12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Сергеева23
Россия, Краснодарский край, с. Александровка

Сергеева О.Е.

учитель русского языка и литературы, регионоведения

МБОУ СОШ №24 им. кавалера ордена Мужества Е. Лазарева

с. Александровка МО Ейский район Краснодарский край


 

Игротека в помощь учителю

Цель моей работы: повышение качества знаний школьников по русскому языку, литературе, кубановедению, развитие интереса учеников к родному языку.

Работа состоит из нескольких модулей: 1. Статья «Повышение мотивации изучения русского языка и литературы через имитационно-игровое обучение и внеклассную деятельность учащихся»; 2. Серия конспектов уроков русского языка, литературы, кубановедения с применением элементов имитационно-игровых технологий»; 3. Дидактический материал «Кроссворды в помощь учителю русского языка, литературы, кубановедения»; 4. Виртуальные экскурсии «Занимательное краеведение».

Игровые технологии самые древние. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению. Первоначально свою жизнь ребенок проигрывает в своем воображении и имитации действий: играют в куклы, в машинки, в семью. Это не просто игра во взрослую жизнь, это создание первичной картины мира, которая станет определяющей во всей последующей жизни. Корни наших представлений о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо, связь свободы и ответственности уходят в игры далекого детства. И всю жизнь мы с удовольствием к этому возвращаемся.

Действительно, игра – важнейший вид детской деятельности. Именно игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Игровые действия ребенка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании.

Игра способствует получению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Так как учеба часто строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему.

Игра дает возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников. А умение произвести самооценку – это важная способность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным.

Игровая форма занятий создается на уроках при помо­щи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учеб­ной деятельности. Я использую игру и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока. Спокойные игры, такие, как разыгрывание диалогов, игры на образование слов, игры в «переводчика», кроссворды, возможны на любом этапе урока. Оживленные игры, связанные с какими-либо движениями, наиболее целесообразны в конце урока.

Важное условие при проведении игры – доступность для учащихся. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие напряжения внимания, памяти, анализа фактов языка или литературы. Например, игра «Вспомни все», проводимая в качестве разминки в начале урока, позволяет стимулировать умственную деятельность учащихся. Мною выполнены плакаты-схемы к различным разделам грамматики русского языка и теории литературы. В течение одной минуты детям предлагается сконцентрировать внимание на одном плакате. Затем ученики закрывают глаза и рассказывают правила, которые схематически были изображены на плакате.

Очень нравится ребятам игра «Верю – не верю». Учитель или подготовленный ученик сообщает научные сведения-утверждения, сгруппированные по одной теме. Учащиеся должны согласиться либо не согласиться с тем, что сказано. Данный вид игры развивает и тренирует мыслительную деятельность школьников.

Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической грамотности не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания эмоционального фона всего урока, является опорой для развития памяти. Так сложнейший лингвистический анализ текста можно легко превратить в занимательную игру «В поисках сокровищ». Учащиеся 5-6 классов с удовольствием «отыскивают» в тексте слова по определенным признакам. А ведь это важный шаг к освоению выполнения заданий в Едином Государственном.

Игры-упражнения развивают память, сообразительность, внимание и общий кругозор. Много дидактических игр можно использовать при изучении темы «Лексика»: «Переводчик» (заменить иноязычные слова русскими, разговорные и книжные – нейтральными, устаревшие слова – неологизмами), «Профессионалы» (определить, о какой профессии идет речь), «Бестолковый словарь» (исправить ошибки в толковании слов.)

Прекрасной подготовкой к написанию словарных диктантов являются шифрограммы «Хаос букв». В учебниках С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык» дан необходимый орфографический минимум. Данный вид игры помогает разнообразить работу по его освоению. При изучении раздела «Морфемика» большое подспорье оказывает игра-упражнение «Строители». Чтобы «построить» слово, ребята должны найти «кирпичики-морфемы» в других словах.

Активизируют интерес учащихся к предмету и интегрированные уроки: урок-игра «Дело мастера боится» (русский язык, литература, трудовое обучение), «Лексика кубанского жилища» (русский язык, кубановедение), звездный час «Прекрасных женщин имена» (литература, история), «Казачьи потехи» (литература, физическая культура). Урок-игра «Лексика кубанского жилища» опубликован на сайте Всероссийского фестиваля «Открытый урок».

В рамках подготовки к ГИА создана «Игротека ОГЭ в помощь учителю и ученику». Чтобы «путешествие» по курсу подготовки к ОГЭ проходило познавательным и интересным, в состав игротеки включены кроссворды различного вида (классические, филворды, кроссворды «наоборот», крисс-кроссы) для успешного освоения заданий № 2, 3, 4, 5, 6, 8 ОГЭ по русскому языку. Кроссворды составлены как мною, так и учащимися. Составление такого вида заданий способствует развитию учащихся: нужно многое вспомнить, «пообщаться» со справочниками, проявить фантазию, сообразительность.

Классические кроссворды, созданные к заданию 4 («Согласование», «Управление», «Примыкание»), позволяют не только проверить умение учащихся определять виды подчинительной связи в словосочетании, но и развивают навыки правильного заполнения бланков (печатными буквами, без пробелов и знаков препинания). Правила классического кроссворда просты - он состоит из сетки ячеек, пересекающихся друг с другом. Задание состоит из достаточно развернутых вопросов-определений.

Филворд – это разновидность кроссворда, существенно отличающаяся от классического варианта. Составлены филворды к заданию 2. Решение кроссворда заключается в следующем: нужно в поле кроссворда, заполненном буквами, найти слова, являющиеся грамматической основой в приведенных предложениях. Все буквы найденного/ых слов/а необходимо вычеркнуть. Два раза одна и та же буква не может быть зачеркнута. Слова в этом кроссворде не пересекаются. Для верного выполнения задания учащимся необходимо повторить способы выражения подлежащего и сказуемого.

Кроссворды «наоборот». Цель такой работы: составить вопросы для «заполненного кроссворда», привести определения к данным в кроссворде понятиям. Решение данного вида кроссворда (задание 5 - орфографический анализ слов) проверяет знание учащимися орфограмм (список их дан в кодификаторе), умение видеть их в предложенных словах

Крисс-кросс (американский) – в сетку такого кроссворда необходимо вписать определённые слова, данные рядом. Крисс-кроссы составлены к заданию 8 (проверка умения подбирать стилистические нейтральные синонимы к разговорным словам из исходного текста). К сетке кроссворда с вопросами (стилистически окрашенные слова) прилагаются ответы (нейтральные синонимы). Обучающимся необходимо провести сопоставительный лексический анализ и найти верную замену.

С моей точки зрения, такие формы работы создают особое позитивное отношение школьника к учебному процессу. Создается модель “учения с увлечением”, которая позволяет избежать конфликтов между учениками и педагогами, неизбежными при обучении с принуждением. Воспитание любви к русскому языку – ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо “язык – это жизнь” и “языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни”. (К.Г. Паустовский). А любовь к родному языку воспитывается прежде всего через пробуждение у школьников интереса к предмету “Русский язык”, возникающего как на школьном уроке, так и во внеклассной работе. И чем выше уровень активности, самоорганизации учеников, тем эффективнее проходит процесс обучения, повышается активность и осознанность действий школьников, возрастает интерес к предмету, интенсифицируется их интеллектуальное и речевое развитие, существенно улучшается качество их знаний, повышается уровень грамотности.

Библиографический список:

Бондаревский В.Г. Воспитание интереса к знаниям и потребности самообразованию/ М., - 1985.

Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии / Под ред. Д.Н.Богоявленского. – М.: АПН РСФСР, 1958

Кушнир А.М. Зачем ребенок приходит в школу / Школьные технологии. - 1996. - № 6.

Ляудис В.Я. “Новая парадигма педагогической технологии и практика образования”/ Журнал “Психологическое обозрение” № 2, 1997г.

Петрановская Л.В. Игра и обучение творчеству./ Русский язык № 12, 2001.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.