Использование электронного пособия «В стране музыкальных инструментов» на уроках слушания музыки в ДМШ и ДШИ

10
1
Материал опубликован 19 June 2020 в группе

Использование электронного пособия

«В стране музыкальных инструментов»

на уроках слушания музыки в ДМШ и ДШИ


Юлия Фаритовна Зейдак,

преподаватель теоретических дисциплин,

МБУДО «Детская школа искусств № 1»

г. Магнитогорск


Одной из проблем в процессе обучения является эффективное усвоение учебного материала, именно решению данной проблемы посвящено создание электронного пособия по слушанию музыки для учащихся 1-х классов  ДМШ и ДШИ «В стране музыкальных инструментов».

Цель электронного пособия первого года обучения «В стране музыкальных инструментов» – познакомить учащихся с многообразным миром музыкальных инструментов. Основными задачами курса музыкальной литературы в целом и предмета слушание музыки в частности, является формирование у учащихся любви и интереса к серьёзному музыкальному искусству, понимание основ музыкального творчества, развитие их творческого мышления.

С помощью музыкальных презентаций на уроке слушания музыки дети могут познакомиться с историей происхождения инструментов, узнать интересные факты из жизни инструмента, увидеть видеофрагменты в исполнении профессиональных музыкантов и услышать звучание самого инструмента. В электронном пособии инструменты разделены по группам, согласно способу звукоизвлечения в них: ударные, духовые, струнные, клавишные. В презентации включены красочные фотографии, картины, картинки, интересные видео- и аудио- записи, детские передачи, мультфильмы. В пособие привлечены материалы непосредственно касающиеся музыкальной культуры Урала, ярких и известных представителей музыкального Магнитогорска, Челябинска, Екатеринбурга. Кроме этого в презентациях и теоретическом материале используются стихи, загадки, которые привлекают внимание детей и помогают усвоению материала. В конце некоторых презентаций предлагается в форме игры угадать или назвать предложенный инструмент (например, «Назови инструмент»), а также узнать звучание инструмента по музыкальному фрагменту, так сказать музыкальная викторина «в новом формате» (игра «Угадай, какой инструмент звучит»). Музыкальная викторина сразу же включена в презентацию, что значительно облегчает работу преподавателя. Благодаря такому мини тесту по угадыванию звучащего инструмента учащимся уже в первом классе, при обучении музыкальной литературе в старших классах, учащимся становится легче справляться с музыкальными викторинами, а сложное задание по узнаванию тембра того или иного инструмента (в будущем – того или иного отрывка из музыкального произведения) превращается в увлекательную игру. Таким образом, благодаря музыкальным презентациям решается триада: вижу, слышу, узнаю. Контрольные опросы в приложении помогают преподавателю закрепить пройденный материал и выявить уровень знаний учащихся.

В конце первого класса предлагается заменить серьёзный итоговый урок по слушанию музыки на радостный конкурс-фестиваль «В стране музыкальных инструментов», который проводится среди учащихся 1-х классов. В ДШИ №1 г. Магнитогорска был проведён школьный конкурс-фестиваль «В стране музыкальных инструментов». Дети с удовольствием сочиняли стихи, сказки, рассказы, рисовали рисунки и даже смастерили собственные музыкальные инструменты (например, флейту Пана из тростника и трубочек для сока). Лучшие творческие работы ребята прочитали перед публикой и каждый ребёнок за свой труд был награждён памятным дипломом или грамотой. Благодаря конкурсу, каждый ребёнок смог проявить свои творческие способности, фантазию, выразить личное отношение к предмету и рассказать о любимом музыкальном инструменте.

В конце первого года обучения учащиеся должны знать названия инструментов, узнавать их по внешнему виду, угадывать по тембру и знать теоретические сведения о них.

Инструкция к электронному пособию. Данное пособие основано на применении современных компьютерных технологий (программ)  и мультимедиа средств на уроках слушания музыки. Электронное пособие записано на DVD-R диске, который открывается при помощи компьютера. В электронном пособии «В стране музыкальных инструментов» предложено для изучения 28 тем и приложение. Каждая тема находится в отдельной папке, в которой представлены: презентация, текст к презентации, аудио- и видео- материал, подобранный автором к теме. В приложении находятся контрольные опросы по темам «Деревянные духовые инструменты», «Медные духовые инструменты», «Струнные смычковые инструменты», «Струнные щипковые инструменты», «Клавишные инструменты», «Оркестры»; положение школьного конкурса-фестиваля «В стране музыкальных инструментов».

Некоторые темы объединены в одной папке (например темы 2 и 3, Темы 15,16,17). С моей точки зрения это очень удобно для преподавателя, так как эти темы можно проходить друг за другом, не разъединяя, сразу одну за другой, на одном уроке (например, темы «Струнные смычковые инструменты. Альт, Виолончель, Контрабас»), а можно какие-то темы дать обзорно, во взаимосвязи с предъидущей темой. Например, Тема 3 «Мифы, сказы, легенды о музыке и музыкантах», которую можно сделать частью Темы 2 «История возникновения музыкальных инструментов».

Электронное пособие для 1-го класса ДМШ и ДШИ «В стране музыкальных инструментов» нашло практическое применение в Детской школе искусств №1 г. Магнитогорска на уроках слушания музыки, которые вела Ю. Ф. Зейдак, автор пособия. Пособие является актуальным, значимым и может быть рекомендовано для применения на уроках слушания музыки преподавателями ДМШ и ДШИ.



Комментарии

В целях самообразования посмотреть бы хоть одну презентацию... спасибо за опыт!

19 June 2020