Игровая познавательная ситуация для детей старшего дошкольного возраста «Дом под крышей голубой»
Сведения об авторе:
Батова Светлана Анатольевна,
Воспитатель высшей квалификационной категории,
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №77 «Зоренька",
Архангельская область, г. Северодвинск.
Игровая познавательная ситуация для детей
старшего дошкольного возраста
«Дом под крышей голубой»
Конспект рассчитан для работы с детьми старшей группы, и построен на играх, позволяющих выявить конкретные представления детей о природе, о рукотворном мире, воспитывающие правильное и бережное отношение детей к окружающему миру.
В ходе деятельности дети сравнивают предметы, хорошо знакомые им в быту с объектами живой и неживой природы, что позволяет ощутить общность человека и природы, понять значение тех знаний, которые мы получаем, изучая её.
Цель : Формирование у старших дошкольников понятия о природе, как общем доме для всех живых существ на планете.
Задачи: Учить детей различать природный и рукотворный мир, дифференцировать объекты живой и неживой природы .
Уточнить понятие «природа», «рукотворный мир», формировать у детей понятие того, что природа является общим домом для всех живых существ.
Развивать познавательные способности.
Закрепить правила экологически правильного поведения в природе.
Воспитывать ответственность, заботливое отношение к окружающему миру, его эстетическое восприятие.
Материал : Презентация «Задания от Незнайки» ( GIF-анимация со звуком)
Игра « Разложи картинки» с изображение предметов рукотворного и природного мира, двух домиков.
Карточки – символы признаков живых организмов.
Игра «Подбери пару» с изображением картин мира природы и домашней обстановки.
Игра «Да и нет» , содержащая правила поведения в природе.
Листы бумаги с картинами сказочной природы, краски, карандаши, мелки.
Ход:
Воспитатель обращает внимание на мигающий экран телевизора, сообщает, что по видеосвязи звонит Незнайка.
Незнайка приветствует детей. Дети подходят к экрану, здороваются.
Незнайка: Ребята, я прочитал в умной книжке такие слова «ПРИРОДА» и «РУКОТВОРНЫЙ МИР», но не понял, что они обозначают, вы можете мне помочь?
Дети дают определения, воспитатель подытоживает: «Верно, природа- это леса, поля, реки, моря, воздух. Рукотворный мир – это те предметы, которые сделал человек своими руками или с помощью техники. Его так и назвали руко-творный от слов «руки» и «творить», т.е.делать»
Воспитатель: Ребята, чтоб Незнайка запомнил, какие предметы относятся к рукотворному, разместим предметы в дом Человека, где нарисованы руки.
Проводится игра «Разложи картинки».
Дети выбирают сначала предметы, относящиеся к рукотворному миру.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в доме Природы 2 этажа! Как вы думаете, почему?
Верно, природа бывает живая и неживая. Чтоб нам не запутаться, давайте вспомним признаки всех живых организмов.
А помогут нам картинки- схемы (все живые дышат, питаются, растут, размножаются)
Давайте картинки, которые относятся к живой природе, расположим на 1 этаже, а которые относятся к неживой природе – на втором.
Дети располагают картинки в доме природы.
Незнайка: Спасибо, мальчики и девочки! Я все понял! Природа- это леса, поля, реки, воздух, животные! А рукотворный мир состоит из предметов, сделанных руками человека.
Воспитатель: Незнайка, у нас с ребятами есть красивая песня о природе, послушай её вместе с нами, а мы ещё и потанцуем немножко.
Динамическая пауза под песню «Дом под крышей голубой» (Вл.Орлов)
Незнайка: Дети, я услышал в песне слово ДОМ. Разве , природу можно назвать домом? (ответы детей)
Воспитатель просит детей аргументировать, пояснить свой ответ.
Воспитатель: «Незнайка, природу можно назвать домом, ведь у неё столько общего с нашим домом, квартирой, где мы живём! Вот , например , дома есть стены , а в природе вместо стен – горы и леса.»
Незнайка: Ребята, а давайте я вам буду показывать картинки с предметами, которые у меня есть дома, а вы мне те, на которых изображены аналогичные картинки природы?
Воспитатель: Ну что ж, Незнайка, сейчас мы тебе докажем, что Природа очень похожа на наш дом! Ребята, приготовьте карточки зеленого цвета. Показывай, Н, картинку! А мы найдем для нее пару! Игра « Найди пару».
1.Крыша – облака,
Ванна – озеро, (пример)
Холодильник – лед, снег
Ковер - трава,
Домашние животные - дикие животные.
Воспитатель: А теперь возьмем карточки белого цвета и поиграем наоборот - покажи нам картинки природы и мы найдем им пару!
2. Солнце – лампа, батарея, печь. (пример)
Дерево – цветок в горшке,
Ветер – вентилятор,
Земля – пол,
Дождь – душ.
Воспитатель: Вот видишь, Незнайка, сколько общего в нашем доме и доме природы!
Незнайка: Молодцы , ребята, я все понял – природа – это тоже дом, только большой, для всех живых организмов!
Воспитатель: Ты прав, Незнайка, и в этом доме, как и в каждой квартире, надо поддерживать порядок. Послушай, как наши ребята владеют правилами поведения в природе. Если вы согласны со мной, и считаете, что так можно делать, то отвечайте да, а если не согласны - нет!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если я конфетку съем
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
Для белочки оставлю? (да)
Если кустик посажу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
А убирать забуду? (нет)
Если птичек накормлю,
Кошку приласкаю? (да)
Так природу я люблю,
Я ей помогаю! (да)
Незнайка: Спасибо вам, ребята, вы мне помогли понять, что Природа – наш общий дом и его нужно беречь! Побегу –всем жителям цветочного города расскажу! До свидания!!!
Воспитатель: До свидания, Незнайка!
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что такое Природный и Рукотворный мир, а вы хотите придумать свой собственный мир? Посмотрите, на листах - изображения природы, а вот звери на этой картинке будут жить рукотворные, то есть, нарисованные вами.
Кто захочет, придумает и нарисует необычного животного, а потом мы сделаем выставку! Согласны? Дети рисуют, возвращаются к игре (по желанию)
Картинки взяты из различных интернет - рессурсов.