12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна7441
Работаю в детском саду. Увлекаюсь рукоделием.
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
Игровые методы обучения в педагогической практике

Кардинальные социальные преобразования и бурный научно - технический прогресс, происходящие в нашей стране, предъявляют более высокие требования к современному человеку. Постоянно расширяющийся поток информации уже не воспринимается и не усваивается детьми, и тут нам на помощь приходит игра. Именно в игре мы можем воссоздать ситуации, направленные на усвоение норм и правил поведения в обществе, тем самым поспособствовать формированию социального опыта, и совершенствованию навыка самоуправления поведением.

 t1601481392aa.jpg

Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он будет познавать мир, будет делать его лучше. Но мы не должны подменять игру «делать» из неё учебную деятельность, включая в процесс так называемых «эффективных» форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Именно поэтому перед воспитателями стоит задача максимально использовать игровые методы и приемы в форме различных педагогических игр.

Игровые методы:

1. Дидактические игры

 Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей, развитию речи детей, пополнению и активизации словаря, социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.


2. Сюжетно-ролевые игры

t1601481392ac.jpg Сюжетно-ролевые игры являются средством всестороннего развития ребенка. Это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

Сюжетно – ролевая игра помогает развивать запас игровых действий с игрушками, дает представление о множестве сюжетов, которые можно обыграть, формирует умение играть отдельно и с коллективом, развивает творческие и коммуникативные способности.

 3. Театрализованные игры

 Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.


 t1601481392ae.jpg 

4. Народные игры

Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

 5. Подвижные игры

Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность, внимание при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка

6.Игры-драматизации

 t1601481392ag.jpg

Игра драматизация - это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. План игры, последовательности действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни: требуется представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный запас знаний, умений, навыков, поэтому данный вид игровой деятельности приобретает развернутый характер только в старшем дошкольном возрасте. При целенаправленном руководстве воспитателя эти игры имеют большое значение. Они обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову.

 t1601481392ah.jpg

7. Настольно-печатные игры

Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки".  С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.               


8. Компьютерные игры и с ТСО;

Технические средства обучения (ТСО) – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации.

В ДОУ используются следующие технические средства (ТСО): ноутбук, музыкальный центр, телевизор, мультимедийный проектор и др.

Каждый метод состоит из приемов, которые являются его элементом, составной частью, отдельным действием в реализации.

Наиболее часто встречаемые игровые приемы:

1. Приход или встреча сказочного героя (Незнайка, Буратино, лесной житель, мультипликационного героя).

2  . Дети отправляются в путешествие, на прогулку, в сказку, в гости и др.

3. Получение письма с просьбой о помощи, посылки и т. п.

4. По сюжету сказки (чтение литературного произведения и решение образовательных задач).

5. Внесение волшебного предмета (клубочек ниток, ящик, волшебная палочка).

6. Использование загадки, чтение стихотворения, рассказ сказочной истории и др.

Дидактические игры И.Ю. Матюгина способствует развитию произвольной памяти у детей.

В заключении хотелось бы сказать, что игра — это основная деятельность детей и не смотря на то что эта деятельность не является самостоятельной образовательной областью ею нельзя пренебрегать. В игре нет места авторитарности или указаниям педагога, а есть место партнерству, основанному на искреннем уважении, пусть и маленького, но всё же человека, и заглянуть в мир этого человека нам помогает «Игра» …


Список литературы

Блонский, П.П. Игра. МоскваИздательство ЛКИ: URSS, 2007

Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии» Санкт Петербург: союз, 2006. 224 с.

Зинченко П. И. «Вопросы детской психики» // Психологическая наука в СССР. Т.1 - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. с.221-250.

Матюгин И Ю. Школа Эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. Том 1. Запоминание цифр, телефонов, исторических дат. Санкт Петербург: Эйдос, 1995. 476 с.

Фото взяты из архива автора с согласием родителей на публикацию.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.