Игровые упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляции и силы голоса у неслышащих детей младшего возраста
Материал для отработки речевого дыхания.
«Бабочка (птичка, листок, снежинка) летит!»
Бабочки, листочки, птички, снежинки должны висеть на уровне лица ребенка. Взрослый предлагает подуть и посмотреть, как красиво и далеко летит снежинка…
Методические указания:
При проведении игры следить за тем, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи, не надували щеки; при выдохе губы слегка вытянуты вперед; дуть только при одном выдохе, не добирая воздуха. Повторить игру 2-3 раза (в целом не более 10 секунд).
«Чья лодочка дальше уплывет?» (птичка, снежинка улетит; кукла убежит). Бумажные легкие игрушки для поддувания ставят на край стола. Ребенок дует на свою игрушку, чтобы она продвинулась как можно дальше (можно устроить соревнования). В этой игре отрабатывается навык плавного длительного выдоха (чтобы кукла, лодочка… не упала).
Методические указания.
При проведении игры следить за тем, чтобы ребенок при вдохе не поднимал плечи, не надувал щеки; при выдохе губы слегка вытянуты вперед; дуть только при одном выдохе, не добирая воздуха.
«Подуй на свечу». Ребенок находясь на безопасном расстоянии делает резкий выдох и задувает свечу (можно специально отодвинуть свечу дальше, чтобы выдох пришлось делать сильнее).
Методические указания.
При проведении игры следить за тем, чтобы ребенок при вдохе не поднимал плечи, не надувал щеки; при выдохе губы слегка вытянуты вперед; делать один резкий выдох.
«Сдуй карандаш». Ребенок дует на карандаш (лучше взять карандаш с гранями) и пытается сдвинуть его с места, чтобы карандаш покатился. В этом упражнении отрабатывается сила выдоха.
Методические указания.
При проведении игры следить за тем, чтобы ребенок при вдохе не поднимал плечи, не надувал щеки; при выдохе губы слегка вытянуты вперед; делать сильный длительный выдох.
Игровые упражнения на закрепление произношения и артикуляции звука А.
«Кормление птенцов» ребенок сидит напротив взрослого. Взрослый показывает картинку «Птичка кормит птенцов», обращает внимание ребенка на раскрытые ротики птенцов, предлагает поиграть: птичка принесла зернышки, а птенчики открывают рты. Съели зернышки – закрыли рты.
Методические указания.
Игру проводят несколько раз, увеличивая время держания рта в открытом положении до 4-6 секунд. Язык и губы спокойные. Движение выполняется только нижней челюстью.
«Покачай куклу». Ребенок сидит, на руках кукла. Взрослый показывает картинку с плачущей куклой, предлагает успокоить куклу, покачать и спеть песенку А---А---А (показывает пример).
Методические указания.
Следить, чтобы ребенок не кричал, пел спокойно: тихо, громче, медленно, тянул гласный А. Следить, чтобы ребенок не открывал рот слишком широко, без напряжения. Губы в спокойном положении, язык спокойный, кончик языка расположен ближе к нижним резцам.
Игровые упражнения на развитие голоса
проводятся на звукоподражаниях с использованием игрушек или картинок.
Звукоподражание паровозному гудку – ууу…..
Звукоподражание вою волка – ууу…
Аукание в лесу – игра «Эхо» а------у, а------у.
Звукоподражание шипению гуся – шшш…
Звукоподражание жужжанию пчелы, жука – жжж…, комара, мухи – ззз…
Звукоподражание вою ветра – ввв…
Звукоподражание лопающегося пузыря – ссс…
Звукоподражание крику птиц, животных по желанию детей – мяу__, ав-ав.