Конспект занятия для старших дошкольников «Путешествие в волшебный мир чисел и фигур»
Математическое развлечение для старших дошкольников «Путешествие в волшебный мир чисел и фигур» (по программе М.М. Безруких, Т.А. Филипповой «Ступеньки к школе»)
Цель: создание условий для проявления математических способностей детей.
Задачи:
- упражнять детей в счете, умении соотносить количество предметов с цифрой;
- развивать способность различать и выделять в сложном рисунке фигуры разной конфигурации;
- упражнять в конструировании заданной фигуры из деталей по схеме;
- развивать зрительно-пространственное восприятие;
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
- продолжать воспитывать у старших дошкольников интерес к интеллектуальным играм, творческим заданиям.
- формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.
Материалы: юла, конверты с заданиями, карточки с геометрическими фигурами, комплект геометрических фигур из игры «Танграм» на каждого ребенка, карточки с заданиями «Соедини цифры», карточка, разделенная на клетки, с разным количеством предметов в них, набор цифр от 1 до 10, рисунок с пересекающимися геометрическими фигурами, табло, где будет выставляться счет, приз, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия:
Развлечение проводится в зале, оформленном соответствующим образом. Дети располагаются за столами, стоящими полукругом. В центре стол, разделенный на секторы. В каждом секторе – конверт с заданием. Посередине стола – юла.
Ведущий предлагает детям придумать название для своей команды и выбрать капитана. Затем представляет капитана команды и знакомит с правилами игры. За каждый правильный ответ команда будет получать 1 балл. Для получения приза надо набрать максимальное количество баллов. Детям показывают приз, который будет разыгрываться.
- Ребята, я приглашаю вас сегодня в необычное путешествие. Мы отправимся в волшебную страну чисел и фигур. А поможет нам вот этот волчок.
Ведущий предлагает капитану команды покрутить юлу, затем берет конверт, на котором остановилась стрелка.
- Итак, я открываю конверт с первым заданием.
– Посмотрите внимательно на карточки с предметами.
Вниманию детей предлагается карточка с пятью клетками. В каждой клетке нарисовано определенное количество предметов.
– Вам нужно сосчитать предметы в каждой клетке и разложить цифры в том же порядке.
Дети раскладывают цифры:
5 3 8 2 6
Капитан команды определяет, кто будет отвечать на вопрос. При правильном ответе на табло выставляется очко.
Снова вращается юла.
Ведущий зачитывает следующее задание:
– Посмотрите внимательно на карточки и догадайтесь, какой фигуры не хватает на каждой карточке.
Детям демонстрируются 4 карточки:
1-я: прямоугольник, квадрат, треугольник ?
2-я: ? квадрат, треугольник, круг
3-я: прямоугольник ? треугольник, круг
4-я: прямоугольник, квадрат ? круг
Дети определяют, какая фигура должна быть вместо знака вопроса.
Дети совещаются, затем один ребенок отвечает. На табло выставляется счет. Вращается юла.
- Открываем следующий конверт! В нем картинки, которые нужно дорисовать, соединяя цифры по порядку от 1 до 10.
Каждый ребенок получает карточку и выполняет задание, затем капитан выбирает ребенка, который представляет получившийся рисунок.
На табло выставляется счет, вращается юла, объявляется музыкальная пауза.
Проводится игра «Живые цифры».
На столе лежат перевернутые цифры. Дети бегают по комнате под музыку. Как только музыка перестанет звучать, дети берут со стола цифры и выстраиваются по порядку в одну колонну. Дети, которые остались без цифр, дают задания:
- пусть тот, у кого цифра 3, присядет 5 раз;
- пусть тот, у кого цифра 5, хлопнет 4 раза;
- пусть тот, у кого цифра 7, топнет ногой 3 раза и т.д.
Затем цифры возвращаются на прежнее место, и игра повторяется еще раз.
После музыкальной паузы снова вращается юла, вносится «черный ящик». Ведущий зачитывает задание:
– По полю скачет –
Ушки прячет,
Встанет столбом –
Ушки торчком (Заяц)
«Не спешите с ответом. Соберите меня из геометрических фигур, и тогда все узнают, кто я. Три минуты на выполнение».
Дети собирают ответ из геометрических фигур игры «Танграм».
На табло выставляется новый счет. Вращается юла. Ведущий зачитывает задание:
– Насте 9 лет, Кате 5 лет, а Маше 3 года. Сколько лет было девочкам в прошлом году?
Одна минута на размышление. Дети совещаются, а потом один из них дает ответ.
На табло выставляется счет.
Вновь вращается юла. В конверте следующее задание:
- Сосчитайте фигуры на рисунке.
Ребенок, назначенный капитаном, дает ответ.
Ведущий объявляет результаты викторины. Команда награждается призом. Дети под музыку уходят из зала.
Примечание: последовательность заданий может быть другой, это зависит от выбора волчка.