ИКТ-технологии - помощник современного учителя-словесника
ИКТ-технологии – помощник современного учителя-словесника
Мы живем в динамично развивающемся мире, в котором информационные технологии играют ведущую роль. Самое большое количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, примерно 9% - с помощью слуха и лишь 1% с помощью других органов чувств. Еще К.Д. Ушинский заметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Применение информационных технологий помогает задействовать и зрение, и слух одновременно. Поэтому сегодня современный урок, образование в целом невозможно представить без ИКТ-технологий.
Компьютер и ИКТ-технологии являются хорошими помощниками для учителя-словесника наряду с другими средствами обучения. Отлично информационно-коммуникационные технологии зарекомендовали себя на таких уроках, как:
1) изложение нового материала для визуализации информации;
2) закрепление материала;
3) система контроля и проверки знаний учащихся;
4) самостоятельная работа учащихся.
Работа с использованием программы Power Point приводит к следующему ряду положительных эффектов:
- обогащает урок эмоциями;
- облегчает процесс усвоения знаний;
- пробуждает живой интерес к тому, о чем говорят на уроке;
- расширяет общий кругозор учащихся;
- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Если в среднем звене учитель сам готовит презентации к урокам, то в старших классах учащиеся способны самостоятельно создать презентацию на заданную тему. Такая работа развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств.
Начиная с 9 класса, при изучении того или иного произведения, учитель подробно знакомит учащихся с биографией писателя или поэта. На таких уроках презентация, созданная с помощью программы Power Point, просто необходима, чтобы создать положительный эмоциональный настрой на изучение произведения. Работу по созданию презентации о жизни и творчестве писателя поручаю детям, которые могут работать как самостоятельно, так и в парах или малых группах.
(А. Блок. Жизнь и творчество поэта)
Далее, говоря о системе образов произведения, уместно продемонстрировать иллюстрации к произведению, включенные в презентацию, чтобы учащиеся смогли лучше сформировать свое представление о том или ином герое.
(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Онегин в своем кабинете)
При изучении нового материала на уроках русского языка также можно воспользоваться готовыми презентациями или создать собственную:
При этом роль учителя – комментировать то, что видят учащиеся на экране. По необходимости можно дополнить схемы объяснениями и примерами. Визуализация материала способствует лучшему его восприятию и запоминанию.
Современные учебники литературы дополняются фонохрестоматиями. Актерское чтение поэтических текстов, которое ребята слушают на уроках, приобщает учащихся к искусству декламации, а также развивает вкус.
Текстовый редактор Word – незаменимый помощник при подготовке к урокам русского языка. Раздаточный материал (дополнительные упражнения для всего класса, индивидуальные карточки и др.), созданный с помощью текстового редактора Word повышает эффективность урока: закрепляется изученный материал, устраняются пробелы знаний отдельных учеников, развивается умение учащихся самостоятельно решать поставленные задачи.
Для закрепления материала и отработки уже имеющихся орфографических, пунктуационных и других языковых навыков учащихся применяю ресурсы таких образовательных платформ, как «ЯКласс», «РешуЕГЭ», «РешуОГЭ», «РешуВПР». На этих платформах можно создать тематические тесты, контрольные работы, а также предлагаются готовые варианты работ. «ЯКласс» стал для меня «палочкой-выручалочкой» в период дистанционного обучения.
Проблему формирования у обучающихся прочных знаний, умений и навыков можно решить, используя возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать различные формы, приемы обучения русскому языку.
Большие возможности предоставляет интерактивная доска для словарно-орфографической работы. На экране демонстрируются слова для запоминания правописания или слова с пропущенными буквами, вставляя которые, ребята вспоминают изученные орфограммы. Если необходимо, нужно объяснить лексическое значение того или иного слова. Так же можно работать и над орфоэпией.
Работа на интерактивной доске позволяет быстро и легко изменить информацию: убрать, добавить, переместить, выделить маркером. На интерактивной доске информацию можно подавать дозировано, поэтапно. Это позволяет удерживать внимание и интерес учащихся на протяжении всего урока.
Планируя урок с использованием ИКТ-технологий, необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы для разных возрастных категорий учащихся. А также не забывать, что на уроках литературы главная роль отводится работе с текстом, словом.
Безусловно, компьютерные технологии для современного учителя – незаменимые помощники, ведь знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными.