Статья «Игровые технологии в работе социального педагога в условиях специальной школы для обучающихся с девиантным поведением»
Игровые технологии в работе социального педагога в условиях специальной школы для обучающихся с девиантным поведением
Статья.
Цель: применение игровых технологий в работе с подростками с девиантным поведением.
Ссылки на источники:
https://ok.ru/group52668906668279/topic/205737941239
http://www.maam.ru/detskijsad/igra-i-e-rol-v-razviti-komunikativnyh-sposobnostei-detei.html
Игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, это способ исследования пространства, времени, вещей и т.п.
В метод обучения игра превращается при условиях:
- наполнения технологии определенным содержанием;
- придания содержанию дидактического смысла;
- наличия мотивации обучаемых;
- установления дидактических связей с другими методами обучения.
При коррекции девиантных форм поведения подростков игра – незаменимое средство, ведь игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что учебная игра:
- Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.
- Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
- Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
- Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.
- Многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.
- Нивелирует значение конечного результата. В игровой деятельности участника могут устраивать разные типы "призов": материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
- В процессе обучения отличается наличием четко поставленной ситуационной цели и соответствующего ей педагогического эмоционально-делового (т.е. не формально-неравнодушного) результата.
Игровые формы на часах социального педагога
Игровые технологии – использование игр и игровых упражнений, соревнований, драматизаций, конкурсов, ребусов, кроссвордов, головоломок, игр на воспитание коммуникабельности. Нестандартный час социального педагога — это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к правовому воспитанию посредством новой формы организации их деятельности. Я использую такие формы, как:
Игра-путешествие.
Дискуссия, диспут, дебаты.
Дуэль.
Занятие-сюрприз.
Круглый стол.
Брейн-ринг.
Устный журнал.
Драматизация.
Экскурсия.
Дидактические игры и игровые упражнения: «Третий лишний», «Закончит предложение», «Лови ошибку», «Определи автора», «Кто больше назовёт», «Аукцион», «Перепутаница», «Собери пословицу» (например: Живи своим умом, а не чужим добром. Что посеешь, то и пожнёшь. В мире жить – с миром творить. Все люди по своей природе равны. Незнание закона не освобождает от ответственности), «Кто быстрее», «Найди пару», «Угадай-ка», «Конкурс правоведов».
Ролевые игры придают изучению темы характер творчества, позволят выявить артистические данные учащихся, будут способствовать более полному усвоению учебного материала, способствуют социализации подростка. Их можно использовать как элемент занятия или как внеклассное мероприятие: КВН, «Что? Где? Когда?», «Следствие ведут знатоки», «Своя игра», «Самый умный» и т.д. Их можно проводить в рамках недели права и как внеклассные мероприятия.
Кроссворды, чайнворды, ребусы.
Кроссворд могу предложить классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока.
Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.
Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке. Кроме того, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.
Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:
1. Игровые технологии являются одним из видов педагогических технологий, методом обучения в которых является игра. Игру как технологию обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Игра находит всё более широкое значение в педагогике.
2. Учебные игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы.
3. В ходе игры ученики смогут максимально усвоить учебный материал.
Ольга Владимировна