Игровой метод при формировании устных вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе

0
0
Материал опубликован 7 August

Игровой метод при формировании устных вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе



Одной из главных задач реализации программы «Математика» на начальном уровне образования является формирование устных и письменных навыков счета. Овладение данными навыками– это устойчивый фундамент для успешного овладения математическими знаниями и на последующих уровнях образования. В структуре урока данному виду деятельности уделяется особое значение. Способность быстро и точно производить вычисления в уме не только облегчает понимание более сложных математических концепций, но и играет важную роль в повседневной жизни человека. Однако у младших школьников процесс формирования этих навыков часто сопряжён с трудностями: монотонностью тренировок, страхом ошибиться, низкой мотивацией. В связи с этим поиск эффективных и увлекательных методов обучения становится приоритетной задачей современной педагогики. Игровой метод-один из часто-используемых методов для формирования навыков устных вычислений. Он позволяет не только «оживить» детей, но и создает положительную эмоциональную среду, снимает напряжение и стресс у тревожных детей. Конечно, чтобы дидактическая игра стала не только обменом эмоциями, учителю необходимо соблюдать ряд правил: учитывать возрастные особенности учащихся, игра должна соответствовать теме урока, игроки должны соблюдать установленные правила, подготовить необходимый дидактический материал.

Игровые методы, или дидактические игры, представляют собой специально созданные или адаптированные игры, направленные на достижение определённых образовательных целей. Их дидактический потенциал в контексте устного счёта заключается в следующем:

Повышение мотивации: игры делают процесс обучения увлекательным, вызывают эмоциональный отклик, желание активно участвовать и побеждать. Соревновательный элемент стимулирует к более интенсивному умственному труду.

Снижение тревожности: в игровой ситуации снижается страх ошибки, так как проигрыш воспринимается не как неудача, а как часть игры. Это позволяет детям свободно экспериментировать и искать решения.

Активное вовлечение в процесс: игра требует от ребёнка непосредственного участия, активных действий, что способствует более глубокому и прочному усвоению материала.

Развитие коммуникативных навыков: многие игры предполагают взаимодействие между участниками, что способствует формированию навыков сотрудничества, обсуждения и взаимопомощи.

Формирование саморегуляции: в игре дети учатся следовать правилам, контролировать свои действия и эмоции, что важно для развития учебной самостоятельности.

Многократное повторение без утомления: игровая форма позволяет многократно повторять одни и те же вычислительные операции без ощущения монотонности или скуки.

Предлагаемые из личного педагогического опыта игры, прежде всего отличаются интеграцией познавательной и моторной активности, что способствует формированию устойчивого навыка.

Все игры, имея четкую структуру могут наполняться разнообразным смысловым содержанием, по мере усложнения материала.

«Кто в теремочке живет?»

Используется при отработки образования чисел в пределах 10, в пределах 20, любых двузначных чисел.

Заранее готовятся карточки, из расчета количества детей. До урока каждому на парту кладется одна карточка с числом. В зависимости от решаемой задачи, приглашается к доске ученик (например, с карточкой число 10). «Кто может жить в этом теремочке?» Выходят дети, у которых карточки состава числа 10 (5 и 5, 6 и 4, 8 и 2, 7и 3, 9 и 1) Важно учесть, что детей с карточкой 10 должно быть для каждой пары. По этой же структуре отрабатывается состав любых чисел.

«Математическая эстафета»

Используется при отработке всех приемов устных вычислений на протяжении всего курса «Математика» на начальном уровне образования.

Дети образуют команды (по рядам или по случайной выборке) на доске заранее подготовлены примеры. Дети по команде: «На старт! Внимание! Марш!» начинают выбегать к доске, считать, писать полученный ответ и передавать мелок следующему игроку. Правильность ответов проверяет противоположная команда.

«Глухой телефон»

Дети образуют команды (по рядам или по случайной выборке). Условия действий будут зависеть от конкретной дидактической задачи: каждый последующий прибавляет по одному, по два; вычитает по десять, вычитает по три; умножает на три, делит на два и т д. Учитель на ушко говорит первому игроку число, все остальные по очереди выполняют заданные действия. Последний игрок в команде, как только посчитал поднимает руки вверх. Проверка ответов только после завершения подсчета во всех командах.

«Аукцион»

Одна из тех игр, которая способна активизировать самых пассивных детей. В зависимости от поставленных задач предлагается «купить число». Плата –пример. Педагог заранее озвучивает условия:

-примеры только на сложение (вычитание, умножение, деление)

-примеры с проговариванием арифметического действия (сумма, разность, произведение, частное)

-примеры только с однозначными, двузначными, трехзначными числами.

Карточку получает ученик, который последний после счета «три» озвучил пример на получение заданного числа.

«Продается число 15 раз (дети предлагают свои варианты) …два….три!»

Всё действие происходит очень динамично, за несколько минут можно «продать» 5-7 чисел.

«Счет в прямом и обратном порядке с пропуском».

Эффективное упражнение для отработки табличного и внетабличного деления. Для выполнения этого задания можно использовать несколько вариаций:

запись вести в тетради- участвуют все одновременно, с последующей проверкой;

если наполняемость класса небольшая-в кругу с мячом (кто мяч поймал, тот и считает).

В зависимости от решаемой задачи на уроке предлагаем от названного числа считать (писать) в обратном (прямом) порядке, но пропускать:

-все числа, которые делятся на 2, на три, пять и т д.

Чтобы игровые методы были максимально эффективными, необходимо соблюдать определённую методику их внедрения:

Системность и регулярность: игры не должны быть случайным эпизодом. Их следует включать в каждый урок математики как часть фронтальной, индивидуальной или групповой работы.

Целенаправленность: каждая игра должна иметь чётко определённую дидактическую цель — например, отработка сложения однозначных чисел, закрепление таблицы умножения, развитие скорости счёта.

Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям: сложность игр должна соответствовать уровню развития детей. Важно предлагать задания разной степени сложности, чтобы каждый ребёнок мог почувствовать себя успешным.

Четкость правил: перед началом игры необходимо подробно объяснить правила и убедиться, что все их поняли.

Роль учителя: Учитель выступает не только в роли организатора, но и в роли участника, фасилитатора, наблюдателя и арбитра. Он должен создавать атмосферу поддержки, поощрять инициативу, помогать преодолевать трудности.

Эмоциональная насыщенность: Учитель должен сам демонстрировать энтузиазм, вдохновлять детей на активное участие, хвалить за старания.

Анализ результатов: После игры целесообразно провести краткий анализ: что получилось, над чем стоит поработать. Это поможет детям осознать свой прогресс.

Вариативность: Не стоит ограничиваться одним-двумя видами игр. Регулярная смена игровых форм предотвращает утомление и поддерживает новизну ощущений.

Игровые методы являются мощным и эффективным инструментом для формирования навыков устного счёта у младших школьников. Они позволяют превратить потенциально скучную и монотонную деятельность в увлекательный и мотивирующий процесс. Как показывает личный многолетний опыт, использование этих игр способствует повышению качества обучения учащихся по предмету, формирует положительное отношение к предмету, способствует развитию внимания и способности удержания поставленной учебной задачи. Заданный позитивный настрой в начале урока создает атмосферу сотрудничества и познавательной активности.

В условиях современной образовательной парадигмы, ориентированной на системно- деятельностный подход и развитие универсальных учебных действий, игровые технологии приобретают особую актуальность, доказывая свою незаменимость в начальной школе.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации