Формирование музыкального восприятия на начальном этапе обучения в ДМШ в рамках предмета «Слушание музыки»

1
0
Материал опубликован 7 September 2022

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Школа искусств города Выборга»

















Формирование музыкального восприятия на начальном этапе обучения в ДМШ в рамках предмета «Слушание музыки»

Методические рекомендации преподавателям музыкальных отделений ДМШ и родителям учащихся





















Автор: Кармакских Анна Станиславовна,

преподаватель теоретических дисциплин











г. Выборг, 2021

Аннотация

Данная методическая разработка – это совокупность наблюдений и личного опыта преподавателя теоретических дисциплин. Работа будет полезна учителям музыкальных школ, а также родителям, которые занимаются домашним обучением и музыкальным развитием ребенка.

Актуальность работы обусловлена тем, что по-настоящему развитию музыкального восприятия на начальном этапе обучения в детской музыкальной школе зачастую уделяется недостаточно внимания. Из этого следует недостаточная эмоциональная способность ребенка переживать музыкальное произведение, неспособность ребенка следовать за развитием музыкального образа на более позднем этапе обучения. У ученика не возникает ответная реакция на эмоциональное содержание произведения, соответственно ребенок не способен понимать и эмоционально проживать музыкальное произведение, что необходимо для формирования личности эрудиронного, полноценного музыканта и просто любителя музыки.

Цель работы: увеличить результативность работы ученика на уроках «Слушания музыки» для более эффективного формирования музыкального восприятия, развития музыкальных способностей и навыков.

Задачи:

показать важность формирования музыкального восприятия,

поделиться своими наблюдениями и опытом,

предложить практические рекомендации для развития музыкального восприятия и личности ребенка в целом.








Содержание

Введение

Понятие музыкальное восприятие

Что такое музыкальное восприятие

Особенности восприятия учеников на начальном этапе обучения

Методические приемы для формирования музыкального восприятия

Рисование под музыку как методический прием для развития музыкального восприятия

Изучение средств музыкальной выразительности

Заключение





















Введение

Приходя в музыкальную школу и выбирая «свой» инструмент, ребенок рассчитывает научиться на нем играть. Что же входит в комплексное обучение музыке, ребенок и не догадывается. И вот в дневнике появляются незнакомые предметы: сольфеджио, слушание музыки, которые совсем не похожи на занятия по специальности. Что же нужно нам, педагогам, для того чтобы из ребенка, который приходит в первый класс, как чистый лист, воспитать музыканта, человека, который чувствует, понимает и любит музыку? Каждый, думаю, задает себе этот вопрос и ставит определенные цели в работе с детьми. На уроках по специальности педагог, достигая определенного этапа обучения, начинает добиваться от ученика правильного музыкального образа, правильной подачи музыкального материала. Тут перед педагогом встает непростая задача — объяснить ребенку на его уровне восприятия, что же хотел через изучаемое произведение донести композитор, КАК необходимо сыграть это произведение? С чем же мы сталкиваемся в подобных ситуациях? Ребенку, приходящему в музыкальную школу, трудно понять музыку, осознать, о чем она, и представить нужный музыкальный образ. Здесь и встает необходимость формирования музыкального восприятия.

Ни для кого не секрет, что музыку необходимо не только слушать, но и понимать, только тогда из серого потока звуков музыка обретает смысл, насыщается красками и эмоциями, изучать и исполнять ее становится интересно, появляется желание узнавать все больше о ней. Это я и ставлю целью в преподавании предмета «слушание музыки».

Давайте разберем, что включает в себя понятие «восприятие», чем оно отличается от «музыкального восприятия» и с каким багажом приходит ученик в первый класс музыкальной школы.




Понятие музыкальное восприятие

Что такое музыкальное восприятие

Для начала давайте разберем, что включает в себя понятие «восприятие». Восприятие — это процесс познания мира. В психологии понятие «восприятие» определяется как отражение предметов и явлений действительности в совокупности отдельных свойств (форма, величина, цвет), действующих на органы чувств. Это вид активной деятельности, связанный с другими психическими процессами (мышлением, воображением, памятью), включающий в себя предыдущий опыт, узнавание предметов. Восприятие всегда связано с мышлением и осознанием того, что человек слышит, видит, чувствует. (1)

1 http://planey.ru/.

Музыкальное же восприятие — это процесс восприятия музыкальных звуков и созвучий, соотнесение жизненного опыта с происходящим в музыке, следование за развитием музыкальных образов и эмоциональная реакция на них. Человек, который обладает развитым музыкальным восприятием, способен слышать и эмоционально реагировать на музыкальное содержание, он может увидеть в музыке явный музыкальный образ, ему понятны чувства и переживания композитора.

Обучаясь музыке, детям необходимо научиться воспринимать ее правильно, эмоционально реагировать, понимать музыкальный образ произведения, что в будущем будет необходимо для формирования полноценной музыкальной личности, образованного и эрудированного человека, который способен сопереживать предметам прекрасного, соответственно быть эмоционально отзывчивым и чутким членом общества, Человеком с большой буквы. Теперь необходимо понять, как в рамках предмета добиться столь необходимого музыканту качества – музыкального восприятия?



Восприятие детей на начальном этапе обучения

В возрасте 7-9 лет, сталкиваясь с музыкой практически впервые, ребенок не способен различить элементы музыкального языка, он слышит серое полотно звуков, что объясняется особенностью восприятия детей младшего школьного возраста, оно неполное, поверхностное. В то же время ребенок обладает высокой эмоциональностью и яркостью восприятия. Даже в столь юном возрасте ребенок имеет свой жизненный опыт и багаж знаний, с которым в состоянии проводить параллель в сознании, способен эмоционально реагировать на музыку и сопереживать каким-либо героям. Задача преподавателя – при прослушивании, изучении музыкальных произведений провести параллель с миром ребенка, в котором он существует, то есть с его мировосприятием. Педагогу нужно использовать весь жизненный опыт детей, опираясь на чувственное восприятие ребенка и знания из других областей образования, будь то русских язык, математика или природоведение. Не забывайте, что целью предмета «Слушание музыки» является пробуждение интереса детей к музыке, формирование эстетического вкуса и практических музыкальных умений. Непонятный нотный текст, который не оживлен эмоциями, переживаниями, чувствами, слушать неинтересно не только детям, но и взрослым, что же можно сказать о детях? Задача педагога в этом случае, сделать процесс изучения музыкальных произведений «живым», интересным и понятным, с точки зрения жизненного и эмоционального опыта ребенка.

В работе с учащимися первого класса важнейшим фактором обучения является именно практическая, творческая и часто игровая деятельность, так как насыщение методов обучения практическими заданиями вызывает большую активность детей, помогает достичь активного восприятия музыки. Здесь актуален методический принцип К. Орфа: «Делаю и в силу этого — знаю».

Давайте разберем виды работы, позволяющие развить в ребенке музыкальное восприятие. Я выделила три основных приема, которые помогут на начальном этапе обучения сформировать в ребенке музыкальное восприятие:

Рисование под музыку,

Изучение средств музыкальной выразительности,

Сочинение сказок.

Рассмотрим каждый из них подробнее.
























Методические приемы для формирования музыкального восприятия

Рисование под музыку как методический прием для развития музыкального восприятия

Рисование под музыку — это важный прием для формирования правильного музыкального восприятия. Во-первых, само рисование крайне полезно для ребенка, что обоснованно с научной точки зрения: занятия рисованием развивают мелкую моторику, а это — стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Ребенок развивает пространственный интеллект и воображение. Во-вторых, более важно для нас то, что, выражая свой эмоциональный отклик на музыку через рисунок, ребенок учиться «проживать» музыкальное произведение, выражать правильно свои эмоции, проявляет свое творчество. Необходимо помнить, что процесс восприятия музыки у каждого человека индивидуален, поэтому этот вид деятельности помогает ребенку выразить себя и свое отношение к музыке. Критиковать за «неверный» рисунок ребенка не стоит, но необходимо помочь ребенку, направить его в правильное русло, чтобы, таким образом, у него закладывалось правильное понимание элементов музыкального языка.

Занимаясь рисованием на уроках слушания музыки, мы не только формируем у детей правильное музыкальное восприятие, но и влияем на умственное развитие ребенка.

В начале года, во время ознакомительных, вводных занятий, можно попросить ребенка изобразить линии, которые подходят прослушиваемому произведению: спокойная музыка – плавные линии, эмоциональная, взволнованная – резкие, прямые линии и так далее. После, обязательно обсуждать рисунки вместе с ребятами, направляя разговор в правильное русло в соответствии с произведением, проговаривать, какие линии оказались наиболее подходящими характеру музыкального произведения. Эти навыки закладываются в основу изучения музыкальных терминов – темп, лад, регистр, интервал, характер. Изображая линии на бумаге, ребенок запоминает свою эмоциональную реакцию на быстрый или медленный темп, мажорный или минорный лад, высокий или низкий регистр, и впоследствии ему легче определять на слух то или иное средство музыкальной выразительности. Постепенно закладываются навыки различия элементов музыкального языка.

В течение обучения мы усложняем рисунки, просим определить время года, время суток, настроение человека, узнать сказочного персонажа. Интересно, что рисунок помогает детям не бояться отличаться от других и выражать именно то, что они чувствуют. Практика показывает, что современные дети очень боятся ошибок, особенно если это касается творческих видов деятельности. Я ставлю своей целью помочь ребенку раскрыться, позволить себе придумывать что-то свое, непохожее на остальных, но в то же время понимать то, о чем рассказывает нам через музыку композитор.

Изображая героя на бумаге, ученик лучше запоминает музыкальное произведение, за счет того, что у него активно работает воображение. Также рисование приучает детей «проживать», следить за развитием музыкального произведения, а также развивает внимание и усидчивость, которых так не хватает иногда детям при прослушивании музыки.

Давайте рассмотрим пример эффективности метода на примере ученика первого класса.

В начале года ребенок невнимателен, плохо слушает указания, не может эмоционально реагировать на музыку. Изобразить линии на бумаге (или нарисовать что-то произвольно) получается не сразу, ребенок не понимает, что конкретно нужно изобразить. После нескольких попыток, как правило, ученику удается сосредоточиться на выполнение задания. Он начинает прислушиваться к музыке, вырабатывается правильная эмоциональная реакция.

При изучении тем, на простейших заданиях, ребенок раскрепощается, позволяет себе проявить творчество, начинает не просто узнавать героев музыкальных произведений, но и следить за развитием их образов (например, что произошло в конце произведения, чем занимался тот или иной персонаж и т.д.), может добавить в рисунок деталь, которая появилась в результате развития образа героя.

К концу года ребенок может не только назвать и изобразить героя музыкального произведения, но и сочинить историю или сказку, которую «рассказывает» музыка, что показывает творческую заинтересованность ученика, активную работу воображения и восприятия.


Изучение средств музыкальной выразительности

Мы воспринимаем музыку через средства музыкальной выразительности — лад, темп, тембр, регистр, ритм и другие. Именно благодаря их неповторимым сочетаниям мы отличаем одно произведение от другого. Цель изучения этих понятий – научиться соотносить их с музыкальным образом произведения, что послужит фундаментом дальнейшему музыкальному развитию.

Рассмотрим изучение средств музыкальной выразительности на примере темы «Регистр в музыке». На данном этапе дети учатся соотносить высокий, средний, низкий регистр с образом музыкального произведения. Очень удобно знакомиться с регистрами, изучая тему «Животные в музыке». Методом исследования мы узнаем, какой регистр подходит определенному животному. Сначала я предлагаю детям из двух вариантов животных выбрать подходящего музыкальному произведению. Как правило, дети сразу догадываются, звучит сейчас «Слон» или «Птичник» Сен-Санса. Затем я прошу объяснить, почему они выбрали тот или иной вариант ответа. Так как дети первого класса не обладают высоким словарным запасом, им сложно объяснить, что конкретно их привлекло в музыке. В общем диалоге мы понимаем, что низкие звуки изображают большое животное (например, слона), а высокие – маленькое (например, птичку). Проводим параллели в сознании: большие животные – низкий регистр, маленькие – высокий. Позднее мы выполняем то же задание, но уже без вариантов ответа. Задача ребенка – отгадать животное, которое изображает музыка. В основном, при звучании низкого регистра дети называют больших животных (лев, тигр, медведь, слон), а при звучании высокого – маленьких, то есть выполняют задание правильно. Постепенно у ребенка вырабатывается навык различия элементов музыкального языка и соотнесение их с музыкальным образом.

Следующий этап – педагог называет животное, а ребенок подбирает регистр (или другое средство музыкальной выразительности) подходящее для него. Далее ребенок уже сам сочиняет (и исполняет на фортепиано) звуковые эскизы, изображающие конкретное животное (с учетом изученных средств музыкальной выразительности.

Впоследствии исполняя или слушая музыку на других предметах музыкальной школы (специальность, хор) или же в любом другом месте ребенок подсознательно понимает, что определенный регистр в музыке соответствует конкретному музыкальному образу. На последующих этапах обучения дети, прослушивая более сложные музыкальные произведения, будут соотносить регистры в сознании с определенным музыкальным образом и верно трактовать произведение.

Таким образом, изучая средства музыкальной выразительности на простых и понятных для детей музыкальных примерах мы закладываем фундамент музыкальному восприятию.

2.3 Сочинение сказок под музыку

Еще одним приемом для развития восприятия является сочинение сказок под музыку. Здесь активно формируется следование за музыкальным образом. В начале обучения можно использовать этот вид работы коллективно (вместе придумываем героя, предлагаем детям добавлять к сказке по предложению по очереди), позднее использовать как самостоятельную работу на уроке и задавать в качестве домашнего задания.

Заключение

Таким образом, применяя эти методы на уроках «слушания музыки», мы формируем у детей на начальном этапе навык восприятия музыки, проводим параллель в сознании с миром природы, сказок, что в будущем помогает ученику узнавать знакомые мотивы в более сложных произведениях. Ребенку становится понятен характер музыки, который необходим в формировании правильного музыкального образа при исполнении произведений по специальности и на других уроках музыки, он обретает способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание произведения.




Интернет-источник:

1.http://planey.ru/.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации