Игротренинг для старших дошкольников «Путешествие за золотым сердцем»
Муниципальное автономное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Березка» р.п. Чишмы муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан
Игротренинг для старших дошкольников «Путешествие за золотым сердцем»
Подготовила: педагог-психолог Шатохина О.В.
2018 год
|
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие в интеграции с областями речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: старшая
Цель: прививать и воспитывать доброту, духовно-нравственные ценности и взаимопонимание, чувство эмпатии, умение слушать окружающих, уважать друг друга.
Задачи:
Образовательные:
- формировать коммуникативные навыки дошкольников, умение работать в группе;
- развивать умения понимать значение понятия человек с «золотым сердцем», c «большим сердцем»;
- закреплять знания детей о «доброте», вежливости, трудолюбие, чуткости, человечности.
Коррекционно-развивающие:
- развивать положительный эмоциональный настрой; способствовать сплочению детского коллектива;
-развивать самостоятельность, творчество, воображение, внимание, память, ассоциативное мышление, моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать этические чувства, активизировать стремление совершать добрые поступки, радоваться результату.
Материалы: волшебная палочка, набор цветных карандашей, карточки с заданиями, сюжетные картинки для беседы, поднос, цветы, сердечки, повязки на глаза, музыкальное сопровождение.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, художественно-эстетическая.
Применяемые технологии: игровые, личностно-ориентированные, телесно-ориентированные, арт-терапевтические, психоэмоциональные этюды, аутотренинг.
Предварительная работа: ситуативные беседы.Ход занятия:
1 этап. Организационный.Ритуал-приветствие «Подари тепло своего сердца»
Дети заходят в зал, встают полукругом.
Педагог-психолог: Здравствуйте, мои друзья, рада всех вас видеть!
«Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А хорошее настроение живет в сердце каждого из нас. Давайте встанем в круг, положим руки на свое сердечко, закроем глаза, и представим, что, мы кладем все тепло, радость, дружбу, любовь, и хорошее настроение в свои ладошки, а теперь откроем глаза, и подарим друг другу наши бесценные подарки!»
Педагог-психолог показывает, как нужно от груди раскрывать ручки друг к другу, и принимать обратно тепло и радость наших сердец. И громко говорим «Всем, всем, здравствуйте!»
Педагог-психолог: У нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся. Всем, всем - доброе здравствуйте!
2. Упражнение «Путешествие» (мотивационный этап)
Педагог-психолог: «Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие! Но, наше путешествие будет не простым, нас ждёт множество сюрпризов, и не только. Нам придется пройти сказочные испытания, чтобы каждый из нас нашел в себе «золотое сердце». Мне подарила Фея Сказки волшебную палочку, сейчас я дотронусь до каждого из вас этой палочкой и мы окажемся в сказке!»
Педагог-психолог просит детей закрыть глаза, дотрагивается до головы каждого ребенка палочкой, и предлагает войти в сказку: «Итак, на счет раз-два-три – двери в сказку отвори!» Затем открываем глаза.
2 этап: Основной.
3. Ребята, мы оказались в «Сказочном саду»
Педагог-психолог: Здесь мы с вами будем не просто детьми, а сказочными садовниками.
- Что вы знаете о людях этой профессии?
- Чем интересна эта профессия?
Садовник – это специалист по уходу за садом или любым озеленённым объектом. Садовник может работать в садах и парках, питомниках, оранжереях. Садовник выполняет такие работы, как посадка, прополка, полив, подкормка растений, обрезка и стрижка, создание декоративных композиций, цветников.
Мы все вместе посадим цветочную полянку Доброты. На ней будут расти необычные цветы. Я подойду к каждому, и вы выберете тот цветок, который вам больше понравится и высадите его на полянку. (дети выбирают цветы и выкладывают их на воображаемую полянку)
(звучит песня “Дорогою добра» Ю .Энтина, М. Минкова)
О чём прозвучала песня? Доброта - это солнце, которое согревает душу человека.
Ребята, я получила много картинок, попробуйте догадаться, о чем они нам расскажут?
4. Беседа по картинкам о добром человеке, о доброте из серии «Я и мое поведение» (картинка № 2,3,4,5,6,8,11)
Цель: закреплять знания детей о доброте и добрых людях, вежливости, трудолюбие, чуткости, человечности; прививать и воспитывать доброту, взаимопонимание, чувство эмпатии, умение слушать окружающих, уважать друг друга; развивать групповое взаимодействие; понимать значение понятия «золотое сердце», «большое сердце».
Ход: «Ребята, посмотрите, на картинку. Что здесь происходит? Кого мы можем назвать человеком с «большим», «золотым сердцем»? Если сердце большое, значит, в него можно вместить: доброту, тепло, ласку, хорошие поступки. А у вас ребята есть «золотое сердце». (ответы детей) Давайте послушаем его стук. (аутотренинг: Я добрый, я вежливый, я ласковый)
А какие хорошие поступки вы совершаете каждый день? Можно ли вас назвать трудолюбивыми?
5. Остановка «Волшебный лес» (мелодия-звуки природы),
Дети работают за столами в кругу.
Педагог-психолог: «Ребята, посмотрите перед нами заколдованные животные, для того чтобы животные ожили нам нужно будет их расколдовать. Для этого нужно взять карандаш и провести путь от заколдованного зверя к ребенку, эмоция которого похожа на настроение животного. Приступаем в разгадке! Если нам удастся это сделать, то нам откроется следующая подсказка» (Обсуждение)
Педагог-психолог: «Молодцы, хорошо поработали, всех мы с вами расколдовали! Ребята, смотрите тут еще пустые листочки (педагог-психолог показывает детям пустые листы) они заколдованы, так что же здесь написано?! это волшебное, тайное письмо? Такие письма могут быть написаны секретными чернилами. А как же узнать, что в них написано? Давайте попробуем их расколдовать закрасив карандашами. (дети закрашивают лит и узнают, что на нем написано).
Педагог-психолог: Следующая станция, на которую мы отправимся – будет называться «Музыкальная».
6. Игра «Слепой танец» под музыкальное сопровождение
Цель: развитие доверия, ответственности за своего друга, навыков невербального общения, способствует положительной групповой динамики.
Педагог-психолог: «Ребята, сейчас мы потанцуем в парах, но несколько необычным способом. Кто хочет быть первым в роли «ведущего», а кто хочет танцевать с завязанными глазами?» Педагог-психолог завязывает ленточки на глаза ведущим, затем дети меняются ролями. (дети танцуют).
Педагог-психолог: «Ребята, что вы чувствовали, когда танцевали? Кому больше понравилось быть ведущим? А кому понравилось танцевать с повязкой на глазах? А как вы думаете, чему научила нас эта игра?» (ответы детей)
7. Игровое упражнение «Добро и зло».
Педагог-психолог: для этой игры вам понадобятся ладошки и ушки, которые будут меня внимательно слушать.
Я буду называть вам слова, если я назвала «доброе слово», вы радостно хлопаете в ладоши, если «злое слово» - закрываете лицо ладошками.
Порвал - пожалел - поделился - поссорился - отобрал - успокоил - толкнул - ударил - накормил - заступился - разрушил - развеселил - помог – поддержал – накричал – уступил.
Педагог-психолог: Замечательно играли, ребята. Спасибо. Молодцы.
8. Псих. техника «Забудь плохие слова».
Детям раздаются чёрные листы бумаги в форме сердечек, они их комкают, сминают, рвут и бросают в чёрный мешок.
Педагог-психолог: Я предлагаю Вам забыть все неприятные, грубые слова, которые делают наше сердце черным, грубым. Возьмем эти черные сердечки и сомнем, скомкаем, сложим их в черный мешочек, спрячем мешочек далеко, чтобы вы никогда больше не вспоминали о плохом, потому что у Вас «добрые, золотые сердца».
9. Психоэмоциональный этюд «У моря»
Педагог-психолог: Пора нам возвращаться в наш детский сад. Сейчас мы отправимся на море, а оттуда обратно в детский сад. Педагог-психолог приглашает ребят на ковровое покрытие остановка «У моря». (играет легкая мелодия «Морской прибой, дельфины)..
Ход упражнения: Дети ложатся на ковер, слушают шум моря, чаек, дельфинов. Закрывают глаза. Педагог-психолог говорит, что ребятам снится один и тот же сон, и рассказывает его содержание: «Ребята, представьте, что мы с вами лежим на теплом морском песочке, солнышко греет наши ручки, ножки, спинку, и все тело отдыхает. Светит нам своими лучиками на носик. Морские волны моют нам ножки, мы расслабляемся и отдыхаем. Вдруг вдали появляется корабль с алыми парусами, и плывет в нашу сторону, мы поднимаемся на борт этого красивого корабля и сквозь время возвращаемся в наш детский сад. Под шум моря возвращаемся на корабле в детский сад. А теперь ребята пришло время возвращаться в наш любимый детский сад. На счет раз-два-три открываем глазки и возвращаемся в садик».
Рефлексия.
Педагог-психолог: «Ребята, а «золотое сердце» действительно живёт в каждом из нас! Что понравилось сегодня Вам больше всего, что означает для Вас «золотое сердце». Мы проделали такой путь не зря! А для того чтобы понять, что добро живет в сердце каждого из нас!!! И поэтому я хочу вам вручить подарки («золотые сердца»), и подарить частичку доброты каждому из вас!»
Сюрпризный момент
Педагог-психолог вручает цветные сердечки детям и вместе с детьми самое большое сердечко вручает воспитателю.
Ритуал «Прощания».
Цель: повышение сплочённости в группе и эмоционального настроя.
Педагог-психолог: Ребята в заключении я приглашаю Вас построить башню «Дружбы» из кулачков (по одному кулачку) и с улыбкой громко проговорить: «Все, всем, до свидания!»
Список использованной литературы1. Газета «Психолог дошкольный»: № 1 января 2014;
2. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд.. доп. и перераб. – СПб.: Речь, 2002
3. Психологическое здоровье дошкольников / Уклад. Т.И. Прищепа. – Х. : Вид. группа «Основа», 2011. – 239, [1] с. : ил. – (Серия «Психология воспитания»). К базовой программе «Я в мире».
4. Я и моё поведение: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений: Изд-во «Сфера», 2008. – 20 отдельных листов в папке. (Серия «Беседы по картинкам»).
5. Интернет – ресурс (музыка для занятия).
Савельева Наталия Валерьевна