12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Хананова63
0

Импрессионисты на уроках «Слушания музыки» в ДМШ и ДШИ (на примере форте-пианного цикла для детей К. Дебюсси «Детский уголок»)

Импрессионисты на уроках «Слушания музыки» в ДМШ и ДШИ (на примере фортепианного цикла для детей К. Дебюсси «Детский уголок»)


В современном обществе важное место занимает формирование художественно-эстетических ценностей у детей в процессе музыкального образования. Основание – пробуждение творческих способностей ребенка. Все это несет в себе воспитательную функцию. В процессе музыкального образования происходит развитие когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-эмоциональных способностей личности, что формирует эмоциональную отзывчивость, воображение, внимание, интеллект, коммуникабельность и др. Если сформулировать сверхзадачу дисциплины «Слушание музыки», то это слушание-творчество, слушание-сотрудничество. Или иначе: методика активного развития основ музыкального мышления, восприятия музыки [Демешко, с. 3], воспитание культуры слушания музыкальных произведений [Царева, с. 7].

Курс «Слушание музыки» своего рода начальная стадия дисциплины «Музыкальная литература». Именно здесь происходит первое знакомство с музыкой, композиторами, вырабатываются элементарные навыки анализа музыкального произведения (средства выразительности, образы). Эта дисциплина в ДМШ и ДШИ является обязательным предметом в 1-3 классах. В общеобразовательных учреждениях уроки музыки, где основной сферой деятельности является непосредственно слушание музыки, проводятся в 1–8 классах.

Помимо развития творческих способностей, коммуникативных навыков и приобретения специальных знаний, курс «Слушание музыки» в качестве сверхзадачи стремится к воспитанию культуры слушания-восприятия, через знакомство детей с самыми значительными и яркими образцами музыки, к пробуждению у ребенка интереса к ней. Все вышеперечисленные достоинства дисциплины обусловливают актуальность проблемы. Важность воспитания культуры эмоционально-образного восприятия музыки несомненна, так как она связана с духовно-эстетическим развитием подрастающих поколений.

Значимость музыкально-эстетического воспитания в контексте предмета «Слушание музыки» подтверждают разработки специалистов в разных областях наук, таких как детская и музыкальная психология, музыкальная педагогика.

В настоящем докладе будет рассмотрены произведения из фортепианного цикла «Детский уголок» К. Дебюсси.

Знакомство детей с музыкой К. Дебюсси и М. Равеля происходит уже на первых этапах музыкального обучения. Например, в программе Н.П. Коляденко [Коляденко] мы видим, что в программе 3-го класса предусмотрена отдельная тема, посвященная «Детскому уголку» (тема «Музыкальные формы в «Детском уголке» К. Дебюсси). В отдельном разделе, посвященном стилям в музыке, встречается «импрессионизм». В эту тему можно включить рассмотрение любого произведения Дебюсси..

В программе Г.А. Демешко [Демешко] нет специальных указаний или примеров, какую музыку использовать на уроке. Она заканчивается изучением «Жанров, рожденных романтизмом», отдельной теме «импрессионизм» время не отводится. Таким образом, сочинения «Детского уголка» можно рассматривать в рамках представленных тем, например, «Программная музыка», «Природа», «Способы музыкальной изобразительности» и др.

В программе О.В. Новиковой в раздел «Стили композиторской музыки, характерные для них жанры и формы» включена отдельная тема, посвященная импрессионизму. Также музыка Дебюсси и Равеля встречается в темах, посвященных динамике, ладу, мелодии и других.

У Н.А. Царевой в теме «Музыкальные стили» содержится более узкое указание «Сравнение композиторских стилей на примере детских пьес из альбомов П. Чайковского, С. Прокофьева, К. Дебюсси, И.-С. Баха» [Царева, с. 40]. В качестве музыкального материала предлагается прослушать «Снег танцует» из «Детского уголка».

В.В. Колодин [Колодин] в 1-м классе предусматривает проведение урока-сказки. В этом контексте можно познакомить детей с «Моей Матушкой-Гусыней» М. Равеля. Содержание программы 3-го класса направлено на изучение жанров, где удобно будет показать «Детский уголок» К. Дебюсси.

