12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фольц Ольга Викторовна52
Россия, Самарская обл., Тольятти

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 92

 

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Научно-методическая разработка


 

Автор – разработчик:

Ольга Викторовна Фольц,

учитель музыки

 

 

Тольятти.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….. 3

Основная часть. Теоретические аспекты использования

игровых технологий в педагогическом процессе………………..……. 5

2.1.Ритмодекламация……..…….…………………………………….…..13

2.2.Музыкально-дидактические игры……...…….……………….…… 20

III. Заключение .………………………………………………………………. 31

IV. Список литературы…………………………………….……………..….. 27

 

Введение

Наше время характеризуется гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитием его лучших качеств и коммуникативных навыков. Это значит, что обучение должно формировать у учащихся познавательные интересы, развивать их способности, побуждая к творческой деятельности. Именно сейчас в современной психолого-педагогической науке, в системе образования актуальным и значимым становится поиск новых подходов, невостребованных резервов достижений культуры, эффективных технологий воспитания и обучения с целью развития творчества с начала пути человека, с детства, воспитания духовности, самореализации и саморазвития.

Осваивая неисчерпаемый культурный опыт человечества, запечатленный в музыке, дети вносят его в свою собственную жизнь, ощущая, воспринимая, анализируя ее сквозь призму открывающихся им ценностей и отношений.

Одной из важных проблем остается совершенствование системы работы школьных учреждений по музыкально-творческому воспитанию детей. решение ее возможно на основе использования активных форм обучения, игровых приемов и методов, интегрированных уроков как форм рационального построения музыкально-педагогического процесса, способствующих объединению разных видов музыкального творчества и приобщению к ним школьников. Такой подход позволит эффективно решать учебно-воспитательные задачи. Особую значимость среди которых имеет воспитание целостной личности, развитие творческого потенциала каждого ребенка.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка. игра только внешне кажется беззаботной и легкой, а на самом деле она властно требцет, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности ребенка, поэтому выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игры в процессе обучения и воспитания.

Игровые формы обучения и воспитания позволяют использовать все уровни знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Технология интерактивного обучения, в частности, игра в различном ее проявлении, как одна из форм организации учебно-воспитательного процесса, способствует развитию у младших школьников творческих способностей, воображения, фантазии, эмоционального сопереживания и эмоционального предвосхищения, способности к перевоплощению, импровизации.

Целью методической разработки является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к урокам музыки.

Игровые формы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют его кругозор, развивают художественно-творческие способности, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствую воспитанию яркой и активной личности.

Выделяют общие аспекты игровой и художественной деятельности:

Внеобыденность: таинственность. Возвышенность. Красота, вдохновенность (увлеченность);

Образность: сюжеты, роли, интрига, драматургия действия;

Инобытийность: перевоплощение, фантазия, сочетание реального и нереального воображаемого;

Ассоциативность, символичность;

Заинтересованность и сотрудничество, импровизационность;

Эмоциональная наполненность, выразительность, интонационность;

Артистизм, коммуникативность;

Эстетическое удовольствие, наслаждение процессом;

Динамичность, вариативность;

Отсутствие штампов: сочетание повторения и неожиданности, новизны;

Благодарственное воздействие на психику: психотерапевтический эффект;

Сочетание национального и общечеловеческого.

На уроке музыки важнее оказываются ее художественные возможности, а значит, и строится она должна по особым законам – законам построения художественной деятельности через игру. Только в этом случает урок музыки становится полноценным урокам искусства, игра превращается из внешней формы развлекательного характера в форму, обеспечивающую творческое самовыражение ребенка.

Ценность игры для музыкальной педагогики трудно переоценить. Как сказал Максимилиан Волошин: «Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники ведь это только дети, которые не разучились играть. Гении – это те, которые не сумели вырасти». (Кельманович Л.Ф.).

Существует большое количество игровых форм обучения. Мы остановимся на тех, которые наиболее часто используются на уроках музыки.

 

Основная часть. Теоретические аспекты использования игровых технологий в педагогическом процессе

Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра - это огромное окно, через

которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В.П.Сухомлинский.
 

Игра, наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра имеет большое образовательное значении. Так как тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями в повседневной жизни. Она занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в различных условиях. Это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благотворных стремлений, навыков в коллективной жизни.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а, подражает тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мсль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.

О творческом характере детской игры говорят многие деятели искусства. К.С.Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда». Известный кинорежиссер Г.Л.Рошаль писал: «Всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок, однако, никогда не теряет своего реального «я». Скача на лошади – стуле, ребенок не думает, что стул под ним – это действительно конь, или стол, на который он карабкается как на гору. В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называют игрой)… Итак, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры – театральной иллюзией».

Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов.

Интерес, возникший к использованию игровых методик в образовании не случаен. Педагоги и психологи увидели в игре мощный потенциал для преодоления кризисных явлений в образовании и уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности. Некоторые страны даже определились с направлениями: Америка, например, «специализируется» на игровых методиках обучения, Франция входит в сферу деятельности игры театральной (узкая область игровых технологий). Однако для французских ученых театральная игра является тем же, что для наших отечественных – ролевая игра. Это несколько не верно. Каждая из этих игр имеет свои индивидуальные особенности. В Израиле педагоги без знания игровых технологий вообще не допускаются к работе с детьми. Все эти данные дают нам возможность говорить о том, что игровые технологии представляют интерес для педагогов.

Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы обучения позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Опыт использования игровых форм на уроках музыки

Урок музыки – это урок искусства. Музыкальное искусство – особая форма отражения действительности, в которой важнейшую роль играют чувства, эмоциональная сфера. Отличительной чертой музыкального занятия является обязательное единство эмоционального и сознательного, каждый элемент занятия должен вызывать активное, заинтересованное отношение детей.

Повысить эффективность каждого урока музыки – прежде всего, означает сделать его событием - сказкой для ученика. Введение в учебный процесс игр позволяет:

Создать благоприятную атмосферу на уроке;

Повысить интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся;

Почувствовать успех в игровой ситуации;

Развивать комплекс различных способностей.

У игры и искусства общие корни. Это родство еще со времен Платона отличали многие философы, психологи, педагоги и художники. Крупнейшие философы Кант и Шиллер считали игру, как искусство, эстетической деятельностью. Психологи А.Выготский, Д.Узнадзе, эстетик Г.Рид трактуют игру как художественное творчество ребенка, а игровую деятельность – как механизм формирования его эстетической культуры.

Игра есть, прежде всего, вид неформальной деятельности, способной превращаться в художественную деятельность и таким образом оказывать влияние на органичное развитие ребенка.

В начальных классах на уроках музыки почти любому дидактическому приему может быть огульно приписан игровой характер, лишь на том основании, что он связан с движением, ритмом, произведениями детского фольклора (дразнилками, считалками и т.д.), атрибутикой и символикой. Однако для самих детей такие приемы и формы работы никогда не будут казаться игрой, если не проявят главных компонентов игровой технологии: полной свободы и заинтересованности детей интригой, тайной, непредсказуемостью результата и возможностью самовыражения и успеха.
Игровые правила никогда не сковывают творческую свободу ребенка, которая проявляется в импровизационности, соревновательности, фантазиях и т.д. Заставить заниматься игрой невозможно. Навязанная учителем с серьезными дидактическими целями игра – плохая, ненастоящая, «это скрытая форма принуждения». Поэтому очень важно воодушевить детей на игру, создать в классе
игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства.

 

 

Все это помогает учителю провести урок музыки на высоком уровне. После такого урока учащиеся с нетерпением ждут следующей встречи с музыкой. Такие уроки требуют от учителя артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.

Кроме традиционного понимания игры как заранее спланированного процесса и распределенного по ролям действия, игру можно наполнить тем смыслом, который она издавна имеет в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть песню. Так называемый сценарий игры-песни (игры-танца) детям заранее неизвестно, поэтому они сами выбирают себе роль и находят те выразительные средства, которые, по их мнению, им необходимы для их воплощения. Учитель наравне с детьми сочиняет и исполняет свою роль. Играть песню – значит выразить традиции устного народного творчества, когда накопленное музыкально-поэтическое богатство передавалось от сердца к сердцу, из уст в уста и поэтому живет так долго.

 

 

В практике проведения уроков музыки и пения получило распространение применение самых различных игр, занимательных заданий. Это и творческие игры самих детей, игры с определенными правилами, подвижные игры (инсценировки, хороводы, ритмические задания), дидактические игры, которые уточняют и расширяют знания, кругозор детей, являются эффективным образовательным средством.

Например, для развития умения ребенка ориентироваться в нотной записи, исполнять несложные произведения по нотам. Следить за нотной записью при пении с текстом, как важнейшей практической задачи обучения пению целесообразно установление связи занятия по нотной грамоте с пением и введением в учебный процесс различных игр и игровых средств.

Добиваясь их средствами четкой дикции, хорошей артикуляции, можно предупредить возможные трудности у детей по работе над протяжными песнями. В частности, целесообразна работа со скороговорками, которая интересна и для детей, где наряду с выполнением задачи четкого произношения они в быстром темпе учатся интонировать на одном звуке, а это довольно трудно.

 

 

Один из основных видов деятельности на уроке музыки является пение, и задача учителя заключается в формировании и развитии певческих навыков. В обучении пению используются игровые методы: упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламация. Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.

Сочинение вокального подголоска, пение по «цепочке», как бы передавая «эстафету» другому человеку, вокальная импровизация в народных песенках – попевках.

Обучение пению по нотам начинается уже в I классе и постоянно подкрепляется для большей доступности играми, сравнениями, рассказами, пояснениями, дающими возможность лучше осознать простейшие элементы музыкального языка. Для музыкального развития детей нужно отбирать наиболее эффективные способы, приемы обучения грамоте.

Например:

 

 

М

 

 

 

Е

 

 

Л

 

 

О

 

 

 

Д

 

 

 

И

 

 

Я

 

Вставьте в каждую клетку по одной буке так, чтобы в горизонтальных рядах можно было прочесть названия нот.

 

 

Интенсивными приемами является использование:

- вопросов-ответов: педагог задает «ритмический вопрос», ученики коллективно ищут «ритмический ответ».

Например:

У читель:

 

У ченики:

 

 

 

 

- пения примера «вслух» и про себя» в виде цепочки. Начинает, например, учитель вслух, ученики тоже делают «про себя» и по указанию учителя включаются в пение вслух.

- ритмизация знакомой песни, разделяя звучащие жесты на долгие и короткие длительности.

С большим желанием дети участвуют в работе с ребусами, шарадами, загадками, несложными кроссвордами. Это все не только закрепляет полученные детьми знания, но и расширяет их общий кругозор, ибо здесь дети знакомятся как с нотной терминологией, так и расширяют знания, пополняют их новыми сведениями из области музыки.

Певческие голоса: Впишите в горизонтальные ряды клеток названия пяти певческих голосов:

 

 

 

Г

 

 

1

 

 

О

 

 

 

2

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

3

О

 

 

 

 

 

 

4

 

С

 

 

 

 

 

 

5

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокий мужской голос.

Низкий женский голос.

Высокий женский голос.

Низкий мужской голос.

Мужской голос, средний между тенором и басом.

 

Жанры песен:

БЫ

НЫ

ЛИ

 

ДО

ТРУ

Е

ВЫ

 

 

РЯ

ВЫ

ДО

ОБ

Е

 

ЧЕ

ЛИ

СКИ

РИ

Е

РО

ХО

ВОД

Е

НЫ

РИ

ЧЕ

Е

И

СТО

СКИ

 

Переставьте слоги по горизонтальным рядам так, чтобы получились названия шести жанров русских народных песен.

 

  1. Ритмодекламация

Один из видов вокальных игр – ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному.

Так, например,

«Хлопай в такт»

Учите детей выделять сильную акцентную долю хлопками в ладоши, а слабую долю — хлопками рук по коленке в декламировании стихов и в пении. Репертуар: детские песни «Василек», «Дождик», «Ходит зайка» и другие.

«Пой вместе со мной»

Раздайте детям музыкальные инструменты и предложите выделять сильную долю двухдольного размера в песнях «Неприятность эту мы переживем» Б. Савельева — А. Хаита, «Антошка» В. Шаинского—Ю. Энтина.

«Оркестр»

Научите детей выделять сильную долю двухдольного размера шумовыми инструментами в произведениях: Полька М. Глинки, Венгерский танец № 5 И. Брамса. Послушайте эти произведения в звукозаписи.
Дирижирование в двухдольном размере.

«Дирижеры»

Научите детей выделять сильную долю двухдольного размера шумовыми инструментами в произведениях: Полька М. Глинки, Венгерский танец № 5 И. Брамса. Послушайте эти произведения в звукозаписи.
Дирижирование в двухдольном размере.

«Дирижируй под музыку»

Отрабатывайте в дирижерском жесте ощущение сильной и слабой долей в музыке двухдольного размера: Полька П. Чайковского, Полька М. Глинки, Итальянская полька С. Рахманинова, «Анна-полька» И. Штрауса.

«Дирижер и хор»

Совершенствуйте дирижерские жесты в двухдольном размере на репертуаре детских песен «Дождик», «Петушок», «Василек». Разыграйте ситуацию концерта: дети стоят полукругом, перед ними — ребенок-дирижер с поднятыми на уровне груди руками. Он дирижирует, дети поют в соответствии с дирижерским жестом.

«Дирижер и оркестр»

Игра в форме соревнования на лучшего дирижера. Репертуар: русские народные песни «Калинка», «Во саду ли, в огороде», «Как под горкой», Полька М. Глинки, «Анна-полька» И. Штрауса в сопровождении оркестра детских инструментов.

«Ритмическое эхо»

Цель данной игры: развитие ритмического слуха, памяти, подготовительный этап к обучению нотной грамоте.

Учитель хлопают ритм любой, известной детям, Попевки. Дети повторяют ритм учителя и проговаривают слоги: «дон» - четверти, «ди-ли» - восьмые.

«Определи по ритму»

Цель игры: развитие ритмического слуха, внимания, быстроты реакции, памяти, тембрового слуха.

Учитель исполняет ритмический рисунок знакомой песни или Попевки на одном из музыкальных инструментов. Дети по ритму определяют песню. Ритм можно прохлопать, простучать и т.д. при повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся.

«Спой свое имя»

Покажите детям, как можно интересно ритмизовать имена в соответствии с простейшими ритмическими формулами, например:

 Ка-тя,    Ка-тенька,    Катень-ка.

Варьируйте имя каждого ребенка — пусть все дети повторяют эти ритмические варианты, отхлопывая ритмический рисунок в ладоши и произнося имена нараспев.

«Угадай имя»

Учите детей находить слова к ритмам. Прохлопайте в ладоши один из знакомых вариантов ритмизации имен — дети на примере любого имени угадывают и произносят этот вариант, например:

Аня,    А- не-чка,   А-неч- ка,    А-ню-та


«Повтори ритм»

Развивайте ритмическую память детей: воспроизводите на ударном инструменте простейшие ритмы, пусть дети отхлопывают их в ладоши.

«Хор часов»

Попробуйте изобразить одновременный ход больших и маленьких часов в речевом ритмизованном двухголосии. Для этого детей разделите на две группы. Первая группа произносит низким голосом «бом-бом» (четвертными длительностями), а вторая — высоким голосом «тики-тики» (восьмыми длительностями).

Пример:

 

«Колокольный перезвон»

Покажите детям, как дивно звучит колокольный перезвон в пении. Разделите их на две группы. Первая группа поет на одном звуке четвертными длительностями слова «Динь-дон, динь-дон, колокольный перезвон», другая группа — на той же высоте поет восьмыми длительностями слова «тили-тили, тили-тили, колокольный перезвон». Когда слова и мелодико-ритмическая попевка будут усвоены детьми, педагог раздает всем музыкальные инструменты (первой группе — треугольники, второй — колокольчики) для тембрового озвучивания и воспроизведения метрического пульса во время пения.

 

«Загадай имя»

Развивайте ритмо-интонационное мышление ребенка: попросите его мысленно произносить один из уже знакомых ему ритмических вариантов своего имени и воспроизводить ритмический рисунок хлопками в ладоши или на детском ударном инструменте. Все дети отгадывают, какой вариант имени загадал ребенок (А-ня, А-неч-ка).

«Сочини ритм»

Прививая детям навыки ритмической импровизации на каждом занятии предлагается каждому ребенку выбрать инструмент и сымпровизировать ритм: маршевый или танцевальный, грозный или веселый. Каждую импровизацию дети обсуждают, для этого педагог задает наводящие вопросы: «Какой ритм — веселый или грозный?»

«Поем шутки-прибаутки»

Спойте с детьми на одном звуке в сопровождении детских музыкальных инструментов скороговорки, шутки, потешки, пословицы и т.п. Но прежде выразительно произнесите текст и прохлопайте ритм. Затем каждый ребенок пусть выберет понравившийся ему инструмент и воспроизведет на нем этот ритм. Теперь можно текст распеть на одном звуке, подыгрывая ритм на инструменте.

«Отгадай песенку»

Развивайте у детей долговременную ритмическую память. Воспроизведите ритм знакомой песенки и попросите детей отгадать ее. Ребенок, который первый отгадал песенку, сопровождает пение детей ритмическим аккомпанементом на ударном инструменте. Репертуар: детские песенки «Петушок», «Андрей-воробей», «Маленькой елочке», «Дождик».

«Вспомни мелодию»

Цель игры: развитие ритмического слуха, памяти, внимания, быстроты реакции, умение точно воспроизводить ритмический рисунок по ритмической схеме.

Учитель на доске изображает ритм или ритмическую схему фрагментов из известных музыкальных произведений или песен, а дети должны, прохлопав ритм, узнать мелодию.

Эта игра позволяет учителю разучивать ритмически трудные фрагменты из вокальных произведений.

«Узнай и спой»

Цель игры: развитие ритмического слуха, памяти, мышления, быстроту реакции, певческих способностей.

Учитель раздает детям карточки с ритмическими фрагментами из песен. Дети должны, прохлопав ритм, узнать произведение и также точно его воспроизвести голосом.

На карточках могут быть разные ритмические схемы из одного вокального произведения. Можно выстроить целую «цепочку» из этих схему и тогда получится целое произведение, ритм которого дети должны исполнить «цепочкой» и узнать.

«Эхо»

Цель игры: развитие динамического слуха, вокальных способностей, сформировать комплексное представление о песне.

Учитель пропевает фразу из песни, а учащиеся должны повторить точно так же, с теми же динамическими оттенками, показами и пр. Так же поется и вторая фраза. Затем учитель поет сразу две фразы, прибавляя третью. Обыгрываются разные варианты: учитель поет громко, дети – тихо и наоборот. Затем учитель предлагает игру любому ученику, справившемуся с заданием.

«Громко-тихо»

Цель игры: развитие динамического слуха, внимания, быстроты реакции.

Из учащихся выбирается водящий, который выходит из класса. Остальные договариваются и прячут игрушку. Водящий, зайдя в класс, должен ее найти, руководствуясь звучанием песни, которую поют учащиеся класса (в целях закрепления используется песня, которую только что разучивали). Звучание песни усиливается по мере приближения к игрушке и наоборот, стихает по мере удаления от нее.

 

«Громкая и тихая музыка»

Цель игры: развитие динамического слуха, памяти, мышления. закреплять умение различать динамические оттенки музыкальной речи: тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf).

Карточка из картона (размер 21 см. х 7 см.), разделенная на три квадрата. Три небольших карточки – квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, например: одна бледно-голубая, другая – ярко-голубая, почти синяя и третья – темно-синяя (можно подобрать подобные оттенки любого другого цвета). Цвет квадрата условно соответствует определенному динамическому оттенку: бледно-окрашенный квадрат – тихому звучанию музыки, квадрат с более насыщенной окраской – более громкому звучанию и ярко окрашенный – громкому звучанию музыки. (Образцы карточек прилагаются).

Играющим раздаются карточки, и объясняется их назначение. Звучит музыкальная пьеса, в которой динамические оттенки изменяются последовательно. Пьеса исполняется дважды, чтобы первый раз учащиеся внимательно прислушались к ним. При повторном исполнении они выкладывают на карточку квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

Разноцветные квадратики можно не выкладывать, а поднимать вверх в соответствии услышанному звучанию. Если учитель сделает сразу три набора карточек: синие (три оттенка), красные (три оттенка), зеленые (три оттенка), то игру можно сделать еще интереснее. Для этого необходимо прослушать музыку и не только узнать, громко она звучала или тихо, но и подумать какое у музыки настроение (грустное или радостное), чтобы выбрать подходящие по цвету квадратики (для печального настроения – оттенки синего. Например, для радостного - красные).

«Моя семья»

Целью игры является: развитие тембрового слуха, умение различать регистры.

Учитель раздает карточки каждому ученику. При прослушивании музыкального фрагмента или произведения целиком, учащиеся определяют тембр звучания голоса. И поднимают ту карточку, которая соответствует музыке.

«Конкурс дирижеров»

Цель игры: закрепление знаний об элементах музыкальной речи, развитие навыков импровизации, внимания, памяти, быстроты реакции.

Каждый ребенок, который выходит в роли дирижера, предлагает свой темп исполнения песни и дирижирует в этом темпе. Каждый «дирижер» исполняет один куплет. Затем класс определяет наиболее лучший, наиболее удобный темп исполнения песни, тем самым, выбирая лучшего дирижера, который и руководит исполнением всей песни в своем темпе.

«Ритмическая сказка»

Расскажите детям эту сказку очень выразительно, с целью закрепить в слуховом сознании ребенка пройденные ритмоформулы и активизировать его воображение, творческое мышление. Начните так: «Сегодня я вам расскажу быль-небылицу о том, как мальчик Алеша приручил лесного дятла. Что-то в моем рассказе — быль (то, что было на самом деле), а что-то — выдумка.

Итак, слушайте:

«Однажды, когда Алеша жил на даче, рано утром кто-то тихо постучал в его окошко: тук-тук-тук , затем громче: тук, ту-ки, тук ». Попросите ребенка показать на деревянных ложках, какой именно стук услышал Алеша. При неправильном воспроизведении повторите слова «тук, ту-ки, тук» и предложите воспроизвести ритм слов другому ребенку. Добившись правильного воспроизведения ритмоформулы, продолжайте сказку.

«Алеша вначале подумал, что это ветер пошевелил веткой дерева. Но стук повторился громче и настойчивее: ту-ки, ту-ки, тук, тук! . Обратитесь к ребенку: «Анечка, покажи, какой стук услышал Алеша?» Добивайтесь громкого, четкого, настойчивого звучания деревянных ложек и лишь затем продолжайте рассказ.

«Алеша испугался, но любопытство заставило его встать и выглянуть в окно. И что же он увидел? В окошко стучал дятел, которого он часто видел в лесу и каждый раз кричал ему: "Привет!" Алеша очень обрадовался гостю и стал ему в ответ постукивать по стеклу, причем старался повторить тот ритм, который выстукивал дятел.» Попросите детей прохлопать в ладоши этот ритм и воспроизведите знакомые детям ритмы в разных комбинациях . Завершите рассказ словами:

«Дятлу, видимо, понравилось такое общение с Алешей и он стал прилетать каждое утро. А Алеша, мальчик очень умный, каждый раз пытался догадаться, что хотел сказать ему дятел, и для этого стал переводить его стук в слова. Что получилось у Алеши — об этом в следующий раз!»

«Ритмический аккомпанемент»

Объясните детям, что песня звучит интересней с аккомпанементом. Предложите им воспроизвести на ударных инструментах стук колес паровозика и спойте под него песню «Едет, едет паровоз» Эрнесакса Г.  Первоначально это может быть равномерный ритм медленными или быстрыми длительностями. Затем усложните задание. Попросите постучать в виде аккомпанемента ритм слов песни: последний слог стихотворной строчки окажется длиннее предыдущих (озвучьте ее треугольником).

«Досочини песенку»

Напойте детям песенку с ритмическим сопровождением, но не до конца, и попросите каждого досочинить ее конец. Слова такие:

Кап-кап, кап-кап,

Мокрые дорожки (поет педагог на однотонной мелодии)

Все равно пойдем гулять, (поет ребенок в свободной форме)

Надевай г а л о ш к и!  (интонирования с четким ритмическим сопровождением слов хлопками в ладоши).

У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыка неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно-поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.

Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов. Звучание мелодии может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.

Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.

  1. Музыкально-дидактические игры

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте. Развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения получаемых знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактическая игра должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребенку, в интересной для него форме, услышать, различать сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать.

 

 

Игры: «Определи по ритму», «Вспомни мелодию» - развивают чувство ритма. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся желанны для учащихся.

С 1-го класса важно прививать такие понятия, как «исполнитель», «слушатель», «оркестр», «композитор», что потом будет основой на уроках музыки в старших классах.

В игровой форме у детей развиваются основные музыкальные способности ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма.

Три основные способности, составляющих ядро музыкальности, необходимые для успешного осуществлении всех видов музыкальной деятельности: исполнении, восприятии, творчестве.

Также музыкально-дидактические игры направлены и на развитие других музыкальных способностей учащихся: тембрового слуха, динамического слуха, творческих способностей.

В педагогической практике все чаще стали применять музыкально-дидактические игры, которые позволяют в простой, доступной форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях, научить различать разнообразные гаммы чувств.

Игры с готовыми правилами. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель.

В специально направленных играх мы можем и должны решить такие задачи, как развитие специальных, а в некоторых случаях – музыкальных способностей. К специальным музыкальным способностям относятся: музыкальный ритм, музыкальный слух, музыкальная память, музыкальное творчество и исполнительство.

Существует множество игр, которые помогают развивать чувство ритма, музыкальную память; игры, которые развивают диатонический тембровый слух; игры для определения формы музыкальных произведений; игры для развития вокально-хоровых навыков; игры, которые помогают выполнить ритмично движения под песню.

Примеры музыкально-дидактических игр:

Игры для развития ритмического слуха: «Ритмическое эхо», «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Узнай и спой».

Игры для развития динамического слуха: «Эхо», «Громко – тихо», «Громкая и тихая музыка».

Игры на развитие тембрового и звукового слуха: «Музыкальное лото», «Моя семья», «Угадай по голосу».

Игры на развитие певческих способностей: «Музыкальный волчок», «Из какой мы песни?», «Концерт», «Конкурс дирижеров».

Игры для восприятия музыкальных произведений: «Расскажи мне о музыке», «Клоуны», «Музыкальная викторина», «Ожившие картинки», «Солнышко и тучка».

Большой интерес у младших школьников вызывают игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность проверить и развивать свои способности, включающие их в соревнование, в решении задач и ребусов, кроссвордов.

Ребенок с раннего детства осваивает музыку движением. Пластичное движение, пластические этюды дают возможность ученику выразить свое восприятие музыки, не объясняя свое душевное состояние, и помогают педагогу направить духовное внимание в глубину поэтичного мира произведения, не нарушая таинства личного общения с музыкой. Пластическое интонирование – один из игровых приемов на уроках музыки. Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.

При этом решается целый ряд проблем:

Психологическая: «музыка – часть меня, я – часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлеченности и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.

Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания. Здесь можно привести пример дирижера – человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время «играет» таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки.

«Пластическое интонирование» - один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке, - это способность решать очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько «заразить» детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки…

Пластическое интонирование – это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства – движения музыканта подчас «договаривают» тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от «переизбытка» чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения («Зверобика» Б.Савельева).

Движения могут быть различными – от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки («Веселый музыкант» А.Филирренко); от покачивания корпусом (запев песни «Дружат дети всей земли» Д.Льва-Компанейца) до радостного танца (ее припев); от легкого шага до хоровода (р.н.п. «Во поле береза стояла»).

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно – свобода творчества.

На уроках музыки использование приемов исполнения музыки движением, жестом – «пластическим интонированием» помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Так, например, метод под названием «Зеркало» - «Мои руки – это зеркало, в которых отражается музыка». Учитель своими руками начинает рассказывать без слов о музыке. Ребята начинают повторять, причем, с удовольствием работают все, воплощая звучащую музыку в жестах.

Прослушав фрагмент из «Утра» Э.Грига, прекрасно справляются с заданием показать движением, как развивалась музыка (руки детей плавно поднимаются вверх, показывая, как восходит солнце).

Особенно интересен метод под названием «музыкальное рисование», который тоже развивает творческую фантазию, навыки импровизации. То есть дети представляют, что они художники, и держа в руках кисточку или просто кистью руки «рисуют» в воздухе картины, соответствующие звучащему музыкальному образу.

Следующий игровой метод – инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности. Инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью импровизацией и слушанием музыки. исходя из характера музыки, ее жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а учитель обращает их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением.

Особенно нравится детям исполнять русские народные песни и мелодии, позволяющие использовать большое количество музыкальных инструментов – ложки, и трещетки, и колокольчики, и бубны, и самодельные погремушки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его.

Примером использования на уроке музыке может служить украинская народная песня «Веселый гуси»


 

Детское творчество начинается с «обследования» звуковых возможностей инструмента, которые предлагаются учащимся и их ритмической «формулой» аккомпанемента (сопровождения). Сначала шла работа над коллективным исполнением этой песни и сопровождением ритмического аккомпанемента одним из звучащих жестов (щелчок, шлепок, притоп, хлопок). И в итоге ритмический аккомпанемент был перенесе на шумовые инструменты.

Игра на инструментах – интересная полезная музыкальная деятельность детей. это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

Наблюдая, что инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у моих учеников, желание каждого попробовать свои силы, я часто использую эту деятельность для общего музыкального и творческого развития.

Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:

- ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;

- учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;

- учитель помогает ученику найти прием исполнения.

5. Следующий вид игровой деятельности – это интеллектуальные игры – игры – упражнения, игры – тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность:

«Угадай песню»

Выбирают водящих (одного или нескольких), они уходят за дверь. Все оставшиеся участники делятся на 4 группы. Из выбранного куплета песни каждая группа получает по одной строчке. Когда водящие ( или водящий) входят, все группы поют одновременно свои строчки. Задание узнать, какая песня исполняется.

Эти игры проводятся для  закрепления разученных песен.  

«Поймай ноту»

Ребята становятся парами и начинают  танцевать. Вдруг музыка перерывается, но танец нужно продолжать (это заранее объясняет ведущий). Выигрывает пара, которая точно попадает в такт музыки, когда мелодия вновь зазвучит.

То же самое можно попробовать и с хором. Несколько человек начинают вслух петь песню. Затем по сигналу каждый продолжает петь ее про себя, а потом и далее по команде все опять начинают петь вслух. Иногда получается смешной разной композицией.

«В мире музыкальных инструментов» - эти игры расширяют представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных стилях разных эпох и т.д. Ученики приобретают опыт работы в группах по сочинительству и исполнению.

Загадки.

1 В оркестре узнают нас по раскату меди,

Никак не обойтись без нас и на обеде. (Тарелки)

2. Успех мне в группе медных обеспечен,

Нужна я в тех домах, где топят печи. (Труба)

3.Слог первый-представитель тех времен,

Кем был британский остров заселен,

А слог второй – одно из междометий,

В картине задним планом служит третий. (Саксофон)

4. Вхожу в состав смычковых постоянно,

Я голос, но не тенор, не сопрано.(Альт)

5. Назовите музыкальный инструмент, который является основой белорусского народного оркестра. (Цимбалы)

Игры – путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях. Такие игры применяются при изучении культуры разных стран, творчества композиторов или основ музыкальной грамоты.

Сюжетно-ролевые игры также развивают творческое мышление и познавательную активность учащихся. Наиболее популярные:

«Музыкальная кисть»

Цель игры: развитие музыкально-слуховых представлений музыканта, играющего на инструменте (средний регистр).

Дидактический материал: кисти для рисования или ручки с пером.

Музыкальный материал: Песня венецианского гондольера Ф.Мендельсона.

Методика и техника игры. В музыкально-дидактической игре с приемами драматизации все учащиеся выступают в роли «художников». Учитель играет «Песню венецианского гондольера» Ф.Мендельсона, а «художники» рисуют картину в воображаемом пространстве с помощью «музыкальной кисти». Задачи учащихся – вовремя поставить запятую в конце музыкальной фразы или точку, когда заканчивается предложение или период, а также в «картине» передать характер, настроение музыки.

«Я – учитель»

Цель игры: закрепление знаний музыкальной грамоты.

Дидактический материал: карточка с музыкальными терминами.

Методика и техника игры. традиционная игра в «учителя» проводится для того, чтобы проверить степень усвоения музыкальных знаний, полученных ранее. Ученик, который выступает в роли «учителя», называет слово (в рабочей тетради 1 класса есть «книга» с музыкальными терминами с. 14), а его «ученики» объясняют, что оно означает.

«Играем в оркестр»

Цель игры: развитие тембрового слуха учащихся, закрепление знаний об оркестре и его разновидностях, музыкальных инструментах и приемах игры на них.

Дидактический репертуар: «Вальс цветов» П.И.Чайковского (из балета «Щелкунчик»), «Камаринская» М.И. Глинки, 40-я симфония В.А.Моцарта (1 часть).

Методика и техника игры. при прохождении темы «Оркестр и его виды» учащиеся изучают составы симфонического, камерного, духового и народного оркестра. Игра – драматизация даст возможность им войти в роль музыкантов-исполнителей каждого вида оркестра.

Знакомя школьников с различными видами оркестра, учитель вводит ряд новых понятий: партитура, оркестровая партия. Концертмейстер, камертон, маэстро (так в знак уважения называют заслуженных композиторов, дирижеров).

Например, учитель рассказывает учащимся о симфоническом оркестре и его группах, показывает иллюстрации с изображение инструментов и объясняет приемы игры.

После этого класс «превращается» в оркестр. Учитель рассаживает класс в том порядке, в котором располагаются музыканты симфонического оркестра. Первые парты - первые скрипки и виолончели, вторые парты - вторые скрипки и альты, один ученик «играет» на арфе, дальше сидят контрабасы, литавры и т.д. Задача каждого ученика - слушать тембровое звучание своего инструмента, вовремя вступить и имитировать игру на своем инструменте.

Учитель выступает в роли «дирижера симфонического оркестра» и показывает вступление каждой оркестровой партии. Под музыку выбранного музыкального произведения учащиеся «играют» на инструментах симфонического оркестра.

Для игры-драматизации важна самостоятельность в определении своего вступления каждым учеником и его умение координировать свои действия под музыку.

«Я – фотограф»

Цель игры: развитие музыкальной памяти и внимания.

Дидактический материал: карточки с ритмическим рисунком.

Методика и техника игры. для проведения игры учитель выбирает одного ученика – «фотографа». «Фотовспышка» - «фотограф» показывает и быстро убирает карточку с ритмическим рисунком. Учащиеся должны запомнить ритмическую формулу и прохлопать его. Правило: посмотрели-запомнили-повторили. Получилась или нет «фотография» - решает «фотограф».

«Разведчики»

Цель игры:- закрепление знаний нотной грамоты, развитие ладового чувства и музыкальной памяти школьников.

Дидактический материал: карточки с «музыкальным кодом».

Методика и техника игры. Учитель раздает карточки с «музыкальным кодом», в котором цифры обозначают определенную ступень лада.

Музыкально-дидактическая игра с элементами драматизации проводится на скорость. Каждый ученик выступает в роли «дешифровальщика», т.е. должен уметь раскодировать мелодию: мысленно услышать мелодию по ступеням, узнать песню и спеть ее вслух. Ученик, который первым правильно спел закодированную мелодию становится «разведчиком». Перед ним становится новая задача - запомнить «пароль», не записывая его (дается новая мелодия из 2-4 тактов). Послать в «разведку» - это значит запомнить новый «пароль» и уметь его спеть.

Для домашнего задания можно предложить учащимся сочинить свой «пароль» и включить его при повторном проведении игры.

«Музыкальное путешествие по Европе»

Цель игры: обобщение знаний о народной и композиторской музыке Европы, развитие исполнительских умений и навыков.

Дидактический материал: нотные плакаты, портреты композиторов, географическая карга, ритмические карточки, атрибуты «машиниста» и «путешественников».

Музыкальный репертуар: произведения по программе 3 четверти третьего класса.

Методика и техника игры. Для участия в игре-драматизации педагог выбирает «машиниста», «путешественников», «певцов», «оркестрантов» и «композиторов». Урок строится в своеобразной форме рондо, где музыкальной темой становится «Попутная песня» М.Глинки, куплет которой звучит перед каждой станцией. В процессе игры учитель выполняет различные функции («отправляет» в дорогу «путешественников», ставит музыкальный рефрен и называет станции, объясняет задания, музицирует и оценивает работу класса).

Урок-путешествие начинается со звучанием «Попутной песни» М. Глинки: «машинист» дает гудок (на свистульке) и «поезд» отправляется в «путь». «Путешественники» имитируют движение поезда согнутыми в локтях руками (сидя за партой, стоя или двигаясь по классу).

Первая станция, на которой остановился «музыкальный поезд» - станция «мелодичная». На этой станции «путешественники» узнают по нотной записи мелодии, написанные на нотном плакате или доске, исполняют их «по руку» с названием нот или словами. (К примеру, исполняются белорусская народная песня «Бульба», «Наша песенка» Е. Басовского» чешская народная песня-танец «Полька», греческая детская песня «Родина», итальянская народная песня «Макароны»).

Если «путешественники» не справляются с заданием, то они остаются на этой станции. «В путь» отправляются те ученики, которые знают слова песен и правильно поют мелодию.

«Музыкальный поезд» останавливается на второй станции - «ритмическая». Здесь «путешественники» по ритму угадывают те произведения, которые исполняют им «оркестранты». (В ансамбле с учителем по оркестровой партитуре исполняется «Молдовеняска» и «Болеро»).

Третья станция - станция «Музыкальных загадок», на которой «путешественники» решают загадки.

Четвертая станция - «Композиторская». На этой станции «путешественники» встречаются с «композиторами», которые сочиняли музыкальную сказку.

«Музыкальное путешествие» продолжается и «поезд» прибывает на пятую станцию - «Слушательскую». Здесь «путешественники» по фрагментам определяют произведения и называют композиторов. (Произведения М. Мусоргского, Ф. Листа, Э. Грига, В. Моцарта, И. Штрауса, И.С. Баха, Л. Бетховена).

Шестая станция - «Исполнительская». На этой станции заканчивается «путешествие». Все участники игры - «машинисты», «путешественники», «певцы», «оркестранты», «композиторы» - завершают свое «музыкальное путешествие» исполнением песни Б. Савельева «Большой хоровод».

«Я – композитор», «Я – сочинитель», «Я – дирижер». Это игры на знание средств музыкальной выразительности.

Можно привести в пример дирижера – человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время «играет» таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки. движение – это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не «выключаясь». Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.

Следующий творческий прием ситуация «Я – психолог». Почти каждый ребенок считает себя знатоком людских характеров. Поэтому «Психологу» дается задание: нарисовать словесный потрет героя музыкального произведения.

Или – через прослушивание одного или ряда произведений одного из композиторов рассказать о нем – человеке, которого они никогда не видели, не знали, но который оставил им «звуковое письмо» о себе и о своем времени.

Еще несколько игровых приемов, развивающих творческие способности детей и способствующих развитию мышления – «Найди пропущенное слово» и, наоборот, «Найди ненужное слово» (эти задания выполняются как устно, так и письменно).


 


 


 

Заключение

Игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Уникальная особенность игры. Состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было.

Игра эмоциональна по своей природе и опыту способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игра, таким образом, способствует выполнению важных психологических и методических задач: развитие интереса, увлечённости и любви ребёнка к музыкальному искусству; умение размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание; умение применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, к музыке звучащей вокруг. Через игру  у детей воспитывается художественный вкус.

Все перечисленные приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся. общение с музыкальным искусством через игровые методы дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.

Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.

Рассмотрев применение игровых форм в творческом развитии учащихся, можно сделать ряд обобщений и выводов:

Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания в форме игр;

В игровых ситуациях легче организовать песенное творческо, инсценировки, драматизации;

Игра совершенствует предметную деятельность, логику, приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми;

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности;

Использование ролевых игр помогает вовлечь учеников в процесс творчества. Во время игры ребенок становится то композитором, то музыкантом – исполнителем, то слушателем, то танцором, то режиссером – постановщиком, то дирижером, то художником – декоратором;

Игры на уроках музыки способствуютобщему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, худоественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка;

Игра совершенствует предметную деятельность, логику, приемы мышления, форм


 

Список литературы

Бесова М.А. К познанию мира – через игру. - Мн., 1995.

Бесова М.А. Познавательные игры младших школьников.- Мн., 2005.

Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах.- М., 1985.

Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушкин В.С., Сучков Г.В.. Педагогические технологии. М., 2004.

Вількін Я.Р. Беларускія народныя гульні.- Мн., 1988.

Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 1991.

Гришанович Н.Н. Музыка в школе. Мн., 2006.

Журнал-сборник «Читаем, учимся, играем».- М., 2002.

Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей.- Мн., 1989.

Немов Р.С. Психология, кн.2. М., 2003.

Педагогическая мастерская. Музыка и воспитание. Мн., 2005.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1998.

Старжынская Н.С. Сябруем і гуляем разам. Мн., 1994.

Эльконин Д.Б. Психология игры, М., 1978.

Юркевич В.Д. Дидактические музыкальные игры и упражнения. Мн., 1995.

Опубликовано


Комментарии (1)

Панагушина Елена Аркадьевна, 10.09.19 в 08:48 0Ответить Пожаловаться
Отличные ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ . Всё чётко по алгоритму. Интересный и востребованный материал для педагогов.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.