Игровые педагогические технологии в обучении.
Игровые технологии обучения — это способы, методы и приемы, с помощью которых учитель:
задает ситуации, в которых должны оказаться ученики для получения знаний или практического полезного опыта;
формирует обстоятельства, побуждающие учеников к самостоятельному принятию решений — чтобы потом сделать выводы, проработать ошибки;
предлагает выбор — разные социальные роли и «маски», варианты решения задач, которые позволяют лучше узнать себя, проконтролировать свое поведение, эффективнее справиться со сложным делом;
создает среду для повышения мотивации с помощью активизации воображения, «духа соперничества», азарта, групповой деятельности.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические и др.
Процесс овладения новыми знаниями и навыками будет протекать для ребенка легче и эффективнее, если внести в него определенную долю игры. Эта форма умственной деятельности является для ребенка привычной, а потому помогает ему справиться с трудностями, ожидающими его в первые годы обучения.
Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Вообще термин «игра» включает в себя разнообразные виды деятельности. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание. Одиночная игра развивает индивидуальные качества ребенка, знакомит его с характеристиками и свойствами тех или иных предметов. Игра в группе приучает ребенка к общественной жизни, социальным ролям и отношениям между людьми. Ролевые игры помогают ученику осваивать нормы и стереотипы поведения в современном обществе. Таким образом, игра представляет собой вид деятельности, в которой человек добровольно принимает участие и получает удовольствие и возможность исследовательского поведения.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий, происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В 1 классе на каждом уроке я использую игры, приведу несколько приёмов игровой технологии:
«Телеграф»
Цель: закрепить умение делить слова на слоги.
Основным игровым действием является отхлопывание в ладоши количества слогов в слове. Сначала учитель называет слова, а дети отхлопывают количество слогов.
«Построим дом»
Цель: учить слышать звук [р] в и находить его место в слове.
Учитель говорит, что собирается изобразить дом, и рисует одну стену. Ученики должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Называть можно только те слова, в которых есть звук [р]: крыша, чердак, карниз, рама, крыльцо, труба. Все называемые предметы педагог схематически рисует на доске.
«Магазин»
Цель: закреплять умение подбирать слова с заданным звуком и указывать его место в слове.
В «Магазине» можно «покупать» только те предметы, в названиях которых есть звук [с]. Дети называют слова: масло, соль, сахар, сухари, колбаса, сыр, сало, сок, капуста, свекла и т.д. после того, как запас слов - названий предметов со звуком [с]
«Живые числа»
Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от1 до 10.
Ученики получают таблички с числами. Каждый крепит свою табличку на грудь. Учитель дает команду: «Числа, встаньте по порядку!». Участники игры становятся в шеренгу, лицом к классу и пересчитываются от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.
«Рыбалка»
Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.
На доске прикреплены рыбки ,с внутренней стороны которых записан пример. Ученик выходит «ловит» рыбку, зачитывает пример, называя компоненты и говорит ответ. Если ответ правильный, то рыбку поймал, если ответил неправильно, то рыбку упустил.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
«Очередь»
Для проведения игры следует взять несколько игрушек и поставить их друг за другом. После этого можно попросить ученика отвернуться и поменять несколько игрушек местами. Пусть ребенок вставит игрушки в первоначальном порядке.
«Запомни фразу»
Цель игры заключается в том, чтобы ребенок запомнил ряд фраз, представив себе их с закрытыми глазами.
- Капли росы, которые сверкают на солнце.
- Мама, которая варит варенье.
- Мальчик, который рисует картинку.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
«Дорисуй предмет»
На листе бумаги следует нарисовать простые геометрические фигуры или линии и предложить ребенку дорисовать к ним детали, чтобы получились предметы, животные.
«Интересные истории»
Следует предложить детям придумать истории про какой-либо окружающий их предмет, например книгу, карандаш, кусочек мыла и т.д.
«Волшебные кляксы»
Обыкновенные кляксы можно превратить в забавных человечков, животных и другие предметы, дорисовав их с различных сторон.
Дети в игре чувствуют себя самостоятельными – по – своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом. Игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка.
Литература
Азаров Ю.П. Игра и труд. - М., 1973.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.
3.Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983
4. Немов Р. С. Психология. М. , ВЛАДОС, кн. 1, 2003.
5. Смирнова Е. О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.
Интернет ресурсы:
nsportal.ru
infourok.ru
прослушала вебинар на платформе учи.ру