Игровая программа по внеурочной деятельности младших школьников «Окно в мир» (1–4 класс)
Статья к конкурсу: «Теория и практика игрового обучения детей».
Игровая программа по внеурочной деятельности младших школьников «Окно в мир» (по страницам старых детских журналов).
Когда я взялась разрабатывать курс по «окружающему миру» для внеурочной деятельности младших школьников, мои взоры обратились, в первую очередь, к детским журналам. Много интересного написано на их страницах! Особенно привлекла меня красочность и понятность картинок, а также игровая составляющая. Картинки в журналах нарисованы для детей и адаптированы к детскому восприятию, они просты, понятны, а некоторые даже учат полезным навыкам и несут дидактическую нагрузку.
Для введения в учебный курс игровой составляющей, я нашла в этих журналах не только яркие картинки - иллюстрации животных, но и познавательные настольные игры. Игры я рассортировала по темам, включив их в занятия по окружающему миру. К некоторым темам игр не было, и я попросила старшеклассников нарисовать по образцам на нужную тему. Итак, бумажные настольные игры были взяты мною из детских журналов прошлых лет,- из журналов: «Юный натуралист», «Весёлые картинки», «Неугомонные детки», «Твои весёлые друзья зверята» и из других журналов… А некоторые настольные игры были нарисованы старшеклассниками.
Затем эти игры, сделанные, в общем, для развлечения, нужно было адаптировать к образовательным целям. Самые популярные из настольных игр - «игры-ходилки». Я внесла в правила игры дополнения: если играющий должен пропустить ход, то во время этого «пропуска» он разгадывает загадку о животном или отвечает на вопрос об образе жизни животного или поведенческих особенностях. Во время «перехода хода» школьник может рассказать о месте животного в экосистеме,- его «экологической нише», «врагах», «друзьях» и т.д. За правильные ответы добавляются баллы, и ученик может продвинуться на несколько ходов вперёд в игре. Это исключает случайность победы при случайном выпадающем числе очков кубика.
Во время игры или до неё учитель может почитать детям рассказы о животных. Для этой цели подойдут книги Виталия Бианки, Сладкова, рассказы из журнала «Юный натуралист». Получается гармоничное взаимодействие: пока учитель читает, дети играют. Это только кажется, что они не слушают,- дети успевают играть и слушать одновременно! Учителю, однако, нужно следить за ходом игры, чтобы играющие не ссорились между собой, правильно считали количество баллов и ходов. Кстати, такие настольные игры развивают и арифметический счёт младших школьников. Дети начальной школы не могут весь урок сидеть смирно и слушать учителя, даже если во время рассказа учитель показывает им красочные иллюстрации и видеофрагменты. Школьникам нужно двигаться, общаться между собой, особенно на внеурочных занятиях. А во время настольных игр есть возможность движения, обсуждения вопросов-загадок, совместного ответа на вопросы, подсчёт баллов и учёт ходов. Эта деятельность хорошо развивает как предметные, так и общеучебные умения школьников. В настольных играх типа «лото» или «разложи карточки» проявляются способности детей группировать, отделять и сравнивать живые объекты. Но, по моим наблюдениям, особенно любят дети роль ведущего, и все хотят им стать. Возможно, это способ проявить себя в роли «главного»,- подражание учителю.
Для первого года внеурочных занятий с первоклассниками по программе «Окно в мир», я решила ограничиться изучением привычных и знакомых животных, обитающих в типичных ландшафтах средней полосы России. Количество часов выбрала достаточное для этого возраста 34 часа в год (один раз в неделю). Для второго класса приготовила больше игр на тему экзотических животных, обитающих в тропических влажных лесах или субтропических саваннах, в Африке, Австралии и других странах. Количество часов: 68 занятий (два раза в неделю) в течение года.
Я проделала трудоёмкую работу по отбору содержания для курса внеурочных занятий так, чтобы детям было интересно. Просмотрела множество источников информационных ресурсов интернета. Большое спасибо создателям ярких иллюстраций для детей и составителям настольных игр, работающих в редакциях детских журналов. Надо сказать, что за предыдущие годы в этих детских журналах накоплен уникальный материал, неповторимый опыт! Почему бы не применять его с пользой?!
Кто из учителей заинтересуется программой внеурочных занятий для младших школьников, может посмотреть: программу первого года обучения и программу второго года обучения. Главное, загляните в календарное планирование. Там к каждому уроку прилагается ссылка на игру из детских популярных журналов прошлых лет.
Детям нравится играть! Однако, интересно узнать мнение педагогов, нужно ли включать в программу, пусть и внеурочного образования, так много настольных игр?
Сафонова Елена Валерьевна
Елена