Игровая досуговая программа «Здравствуй, музыка!»
Игровая досуговая программа для дошкольников
«Здравствуй, музыка!»
Автор:
Антощенко Татьяна Михайловна
- педагог дополнительного образования
МБОУДО «ДДЮТ» г.о. Тольятти
Пояснительная записка
Игровая досуговая программа «Здравствуй, музыка!» предназначена для детей дошкольного возраста. Это интерактивное занятие с элементами театрализованного спектакля, во время которого дети знакомятся с такими понятиями как «Мажор», «Минор», «Лад», «Динамика»; узнают самые элементарные сведения о музыкальных инструментах Скрипке и Фортепиано и правилах поведения во время концерта (живого исполнения музыки), а также учатся узнавать музыкальные инструменты по голосам.
Цель – приобщить детей к прекрасному миру музыки, с помощью музыкальных игр помочь детям внимательно и осознанно слушать музыку.
Задачи – развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей.
Участники:
Фея Музыки – педагог, ведущий программы в костюме сказочной феи, в руках волшебная (дирижерская) палочка.
Учащиеся музыкальной школы по специальности: фортепиано, скрипка, сольное пение.
Звукорежиссер – педагог или старшеклассник, умеющий пользоваться аппаратурой.
Содержание (сценарий)
Действие программы происходит в просторном помещении, в котором стоит фортепиано, стулья для зрителей. На пюпитрах, развернутых к зрителям, размещены «портреты» мажора и минора.
Дети проходят в зал, рассаживаются по местам.
Звучит тема «Феи Драже» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Появляется Фея Музыки.
Фея:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас необычная встреча – встреча с музыкой, и познакомлю вас с ней я – Фея музыки. Стоит мне только взмахнуть палочкой, как зазвучит музыка. А сочинили её для вас самые настоящие волшебники – композиторы. Так называют людей, которые сочиняют музыку.
У меня есть два прилежных ученика.
Указывает палочкой на портреты
- Это - Мажор. Он очень жизнерадостный мальчик, у него всегда хорошее настроение. Он любит носить яркую одежду и обожает подвижные игры. Но больше всего он любит сочинять веселую музыку.
Взмахивает палочкой, звучит «Китайский танец» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» (отрывок).
Фея:
- А это Минор.
Указывает палочкой на портрет.
У него всегда тоскливое настроение, по любому поводу он может заплакать, и музыку он любит грустную и спокойную.
Делает взмах палочкой, звучит «Арабский танец» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» (отрывок).
Фея:
- Я всегда удивляюсь, как веселый Мажор может дружить с таким грустным мальчиком Минором. И за то, что они ладят друг с другом я называю их «Лады»: Мажорный лад и Минорный лад.
- Ребята, а сможете ли вы сами узнать Мажора и Минора? Я хочу пригласить моих помощников, учащихся музыкальной школы. В их исполнении прозвучат несколько произведений, по окончании которых вы мне ответите: в каком ладу они написаны в Мажоре или в Миноре?
Выходит дуэт учащихся - фортепиано и скрипка.
Примечание: для иллюстрации подходят любые произведения, написанные в мажоре и миноре; живое исполнение можно заменить аудиозаписью.
Фея:
- Дорогие друзья, я хочу напомнить вам, что музыка – это очень хрупкий предмет и с ней надо бережно обращаться. Если зашуметь во время звучания музыки, все ее волшебство исчезнет. Поэтому давайте договоримся сидеть очень тихо, чтобы услышать все, о чем рассказывает музыка.
Звучит «Задумчивость» К.Караева.
Фея:
- Кто скажет, в каком ладу написано это произведение?
Дети отвечают, что это произведение написано в миноре.
Фея:
- Правильно, молодцы! Слушаем еще один музыкальный номер.
В исполнении дуэта звучит «Менуэт» Й.Гайдна.
По окончании номера дети отвечают, что произведение написано в мажоре.
Фея:
- А вы знаете, как называются инструменты, на которых играли мои помощники?
Указывает на скрипку и фортепиано.
Внимательно слушает ответы, как правило, дети называют инструменты сами.
Фея:
- Какие вы молодцы! Я только хочу добавить несколько слов о каждом инструменте. Их родина - солнечная Италия.
Скрипка появилась почти 500 лет назад. Ребята, как вы думаете, из какого материала изготавливают скрипки? Правильно, из дерева. А вот эта деталь скрипки (показывает на смычок), как называется?
Обычно дети затрудняются дать правильный ответ.
- Это – смычок. Трость делают из дерева, а волосяная лента, это ни что иное, как конский волос, который вычесывают из хвоста лошади.
Подходит к фортепиано.
- Фортепиано на целых 200 лет младше скрипки. Я думаю, что вы часто
встречаете этот благородный инструмент, например, на музыкальных занятиях.
А знаете ли вы, что его название происходит от двух итальянских слов, форте (f) – громко, пиано (p) – тихо?
Показывает изображения с итальянских терминов (f, p)
Это означает, что на нем можно играть и громко и тихо.
- Давайте еще раз поблагодарим наших артистов аплодисментами.
Артисты уходят.
Фея:
- Дорогие друзья, а что означает вот такой знак? (<)
Дети отвечают, что это знак больше или меньше применяется при сравнении в математике (если перевернуть картинку)
- Ребята, а ведь такие знаки и композиторы применяют для записи музыки. Как думаете, если такие обозначения встретятся в нотах, что они означают?
Дети пытаются высказать свои предположения
- Совершенно верно, они подсказывают исполнителю постепенно усиливать звучание или играть тише. У музыкантов это называется «Динамика». Сейчас мы с вами попробуем посчитать до десяти, применяя эти условные обозначения.
Небольшая разминка: договариваются, что начинаем считать от 1 до 10 тихо (p), постепенно усиливаем звук до форте (f), то есть крещендо (crescendo). Затем в обратном счете постепенно убавляем громкость, делая диминуэндо (diminuendo).
Фея:
- Ребята, а какие еще музыкальные инструменты вы знаете?
Дети перечисляют инструменты.
- А сейчас я вам предлагаю узнать эти инструменты «по голосу».
Игра – викторина.
Включить фонограмму со звучанием некоторых инструментов.
(Трубы, флейты, арфы, гитары, балалайки, скрипки, фортепиано, баяна.)
Дети отгадывают звучание, Фея показывает картинку с изображением инструментов.
Фея:
-А у нас ещё одна гостья.
Выходит учащаяся по классу сольное пение.
- Ребята, а вы заметили, что у нашей гостьи в руках нет инструмента? Это потому, что ее инструмент – это её голос.
Звучит песня «Знают все ученики».
Фея:
- Внимательные слушатели, в каком ладу написано это произведение?
Правильный ответ – мажор.
Фея:
- Знаете, ребята, музыка не только отображает настроение, она еще может своими волшебными звуками изображать явления природы, птиц, животных… Давайте, вообразим, что мы с вами скачем на лошадке: Взяли в руки вожжи и поскакали!
Звучит фонограмма «Моя лошадка» Ж.Металлиди.
Фея показывает движения: дети слегка подпрыгивают на стульях, держа руки перед собой, и «цокают» язычками, изображая топот копыт.
Фея:
- Собираясь к вам сегодня на встречу, я увидела печальную кошечку. Она мне спела песенку. Ребята, поможете мне исполнить песенку киски, вы умеете мяукать,?
Фонограмма «Киска» В.Калинникова. Фея поет песенку, а дети подпевают.
Идет кисанька из кухни, (мяу) у ней глазоньки опухли, ( мяу)
Что ты, кисанька, плачешь? (мяу) Как мне, кисаньке, не плакать? (мяу)
Повар пеночку слизал, и на кисаньку сказал.
Фея:
- Дорогие друзья, а сейчас мы с вами вместе исполним песенку о веселом музыканте. Внимательно смотрите на меня, и повторяйте движения.
Фонограмма песенки «Веселый музыкант». Фея изображает игру на скрипке, балалайке, барабане.
Я на скрипочке играю: тили-ли, тили-ли.
Пляшут зайки на лужайке тили-ли, да тили-ли.
А теперь на балалайке: треньди-брень, треньди-брень.
Пляшут зайки на лужайке треньди-брень, да треньди-брень.
Заиграл на барабане: бум-бум-бум, трам-там-там.
В страхе зайке разбежались по лесам и по кустам.
Фея:
- Вот и подошла к концу наша встреча. Я думаю, что сегодня вы узнали что-то новое о музыке. Ведь вы познакомились с моими лучшими учениками Мажором и Минором, послушали звучание фортепиано, скрипки. Сами побывали в роли артистов: пели песню, изображали игру на инструментах, и даже прокатились на лошадке.
- Вот какая замечательная встреча с музыкой у нас получилась.
До новых встреч, друзья!