Урок по слушанию музыки для 2 класса ДМШ и ДШИ «Композиторы и птицы»
Ю.Ф. Зейдак
Урок по слушанию музыки для 2 класса ДМШ и ДШИ
«Композиторы и птицы»
(конспект урока и музыкальная презентация)
Моё увлечение птицами началось с «Выставки экзотических и уральских птиц» в Магнитогорске, где я увидела и услышала и соловья, и жаворонка, и священную майну, и даже императорского соловья и синюю птицу, и познакомилась со многими другими пернатыми. Эта выставка произвела на меня огромное впечатление и очень запомнилась. Мне стало интересно: «Можно ли изобразить в музыке пение птиц? Какие композиторы изображали пение птиц в музыке?». Так появилась идея создания урока по слушанию музыки на тему «Композиторы и птицы». В стороне осталась тема птиц в народном творчестве, так как этот материал мог бы стать темой отдельного урока. Урок слушания музыки по теме «Композиторы и птицы» состоит из конспекта урока и музыкальной презентации. Презентация является музыкальной, так как в неё включены музыкальные фрагменты произведений композиторов, презентацию можно не только посмотреть, но и послушать. Музыкальная презентация это яркая музыкальная иллюстрация к теме «Композиторы и птицы». Я считаю, что нужно рассказывать о композиторах и музыке, слыша саму музыку и зная, как выглядит тот или иной композитор. Презентация написана в программе Power Point 2003. Презентация празмещена в архивном файле, который нужно распаковать (извлечь). Архивный файл перед распаковыванием можно копировать и сохранять на любой носитель (компьютер, CD-диск, флэш-накопитель), а после распаковывания архивного файла саму презентацию из полученной папки перемещать нельзя, так как музыкальный материал звучать не будет. Не забудьте вкючить звук! Конспект урока написан в виде текста к музыкальной презентации «Композиторы и птицы».
Цель урока - исследование темы «Композиторы и птицы».
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи урока:
- выявить, в творчестве каких зарубежных и отечественных композиторов присутствует тема птиц;
- рассказать о творчестве композиторов-орнитологов;
- обозначить круг музыкальных произведений, в которых фигурируют птицы.
Конспект урока по слушанию музыки во 2 классе «Композиторы и птицы»
Слайд №1. Композиторы и птицы. Подобно тому, как художник рисует картины красками, композитор изображает картины в музыке, но краски эти музыкальные. Композитор может рисовать музыкальными красками образы природы, животных и птиц.
Слайд №2 (звучит «Пение птиц» К. Жанекена). Одним из самых ранних примеров звукоподражания пению птиц в музыке зарубежных композиторов является хоровые песни Клемана Жанекена «Пение птиц», «Пение соловья», «Жаворонок», которые появились в начале XVI века в эпоху Возрождения. Композитор К. Жанекен в числе первых понял, что в музыке можно изображать голоса различных пернатых, в его произведениях хор свистит, звенит, переливается трелями и руладами, подражая голосам разных птиц.
Слайд №3 (звучит «Стук дятла» Ж. Фарнеби). Примерно в 1625 году был составлен сборник клавирной английской музыки «Вёрджинальная книга Фицуильяма», в который вошла пьеса Жиля Фарнеби «Wooddy Cocke» («Стук дятла»).
Слайд №4 (звучит «Послушайте певцов долины» Г. Пёрселла). В 1694 году главной работой композитора Генри Пёрселла в жанре «музыка для театра» стала музыка к постановке «Жизнь Тимона Афинского» Уильяма Шекспира, которая послужила в дальнейшем основой для его семиоперы «Тимон Афинский». В семиопере содержится очаровательный дуэт «Hark, How the Songsters» («Послушайте певцов долины»).
Слайд № 5 (звучит «Перекличка птиц» Ж. Ф. Рамо). Особое место в эпоху Барокко занимает творчество французских композиторов XVIII века. Это композиторы Французской клавесинной школы или, как их принято называть – «французские клавесинисты». Родоначальником школы французских клавесинистов был Жак Шампиньон де Шамбоньер – талантливый педагог и композитор, великолепный исполнитель на органе и клавесине. Создание школы французских клавесинистов связано с большой популярностью в XVII-XVIII веках струнного щипкового инструмента под названием клавесин. Клавесин звучал на балах, на концертах в аристократических салонах и во дворцах. На чёрных клавишах этого инструмента особенно выделялись красивые белые ручки изящных исполнительниц. Школа французских клавесинистов представлена следующими именами: Луи Маршан, Жан Франсуа Дандриё, Франсуа Даженкур, Луи Клод Дакен, Франсуа Куперен, Жан Филипп Рамо. Для творчества французских клавесинистов было типичным создание небольших миниатюр для клавесина, чаще всего это были программные произведения с яркими, короткими названиями, рисующими образы животных, людей, природы.
Слайд №6 (звучит «Курица» Ж.Ф. Рамо). Тема птиц в произведениях французских клавесинистов использовалась не часто, поэтому пьес для клавесина совсем немного. Это «Перекликание птиц», «Курица» Жана-Филиппа Рамо; «Птичий крик» Жана Франсуа Дандриё; «Соловьи в любви», «Жалобные славки», «Кукушка и щебетанье», «Смелая кукушка», «Напуганные коноплянки» Франсуа Куперена; «Кукушка», «Ласточка» Луи Клода Дакена.
Слайд №7 (звучит «Кукушка в глубине леса» К.Сен-Санса). В зарубежной музыке XIX века пение птиц можно услышать в инструментальной и оперной музыке. Известно небольшое количество опер и оперетт с «птичьими названиями»: Дж. Россини опера «Сорока-воровка» (1817), К. Целлер оперетта «Продавец птиц» (1891), Ф. Легар опера «Кукушка» (1895), Дж. Пуччини опера «Ласточка» (1917).
В инструментальной музыке обращение к теме птиц более обширно.
Во 2-й части «Пасторальной симфонии» (1808) Людвига ван Бетховена («Сцена у ручья» - «птичье трио») слышится пение перепела (гобой), соловья (флейта), кукушки (кларнет). В 1849 году появляется «Вещая птица» Роберта Шумана из «Лесных сцен». В пьесах Камиля Сен-Санса «Лебедь», «Петухи и куры», «Птичник», «Кукушка в глубине леса» из сюиты «Карнавал животных», легко узнаются голоса разных пернатых (1886). В этом же году написана «Маленькая птичка» Эдварда Грига из «Лирических пьес» (3-я тетрадь, ор.43) (1886).
Слайд №8 (звучат «Печальные птицы» М.Равеля). В начале ХХ века, в 1905 году, французский композитор Морис Равель сочиняет произведение «Печальные птицы» из «Отражений» для фортепиано (1904-1905). В следующем году появляется вокальный цикл «Естественные истории» (1906), где несколько песен носит «птичьи» названия: «Павлин», «Лебедь», «Зимородок», «Цесарка». Также в ХХ столетии были написаны: А. Шёнберг «Голубиные песни» (1913), Р. Воан-Уильямс романс для скрипки с оркестром «Взлетающий жаворонок» (1914) и «Пасторальная» симфония (1917), О. Респиги симфоническая поэма «Пинии Рима» (1924), где слышится подлинное пение соловья в механической записи, Э. Вила-Лобос Шоро №10 «Слёзы сердца» (1925) для хора и оркестра, О. Респиги балет «Птицы» (1927), Э. Вила-Лобос «Леса Амозонии» (1958) - сюита для хора и симфонического оркестра.
Слайд №9 (звучит «Cantus Arcticus», 3 часть «Мигрирующие птицы» Э.Раутаваара). Современный финский композитор Эйноюхани Раутаваара создал в 1972 году красивейшее произведение «Cantus Arcticus» (ещё его называют «Концерт для птиц с оркестром»), в котором аудиозапись голосов разных птиц гармонично вписывается в звучание оркестровой партии.
Слайд №10 (звучит «Голубь» О.Мессиана). Пение птиц интересовало многих выдающихся композиторов, их даже называли композиторами-орнитологами. Среди зарубежных композиторов-орнитологов, пожалуй, самым известным является французский композитор XX века Оливье Мессиан. Учитель О.Мессиана – Поль Дюка, часто говорил: «Слушайте птиц, они великие мастера» [2,187]. Композитор писал: «Я начал записывать пение птиц в возрасте восемнадцати лет. Мои первые записи были очень не совершенными, часто я даже не знал имени птицы, которую записывал. Поэтому я консультировался у специалистов-орнитологов, а потом и сам стал орнитологом. Большинство орнитологов очень образованны (они лучше меня разбираются в форме клюва, окраске перьев, времени и месте миграции), зато я имею счастье быть композитором, а это позволяет мне воспроизводить пение птиц в музыкальных ритмах и мелодической линии» [10,115].
Отечественный исследователь творчества Оливье Мессиана - В. Екимовский - считает, что «первым примером использования «птичьей тематики» может служить «Квартет на конец времени» (1941)» [2,190], но подробно исследуя творчество французского композитора я могу опровергнуть этот факт и сказать, что уже в 1929 году Оливье Мессиан написал фортепианный цикл «8 прелюдий», где первая прелюдия называется «Голубь», это и было одним из первых примеров обращения композитора к «птичьей теме». Мессиан был настолько влюблён в птичье пение, что считал его неземным, а птиц называл «служителями нематериальных сфер» [3,334]. Мессиан наделяет птиц различными чувствами и эмоциями: он убеждён, что пение совы может быть «мрачным и печальным», каменка в своих фиоритурах «отражает радость синего моря», а утреннее пение воробья он называет «гимном рассвету» [2,188]. Увлёкшись всерьёз орнитологией, Мессиан много лет работал над созданием каталога птичьих мелодий, который позволил ему широко использовать имитацию голосов птиц в самых разных произведениях. Основные произведения Мессиана, характеризующие период обращения к птицам, относятся 1950-60 годам. Примером использования «птичьей темы» может служить «Квартет на конец времени» (1941), где всю I часть пронизывают интонации пения чёрного дрозда и соловья (скрипка и кларнет), а III часть называется «Бездна птиц». Далее пение птиц появляется в «Образах слова Аминь» (1943) (V часть «Аминь ангелов, святых, пения птиц»). В Предисловии к «Двадцати взглядам младенца Иисуса» (1944) Мессиан называет 8 птиц, пение которых отдельными интонациями вкраплено в произведение. Четвёртая часть «Органной книги» (1950) называется «Пение птиц», и IV часть «Мессы Троицына дня» (1950) также посвящена птицам, она называется «Птицы и родники». В 1951 году появляется небольшая пьеса для фортепиано «Чёрный дрозд». «Мелодические линии птичьего пения, особенно чёрных дроздов, превосходят воображение человеческой фантазии…» [2,189]. В «Пробуждении птиц» (1953), где список птиц в партитуре содержит уже 38 наименований, по мнению композитора «нет ничего, кроме пения птиц: всё услышано в лесу и абсолютно подлинно» [2,191]. Композитор надеется, что слушатель легко будет узнавать пение разных птиц: «Это чёрный дрозд! Это певчий дрозд! Это соловей!».
Новые выразительные возможности О. Мессиан находит в «Экзотических птицах» (1956), где птичьи голоса собраны почти со всего мира – это птицы из Китая, Малайзии, Северной и Южной Америки, как говорит А. Мальро «воображаемый музей» [2,206].
«Птичий стиль» О.Мессиана продолжает своё дальнейшее совершенствование в «Каталоге птиц» (1956-1958). «Каталог птиц» состоит из 13-ти пьес, каждая из которых носит название определённой птицы: «Альпийская галка», «Иволга», «Синий каменный дрозд», «Чёрнопегая каменка», «Серая неясыть», «Лесной жаворонок», «Тростниковая камышовка», «Малый жаворонок», «Широкохвостая камышовка», «Пёстрый каменный дрозд», «Канюк», «Белохвостая каменка», «Большой кроншнеп». «Птичьими» интонациями проникнуты последующие сочинения композитора: «Хронохромия» (1960), «Семь Хайку» (1962) - сочинение написано на японском птичьем языке и посвящено «всем птицам Японии», «Цвета Града небесного» (1963). В 1970 году появляется фортепианная пьеса «Садовая славка», в 1974 году - «Из ущелий к звёздам», где слышится пение иволги, малиновки, пересмешника, лесного дрозда. Последнее произведение О. Мессиана - опера «Святой Франциск Ассизский» (1983) о теологе и орнитологе Святом Франциске, где у каждого персонажа в опере своя тема птицы, которая предупреждает о его выходе или сопровождает его.
Слайд №11 (звучит «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакого). Композиторы-орнитологи были и в русской музыке. Например, мастер музыкального пейзажа Николай Андреевич Римский-Корсаков во время прогулок по лесу нотами записывал голоса птиц, и потом точно выдерживал интонационную линию птичьего пения в оркестровой партии оперы «Снегурочка» (1881). В «Песне и пляске птиц» из Пролога оперы имитируются голоса разных птиц. В «Летописи моей музыкальной жизни» композитор пишет: «Некоторые птичьи попевки (кукушка, крик молодого кобчика и другие) вошли в пляску птиц. Во вступлении петуший крик тоже подлинный... Есть вполне точно воспроизведенный напев жившего у нас довольно долго в клетке снегиря» [12,136 ]. Незатейливые звуки рожка пригожего Леля – героя оперы, также родились из птичьего пения. В опере «Сказка о царе Салтане» (1900) Н. Римский–Корсаков в теме Царевны-Лебедь слышны птичьи отголоски: «По мере развития действия птичьи инструментальные попевки Царевны-Лебедь сменяются прекрасными вокальными темами» [11,233]. Во вступлении к опере «Сказ о невидимом граде Китеже» (1904) «Похвала пустыне» отчётливо звучат голоса птиц. В опере «Золотой петушок» (1908), в теме Золотого петушка композитор также использует птичьи интонации.
Слайд №12 (звучит «Песня жаворонка» П.И.Чайковского из «Детского альбома»). В целом, подражание птичьим голосам встречается в творчестве многих русских композиторов. Одна из первых русских опер называется «Сокол», она была написана Д. Бортнянским в 1786 году. Звонкое пение жаворонка и виртуозные трели соловья можно услышать в известных романсах, произведениях для фортепиано - «Соловей» (1826) Александра Александровича Алябьева, «Пленившись розой, соловей» (1866) Николая Андреевича Римского-Корсакого, «Жаворонок» (1840) Михаила Ивановича Глинки, «Март. Песня жаворонка» (1875) Петра Ильича Чайковского из «Детского альбома» и из «Времён года» (1878). Композитор Игорь Стравинский создал оперу «Соловей» (1916), а Самуил Аронович Заславский написал оперетту «Соловьиный сад» (1939).
Слайд №13. Модест Петрович Мусоргский написал «Танец невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки» (1874). Другой известный композитор – Анатолий Лядов создал «Былину о птицах» («8 русских народных песен», 5 часть «Былина о птицах») (1906). В Симфонии №3 (2 часть, «Наслаждения») (1902-1904) Александра Скрябина к шелесту листвы, шуму морских волн, присоединяются голоса птиц, звучащие у флейты.
Слайд №14 (звучит «Пляс Жар-птицы» И. Стравинского). Интересно, что музыка русских и советских композиторов в ХХ веке выходит на новый «сказочный» уровень обращения к теме птиц. От изображения пения реальных птиц композиторы переходят к пению сказочных птиц, от звучания реального, к звучанию сказочному. Русская музыка идёт по своему особому пути развития. Сказочные птицы появляются уже в операх Н. Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане» (1900), образ Царевны-Лебедь, опера «Золотой петушок» (1908), тема Золотого петушка.
Появляются произведения, связанные с образом Жар-птицы – сказочной птицы, персонажа русских сказок, например Н. Черепнин (ученик Н. Римского-Корсакого) написал симфонический Эскиз к сказке «Жар-птица» «Зачарованное царство» (1909-1910), где присутствуют инструментальные темы Жар-птицы, И.Стравинский создал балет «Жар-птица» (1910), С. Слонимский «Две сказки для арфы. Жар-птица» (1990). Создаются балеты, оперы на сказочные темы. Д. Клебанов сочинил сказочный балет для детей «Аистёнок» (1937). Герои балета - аистёнок, аист, петух, курочки, страус, попугайчики, тропические птицы. Ю. Вейсберг создал детскую оперу «Гуси-лебеди» (1941). Д. Шостакович пишет песню «Гамаюн – птица вещая» из цикла «7 песен на стихи А. Блока» (1967). Гамаюн - сказочная райская птица в славянской мифологии, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее.
Слайд №15 (звучит «Пение птиц» Э.Денисова). В конце XX века композиторы включают прямые аудиозаписи голосов птиц в свои произведения. Русский композитор XX столетия Эдисон Денисов создал инструментальную композицию «Пение птиц» (1969), в которую включил прямые аудиозаписи голосов птиц.
Слайд №16 Благодарю за внимание!
Список литературы и ресурсов
- Belcanto.ru – классическая музыка, опера и балет [Электронный ресурс].URL: http://www.belcanto.ru/
- Екимовский, В.Оливье Мессиан: жизнь и творчество[Текст]/ В. Екимовский.—М.,1987.—304с.
- История зарубежной музыки. ХХ век : учебное пособие[Текст]/Сост. и общ. ред. Н. А. Гавриловой.—М.,2005.—576с.
- История русской советской музыки. Том первый.[Текст]–М.,1956.–331с.
- История русской советской музыки. Том второй.[Текст]–М.,1959.–548с.
- Кирнарская,Д. Классическая музыка для всех[Текст]/Д.Кирнарская.–М., 1997.–270с.
- Ливанова,Т.История западноевропейской музыки до 1789 года (Эпоха Возрождения):Учебник в 2-х тт. Т. 1.[Текст]/ Т.Ливанова.-М., 983–696с.
- Маркелова,Е.Сказочные сферы русского модерна (на примере музыкального и изобразительного искусств): автореф. дис. канд. иск.[Текст]/ Е.Маркелова.— Саратов,2013.—27с.
- Мелик-Пашаева,К. Творчество О. Мессиана[Текст]/К. Мелик-Пашаева.—М., 1987.—286с.
- Мессиан,О.Противодействия[Текст]/О. Мессиан//Сов.музыка.—1988.— №12.—С. 114‑115.
- Рапацкая,Л.История русской музыки: От Древней Руси до Серебряного века: Учеб.для студ.пед.высш.учеб.заведений [Текст]/Л.Рапацкая.–М.,2001.–384с.
- Римский-Корсаков,Н.Летопись моей музыкальной жизни[Текст]/Н. Римский-Корсаков.–М.,1955.–396с.
- 100 композиторов XX века[Текст].–Челябинск,-1999.–208с.