12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Умёнушкина Мария Олеговна54
1

Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье описаны здоровьесберегающие технологии, которые применяются в формировании правильного звукопроизношения.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития. Проблема нарушения звукопроизношения у дошкольников с ОНР является наиболее распространенной у детей дошкольного возраста. Исследованием нарушения звукопроизношения занимались такие авторы, как Татьяна Борисовна Филичева, Нина Алексеевна Чевелева, Галина Васильевна Чиркина и др. В связи с этим возникает необходимость применения новых здоровьесберегающих технологий, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда становится эффективным средством коррекционной работы с детьми, которые имеют нарушения речи. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. (Н.К.Смирнов). Только комплексное воздействие на ребенка может дать положительную динамику речевого развития. Именно поэтому данные задачи выполняют ряд специалистов: логопед, психолог, дефектолог, учитель по физической культуре, воспитатель.

Рассмотрим методы и приемы, которые применяются в коррекционно-логопедической работе.

1. Дыхательная гимнастика

Данная здоровьесберегающая технология направлена на развитие дыхания, продолжительного, равномерного выдоха, которые необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхательные упражнения развивают сильную и плавную воздушную струю. Вследствие чего спонтанная фразовая речь звучит плавно и интонированно. Нужно мотивировать интерес детей к дыхательной гимнастике сочетанием наглядности и стихотворных форм. Дыхательную гимнастику применяют логопеды при индивидуальной форме работы, воспитатели, инструкторы по физической культуре.

2. Пальчиковая гимнастика

Один из методов здоровьесберегающих технологий, направленного на развитие мелкой моторики. Дети с общим недоразвитием речи обладают неразвитой моторики, у них возникают трудности при удержании карандаша, шнуровании ботинок и т.д. Со временем уровень развития сложнокоординированных движений становится недостаточным для освоения письма, поэтому возникают различные трудности. В ходе пальчиковых игр, дети, повторяя движения логопеда, активизируют моторику рук. Стихотворения, считалки, приговорки, загадки во время этого используются для исправления звукопроизношения, развития словарного запаса и фразеологической речи. Данный метод используют логопеды на своих занятиях, воспитатели, психологи.

3. Самомассаж и массаж

На логопедических занятиях с детьми с общим недоразвитием речи используются некоторые виды самомассажа: языка, лица, кистей рук, ушных раковин. Массаж языка при коррекции звукопроизношения повышает тонус и сократительную способность мышцы. Массаж лица, ушных раковин стимулирует деятельность нервной системы, посылая импульсы от рецепторов кожи в кору головного мозга, тем самым повышается регулирующая роль в отношении работы всех систем организма. При массаже языка используются такие упражнения как поглаживание, растирание, разминание и др.

4. Артикуляционная гимнастика

Основа коррекции звукопроизношении в дошкольном возрасте - артикуляционные упражнения. Артикуляционная гимнастика улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (проводимость нервных импульсов); подвижность артикуляционных органов; укрепление мышечной системы языка, щек, губ; уменьшение повышенного тонуса артикуляционных органов, либо наоборот, повышение пониженного тонуса мышц артикуляционных органов; выработка определенного положения артикуляционных органов, необходимого для произнесения определенных звуков. Использование при проведении артикуляционной гимнастики наглядных пособий активизирует речевую и познавательную активность детей, повышает интерес к занятиям. Артикуляционной гимнастикой преимущественно занимаются логопеды на индивидуальных и фронтальных занятиях, также данный метод могут использовать воспитатели на коррекционном часе.

5. Физкультминутки

На занятиях у детей с общим недоразвитием речи достаточно кратковременно рабочее состояние, они быстро утомляются, поэтому большое значение в профилактике переутомлению придают физкультминуткам. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, запоминание серии двигательных актов. Физкультминутки используют логопеды на фронтальных занятиях, а также инструкторы по физической культуре и музыкальные руководители.

6. Биоэнергопластика

Данный метод подразумевает соединение движений кистей рук с движением артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения можно использовать с движением рук. Биоэнергопластикой занимаются логопеды как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях.

7. Су-Джок терапия

Су-Джок терапия-это метод лечения с использованием кистей и стоп. Данные многих исследователей говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, идущих от пальцев рук. Именно поэтому в коррекционной работе как логопеды, так и воспитатели уделяют большое внимание развитию мелкой моторики. Воздействие на речевые зоны коры головного мозга осуществляется с помощью Су-Джок колец и шариков. Данный метод может быть использован при автоматизации и дифференциации звуков. Су-Джок терапию используют логопеды, психологи и воспитатели.

8. Песочная терапия

Данный метод может быть применим у большого ряда специалистов- психологов, логопедов, воспитателей. Логопеды применяют его на индивидуальных и фронтальных занятиях. Песочная терапия представляет собой развитие не только высших психических функций, мелкой моторики, но и коррекцию речевых нарушений. А именно упражнения на песке могут быть использованы на разных этапах логопедической работы- на этапе автоматизации, дифференциации звуков. Песочная терапия помогает стабилизировать эмоциональное состояние детей, а также они более заинтересованы в предлагаемых упражнениях на песке.

Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, если: учитывается состояние здоровья ребёнка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств обучения. Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на каждом этапе коррекционной работы позволят сформировать здоровое звукопроизношение.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.