это, но и буквы, цифры, геометрические фигуры.
Итак, ваш малыш получил опыт успешного взаимодействия с песком. А теперь можно уже начинать учиться. Безусловно, предложенные игры не заменят вам и ребенку учебники, но помогут подготовить ребенка к школе, создадут базу для более органичного усвоения учебного материала.
И об этом следующая серия игр в очередном выпуске информационного буклета «Игры с песком дома».
Игры с песком дома.
В третьем выпуске информационного буклета предлагаем познакомиться с познавательными играми на песке.
Окружающий мир многогранен и удивителен. Многие мечтают побывать в разных уголках планеты, совершить путешествие во времени, исследовать другие миры... Без риска для здоровья, сохраняя душевное равновесие, вы – сможете смоделировать в песочнице любое путешествие и сможете создавать разные миры, путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом вы не только будете воображать, представлять, фантазировать, но и реально создавать и переживать. Например, используя фигурки доисторических животных и людей, познакомите ребенка с жизнью Древней Земли. Выкладывая в песочнице красивые ракушки, кораллы, фигурки морских жителей, совместно с ребенком мы отправляемся в “Подводную Одиссею", как Жак Ив Кусто. Побывать на Марсе или других планетах, нам помогут камни, детали конструкторов (например, "Лего"), фигурки трансформеров или космонавтов.
Предлагаем вашему вниманию варианты познавательных игр на песке:
1. Игры на знакомство с окружающим миром. Через них ребята познают то, что рядом с нами: животных (диких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт и пр.
2. Географические игры. Здесь дети узнают как живут люди в разных уголках планеты. Моделируйте в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них. Например, часто детям непросто представить себе жизнь в тропических многоярусных лесах. Создавайте «живые» картинки на песке. Ставьте фигурки экзотических деревьев и кустов по ярусам обвивайте их «лианами»- веревочками, размещаем на них фигурки обезьян, птиц, фруктов, и воспроизводите «тропический ливень».
3. Фантастические игры. В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и пр. Это уникальная возможность для вас использовать современную детскую субкультуру (трансформеров, роботов и пр.) в "мирных", познавательных целях. После просмотра мультфильмов вы можете предложить ребенку воспроизвести на песке наиболее запомнившуюся картинку, проиграть еще раз волнующую ситуацию, придумать к ней альтернативное продолжение.
4. Исторические игры. Мы восхищаемся диарамами сражений, представленных в крупных музеях, а ведь это ни что иное, как застывшая песочная картина. Только в песочнице ребенок может все сам построить и проиграть, став участником исторических событий. Наверное, мы не раскроем секрет сказав, что профессиональные военные используют игры на песке, изучая стратегию боевых действий...
5. Игры-экскурсии по городу. Родина начинается с родного города, селения. Его история оказывает существенное влияние на образ мыслей и жизни жителей. История города, как и жизненный путь человека, имеет свои радости и печали. Эти события можно разыгрывать на песке.
В следующем выпуске информационного буклета «Игры с песком дома» вы сможете познакомиться с проективными играми.
Игры с песком дома.
Вот и настала пора выпуска четвертого информационного буклета. В новом продолжаем знакомить вас с играми на песке. Пришла пора познакомиться с проективными играми.
Как же быть маленькому человеку, незначительный словарный запас которого не дает ему возможности рассказать взрослому о своих переживаниях? Как реализовать ему свои творческие потенциалы, приоткрыть перед нами тайны своей Души? Психологи скажут, что самое главное "спроецировать" свой внутренний мир вовне. Например, можно нарисовать свое состояние. Но маленькие дети еще плохо рисуют. Бывает, что ребенок расстраивается и плачет от того, что не смог выразить то, что хотел. А в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. Как это сделать вы узнаете дальше.
Первый коммуникативный опыт ребенок получает опять-таки в процессе игры с песком. Едва научившись ходить, наши малыши с удовольствием «ковыряются» в песочнице. Кто-то лепит куличики и строит дома, а кто-то с удовольствием разрушает созданное, швыряет песок в глаза другим. Наблюдая за тем, как ведут себя дети в песочнице, родители открывают в своем любимце новые, неожиданные качества.
Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры - есть проекция внутреннего мира ребенка. То есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей. Поэтому игры, с которыми вы сейчас познакомитесь, называются, проективными.
Начиная играть в игры следует помнить, что главным правилом в подобных играх – не ругать ребенка за «позволенное» поведение в игре, не придавать его чувств. Так, однажды отругав ребёнка за
«неправильное» поведение во время игры вы лишите себя возможности быть откровенным, честным ребёнка с вами. Поэтому главная рекомендация – быть аккуратными в своих эмоциях и высказываниях с ребёнком.
Для таких игр подойдут фигуры отрицательных и положительных игрушек, через которые ребёнок проиграет некую ситуацию. Со своей стороны ваша задача задавать направление игре: как действовать ребенку с отрицательными героями, что такое хорошо и что такое плохо.