Статья «Формирование ключевых компетенций обучающихся с помощью современных технологий»

6
0
Материал опубликован 28 October 2021 в группе

«Формирование ключевых компетенций обучающихся с помощью современных технологий»

  В настоящее время активно развиваются и внедряются в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача образовательных учреждений – подобрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые соответствуют поставленной цели развития личности, в нашем случае формированию ключевых компетенций дошкольников. 

      Для начала важно определить понятия компетентность и компетенция:

   Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.

   Компетентность – владение, обладание учеником, воспитанником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

  Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

     Компетентность всегда проявляется в деятельности, ее можно определить как «успешное действие в конкретной ситуации» или как «способность эффективно решать проблемы в условиях неопределенности».

     Перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте определяются на основании целей, стоящих в сфере дошкольного образования. В этот перечень входит: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

    Перечень и содержание ключевых компетентностей соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования. К ним относится:

       – Социальная компетентность;

       – Коммуникативная компетентность;

       – Информационная компетентность;

       – Здоровьесберегающая компетентность;

       – Деятельностная компетентность;

       – Когнитивная компетентность;

       – Эмоциональная компетентность.

    Социальная компетентность: ребенок принимает разные социальные роли и действует в соответствие с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими).

   Коммуникативная компетентность: ребенок выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; задает вопросы; аргументирует свою точку зрения.

    Информационная компетентность: ребёнок активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет).

   Здоровьесберегающая компетентность: ребёнок осмысленно пользуется предметами личной гигиены; проявляет активность в выбранных видах двигательной деятельности; осознает пользу движений; соблюдает правила безопасного поведения в быту в разных видах деятельности в разных ситуациях; излучает жизнерадостность, уверенность, обнаруживает внутренний покой.

    Деятельностная компетентность: ребёнок ставит цель, отбирает необходимые средства для её осуществления, определяет последовательность действий; делает выбор и принимает решение; договаривается о совместных действиях, работает в группе; прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других).

   Когнитивная компетенция: формируется в самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией, умение самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.

  Формирование когнитивной ключевой компетенции происходит в исследовательской деятельности дошкольников.

    Эмоциональная компетенция – это осознание своих чувств, эмоций и управление ими, это осознание чувств и эмоций других людей, это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием.

   Формирование ключевых компетенций обучающихся осуществляется с помощью современных технологий: здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя; игровая технология; технология «ТРИЗ» и др.

 К здоровьесберегающим технологиям относятся: закаливания, дыхательные гимнастики, подвижные и спортивные игры, динамические паузы (физкультминутки), гимнастика для глаз, пальчиковые гимнастики, ритмопластика, динамические паузы, релаксация.

 Игротренинги, игротерапия, самомассаж, арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика и др.

  К числу здоровьесберегающих технологий относится и педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды.

   Использование на занятиях физической культуры элементов фитнеса, аэробики, йоги, современного спортивного инвентаря и ИКТ технологий.

    Технологии проектной деятельности включают в себя:

   Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

     Классификация проектов:

     – «игровые» детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

     – «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

   – «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

   – «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

    Технология исследовательской деятельности.

   Применение проектных технологий тесно связано с использованием ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

     Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

       – эвристические беседы;

       – постановка и решение вопросов проблемного характера;

       – наблюдения; опыты; трудовые поручения, действия

       – моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

       – «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

       – подражание голосам и звукам природы;

       – использование художественного слова;

       – дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации.

    Информационно-коммуникационные технологии.

   Постепенно, компьютерные технологии входят в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его качество.

    Активные формы использование ИКТ в работе с детьми и родителями:

      – подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов;

      – электронная почта, информационные сайты, мессенджеры;

      – виртуальные экскурсии;

      – интерактивные игры на электронной доске, или интерактивном столе.

      – мультимедийные презентации Power point;

      – слайд-шоу и видеофрагменты;

      – аудиокниги;

       – мультимедийные фотоальбомы и др;

    В заключении хочу выделить, что внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию и развитию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких технологий, безусловно, влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению, формированию ключевых компетенций обучающихся с помощью современных технологий.

         Список используемой литературы:

1. «Формирование ключевых компетентностей учащихся» Даньшина А.В.

2. Программа «От рождения до школы»  под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

3. https://infourok.ru/klyuchevye-kompetentnosti-vospitannikov-doshkolnogo-vozrasta-4268770.html

4. https://pandia.ru/text/80/505/21557.php

5. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/sovremennyie-obrazovatelnyie-tehnol-2/


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации