Интегрированный урок по теме «Белки» (Биология, 9 класс)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
муниципального образования города Братска
Интегрированный урок по теме:
«Белки»
(для учащихся 9 класса)
Подготовили: учитель биологии Викторова Е.Л. и учитель химии Москвитина М.А. г. Братск, 2014год Тема урока: «Белки» Цель урока: на основе межпредметных связей биологии и химии продолжить расширение и углубление знаний о важнейших органических веществах клетки на основе строения белков, сформировать знания о важнейшей роли белков в органическом мире. Задачи урока. Образовательные:- продолжить формирование у учащихся знаний о составе и строении белков, уметь объяснять функции белков на примерах, провести связь между биологическими и химическими процессами.
- развитие умений сравнивать состав и строение различных органических веществ (белков, жиров, углеводов), умение выполнять творческие задания.
- продолжить формирование убежденности в познаваемости мира на основе знаний о строении, составе и свойствах органических веществ, признание ценности знаний для саморазвития, трудолюбия.
Ход урока
Этапы урока |
Содержание |
Вид деятельности |
Организационный момент. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. |
Здравствуйте, сегодня мы проведем с вами интегрированный урок по биологии и химии, давайте вспомним, любой живой организм состоит из веществ, которые подразделяются на 2 группы? (органические и неорганические). К органическим относят? (белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты), а к неорганическим (вода и минеральные соли). Так вот один из этих веществ – это тема нашего сегодняшнего урока, а какой конкретно попробуйте определить сами, используя несколько подсказок, которые мы вам предложим: (слайд 1). 1. В организме человека их около 5 миллионов. 2. В 2 раза их больше в животной клетке, чем в растительной. 3. Это органические вещества. 4. Составляют 50% сухой массы клетки. 5. Второе название протеины, латинское название Protos, что в переводе обозначает – первый. Совершенно верно, это белки (слайд 2). Эпиграфом к нашему уроку мы взяли небольшое четверостишие: « Белки, жиры и углеводы, Пройдут века, эпохи, годы, К вам мы прикованы на век, Без вас немыслим человек!» Сегодня мы с вами попробуем рассмотреть белки со всех сторон, что-то по данной теме вы уже знаете, какие –то знания для вас будут новыми, но в конце урока вы должны будете доказать, а, возможно, опровергнуть тождество, что жизнь-это белок! Перед вами на слайде представлены цель и задачи урока, а также план работы на уроке. (слайд 3) |
Слушают учителя. Определяют тему урока. |
Обобщение и систематизация знаний учащихся |
1. История изучения белков.(слайд 4, 5). - А как давно ученым известно про белки, нам расскажет. 2. Определение. - Давайте, попробуем вспомнить, а что же такое белки? (слайд 6)
-Сколько в природе существует аминокислот, из которых строятся все белки? (20). - Из этих 20 аминокислот может быть образовано 2 432 902 008 176 640 000 комбинаций, то есть различных белков. 3. Химический состав и строение аминокислот. (слайд 7).- Давайте с вами изучим строение аминокислоты. Перед вами на столах представлены формулы аминокислот. Назовите химические элементы, входящие в состав данных молекул. Теперь, пожалуйста, найдите сходства и отличия в формулах, поработайте в группах, какая группа первая справиться, поднимает руку. Выводим общую формулу всех аминокислот на листе. (Акцентировать внимание на том, что в молекуле АК 2 группировки: NH 2 и COOH, поэтому АК может проявлять как кислотные свойства так и основные, (т. е. АМФОТЕРНЫ. Аминокислоты - это органические вещества, которые обладают одновременно кислотными и основными свойствами, так как содержат NH 2и COOH. 4. Принцип объединения аминокислотных звеньев в полипептидную молекулу. ( Слайд 8 –рассказать). Каким образом АК соединяются в белке. Соединение аминокислот в белок называется реакцией поликонденсации. 5.Пространственные структуры белка. Белок имеет 4 вида структур, давайте вспомним их. (слайд 9.) 6.Функции белка.(слайд 10 – перечислить функции) - А сейчас мы предлагаем вам справиться с небольшим заданием самостоятельно, в ваших опорных конспектах нужно выполнить задание под цифрой 5, где вы должны будете сопоставить белок и его функцией. (слайд 11). |
Слушают сообщение Морозовой Н. Ответы учащихся (Белки́ (протеи́ны) — это биологические полимеры, состоящие из мономеров – аминокислот) Ответы учащихся (20) Работа с раздаточным материалом. Ответы учащихся (С, Н, О,N, S). (Сходство: аминогруппа, карбоксильная группа. Отличие: разный радикал). Работа учащихся в опорном конспекте. Работа учащихся в опорном конспекте. Слушают учителя. Работают в опорном конспекте. Слушают учителя, отвечают, дополняют. Слушают учителя. Работают самостоятельно в раздаточном материале, соединяют пример белка с выполняемой функцией. |
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний |
У белков есть еще одна функция - каталитическая(ферментативная) - Что такое катализаторы? (вещества ускоряющие протекание реакций.) Ферменты обладают, как правило, третичной или четвертичной структурой, но при повышенной температуре они разрушаются и перестают функционировать. Что бы убедиться в этом, проведем несложный опыт. «Расщепление перекиси водорода ферментом каталазой» (слайд 12). В 2 стаканчика поместим сырой и вареный картофель, прильем растворы перекиси водорода. H2O2 H2O + O2 Вывод: в вареном картофеле ферменты перестают действовать (нет реакции), так как они разрушаются при высоких температурах. |
Слушают учителя. Следят за проведением опыта, помогают сделать выводы. |
Этап усвоения новых знаний. Проведение опытов. |
Свойства белков. А.Физические свойства. Теперь перейдем к рассмотрению характерных для белков свойств. Перед вами куриный белок. Опишите характерные для него физические свойства. Б. Б. Химические свойства. Химические свойства белков определяются строением и свойствами радикалов. Именно при помощи радикалов реализуется одно из выдающихся свойств белков – их необыкновенно многообразная химическая активность. Одним из общих свойств белков является ГИДРОЛИЗ – разложение водой. Конечными продуктами гидролиза являются составляющие белка – аминокислоты.
Наличие белков можно определить с помощью качественных и ярких реакций: биуретовой и ксантопротеиновой. Сейчас вы будете проводить эксперименты на белках, напоминаю вам о технике безопасности при выполнении работы. Опыт № 2 «Цветные реакции на белки» 1 группа. А) Биуретовая. К 2-3 мл раствора белка добавить 2-3 мл 10 % раствора гидроксида натрия. Затем добавить 2-3 мл раствора сульфата меди. Содержимое пробирки перемешать и наблюдать изменение цвета. 2 группа. Б) Ксантопротеиновая. В пробирку налить 2 мл раствора белка. Добавить по каплям 0,5 мл к. HNO3 / Осторожно нагреть ее. Наблюдать изменение цвета. Сделать вывод по этим реакциям. 3 группа. В) «Действие этилового спирта на белок» - денатурация. (слайд 13). К раствору белка добавьте этиловый спирт. !!!!! Запомните эту реакцию на всю жизнь, то же самое происходит в организме человека, если он регулярно употребляет спиртные напитки. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы (тягучий, вязкий, ………)
Слушают учителя. Проводят опыты. Формулируют выводы. |
Закрепление полученных знаний. |
А сейчас для вас небольшая индивидуальная самостоятельная работа. Перед вами листы, где вы должны будете написать ровно 3 предложения, каждое предложение должно начинаться с темы сегодняшнего урока, а дальше излагаете ту информацию, которая запомнилась и является для вас наиболее важной по данной теме. |
Работают самостоятельно на отдельных листах. |
Подведение итога урока |
И в завершении нашего урока давайте вспомним тождество, что жизнь – белок. Исходя из материала сегодняшнего урока, попробуйте в группах сформулировать одним предложением доказательство или опровержение данного суждения. (слайд 14). |
Работают в группах, формулируют доказательство или опровержение. |