Муниципальное автономное образовательное учреждение

                            Детский сад комбинированного вида «Березка»

                      р.п. Чишмы муниципального района Чишминский район

                                                Республики Башкортостан

 

 

 

 

Игротренинг для старших дошкольников

«Путешествие за золотым сердцем»

 

 

 

                                                                                                               Подготовила:

                                                                                                              педагог-психолог

                                                                                                                Шатохина О.В.

 

 

                                                                     2018 год

 

 

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие в интеграции с областями речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: старшая

Цель: прививать и воспитывать доброту, духовно-нравственные ценности и взаимопонимание, чувство эмпатии, умение слушать окружающих, уважать друг друга.

Задачи:

Образовательные:

- формировать коммуникативные навыки дошкольников, умение работать в группе;

- развивать умения понимать значение понятия человек с «золотым сердцем», c «большим сердцем»;

- закреплять знания детей о «доброте», вежливости, трудолюбие, чуткости, человечности.

Коррекционно-развивающие:

- развивать положительный эмоциональный настрой; способствовать сплочению детского коллектива;

-развивать самостоятельность, творчество, воображение, внимание, память, ассоциативное мышление, моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать этические чувства, активизировать стремление совершать добрые поступки, радоваться результату.

Материалы: волшебная палочка, набор цветных карандашей, карточки с заданиями, сюжетные картинки для беседы, поднос, цветы, сердечки, повязки на глаза, музыкальное сопровождение.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, художественно-эстетическая.

Применяемые технологии: игровые, личностно-ориентированные, телесно-ориентированные, арт-терапевтические, психоэмоциональные этюды, аутотренинг.

Предварительная работа: ситуативные беседы.

Ход занятия:

1 этап. Организационный.

Ритуал-приветствие «Подари тепло своего сердца»

Дети заходят в зал, встают полукругом.

Педагог-психолог: Здравствуйте, мои друзья, рада всех вас видеть!

«Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А хорошее настроение живет в сердце каждого из нас. Давайте встанем в круг, положим руки на свое сердечко, закроем глаза, и представим, что, мы кладем все тепло, радость, дружбу, любовь, и хорошее настроение в свои ладошки, а теперь откроем глаза, и подарим друг другу наши бесценные подарки!»

Педагог-психолог показывает, как нужно от груди раскрывать ручки друг к другу, и принимать обратно тепло и радость наших сердец. И громко говорим «Всем, всем, здравствуйте!»

Педагог-психолог: У нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся. Всем, всем - доброе здравствуйте!

2. Упражнение «Путешествие» (мотивационный этап)

Педагог-психолог: «Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие! Но, наше путешествие будет не простым, нас ждёт множество сюрпризов, и не только. Нам придется пройти сказочные испытания, чтобы каждый из нас нашел в себе «золотое сердце». Мне подарила Фея Сказки волшебную палочку, сейчас я дотронусь до каждого из вас этой палочкой и мы окажемся в сказке!»

Педагог-психолог просит детей закрыть глаза, дотрагивается до головы каждого ребенка палочкой, и предлагает войти в сказку: «Итак, на счет раз-два-три – двери в сказку отвори!» Затем открываем глаза.

2 этап: Основной.

3. Ребята, мы оказались в «Сказочном саду»

Педагог-психолог: Здесь мы с вами будем не просто детьми, а сказочными садовниками.

- Что вы знаете о людях этой профессии?

- Чем интересна эта профессия?

Садовник – это специалист по уходу за садом или любым озеленённым объектом. Садовник может работать в садах и парках, питомниках, оранжереях. Садовник выполняет такие работы, как посадка, прополка, полив, подкормка растений, обрезка и стрижка, создание декоративных композиций, цветников.

Мы все вместе посадим цветочную полянку Доброты. На ней будут расти необычные цветы. Я подойду к каждому, и вы выберете тот цветок, который вам больше понравится и высадите его на полянку. (дети выбирают цветы и выкладывают их на воображаемую полянку)

(звучит песня “Дорогою добра» Ю .Энтина, М. Минкова)

О чём прозвучала песня? Доброта - это солнце, которое согревает душу человека.

Ребята, я получила много картинок, попробуйте догадаться, о чем они нам расскажут?

4. Беседа по картинкам о добром человеке, о доброте из серии «Я и мое поведение» (картинка № 2,3,4,5,6,8,11)

Цель: закреплять знания детей о доброте и добрых людях, вежливости, трудолюбие, чуткости, человечности; прививать и воспитывать доброту, взаимопонимание, чувство эмпатии, умение слушать окружающих, уважать друг друга; развивать групповое взаимодействие; понимать значение понятия «золотое сердце», «большое сердце».

Ход: «Ребята, посмотрите, на картинку. Что здесь происходит? Кого мы можем назвать человеком с «большим», «золотым сердцем»? Если сердце большое, значит, в него можно вместить: доброту, тепло, ласку, хорошие поступки. А у вас ребята есть «золотое сердце». (ответы детей) Давайте послушаем его стук. (аутотренинг: Я добрый, я вежливый, я ласковый)

А какие хорошие поступки вы совершаете каждый день? Можно ли вас назвать трудолюбивыми?

5. Остановка «Волшебный лес» (мелодия-звуки природы),

Дети работают за столами в кругу.

Педагог-психолог: «Ребята, посмотрите перед нами заколдованные животные, для того чтобы животные ожили нам нужно будет их расколдовать. Для этого нужно взять карандаш и провести путь от заколдованного зверя к ребенку, эмоция которого похожа на настроение животного. Приступаем в разгадке! Если нам удастся это сделать, то нам откроется следующая подсказка» (Обсуждение)

Педагог-психолог: «Молодцы, хорошо поработали, всех мы с вами расколдовали! Ребята, смотрите тут еще пустые листочки (педагог-психолог показывает детям пустые листы) они заколдованы, так что же здесь написано?! это волшебное, тайное письмо? Такие письма могут быть написаны секретными чернилами. А как же узнать, что в них написано? Давайте попробуем их расколдовать закрасив карандашами. (дети закрашивают лит и узнают, что на нем написано).

Педагог-психолог: Следующая станция, на которую мы отправимся – будет называться «Музыкальная».

6. Игра «Слепой танец» под музыкальное сопровождение

Цель: развитие доверия, ответственности за своего друга, навыков невербального общения, способствует положительной групповой динамики.

Педагог-психолог: «Ребята, сейчас мы потанцуем в парах, но несколько необычным способом. Кто хочет быть первым в роли «ведущего», а кто хочет танцевать с завязанными глазами?» Педагог-психолог завязывает ленточки на глаза ведущим, затем дети меняются ролями. (дети танцуют).

Педагог-психолог: «Ребята, что вы чувствовали, когда танцевали? Кому больше понравилось быть ведущим? А кому понравилось танцевать с повязкой на глазах? А как вы думаете, чему научила нас эта игра?» (ответы детей)

7. Игровое упражнение «Добро и зло».

Педагог-психолог: для этой игры вам понадобятся ладошки и ушки, которые будут меня внимательно слушать.

Я буду называть вам слова, если я назвала «доброе слово», вы радостно хлопаете в ладоши, если «злое слово» - закрываете лицо ладошками.

Порвал - пожалел - поделился - поссорился - отобрал - успокоил - толкнул - ударил - накормил - заступился - разрушил - развеселил - помог – поддержал – накричал – уступил.

Педагог-психолог: Замечательно играли, ребята. Спасибо. Молодцы.

8. Псих. техника «Забудь плохие слова». 
Детям раздаются чёрные листы бумаги в форме сердечек, они их комкают, сминают, рвут и бросают в чёрный мешок. 
Педагог-психолог: Я предлагаю Вам забыть все неприятные, грубые слова, которые делают наше сердце черным, грубым. Возьмем эти черные сердечки и сомнем, скомкаем, сложим их в черный мешочек, спрячем мешочек далеко, чтобы вы никогда больше не вспоминали о плохом, потому что у Вас «добрые, золотые сердца». 

9. Психоэмоциональный этюд «У моря»

Педагог-психолог: Пора нам возвращаться в наш детский сад. Сейчас мы отправимся на море, а оттуда обратно в детский сад. Педагог-психолог приглашает ребят на ковровое покрытие остановка «У моря». (играет легкая мелодия «Морской прибой, дельфины)..

Ход упражнения: Дети ложатся на ковер, слушают шум моря, чаек, дельфинов. Закрывают глаза. Педагог-психолог говорит, что ребятам снится один и тот же сон, и рассказывает его содержание: «Ребята, представьте, что мы с вами лежим на теплом морском песочке, солнышко греет наши ручки, ножки, спинку, и все тело отдыхает. Светит нам своими лучиками на носик. Морские волны моют нам ножки, мы расслабляемся и отдыхаем. Вдруг вдали появляется корабль с алыми парусами, и плывет в нашу сторону, мы поднимаемся на борт этого красивого корабля и сквозь время возвращаемся в наш детский сад. Под шум моря возвращаемся на корабле в детский сад. А теперь ребята пришло время возвращаться в наш любимый детский сад. На счет раз-два-три открываем глазки и возвращаемся в садик».

Рефлексия.

Педагог-психолог: «Ребята, а «золотое сердце» действительно живёт в каждом из нас! Что понравилось сегодня Вам больше всего, что означает для Вас «золотое сердце». Мы проделали такой путь не зря! А для того чтобы понять, что добро живет в сердце каждого из нас!!! И поэтому я хочу вам вручить подарки («золотые сердца»), и подарить частичку доброты каждому из вас!»

Сюрпризный момент

Педагог-психолог вручает цветные сердечки детям и вместе с детьми самое большое сердечко вручает воспитателю.

Ритуал «Прощания».

Цель: повышение сплочённости в группе и эмоционального настроя.

Педагог-психолог: Ребята в заключении я приглашаю Вас построить башню «Дружбы» из кулачков (по одному кулачку) и с улыбкой громко проговорить: «Все, всем, до свидания!»

Список использованной литературы

1. Газета «Психолог дошкольный»: № 1 января 2014;

2. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд.. доп. и перераб. – СПб.: Речь, 2002

3. Психологическое здоровье дошкольников / Уклад. Т.И. Прищепа. – Х. : Вид. группа «Основа», 2011. – 239, [1] с. : ил. – (Серия «Психология воспитания»). К базовой программе «Я в мире».

4. Я и моё поведение: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений: Изд-во «Сфера», 2008. – 20 отдельных листов в папке. (Серия «Беседы по картинкам»).

5. Интернет – ресурс (музыка для занятия).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересный игротренинг. Много разных методов и приемов. Актуально и познавательно. Вы молодец!

3 April 2018