Статья «Техническое творчество как фактор развития профессиональной компетентности студентов»
Гончарова Инна Олеговна, старший преподаватель
специальных металлургических дисциплин,
ОСП «Индустриальный техникум» ГОУ ВО ЛНР
«Донбасский государственный технический институт».
Техническое творчество как фактор
развития профессиональной
компетентности студентов.
Аннотация. Развитие технического творчества является важной социально-экономической задачей учебного заведения, и от ее успешного решения зависит общий экономический и культурный уровень студенческого коллектива. Эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения преподавателя организовать творческую деятельность студентов. Через коллективные формы работы у студентов формируется навык творческого общения. Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов, а также умеющие творить и мыслить.
Технический прогресс обеспечивается высококвалифицированной подготовкой специалистов. Современный мир требует многогранной подготовки специалистов. Это уже не узкая специализация профессионалов, а более интегрированная подготовка – будущий технолог должен быть интересен своим подчинённым, а значит должен быть грамотным, увлекающимся и творческим человеком. Эти качества можно развить только при коллективной занятости студентов – в кружках или клубах технического творчества.
Комиссия спец. металлургических дисциплин активно вовлекает в творческую деятельность студентов 2 – 4 курсов техникума специальности «ОМД». Для студентов 1 курса старшекурсники проводят классные часы, где говорят о красоте и значимости профессии металлурга с демонстрацией фильмов и слайдов, активные члены клуба «Прокатчик» презентуют модели прокатных станов, которые реконструировали и модернизировали самостоятельно. Научно-технические конференции по вопросам энергосбережения, экологии проходят в присутствии выпускников техникума, ведущих инженеров ПАО «АМК», преподавателей кафедры «ОМД и М» ДонГТИ с которыми у нас сложились тесные дружеские отношения.
Как известно, работа прокатчика – требует знаний, интуиции, находчивости, наблюдательности. Современному обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, научно-технических вопросов, а также умеющие творить и мыслить.
Мультимедийные технологии дают студентам и преподавателям возможность отобразить свои мысли в фото и видео материалах – презентациях, но «живая картинка» никогда не заменит практических навыков в работе со слесарным инструментом, электрическими приборами, умения работать в команде, чувствовать плечо товарища и поддержку преподавателя.
В наибольшей степени формирование творческих умений происходит при выполнении студентами индивидуальных творческих заданий с использованием мультимедиа (конкурсных демонстраций, выставок, презентаций) и чем больше доля принятия самостоятельного решения, тем больше возможности для формирования и развития творческих умений. Именно в этом случае студенты могут проявить в полной мере свой творческий потенциал.
В нашем техникуме создана уникальная прокатная лаборатория, где студенты могут почувствовать себя в роли вальцовщика стана горячей прокатки. Главное в этой профессии – это «чувствовать» прокатный стан, чувствовать людей, понимать друг друга не то, что с полуслова — с полувзгляда. На лабораторках, как в театре, у каждого есть своя роль, меняющаяся каждый урок. Сегодня ты вальцовщик, завтра - оператор прокатного стана, потом – ответственный за охрану труда, затем – контролер ОТК. Выполняя поставленные задачи студенты учатся работать в команде. Металлургия - одиночек не любит!
Настоящему специалисту для успешной трудовой деятельности необходимы знания широкого спектра: и в области технологии, и в электрооборудовании, и автоматизации агрегатов. Сопоставив возможности и знания студентов электриков и прокатчиков, изучив базовое оборудование лабораторий техникума, преподаватели комиссий электротехнических и специальных металлургических дисциплин решили на базе действующей модели прокатного стана 100 реализовать идею проведения интегрированного лабораторно-практического практикума.
Суть идеи такова: студенты-прокатчики разрабатывают технологический режим прокатки свинцовой заготовки до заданных размеров, просчитывают его с помощью электронных таблиц Microsoft Excel, создавая расчетную программу, затем рассчитывают скоростной режим прокатки и строят тахограмму. Студенты-электрики, изучая работу электроприводов на лабораторных установках, пришли к выводу, что управление двигателем с помощью релейно-контакторной схемы – это прошлый век. Поэтому предложили автоматизировать прокатную клеть на современном уровне и реализовать рассчитанный скоростной режим прокатки с помощью частотного преобразователя Altivar 31 с программируемым реле Zelio Logic.
В результате проделанной работы получили возможность:
• дистанционно управлять клетью,
• управлять устройством от компьютера с помощью виртуальных кнопок, анало-гичных кнопкам на рабочем терминале;
• визуализировать внутренние переменные сигналы с помощью виртуальных измерительных приборов или виртуального осциллографа;
• реализовать заданную тахограмму работы клети
• получили возможность проведения интегрированного лабораторно-практического практикума для 2-х специальностей технологов и электриков.
Творческие умения – неотъемлемый элемент профессиональной компетентности технологов по специальности «Обработка металлов давлением».
Литература.
Самойленко Э.А. Техническое творчество как профессиональная социализация. Журнал: НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Издательство: Автономная некоммерческая организация "Издательский дом "Народное образование" (Москва)