Игровые педагогические технологии в обучении.

1
0
Материал опубликован 29 October

Игровые технологии обучения — это способы, методы и приемы, с помощью которых учитель:

задает ситуации, в которых должны оказаться ученики для получения знаний или практического полезного опыта;

формирует обстоятельства, побуждающие учеников к самостоятельному принятию решений — чтобы потом сделать выводы, проработать ошибки;

предлагает выбор — разные социальные роли и «маски», варианты решения задач, которые позволяют лучше узнать себя, проконтролировать свое поведение, эффективнее справиться со сложным делом;

создает среду для повышения мотивации с помощью активизации воображения, «духа соперничества», азарта, групповой деятельности.


Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обшир­ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.


По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические и др.

Процесс овладения новыми знаниями и навыками будет протекать для ребенка легче и эффективнее, если внести в него определенную долю игры. Эта форма умственной деятельности является для ребенка привычной, а потому помогает ему справиться с трудностями, ожидающими его в первые годы обучения.

Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Вообще термин «игра» включает в себя разнообразные виды деятельности. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание. Одиночная игра развивает индивидуальные качества ребенка, знакомит его с характеристиками и свойствами тех или иных предметов. Игра в группе приучает ребенка к общественной жизни, социальным ролям и отношениям между людьми. Ролевые игры помогают ученику осваивать нормы и стереотипы поведения в современном обществе. Таким образом, игра представляет собой вид деятельности, в которой человек добровольно принимает участие и получает удовольствие и возможность исследовательского поведения.


Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования уча­щихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий, происходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игро­вым результатом.

В 1 классе на каждом уроке я использую игры, приведу несколько приёмов игровой технологии:

«Телеграф»

Цель: закрепить умение делить слова на слоги.

Основным игровым действием является отхлопывание в ладоши количества слогов в слове. Сначала учитель называет слова, а дети отхлопывают количество слогов.



«Построим дом»

Цель: учить слышать звук [р] в и находить его место в слове.

Учитель говорит, что собирается изобразить дом, и рисует одну стену. Ученики должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Называть можно только те слова, в которых есть звук [р]: крыша, чердак, карниз, рама, крыльцо, труба. Все называемые предметы педагог схематически рисует на доске.


«Магазин»

Цель: закреплять умение подбирать слова с заданным звуком и указывать его место в слове.

В «Магазине» можно «покупать» только те предметы, в названиях которых есть звук [с]. Дети называют слова: масло, соль, сахар, сухари, колбаса, сыр, сало, сок, капуста, свекла и т.д. после того, как запас слов - названий предметов со звуком [с]


«Живые числа»

Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от1 до 10.

Ученики получают таблички с числами. Каждый крепит свою табличку на грудь. Учитель дает команду: «Числа, встаньте по порядку!». Участники игры становятся в шеренгу, лицом к классу и пересчитываются от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.


«Рыбалка»

Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.

На доске прикреплены рыбки ,с внутренней стороны которых записан пример. Ученик выходит «ловит» рыбку, зачитывает пример, называя компоненты и говорит ответ. Если ответ правильный, то рыбку поймал, если ответил неправильно, то рыбку упустил.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

«Очередь»

Для проведения игры следует взять несколько игрушек и поставить их друг за другом. После этого можно попросить ученика отвернуться и поменять несколько игрушек местами. Пусть ребенок вставит игрушки в первоначальном порядке.

«Запомни фразу»


Цель игры заключается в том, чтобы ребенок запомнил ряд фраз, представив себе их с закрытыми глазами.

- Капли росы, которые сверкают на солнце.

- Мама, которая варит варенье.

- Мальчик, который рисует картинку.


ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

«Дорисуй предмет»

На листе бумаги следует нарисовать простые геометрические фигуры или линии и предложить ребенку дорисовать к ним детали, чтобы получились предметы, животные.

«Интересные истории»

Следует предложить детям придумать истории про какой-либо окружающий их предмет, например книгу, карандаш, кусочек мыла и т.д.

«Волшебные кляксы»

Обыкновенные кляксы можно превратить в забавных человечков, животных и другие предметы, дорисовав их с различных сторон.

Дети в игре чувствуют себя самостоятельными – по – своему желанию общаются со сверстниками,  реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом. Игровая технология играет основную роль в  развитии ребёнка.
















Литература

Азаров Ю.П. Игра и труд. - М., 1973.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

3.Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983

4. Немов  Р. С. Психология. М. , ВЛАДОС,  кн. 1, 2003.

5. Смирнова Е. О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.

Интернет ресурсы:

nsportal.ru

infourok.ru

прослушала вебинар на платформе учи.ру

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.