12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Пшенникова56
Россия, Иркутская обл., Иркутск

ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ ГЕОГРАФИИ:

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ

Пшенникова Наталья Семеновна

преподаватель

Иркутский региональный колледж

педагогического образования г. Иркутск


Аннотация: Нельзя переоценить значение технических и информационных инноваций для современного естественнонаучного и гуманитарного образования. Такие дисциплины как география, биология, несомненно, физика должны быть в авангарде этих изменений, чтобы уметь взаимодействовать с формами новой «постиндустриальной» культуры и новым способом восприятия и обработки информации учащимися, не забывая о главной миссии образования: дать студенту объективное представление о мире, неотъемлемой частью которого он является и научить его сохранять и созидать этот мир.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии; образование; география; виртуальная реальность; мобильные приложения; новое сознание; инновации в образовании.


Если еще пять лет назад мы могли сказать, что образование 21 века невозможно представить без персональных компьютеров, сети интернет, проекторов и других инновационных технологий, то сегодня с уверенностью можно констатировать, что современное образование — это и есть информационные технологии, программное обеспечение и интерактивное обучение. Из модного дополнения к классическому образовательному процессу, основанному на изучении печатных источников информации, ИКТ превратилось в главный инструмент познания, и уже ясно, что меняется не сам образовательный процесс, изменения происходят на более глубинном уровне — уровне человеческого сознания, когда сам процесс приема, обработки и анализа информации трансформируется в принципиально новые формы. В обществе знания, по мнению американского социолога Дэниела Белла, образование становится показателем качества жизни и представляет собой «процесс свободного определения каждым учащимся своего собственного смысла в жизни и обучении, то есть того места, которое знание должно занять в его жизни [1, с. 564]. Эта эволюция сознания неизбежна, и примеров в истории человечества достаточно, чтобы признать, что, независимо от споров «хорошо/плохо» в отношении «Нового человека», наша задача не тормозить эволюцию, а направлять происходящие изменения в русло гуманизации и творческого развития личности. Непосредственно для образовательного процесса этот, происходящий в наши дни, эволюционный процесс (хотя, возможно, не будет риском назвать этот процесс революционным) значит, что классическая учебная аудитория с доской, указкой и мелом уже стала историческим прошлым. Как отмечает в своей работе «Третья волна» один из авторов концепции постиндустриального общества Э.Тоффлер новое поколение, воспитанное «супериндустриальной культурой», привыкшее к огромному количеству информации, поступающему из различных источников, часто отрывками - клипами «учится создавать свои собственные “полосы” идей из того разорванного материала, который обрушивают на них новые средства информации [3, с. 280].

Давайте на примере дисциплины География постараемся разобраться в тенденциях современного образовательного процесса, основанного на использовании ИКТ. Специфика географии как предмета заключается в том, что он содержит большой объем материала. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок, преподавателю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии, сети интернет и заканчивая газетами и журналами. Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам.

Сегодня в процессе обучения особое внимание стоит уделить имитационным, моделирующим и учебно-игровым средствам ИКТ, а также тренажерам, т. к. именно они формируют практические навыки, необходимые в первую очередь в познании окружающего мира, при этом, не уменьшая значение обучающих, демонстрационных, расчетных и справочных средств, в огромной мере упрощающих процесс усвоения информации. Давайте обратимся к таким современным средствам обучения, как приложения для планшетов и других смарт-устройств, оговорив отдельно, что любое из таких приложений с помощью смарт-доски на занятии в аудитории можно вывести на экран и использовать для работ в группах. Каждая из таких обучающих программ содержит в себе сразу несколько средств обучения, позволяет задействовать несколько отделов памяти ученика, развивает навыки анализа и критической оценки моделируемых ситуаций. Виртуальное образовательное пространство становится эффективным - в смысле своего конструктивного потенциала - конкурентом реального пространств [2, с.98]. Виртуальная среда открывает перед педагогом широкие возможности моделирования и экспериментов, которые в реальном поле вместе с учениками поставить невозможно.

Ярким примером такой программы является «Mission Antarctica» для устройства Ipad. Данное приложение имитирует экспедицию на Южный полюс и позволяет учащимся стать частью команды, исследующей Антарктиду. Приложение включает реальные кадры, снятые веб-камерой снятые во время одной из таких экспедиций в 2011 году, в образовательном разделе можно найти недельные модули с лекциями, миссиями и заданиями, освоив которые, учащиеся получают полное представление о Южном Полюсе. Вариантов работы с таким приложением возможно огромное множество, как индивидуально, так и в группах, какие-то задания и миссии возможно выполнять самостоятельно дома, чтобы в группе обсудить варианты решения и выбрать самый оптимальный. Такие многозадачные образовательные модули рождают интерес студентов к изучаемому предмету, раскрывают многообразие мира, дают шанс почувствовать себя частью глобального исторического процесса, частью мира и помогают легко осваивать тот материал, который в таблицах и схемах выглядел скучным и казался непосильным для запоминания.

Другое приложение «UN CountryStats», информационно-поискового и демонстрационного типа, которое, как и предыдущее, разработано для мобильно устройства Ipad позволяет визуализировать актуальную статистику по экономике, вопросам окружающей среды, рынкам, социальным проблемам и т. д.. Статистику можно выводить как по отдельным странам, так и сравнительные таблицы, графики и схемы по нескольким регионам мира. Преподаватель может подключить мобильное устройство к смарт-доске и вывести на экран из приложения любую необходимую ему статистику, будь то сравнительное количество вооруженных конфликтов в странах Латинской Америки и Африки или процент занятого в сельском хозяйстве населения Франции. Если такая статистика будет сопровождаться интерактивными видео материалами, интервью с учеными, фото материалами, то складывающаяся у студентов картина мира будет достаточно полной, чтобы на основе полученных знаний он мог делать выводы, и с помощью обучающих кейсов предлагать варианты решения тех или иных проблем.

Остается понять, какой станет роль преподавателя в учебном процессе, если он уже не будет носителем и ретранслятором знаний. Какие еще функции, кроме организации учебного процесса, будет он выполнять. Конечно, та важнейшая часть преподавательской работы, как воспитание не может быть автоматизирована, только живой человек может научить заботиться об окружающей среде, стараться своими знаниями и умениями приносить пользу окружающим, любить и созидать. Именно поэтому несмотря на необходимость и неизбежность максимальной автоматизации учебного процесса, увеличения объема использования ИКТ на уроках географии и других предметах учитель никогда не станет лишним звеном в образовательном процессе.


Список литературы:

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: Академия, 2019. С. 564.

Журавлёва Е.Ю. Современные модели развития гуманитарных наук в цифровой среде // Вопросы философии. 2011. № 5. С.98.

Тоффлер Э. Третья волна. – М.: АСТ, 2004. С. 280


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.