Теория и практика игрового обучения и воспитания детей

2
0
Материал опубликован 27 March 2018 в группе

«Теория и практика игрового обучения и воспитания детей»

Ни для кого не секрет, что процесс обучения на любом своем этапе является сложным и комплексным вопросом. И для его решения педагог нередко прибегает к формам игрового обучения. Но что такое игра?

Например, такие ученые как П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров дают игре следующее определение: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат».

Не менее интересным является определение игры у Г.К. Селевко, звучащее следующим образом: «Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

Однако единого для всех научного определения игры не имеется до сих пор, и исследователи разных областей науки отталкиваются от «интуитивного осознания, соответствующей культуры, определенной реальности и места игры, которое она занимает в этой культуре».

Следует добавить, что игра ­­–  наиболее доступный и интересный для учащихся любого возраста вид деятельности. Участников игры объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, обмен опытом и получение новых эмоций. Как утверждал П.Ф. Каптерев, «обучение и игры не враги — это друзья, которым сама природа указала идти одною дорогою и взаимно поддерживать друг друга».


Игра в рамках обучения иностранным языкам дает возможность незаметного усваивания языкового материала, в результате чего возникает чувство удовлетворения, повышается самооценка и пробуждается мотивация к дальнейшему изучению предмета. Игра очень часто помогает учащимся преодолеть “языковой барьер”, который является, как правило, психологической проблемой, а не просто недостаточным знанием грамматического или лексического материала.

Для педагогов важно иметь полное представление о значимости игрового обучения, которое позволит им глубже и интересней построить содержание работы с детьми:


— в качестве дидактического средства в приобретении и формировании определенных умений и навыков, игровые методы обучения помогут сформировать умственные действия;

— игра поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир;


— игры развивают ребенка физически, освобождают от переизбытка энергии;


— игры имеют особое значение для развития произвольного поведения и психического развития ребенка;


— игры служат в качестве перехода на новый период развития, демонстрируя общие моральные устои общества;


— педагог должен помочь учащимся любого возраста сохранить игровую позицию, т.е. обыгрывать свою деятельность; «взрослый человек будет вполне сознателъным и свободным только тогда, когда будет способен воспроизводить в себе ситуацию игры и себя как играющего ребенка».


Рассмотрим ниже игровые технологии, применяемые в обучении и воспитании. При характеристике учебных игр стоит отметить, что педагог в их процессе может являться одной из играющих сторон, находиться в роли наблюдателя, эксперта, ведущего и т.п.

– использование проблемно-игровых ситуаций, целью которых является развитие у детей творческих способностей. Проблемно-игровые ситуации содействуют включению ребенка в творческую деятельность, развитию своего творческого потенциала, формированию коммуникативно-оценочного отношения к творчеству.

– игры на развитие мышления, речи, памяти и внимания детей также являются неотъемлемой частью обучающего процесса. Примером такой игры можно считать «Большую семью», используемую на уроках иностранного языка (также может применяться и в других предметных областях). Педагог предлагает детям некоторую тему, пройденную с детьми ранее. Цель: вспомнить как можно больше слов по этой теме. Для учащихся старшего возраста задание может быть усложнено: их задача не просто вспомнить слова по заданной теме, но и привести с ними в пример предложения (за счёт чего параллельно могут тренироваться и грамматические умения).

– игры на обобщение предметов по определенным признакам. Например, можно попросить учащихся назвать предметы по цветам, по геометрической форме и т.д.

– игры на развитие умений отличать реальные явления от нереальных. Например, «Кто умеет летать?». В данном случае имеется возможность не только тренировать определенную грамматическую структуру, но и развивать мировосприятие учащихся. Например, при вопросе, умеет ли летать жираф, дети должны дать отрицательный ответ; а на вопрос, умеет ли летать муха, ответ будет положительным.

– игры на развитие фонематического слуха и смекалки. Например, «Невидимые чернила». Педагог в воздухе или на доске как бы прописывает простые слова (руками, дети следят только за их движением), а учащиеся должны суметь прочитать их и записать свой вариант на листе, но так, чтобы другие не видели. Потом педагог совместно с детьми оценивает результаты.

– деловая игра, которая используется при усвоении детьми нового материала и для закрепления пройденного, а также формирования общеучебных умений и навыков. В данном случае могут быть использованы различные варианты деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр и прочие. Стоит не забывать, что деловые игры состоят из трех этапов: подготовительного, этапа проведения, анализа и обобщения результата игры. На каждом этапе педагог должен внимательно контролировать его готовность учащимися. Данный вид учебных игр наиболее полезен для учащихся старшего возраста.


В заключение стоит отметить, что каждому педагогу важно уяснить для себя тот факт, что игра может быть использована как метод диагностики, средство коррекционной работы, способ контроля и как возможность сделать свой урок интересным и более продуктивным. Мир игр невероятно разнообразен. Каждая игра по-своему уникальна, ставит перед педагогом и учащимися определенные цели и содержит в себе различные функции. Игры являются неотъемлемой частью обучающего и воспитательного процесса, поскольку каждый вид игр помогает в развитии ребенка не только как здорового человека, но и здоровой личности в целом.


Автор: Савинкина М.С.,

преподаватель иностранных языков


Список используемой литературы:

Кайюа Р. Что такое игра. // Курьер «ЮНЕСКО», 1980. – № 2, с. 67

Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. – 269 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Каптерев П.Ф. "Детская и педагогическая психология", Изд.: Мпо "Модэк", 1999. – 336 с.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации