Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по предмету «Слушание музыки» (отделение подготовки детей к обучению в ДШИ)
Пермский край
Кунгурский муниципальный район
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Утверждено
Педагогическим советом Директор МБУ ДО
МБУ ДО «Детская школа искусств» «Детская школа искусств»
Смирнова Н.Н.
29.08. 2019 протокол № 29.08. 2019
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
по предмету «Слушание музыки»
(отделение подготовки детей к обучению в ДШИ)
Направленность – художественная
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 5 – 6 лет
Составитель:
Перина К.С.
преподаватель предмета
Слушание музыки
п. Комсомольский
2019
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Пояснительная записка
Актуальность программы. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление , ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать.
Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребёнка на самых ранних этапах. Важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке.
Центральное место в программе занимает развитие творческого слышания музыки, которое побуждает детей к музыкальной, музыкально – двигательной, художественной активности.
В разработанной системе формирования основ музыкальной культуры дошкольников и младших школьников (принципы, содержание, методы, формы организации музыкальной деятельности) обеспечивается динамика развития отношения детей к музыке – от эмоционального восприятия к оценке, приобретающей эмоционально – интеллектуальный, познавательно – оценочный характер.
Музыкальная культура ребёнка – это интегративное личностное качество. Оно формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно – ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально – эстетического сознания – эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале, рождающего эмоционально – оценочное отношение ребёнка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.
Музыкальная культура дошкольников формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве) при овладении определенными знаниями, умениями и навыками. Знания о музыке, умения и навыки музыкальной деятельности, музыкальные и творческие способности детей развиваются в процессе совершенствования музыкально – эстетического сознания – эстетических эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.
Система принципов подбора репертуара, методы формирования основ музыкальной культуры детей и формы организации музыкальной деятельности направлены на развитие во взаимосвязи эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения детей.
Педагогическая целесообразность. Свои первые музыкальные впечатления ребенок получает в процессе слушания музыки. Наиболее благоприятный возраст для её восприятия 5-7 лет. Именно в этом возрасте важно научить понимать и переживать содержание музыки. Мир музыки неисчерпаем, однако, он доступен лишь тому, кто понимает язык музыки, кто знаком с её историей. Можно слушать музыку, но не слышать её, играть – но не понимать. О важности развития у учащихся навыков эмоционального слушания музыки, отзывчивости на музыкальные звуки говорил исследователь С. Морозов: «Способность чувственной эмоциональной отзывчивости, если её развивать в себе, научит куда больше «слышать в звуках», чем слышит иной человек, наделенный тонким слухом, но с холодным сердцем и равнодушным умом относящийся к музыкальному искусству».
Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребёнка, мы формируем основы его музыкально – эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения музыкальной культурой. Чем раньше ребёнок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров музыкальной мировой классики разных эпох и стилей, тем богаче его эмоции, тем более успешным становится его развитие.
В результате развития основ музыкальной культуры у ребёнка формируются первоначальные ценностные ориентации – способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребёнка. Восприятие музыкальной формы предполагает активность таких умственных операций, как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного и др. беседы о музыке помимо разнообразных сведений, имеющих познавательное значение, включают характеристику эмоционально – образного содержания произведения. В результате словарь детей обогащается словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.
Новизна программы заключается в том, что программа включает в себя 2 раздела:
Окружающий мир и музыка.
Движения под музыку.
Разделы подразделяются на 6 тем:
Окружающий мир и музыка.
Времена года в музыке.
Животный мир.
Возраст, настроение и характер человека.
Фантастические и сказочные персонажи.
Движения под музыку. Марш. Танец.
Образовательная программа по предмету Слушание музыки имеет художественную направленность и рассчитана на 1 год обучения.
Программа актуальна для детских садов, где нет объединений по данной направленности. Она доступна и привлекает к себе детей.
Сложность изучения данного предмета определяется тем, что у большинства современных детей навык слушания классической музыки практически отсутствует, и поэтому не развито эстетическое восприятие музыки.
Развитие эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте ведет к появлению положительного отношения детей к музыке, основанного преимущественно на эмоциональных оценках. Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости – необходимое условие формирования музыкальной культуры детей.
Характеристика разделов программы
Основной принцип построения программы – тематический (наличие 6 тем, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев). Реализация этого принципа позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью, систематизировать полученные знания, способствует поддержанию интереса к музыке.
Первый раздел – «Окружающий мир и музыка» является ведущей, стержневой, сквозной темой программы, важной для понимания детьми сущности музыкального искусства, выражающее определённое эмоциональное содержание. Оно включает в себя произведения, в которых чувства. Переданные в музыке, отражены в названиях пьес («Порыв» Р. Шумана, «Слеза» М. Мусоргского, «Шутка» И. Баха, «Весна» А. Вивальди и т.д.), а также непрограммную музыку, в которой дети различают настроения и их смену. Слушая произведения с одинаковыми названиями («Мелодия» К. Глюка и «Мелодия» П. Чайковского) дети учатся различать оттенки настроений. Содержание темы побуждает детей к сопереживанию, оценочному отношению. В дошкольном возрасте применяются произведения, доступные детям по эмоционально – образному содержанию (весёлые, шутливые, спокойные, нежные, светлые и т.д.). Постепенно расширяются представления детей о чувствах, выраженных в музыке, становится богаче «словарь эмоций».
Второй раздел – «Движения под музыку» - основополагающий по программе для общеобразовательных школ Д.Б. Кабалевского. В дошкольном возрасте дети накапливают опыт представлений о первичных жанрах на репертуаре классической и народной музыки, опят музыкальной деятельности, который постепенно расширяется в детском саду и школе.
Один из основных принципов программы «Слушание музыки» - контрастное сопоставление репертуара. В каждой теме представлены пьесы с одинаковыми ил близкими названиями. Например, «Баба - Яга» П. Чайковского и «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского. В каждой теме имеется большой выбор произведений для сравнений, позволяющий учитывать возраст и музыкальное развитие детей.
Цель и задачи программы
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры
детей, начиная с раннего и дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели программы необходимо решать следующие задачи:
Развивать музыкальные и творческие способности детей в процессе ознакомления с произведениями, имеющими подлинную художественную ценность.
Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки, формировать богатство впечатлений.
Вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, воспитывать эстетические чувства.
Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности).
Расширять знания детей о музыке.
Вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально – эстетические потребности.
Ориентация средних дошкольников на ценности музыкальной
культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка.
Объем учебного времени. Максимальная учебная нагрузка при реализации программы составляет 34 часа. Аудиторная нагрузка составляет: 1 час в неделю.
Форма проведения учебных аудиторных занятий. Занятия – основная форма организации, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры детей. Все виды занятий (по подгруппам, типовые, тематические, комплексные) применяются и варьируются в зависимости от уровня музыкального развития детей. Выбранный репертуар программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой – либо темы, объединять их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает их варьирование. Сюжетные занятия делают ребёнка более раскованным, способствуют проявлению творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности. Он проводится 1 раз в неделю. Продолжительность – 30 минут. Программа рассчитана на 34 аудиторных часа. Формы проведения аудиторных занятий: занятие, практическое занятие.
Методы обучения. В музыкальной педагогике используется комплекс методов обучения. Выбор методов обучения определяется целями и задачами занятия.
В качестве ведущих методов используются:
-наглядные: наблюдение, рассматривание репродукций картин и иллюстраций, показ исполнения музыкальных произведений выдающимися исполнителями, учащимися, учителем;
-словесные: отрывки литературных произведений, беседа, рассказ, объяснение, сравнение, указание, оценка;
-практические: дидактические игры, выполнение упражнений, игра на инструментах, выполнение практических творческих заданий;
-игровые приёмы обучения.
Материально- технические условия организации учебного процесса.
- музыкальный зал (для групповых занятий)
Учебные помещения соответствуют санитарным, противопожарным нормам и нормам охраны труда.
Оснащение кабинета:
1.Фортепиано.
2. Учебная мебель:
- магнитная доска;
- ученические столы и стулья;
- учительский стол и стул;
- шкафы для пособий.
Методические и наглядные материалы:
1.Репродукции с картин художников русских и зарубежных (по темам).
2. Фланелеграф.
3. Рисунки детей.
4. Комплекты заданий для контроля знаний (по классам и темам).
Технические средства обучения:
1. Магнитофон.
2. Медиа – проектор, экран.
3. Аудио – пособие «Великие композиторы» (Цикл №1 - 28).
4. Аудио – пособие «Шедевры классической музыки» (Цикл № 1 - 10).
5. Фонохрестоматия.(диски 1- 9). Сост: Васильева Л.Я, Полянская Л.В. Изд. «Окарина», Новосибирск,2010.
Содержание программы
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | аудиторные занятия | ||
всего | ||||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Раздел 1: Окружающий мир и музыка | - | - | - |
3 | 1.1. Окружающий мир и музыка | 1 | - | 1 |
4 | 1.2. Времена года в музыке | 6 | 1 | 5 |
5 | Животный мир | 8 | 1 | 7 |
6 | Возраст, настроение и характер человека | 5 | 1 | 4 |
7 | Фантастические и сказочные персонажи | 7 | - | 7 |
8 | Раздел 2: Движения под музыку | - | - | - |
9 | 2.1. Движения под музыку. Марш. Танец. | 6 | 1 | 5 |
10 | Итого часов | 34 | 5 | 29 |
Содержание учебно – тематического плана
Введение
Содержание предмета Слушание музыки. Формы проведения занятий. Требования к занятиям, учащимся. Контроль знаний. Знакомство с явлением музыка. Определение значения музыки в жизни человека.
Раздел 1. Окружающий мир и музыка.
Тема 1.1. Окружающий мир и музыка. Мифы разных народов о возникновении музыки, выдающихся певцах и исполнителях (Орфей, Садко), которые усмиряли звуками музыки стихии, диких зверей и злых духов, радовали людей.
Тема 1.2. Времена года в музыке.
Определение эмоционального содержания, приемов и средств выразительности: темп, регистр, фактура, лад, динамика; характера звучания на основе слушания музыкальных фрагментов, небольших музыкальных произведений о временах года, времени суток, особенностях восприятия и изменения природы, деятельности людей.
Тема 1.3. Животный мир в музыке. (Музыкальный зоопарк. Крупные животные в музыке: слоны. Крупные животные в музыке: медведи.
Домашние животные. Птицы и насекомые в музыке. Подводное царство.
Карнавал животных.)
Характеристика различных представителей живого мира фауны: рыбы, насекомые, птицы, домашние и дикие животные. Особенности внешнего вида, среда обитания, способ передвижения, особенности движений. Выразительная роль темпа, регистров, интервалов, штрихов.
Тема 1.4. Возраст, настроение и характер человека в музыке. (Музыкальные портреты. Настроение человека в звуках музыки. Мальчишки и девчонки в музыке.)
Определение в процессе слушания особенностей возраста, настроения и характера человека в музыке на основе знакомства с качественной стороной интервалов (консонансы и диссонансы), определения выразительных возможностей лада, темпа, регистра и штрихов.
Тема 1.5. Фантастические и сказочные персонажи в музыке. (Какая она - Баба-Яга? Страшные фантастические персонажи. Фантастические персонажи. Добрые фантастические персонажи. Мы сочиняем сказку.)
Определение в процессе слушания музыкальных произведений особенностей изображения разных по характеру фантастических и сказочных персонажей на основе определения средств выразительности: особых видов ладов (уменьшенный, увеличенный), интервалов, регистра, тембра.
Раздел 2. Движения под музыку. Марш. Танец.
Тема 2.1. Движения под музыку. Различные виды маршей. Танцы.
Определение предназначения музыки в повседневной жизни и роли бытовых жанров, таких как марши и танцы. Используется знакомство с разными видами маршей: детский, игрушечный, военный, пионерский, спортивный, траурный, сказочный.
При изучении танцев ознакомление начинается с наиболее известных европейских танцев: менуэт, вальс, полька; различных национальных танцев: русских (камаринская, барыня, трепак), украинских (гопак), кавказских (лезгинка), польских (мазурка, полонез). При изучении важно определить особенности костюмов, движений.
При прослушивании танцев и маршей обращается внимание на характер движения, создаваемый музыкой, и жанровые признаки танца или марша (размер, темп, ритм).
Рекомендуемые музыкальные произведения
Раздел 1. Окружающий мир и музыка.
Тема 1.1. Окружающий мир и музыка
Г. Струве «Я хочу услышать музыку»
Е. Крылатов «Откуда музыка берет начало?»
А. Гурилев «Музыка».
Тема 1.2. Времена года. Состояния природы. Природные явления.
Времена года:
П. Чайковский. Времена года
А. Вивальди. Времена года
Э. Григ. Весной
Н. Мясковский. Весеннее настроение
А. Самонов. Дыхание осени
И.С. Бах. Весна
Г. Свиридов. Весна и осень (из музыкальных иллюстраций к к/ф «Метель»
Состояние природы в разное время суток:
Э. Григ. Утро
В. Гаврилин. Вечерняя музыка. (из симфонии-действа «Перезвоны»)
С. Прокофьев. Вечер.
В. Калинников. Первая симфония.
Природные явления:
О. Лассо. Эхо.
Д. Кабалевский. Трубач и эхо.
И. Кошмина. Эхо.
Р. Леденев. Ливень.
А. Холминов. Дождик.
С. Прокофьев. Дождь и радуга;
К. Дебюсси. Снег танцует.
Дополнительное прослушивание музыки по теме.
В. Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны». Вечерняя музыка;
К. Дебюсси. Шаги на снегу;
А. Холминов. Дождик;
Г. Свиридов. Дождик;
А. Самонов. Дыхание осени;
Г.Свиридов. «Весна и осень» из музыкальных иллюстраций к кинофильму «Метель»;
С.Прокофьев. Ходит месяц над лугами.
Тема 1.3. Животный мир.
Музыкальный зоопарк:
А. Гедике. На слонах в Индии.
Крупные животные в музыке: слоны.
А. Гедике. На слонах в Индии.
Р. Давыдов. Слон и Моська.
К. Сен-Санс. «Слон» из цикла «Карнавал животных»
Крупные животные в музыке: медведи.
А. Галынин. Медведь.
А. Наседкин. Медведь играет на фаготе.
Б. Печерский. Медвежий гавот.
А. Руббах. Медвежонок.
Г. Фрид. Мишка.
Б. Барток. Медвежий танец.
Домашние животные:
Т. Ломова. Щенок.
Т. Ломова Котёнок играет.
И. Кефалиди. Ослик;
Э. Хагагортян. Игра в лошадки;
О. Геталова. Рикки на прогулке.
Птицы и насекомые в музыке:
Р. Шуман. Кукушка-невидимка;
А. Шнитке. Кукушка и дятел;
Г. Галынин. Чижик;
Э. Григ. Птичка;
Т. Ломова. Петух;
Б. Печерский. Хромой петух;
Т. Ломова. Курица;
Д. Львов - Компанеец. Утки идут на речку;
С. Майкапар. Мотылёк;
К. Лоншан - Друшкевичова. Воробышек.
Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля.
Подводное царство:
Н. Римский – Корсаков. Пляска золотоперых и сереброчешуйных рыбок. Из 6-й картины оперы «Садко».
К. Сен-Санс. Карнавал животных. Королевский марш льва. Антилопы. Куры и петухи. Кукушка в чаще леса. Лебедь. Аквариум.
Тема 1. 4. Возраст, настроение и характер человека.
Музыкальные портреты:
П. Чайковский. Мама. Из «Детского альбома»;
В. Гаврилин. Песня «Мама»;
Э. Тетцель. Два старика.
Дм. Кабалевский. Упрямый братишка.
Настроение человека в звуках музыки:
А. Гречанинов. Весельчак.
Дм. Кабалевский. Плакса.
Дм. Кабалевский. Злюка.
Е. Гнесина. Две плаксы.
Т. Смирнова. Жалоба.
Р.Давыдов. Обидели.
Б. Барток. Разговор.
П. Чайковский. Сладкая грёза. Из «Детского альбома».
Б. Тобис. Негритёнок грустит.
Б. Тобис. Негритёнок улыбается.
Т. Смирнова. Каприз.
Д. Тюрк. Грустное настроение.
Г. Свиридов. Ласковая просьба; Грустная песня;
Н. Мясковский. Беззаботная песенка.
Мальчишки и девчонки в музыке.
А.Николаев. Спорщики.
Т. Корганов. Болтушки.
В. Агафонников. Драчун.
Т. Смирнова. Шалун.
Р. Давыдов. Горе- хвастунишка.
С. Баласанян. Что за парень.
Тема 1.5. Фантастические и сказочные персонажи в музыке.
Какая она - Баба-Яга?
П. Чайковский. Баба – Яга. Из «Детского альбома»;
М. Мусоргский. Избушка на курьих ножках. Из цикла «Картинки с выставки».
А. Даргомыжский. Баба – Яга.
А. Лядов. Баба - Яга
П. Чайковский. Баба – Яга.
Страшные фантастические персонажи:
Э.Григ. Кобольт.
С. Слонимский. Марш Бармалея.
А. Лядов. Кикимора.
М. Мусоргский. Гном.
Фантастические персонажи:
Р. Шуман. Дед Мороз.
Н. Римский-Корсаков. Песня Деда Мороза из оперы «Снегурочка».
Э. Григ. В пещере горного короля.
М. Мусоргский. Ночь на Лысой горе.
Добрые фантастические персонажи:
П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик».
П. Чайковский. Интродукция к балету «Спящая красавица».
А. Лядов. Волшебное озеро.
Н. Римский-Корсаков. Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане».
В. Маркевичувна. Таинственный замок.
Г. Портнов. Волшебная гора.
Раздел 2. Движения под музыку
Тема 2.1. Движения под музыку. Различные виды маршей. Танцы.
Марши:
П.Чайковский. Марш деревянных солдатиков.
М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».
Ф. Мендельсон. Свадебный марш из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Н. Римский-Корсаков. Марш деревянных солдатиков.
С. Прокофьев. Марш из альбома «Детская музыка»;
С. Прокофьев. Марш из оперы « Любовь к трем апельсинам»;
Марш Преображенского полка;
Г. Госсек. Скорбный марш;
Л.В.Бетховен. Соната № 12. Траурный марш на смерть героя.
Танцы:
Л.Моцарт. Менуэт.
Л. Боккерини. Менуэт.
Ф. Шопен. Полонез ля мажор.
Я. Сибелиус. Грустный вальс.
Ж.-Б. Люлли. Гавот.
С. Прокофьев. Гавот из балета «Золушка».
П.Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»;
П.Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик».
А. Корелли. Сарабанда
Народные танцы.
П. Чайковский. Камаринская.
П. Чайковский. Полька.
М. Глинка. Полька.
М. Глинка. Лезгинка из оперы «Руслан и Людмила»;
А. Хачатурян. Лезгинка из балета «Гаянэ»;
М. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»;
П. Чайковский. Трепак из балета «Щелкунчик».
Планируемые результаты
По окончании обучения дети должны знать:
- значение музыки в жизни человека;
- выразительную роль темпа, регистров, интервалов, штрихов;
- жанровые признаки танца или марша (размер, темп, ритм).
Должны уметь:
- объяснить значение музыки в жизни человека;
- дать характеристику приемов и средств выразительности: темп, регистр, фактура, лад, динамика, характер звучания;
- определять характер движения, создаваемый музыкой в танцах;
- выразить свои впечатления от музыки словами.
Комплекс организационно – педагогических условий
Условия реализации программы
Программа будет иметь успех и даст положительные результаты уже с первого года обучения при следующих условиях:
- оптимальное формирование групп;
- обеспечение безопасности детей на занятиях и вне занятий, связанных с концертной деятельностью, с экскурсиями;
- создание ситуаций успешности;
- создание положительного эмоционального фона;
- положительный уровень межличностных отношений в коллективе;
- выбор оптимальных форм, методов и приёмов обучения;
- использование метода мотивации и стимулирования детей;
- целесообразное расходование времени;
- соблюдение принципов обучения;
- правильно подобранный танцевальный и игровой материал;
- учёт возрастных, психологических и физиологических особенностей ребёнка;
- учёт музыкальных данных.
При соблюдении всех составляющих в учебной реализации программы можно рассчитывать, что педагог и дети придут к единой цели и добьются желаемых результатов.
Формы аттестации
Реализация программы предусматривает использование таких видов
Контроля знаний и навыков учащихся как: текущий, промежуточный и итоговый.
Текущий контроль предполагает оценивание деятельности учащихся на каждом занятии с выставлением отметок в классный журнал.
Промежуточный контроль предполагает проверку результатов обучения за определённый период и проводится на контрольных или открытых занятиях.
При выведении итоговой оценки учитываются текущие оценки, полученные при проведении контрольных форм. Итоговый контроль: итоговое занятие, показательные выступления на концерте по окончанию курса.
Требования к организации и проведению итогового занятия.
- форма и содержание итогового занятия определяется педагогом;
- итоговое занятие должно включать отдельные фрагменты всех разделов программы и представлять собой законченный по форме музыкальный материал, соответствующий программным требованиям года обучения;
- итоги занятия обсуждаются с другими педагогами музыки.
Постоянное отслеживание результатов, теоретических и практических знаний, уровня освоения программы предполагается различными формами контроля: наблюдение, открытое занятие, показательные выступления, викторины.
Оценочные материалы
Диагностика образовательного уровня ребёнка
Разработка критериев оценки уровня сформированности музыкальной культуры детей основана на анализе структуры понятия «музыкальная культура дошкольников», которое включает в себя следующие компоненты:
- эмоциональную отзывчивость, мышление и воображение;
- интонационный опыт восприятия музыки;
- опыт музыкальной деятельности и развитие способностей;
- музыкально – эстетическое сознание (эстетические эмоции, чувства, интерес к музыке, вкус, представления об идеале);
- эмоционально – оценочное отношение как проявление музыкально - эстетического сознания;
- музыкально – творческую активность детей.
Эмоциональная отзывчивость – центр музыкальности – является показателем развития интереса, вкуса, представлений об идеале прекрасного, эмоционально – оценочного отношения к музыке, творческой активности, выразительности исполнения. Она диагностируется по внешним проявлениям детей во время слушания музыки – продолжительности внимания, моторно – двигательным реакциям. Интерес к музыке диагностируется по просьбам повторить произведение, наличию любимых произведений, желание слушать музыку.
Развитие музыкального мышления является одновременно показателем интереса, вкуса, представлений об идеале прекрасного, музыкально – образовательных знаний, эмоционально – оценочного отношения к музыке, творческой активности. Оно диагностируется по высказываниям детей о характере музыки, смене настроений в частях произведения, по узнаванию жанра, средств музыкальной выразительности, оценочным суждениям о красоте музыки, предпочтениям, оригинальности творческих проявлений.
Проявление воображения диагностируется по образности высказываний о характере музыки, степени выразительности исполнения и оригинальности творческих импровизаций в различных видах музыкальной деятельности – пении, музыкально – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
Интонационный опыт восприятия музыки фиксируется по наличию любимых произведений, вокализаций (пению любимых мелодий, мелодических интонаций).
Разработаны критерии и показатели уровня сформированности основ музыкальной культуры детей в соответствии с их возрастными возможностями.
В средней, старшей группах детского сада добавляются показатели, выявляющие уровень знаний детей о музыке (с учётом возраста), степень выразительности исполнения, проявлений творческой активности. Показателями уровня формирования музыкальной культуры здесь выступают:
- сосредоточенность внимания;
- продолжительность восприятия;
- двигательная активность, выразительность исполнения (пение, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах);
- оригинальность творческих проявлений (ритмопластических образов, двигательных импровизаций, интонационно - окрашенных вокализаций, импровизаций на музыкальных инструментах);
- глубина высказываний о музыке, выразительность оценочных суждений о красоте музыки, наличие любимых произведений, предпочтений, знаний о музыке, её языке.
Эти показатели свидетельствуют о развитии эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, основ вкуса, представлений об идеале. Они выявляют также степень развития мышления, воображения, творческих способностей в процессе восприятия музыки.
Ведущим видом деятельности в программе «Слушание музыки» выступает музыкальное восприятие, которое центрирует, объединяет все другие. Исполнительские и творческие умения и навыки дети получают на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению на усмотрение педагога).
Методические материалы
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Формы проведения занятий могут быть традиционные: изучения нового, комбинированные, практические и нетрадиционные: праздник, игра, концерт, конкурс в зависимости от задач урока. Основные виды деятельности на занятии: слушание музыкальных произведений, беседа, сравнительный анализ, просмотр видеоматериалов, работа с нотным текстом, художественное слово, выполнение творческих заданий.
Перечень произведений для слушания на занятии определяется преподавателем исходя из формы, целей и задач занятия, состояния материальной базы по предмету.
Процесс обучения предусматривает участие во внеурочных занятиях: концерты, фестивали, праздники, музыкальные абонементы, недели детской музыки и др. Концертно-исполнительская деятельность направлена на выявление и раскрытие творческих возможностей, расширение музыкального кругозора каждого учащегося.
Реализация программы по предмету обеспечивается необходимой учебно – методической документацией, учебно – методическими пособиями, нотными, аудио, видеоматериалами.
Программа учебного предмета «Слушание музыки» предполагает наличие многопланового пространства музыкальных примеров. Оно создается при помощи разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в том числе, современной музыки). Учащиеся накапливают слуховой опыт и получают определенную сумму знаний. Однако все формы работы направлены не просто на знания и накопление информации, а на приобретение умений и навыков музыкально-слуховой деятельности - ключа к пониманию музыкального языка.
В программе учебного предмета «Слушание музыки» заложен интонационный подход в изучении музыкальных произведений. Интонация и в речи, и в музыке является носителем смысла. Путь к глубокому изучению музыкальной ткани и музыкального содержания проходит через интонацию (В.В. Медушевский). Сам процесс непрерывного слухового наблюдения и слежения заключается в способности интонирования мотивов, фраз внутренним слухом. Интонационный слух лежит в основе музыкального мышления.
С целью активизации слухового внимания в программе «Слушание музыки» используются особые методы слуховой работы. Прослушивание музыкальных произведений предваряется работой в определенной форме игрового моделирования.
Особенностью данного метода является сочетание всех видов деятельности, идея совместного творчества.
Приемы игрового моделирования:
- отражение в пластике телесно-моторных движений особенностей метроритма, рисунка мелодии, фактуры, артикуляции музыкального текста;
- сочинение простейших мелодических моделей с разными типами интонации;
- графическое изображение фразировки, звукового пространства, интонаций;
- игры-драматизации (песни-диалоги, мимические движения, жесты-позы) с опорой на импровизацию в процессе представления;
- исполнение на инструментах детского оркестра ритмических аккомпанементов, вариантов оркестровки небольших пьес.
Осваивая программу, учащиеся должны выработать примерный алгоритм
слушания незнакомых произведений. В процессе обучения большую роль играют принципы развивающего (опережающего) обучения: поменьше давать готовых определений и строить педагогическую работу так, чтобы вызывать активность детей, подводить к терминам и определениям путем «живого наблюдения за музыкой» (Б. Асафьев). Термины и понятия являются итогом работы с конкретным музыкальным материалом, используются как обобщение слухового опыта, но не предшествуют ему.
Слушая музыку, учащиеся могут выступать в роли «ученого-наблюдателя» (когда речь идет о элементах музыкального языка), воспринимать ее в формате сопереживания (эпитеты, метафоры), сотворчества. Главным на занятии становится встреча с музыкальным произведением. Сущность слушания музыки можно определить как внутреннее приобщение мира ребенка к миру героя музыки. Каждая деталь музыкального языка может стать центрообразующей в содержании урока,
вызвать комплекс ассоциаций и создать условия для эстетического общения и вхождения в образный мир музыки.
Список литературы
1.Васильева Л.Я. Слушание музыки. Учебник. Изд. «Окарина», Новосибирск, 2010.
2. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. «Музыкальные занятия в детском саду» Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. М.: Просвещение, 1984,
3. Владимирова О.А. Слушание музыки. С-Петербург. Изд «Композитор», 2008.
4. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
5. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
6. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.6.
7. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.7.
8. Зильберквит М. Мир музыки. – М.: Дет. лит., 1988.
9. Золотницкий Д. История музыки с нотными образцами и иллюстрациями (теор. основы, фольклор, разбор муз. произведений). СПб.: Композитор, 2001г.
10. Костина Э.П. «Камертон» - Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М.: Линка-Пресс, 2008,
11. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста: метод. пособие/Л.М.Малахова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. (Сердце отдаю детям).
12. Назайкинский Е.В. звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988.
13. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой издательство «Мозаика – синтез» Москва, 2014 г.
14. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. – М.: ВЛАДОС, 2000.
15. Смирнова Т.И. Учебное пособие «Allegro». «Поэзия музыки слов» - иллюстративная часть к беседе «Интерпретация» из серии книг «Воспитание искусством или искусство воспитания». М., 2001.
16. Смирнова Т.И. Учебное пособие «Allegro». Методическая часть: Беседа «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством или искусство воспитания». М., 2001.
17. Царёва Н.А. Уроки госпожи Мелодии. Учебник для 1 класса ДМШ. –
М.:ООО «Росмэн Пресс», 2001.
18. Цыферов Г.М. Тайна запечного сверчка. Сказки о музыкантах. – «Срекоза - пресс», 2007.
19. Чукаш И.Дудочка и барабан. – Москва «Детская литература», 1983.