Таким образом, можем сделать вывод, что музыку импрессионистов можно использовать в контексте многих тем курса «Слушание музыки». В программе Н.П. Коляденко есть даже отдельный урок, посвященный «Детскому уголку» К. Дебюсси. В программе О.В. Новиковой [Новикова]в теме об импрессионизме для прослушивания рекомендуется номер из цикла М. Равеля, а Н.А. Царева предусматривает рассмотрение детской музыки, где в качестве музыкального примера приводится номер из «Детского уголка» К. Дебюсси. Думается, что диапазон применения фортепианных циклов французских композиторов может быть расширен и представлен также как самостоятельная область для изучения (в рамках задач курса).



В цикл «Детский уголок» К. Дебюсси включены шесть номеров, раскрывающие мир интересов ребенка. Каждый номер из этого цикла имеет необычное название. «Здесь для композитора важна жанровая сторона каждой пьесы, но при этом обязательно в сочетании с характеристикой изображаемого персонажа. Весьма вероятно, что именно здесь композитор почувствовал вкус к нестандартным названиям». [Лесовиченко, с. 79]. Таким образом, разрабатывая урок по «Детскому уголку», нельзя не обратить внимание ребенка на жанровую принадлежность номеров. Исходя из этого, в ходе урока в таблицу, кроме средств музыкальной выразительности, будем вносить названия жанров.

В процессе восприятия, первого знакомства с произведением будем давать пояснения о музыке, которая будет звучать. Название первой пьесы «Доктор Gradus ad Parnassum» наверняка потребует разъяснения. Можно попытаться навести детей на ответ, дать возможность высказать свои предположения, какой жанр это может быть. Можно предложить детям изобразить на бумаге движение мелодии или нарисовать картинку, какой образ они здесь видят (вид игрового графического моделирования).

Название второго номера – «Колыбельная Джимбо» – можно сразу не называть, а попробовать дать возможность ученикам самостоятельно определить жанр этой музыки. После того, как ответ будет дан, можно попробовать учащимся порассуждать, что необычного в музыке этой колыбельной. А какие композиторы обращались к жанру колыбельной? Как в музыке композитор передает образ слона? Также можно предложить учащимся поимпровизировать на инструменте – изобразить слона звуками. Элемент импровизации поможет разнообразить урок.

«Серенада кукле» – слово «серенада» может оказаться для детей незнакомым, что потребует от педагога дополнительных пояснений. Перед прослушиванием номера «Снег танцует» можно дать возможность учащимся пофантазировать, как в музыке может быть воплощен «танцующий снег», а также какое настроение будет передавать композитор в данной пьесе. Учащиеся также могут использовать язык движения для показа (игровое пластическое моделирование).

Пьеса «Маленький пастух» навеяна пастушьими наигрышами, создается образ мальчика, играющего на лугу. Задаем вопрос детям: Почему пьесу «Маленький пастух» можно назвать пасторальной? Ребенок может нарисовать, как он представляет себе образ этой музыки (графическое моделирование).

Последний номер в цикле «Кукольный кэк-уок» может показаться детям знакомым. Здесь учащиеся обязательно скажут, что это быстрый танец, а педагогу останется только дополнить эти рассуждения – здесь композитор использует ритмы северо-американского народа.

«Детский уголок» К. Дебюсси – озорное сочинение без правил, с точки зрения недавнего прошлого. На такой музыке формировался музыкальный язык импрессионистов. Номера из цикла «Детский уголок» имеют общий принцип в композиционных решениях. Решающую роль здесь играют «первоэлементы» (интервалы, «звукоатомы»): общие этюдные формы (№ 1), трихордная попевка (№ 2, 6), «аукающая» квинта (№ 3), восходящий минорный тетрахорд (№ 4), интонация тритона (№ 5) [Лесовиченко, с. 79]. Эти особенности музыкального мышления композитора, «звукоатомы» музыкального языка, позволят педагогу обратиться к синестезийному подходу1, который поможет почувствовать звуковое, символическое пространство, атмосферу сочинений композитора-импрессиониста.

В итоговой части урока включена викторина, которая поможет обобщить знания по новому материалу, тема викторины: «Детский уголок» К. Дебюсси (жанры, образы, ассоциации).

Таким образом, использование различных видов музыкально-познавательной, творческой деятельности позволяет сказать об эффективности использовании синестезийного подхода для достижения более высокого уровня усвоения новой информации. Путем использования различных игровых, творческих методов, полихудожественного подхода осуществляется раскрытие творческого потенциала детей, происходит расширение кругозора, тезауруса, продуктивнее осваиваются музыкальные произведения французских композиторов.

Для формирования адекватного восприятия у учащихся в процессе работы над новым материалом использованы слуховая, зрительная, кинестетическая, эмоциональная модальности. Также используются виды игрового моделирования: звуковое, пластическое, графическое, творческие задания, импровизации. Идея стадиальности в основе этих уроков помогает постепенно усваивать сложный мир детских альбомов.

В целом, настоящая работа опирается на принципы организации и логику построения материала на уроках слушания музыки, предложенную Г.А. Демешко «от слухового восприятия к осмыслению» [Демешко, с. 4]. В связи с этим положением выстраиваем процесс восприятия произведений композиторов-импрессионистов, выделяем этапы восприятия, каждый из которых последовательно решает следующие задачи:

1 этап – эмоционально образного восприятия, где задача – «пробуждение стабильного интереса», возникновение эмоционального впечатления, ассоциаций. На данном этапе педагог настраивает учеников на эмоциональное восприятие музыки, на опыт чувственного познания.

2 этап – развитие образно-логического мышления, аналитический тип восприятия. На этом этапе приобретаются навыки простейшего музыкального анализа, активизируется ассоциативное мышление. Внесение в таблицу средств музыкальной выразительности может происходить путем изображения какой-либо фигуры или символа. Также здесь учащиеся формируют индивидуальное представление о музыке. Коммуникативная функция осуществляется в процессе общения с учителем, другими детьми.

3 этап – обобщающий этап, целостность, формирования «восприятия-мышления» музыки (по В.В. Медушевскому). Здесь происходит процесс «приобщение учащихся к «секретам музыки» параллельно с другими видами искусства, где на новом уровне суммируются эмоционально-образное восприятие и аналитический тип восприятия, знания и слушательский опыт, полученный на 1 и 2 этапах. Осмысленное восприятие музыки развивается более продуктивно на основе полихудожественного подхода2. Обобщающий этап позволяет педагогу дать оценку об уровне усвоения музыкально-художественного материала учениками.

Таким образом, проблема формирования адекватности восприятия музыки К. Дебюсси на уроках «Слушания музыки» сопряжена с решением основных задач курса, а также знанием поэтики, образного содержания фортепианных циклов. Образно-эмоциональное, осмысленное восприятие происходит постепенно (поэтапно) и определяется также выбором продуктивных творческих методов и подходов, направленных на творческое постижение учениками произведений «Детского уголка».



Список литературы

Арановская И.В. «Адекватность» музыкального восприятия как педагогическая проблема // Музыковедение. – 2004. – № 1. – С. 43–46.

Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Классика-XXI, 2008. – 352 с., с ил.

Гениберг И. А. Полихудожественный подход как основа работы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (из опыта работы воспитатателя) // Педагогика современности В. 2. Чебоксары ­ 2017.

Демешко Г.А. Курс «Слушание музыки»: Программа для муз. лицея. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М.И. Глинки, 1998. – 23 с.

Колодин В.В. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по учебному предмету слушание музыки.Обь, 2019. 10 с.

Коляденко Н.П. Изучение музыкальной литературы в начальном и среднем звене музыкального образования: Синергетический аспект. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М.И. Глинки, 2009. – 104 с.

Коляденко Н.П. Курс «слушание музыки»: Программа для музыкального колледжа НГК им. М.И. Глинки. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М.И. Глинки, 2009. – 25 с.

Коляденко Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: Синестезия и комплексное воздействие искусств. – Новосибирск, 2003. – 258 с.

Лесовиченко А.М., Фаль Е.Д. Детская музыкальная литература: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: ИИЦ Вестник НРСОО, 2006. – 154 с.

Новикова О.В. Курс «Слушание музыки» (1-3 годы обучения): Учеб.-метод. пособие. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М.И. Глинки, 2009. – 25 с.

Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учебник для бакалавриата и магистратуры. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 245 с.

Царева Н.А. Слушание музыки: Метод. пособие. – М.: Росмен-Пресс, 2002. – 93 с.


1 Синестезия способ, связанный с обращением к первичным элементам чувственного опыта человека, ощущениям, их взаимодействию – соощущениям. Основная цель такого способа задействовать в музыкальном воспитании детей чувственный опыт человека, затронуть грани эмоционально-чувственной сферы ребенка [Коляденко, с. 7-8].


2В логике полихудожественного подхода эффективность художественно-творческого развития учащегося достигается при помощи использования всех уже существующих способов эстетического воспитания и разнообразной творческой деятельности: музыкальной, художественно-изобразительной, речевой, театрализованной, игровой [Гениберг]

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.