Статья «Семейная ситуация как фактор развития активной познавательной позиции ученика»

1
0
Материал опубликован 4 December 2015
Аннотация: В статье рассматривается семейная ситуация как фактор развития активной познавательной позиции у школьников. Раскрыто понятие активной познавательной позиции ученика, выявлены условия, позитивно и негативно влияющие на развитие познавательной активности детей в семье.

Проблема развития познавательной активности учащихся в последнее время приобрела особую актуальность. В связи с этим возрастают требования к обучению и воспитанию, способствующему формированию активного ученика, умеющего добывать знания. В процессе школьного обучения познание становится ключевым, специально организованным. Однако, начиная школьное обучение, не все дети стремятся к познавательной деятельности, демонстрируют интеллектуальную пассивность, не понимают зачем они учатся. Почему это происходит? Какие факторы влияют на развитие познавательной активности ребенка? Как разбудить в детях познавательную потребность, сделать процесс учения значимым, а учебную деятельность привлекательной? Большое значение в развитии познавательной активности детей имеет семья.

Ученые неоднократно обращались к проблеме семьи, ими проанализирован феномен семьи и брака (Ф. Энгельс, М. С. Мацковский, А. Г. Харчев, Ю. И. Семенов и др.), ее функции, стили воспитания (И. В. Гребенников, А.В. Петровский, М. Арутюнян и др.), созданы методики, позволяющие продиагностировать специфику родительских отношений (А. Я. Варга, В. В. Столин и др.), выявлены черты личности, негативно влияющие на формирование индивидуальности ребенка (А. И. Захаров и др.). Однако проблема влияния семейной ситуации на развитие познавательной активности ребенка изучена недостаточно. Проанализировав проведенные исследования педагогов, становится очевидно, что дети с активной познавательной позицией – это дети, имеющие благополучную семейную ситуацию. Под познавательной позицией ученика понимается отношение ученика к познанию предметного мира, мира человеческих отношений и самого себя в учебной деятельности и повседневном поведении. Она охватывает различные стороны психического развития личности: интеллектульную, эмоциональную, нравственно-волевую, рефлексивную (Меньшикова Е. А. , 2009). Сочетаясь друг с другом, эти четыре компонента образуют уровни развития познавательной позиции ученика (очень высокий, высокий, средний, низкий). Познавательную позицию детей высокого и очень высокого уровней развития мы называем активной. (Меньшикова Е. А., 2011).

Исследование показало, что неблагоприятная семейная ситуация отрицательно влияет на формирование познавательной позиции школьника. Негативное воздействие оказывают черты характера родителей, выявленные А.В. Захаровым (Захаров, А. В., 1995). К ним относятся: сензитивность (повышенная чувствительность, склонность все принимать близко к сердцу, легко расстраиваться и волноваться), аффективность (эмоциональная возбудимость и неустойчивость настроения), тревожность (склонность к беспокойству, недостаточная согласованность чувств и желаний), противоречивость личности (предполагающая сочетание трех черт: доминантности, эгоцентричности и гиперсоциальности). Наличие данных характеристик приводит к формированию у родителей определенных отрицательных типов материнского отношения к детям которые способствуют невротическому развитию личности ребенка, препятствуют формированию эмоционально-волевого компонента готовности детей к школе, способствуют проявлению чувства собственного несовершенства, неуверенности, нерешительности, отрицательно сказываются на формировании личности ученика. У таких детей развивается тяжелое самочувствие, эмоциональное напряжение, тревожность, агрессия, конфликтное самосознание. На уроках они не активны, погружены в свои мысли, переживания, им свойственен «уход от деятельности», а в случае учебных трудностей – прогулы занятий, так как отсутствующая в семье помощь учебе вызывает страх наказания, и формирует стратегию избегания неудач. Благоприятная семейная ситуация, забота в семье, внимание, любовь, привязанность близких создает у ребенка ощущение безопасности, способствует развитию эмоциональной устойчивости, уверенности в своих силах, адекватную самооценку, стратегию достижения успеха. Формированию активной познавательной позиции способствует активное участие родителей в учебно- воспитательном процессе, организация дома совместной познавательной деятельности: наблюдение за явлениями природы, совместное чтение художественных произведений, помощь ребенку в преодолении учебных трудностей.

Для развития познавательной позиции важно учить детей уметь работать руками. Учение – труд. Работая руками, дети учатся трудиться. Это умение хорошо развивается в семьях, где у детей есть свои небольшие обязанности по дому: подмести пол, помыть посуду, вынести мусор и др. Практика обучения показывает, что учащиеся, привыкшие трудиться дома, быстрее «входят» в роль ученика, легче адаптируются. Дети, умеющие работать руками, ловко справляются с заданиями на уроках труда, более организованны, более старательны в учебной деятельности. Тройки и двойки за четверть по труду в начальных классах встречаются не часто. Однако такое явление имеет место и является очень диагностичным для выявления познавательной позиции ученика. Наблюдения показывают, что дети, не желающие трудиться, – это часто дети, не привыкшие трудиться дома. Семейная ситуация, во многом, является здесь определяющей. В последнее время, к сожалению, стали появляться семьи, в которых у детей нет трудовых обязанностей. Это выясняется из анкетного опроса родителей и свойственно семьям с большим материальным достатком. В таких семьях появляются няни, помощницы, трудовых обязанностей нет и у мам. Воспитание любви к труду, в том числе и к учебному, без опоры на семью, является сложной задачей для учителя.

В последнее время наблюдается привлечение родителей к управлению школой. Они имеют возможность контролировать деятельность учебного заведения, влиять на выбор учебных программ, принимать участие в работе «Родительских советов» и др. Несомненно, родители должны быть привлечены к учебно-воспитательному процессу школы. Но это требует определенных знаний и опыта. Практика показывает, что не всегда родители компетентны в тех вопросах, к решению которых привлекаются. Часть родителей готовы платить за образование, нанимать репетиторов и склонны к устранению от учебно-воспитательного процесса, их забота о детях заключается, в основном, в создании для ребенка материального благополучия. Такие родители ориентированы только на оценки, которые ребенок приносит из школы. Они настойчиво добиваются от своих детей высоких отметок любой ценой, а воспитанию личности в семье и развитию стремления к познавательной деятельности не уделяется достаточного внимания.

Д. Льюис (1979) составил для родителей список утверждений, которые характеризуют удачный подход к стимулированию умственного развития детей в семье:

Я отвечаю на все вопросы ребенка терпеливо и честно.

Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.

Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате и на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.

Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

Я поручаю ребенку посильные заботы.

Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.

Я беру ребенка в поездки по интересным местам.

Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.

Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.

Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.

Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других.

Я никогда не наказываю ребенка унижением.

Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.

Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

Я регулярно читаю ребенку.

Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.

Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.

Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.

Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.

Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел.

Я никогда не дразню ребенка за ошибки.

Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.

Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми.

Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.

Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.

Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.

В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.

Я не хвалю его беспредметно и неискренне.

Я честен в оценке своих чувств к ребенку.

Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.

Я даю ребенку возможность самому принимать решения.

Я помогаю ребенку быть личностью.

Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимание телепрограммы.

Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка.

Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.

Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.

Я не ограничиваю ребенка школьными рамками, развиваю его интересы и ставлю перед ним новые увлекательные задачи ( D. Lewis, 1979).

Таким образом, существенным фактором развития активной познавательной позиции детей является семейная ситуация, традиции семьи, ее ценности, совместная с детьми организация досуга, стиль воспитания, сотрудничество со школой.

Список литературы:

1. Захаров, А. И. Детские неврозы / А. И. Захаров. – СПб. : Респекс, 1995. – 192 с.

2. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А. И. Захаров. – СПб. : Издательство Союз, Лениздат, 2000. – 224 с.

3. Меньшикова, Е. А. Активная познавательная позиция как достижение психического развития младших школьников / Е. А. Меньшикова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 8 (86).– С. 116 – 120

4. Меньшикова, Е. А. О психолого-педагогической природе активной познавательной позиции младших школьников / Е. А. Меньшикова // Начальная школа. – 2009. – № 10 – С. 18 – 20

5. Меньшикова, Е. А. Психологическая готовность к школе – предпосылка развития активной познавательной позиции у младших школьников / Е. А. Меньшикова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 10 (112). – С. 111 – 113.

6. Одаренныедети / Общ.ред. Г. В. Бурменской [идр.]. – М. :Прогресс, 1991. – С.103 – 105 с.

7. lewis, D. Haw to be a gifted parent : Realize your child' s full potential / D. Lewis. – New York : Norton, 1979.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации