12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Раиса Николаевна427
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск
Материал размещён в группе «Логопедические пособия своими руками»
4

Статья на тему «Профилактика и коррекция навыков чтения и письма на логопедических занятиях у обучающихся с ОВЗ» (1-4 класс)

Профилактика и коррекция навыков чтения и письма на логопедических занятиях у обучающихся с ОВЗ

Когда речь заходит о начальной школе, мы естественно подразумеваем, что на этом этапе ребенок должен овладеть первичными навыками письма, чтения и счета. В последние годы рождается все больше детей с аномальным развитием. Попадая в школу, такие дети не всегда могут справиться с требованиями школьной программы. Им трудно обретать навыки письма, чтения и счета. Еще несколько лет назад термины «дислалия», «дисграфия», «дискалькулия» знали только узкие специалисты. Сейчас эти слова все чаще и чаще звучат с экрана телевизора, со страниц интернета, все чаще мы слышим их из уст родителей. С каждым годом растет количество детей с дислалией и дислексией. И раньше, и сейчас учителя таких детей не очень любят: они портят успеваемость, снижают «процент обученности» и т.п. Как правило, на них просто закрывают глаза и отсаживают на последнюю парту.

Однако, время не стоит на месте, в связи с принятием закона об инклюзивном образовании, внимание к таким детям выходит на первый план. Учителя и родители сами ведут таких учеников к логопеду и психологу с просьбой помочь научить читать и писать.

Проблема дисграфии и дислексии изучается давно. Был период, когда ребенка с расстройством процессов письма и чтения, относили к категории умственно-отсталых. Но время показало, что эти процессы не имеют никакой прямой связи со стойкими нарушениями интеллекта.

Если разложить процесс чтения по этапам, как нам его раскладывает Лалаева Р.И., то:

ребенок должен вначале узнать каждую букву,

соотнести с соответствующим звуком,

правильно определить порядок букв

воспроизвести вслух в нужном порядке и

только теперь вследствие соотнесения звуковой формы со значением читаемого наступает понимание прочитанного.

У бегло читающего человека эти процессы автоматизированы и происходят мгновенно, а вот на этапе освоения – это довольно сложно. Поэтому понятно, что чем дольше будет продолжаться гонка за скоростью чтения, тем сильнее у детей будет протест и непринятие самого процесса.

Одно поколение читающих мы уже потеряли, сколько их еще впереди?..

Еще сложнее ситуация с письмом. Для точного различения гра­фически сходных букв необходим достаточный уровень сфор­мированности зрительного анализа и синтеза, простран­ственных представлений. Анализ и сравнение буквы не яв­ляются для первоклассника простой задачей. Когда помимо всех уже перечисленных процессов, которые осуществляются при чтении, ребенок должен еще и соотнести выделенные из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, отдиффериенцировать её от других, в т.ч. и от графически сходных, только после этого воспроизвести её с помощью движений руки на тетрадном листе.

В итоге, у дисграфика мы имеем вот такую работу. Не буду углубляться в анализ ошибок, я все их постаралась вывести в таблицу.

Замечу лишь, что и дисграфия и дислексия обусловлены недоразвитием выс­ших психических функций - нарушением в работе речевых центров. Именно они отвечают за осуществление процессов пись­ма и чтения в норме.

В связи с этим, логопедическая работа по коррекции этих расстройств делится на 2 одинаково значимых этапа: 1 этап –слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.

На этом этапе задача логопеда в том, чтобы постараться скомпенсировать недоразвитие ВПФ, научить слышать и различать фонемы русского языка, безошибочно определять порядок звуков и слогов в слове, отдифференцировать понятия «звук» и «буква», научить узнавать графические образы рукописных и печатных букв.

На первоначальном этапе работы, при формировании навыков звукобуквенного анализа необходима опора на вспомогательные средства.

Для составления схем слов используем разного рода жетоны, фишки, мозаики, сигнальные карточки, конструкторы и т.п. Т.е. самые разные подручные материалы, для того, чтобы сделать этот процесс увлекательным и разнообразным.

По составленным схемам задаю вопросы:

- назови звук, который ты слышишь перед звуком [к], но после звука [о], например, в слове кошка. Т.к. в этом слове звук [к] встречается дважды, то некоторым приходится поломать голову, как такое может быть

Или:

- какой звук который стоит между двумя согласными (гласными)

- назови гласный, который спрятался за сдвоенными согласными и т.п.

Дети любят мои «каверзные» вопросы еще и потому, что за каждый правильный ответ они получают призовой жетон, который в конце занятия обменивают на наклейку. Это тот небольшой стимул, который заставляет маленького ученика продуктивно работать все занятие и создает для ребенка, неуспешного на уроках, ситуацию успеха в среде сверстников.

В работе со второклассниками, хорошо зарекомендовали себя всевозможные игры с буквами и словами: ребусы, задания на составление коротких слов из длинного, слоговые игры, задания из серии «буква потерялась» и другие.

Дети с удовольствием принимают такие задания, воспринимая их как игру. А учителя, тем временем, отмечают первые успехи. Уже в этот период у учащихся снижается количество пропусков и перестановок букв и слогов в письменных работах и при чтении.

К концу первой четверти, наступает 2 этап - коррекция непосредственно письменной речи. Он достаточно продолжительный. В этот период увеличивается количество письменных заданий. Они уже менее интересные, чем игры с буквами, но не менее важные.

Разного рода графические, слуховые диктанты, иероглифическое письмо, письмо по памяти, заставляют ребенка анализировать услышанное. Ученик оказывается поставлен в ситуацию, когда перед тем как написать слово, нужно хорошенько подумать, как будет правильно.

Учимся различать на слух гласные и согласные. Очень много пропусков букв у дисграфика связано с тем, что он зачастую просто не воспринимает гласные и соответственно их не пишет.

Дифференцируем твердое и мягкое звучание согласных перед гласными 1 и 2 ряда, и выбираем правильную букву для написания. Значительные трудности вызывает Ь. Детям-логопатам непросто услышать разницу в звучании слогов с Ь-смягчителем и разделителем.

В последнее время все больше детей, для которых проблемой становится различение звонких и глухих звуков. Соответственно, на письме он тоже будет их смешивать. Все эти моменты мы стараемся максимально отработать на данном этапе.

С первых письменных упражнений стараюсь воспитывать у школьников навыки самопроверки. Этот прием способствует развитию аналитических навыков. Для этого не исправляю ошибки, а лишь отмечаю на полях, предлагая ученику сверить свою запись с текстом. Несколько позже вводится прием взаимопроверки.

При оценке работ обязательно ставлю 2 оценки. Одну за активность и работу на занятии, а вторую уже за качество выполненной письменной работы. Если ребенок получает 5/5, значит он заработал наклейку. И мои второклашки очень расстраиваются, если я не проверила тетради и вклеила очередную картинку. Помимо прочего, наклейки и жетоны помогают мне стимулировать активность детей в процессе занятия.

Этот этап направлен, в первую очередь, на коррекцию акустической формы дисграфии.

К коррекции оптической дисграфии целесообразно приступать в последнюю очередь, когда детьми уже достаточно хорошо усвоен зрительный образ всех букв. Но это не значит, что на предыдущих этапах работы на дифференцировку оптически сходных букв не стоит обращать внимания. В течение всего учебного года, воспитываются зрительный гнозис и мнезис, в занятия включаются задания на узнавание, нахождение, различение букв.

Например, такие:

Чтение нетрадиционно направленного текста, чтение по стрелкам способствует упорядочению движений глаз, уменьшению количества возвратных движений глаз, следовательно, уменьшению количества регрессий и повторов частей слова при чтении и на письме.

Работа с разного рода зашумленными изображениями, зеркальное чтение также помогают запоминать и узнавать зрительные образы.

Обведение или раскрашивание петлеобразного контура одновременно двумя руками способствует образованию новых межполушарных связей, умению ориентироваться на плоскости, развивает пространственное воображение, повышает способность к произвольному самоконтролю.

Выкладывание образа буквы из ниток, из мягкой проволоки, из песка и др. подручных материалов помогает запомнить ее графический образ.

Рисование буквы пальчиком на бархатной или лучше на мелкой наждачной бумаге. С точки зрения нейропсихологии считается что такой способ особенно эффективен для запоминания графического образа букв, т.к. кинестетические ощущения, сопряженные с двигательной активностью кисти руки, способствуют откладыванию, запоминанию образа буквы на уровне подкорки.

Так как время занятия ограничено, то на такого рода задания с второклассниками отвожу не более 5 минут.

Но тем не менее, они приносят свои положительные результаты. Работая с детьми с особенностями развития, мы должны помочь ребенку как можно лучше раскрыть дарования и таланты данные ему природой, чтобы у каждого из них появилась возможность дополнить плеяду знаменитых дисграфиков и дислексиков, нашедших свое призвание в жизни.

Список литературы

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников -- М.: Владос, 1997

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М.: Национальный книжный центр, 2015 — 320 с.

Ананьев Б. Г. Восстановление функций при аграфии и алексии травматического происхождения.- Ученые записки МГУ. В 3-х т., 1947

Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов

М.: Просвещение, 1983. – 136 2015

Лалаева, бенедиктова; нарушения чтения и письма у младших школьников Диагностика и коррекция — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с. (Серия «Коррекционная педагогика»)

Иванковская С.А. Рисование двумя руками одновременно. Рабочая тетрадь. 4 год обучения. - СПб.: ИРО "Смена", 2003. — 28 с

https://pikabu.ru/story/izvestnyie_disleksiki_i_disgrafiki_5510242

https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/stat-ia-na-tiemu-inkliuzivnoie-obrazovaniie-v-rossii

https://fb.ru/article/314349/disgrafiya-u-mladshih-shkolnikov-korrektsiya-uprajneniya-profilaktika-prichinyi

 

Опубликовано в группе «Логопедические пособия своими руками»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.