Тема: Имя числительное

 Цель.     Обобщить знания об имени числительном как части речи.
 Задачи образовательные:

закрепить умения и навыки чтения, дать понятия о числительном;

учить правописанию количественных числительных;

формировать умения и навыки правильного произношения числительных с существительными год,лет;

активизировать словарь;

учить правильно писать мягкий знак в середине и в конце количественных числительных.

Задачи развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость, творческие способности детей.

Задачи воспитательные:

воспитывать пунктуальность, умение беречь время, употреблять в речи вежливые слова;

воспитывать интерес к изучению русского языка.

Методы обучения:

Словесный, наглядный,практический, частично-поисковый.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, самостоятельная, коллективная.

Оборудование: изображение Цветика – Семицветика, карточки с обозначением числительных, развешенные по классу (на шторах, шкафах,...), карточки с ключевыми словами, ребусы, бумажные цветочки двух цветов (красные и синие) и плакат с изображением вазы.

Ход урока:

Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ожидает увлекательный и очень познавательный урок -путешествие. Обычно люди отправляются в путешествие, чтобы интересно и с пользой провести время, чтобы узнать что-то новое. Вот и мы с вами, отправляясь в путешествие, постараемся провести отведенные 40 минут как можно более плодотворно.


Итак, тема нашего урока « В гости к Числительному».. Сегодня на уроке мы вспомним что такое имя числительное , его значение, разряды и еще много интересного об этой удивительной части речи.

А сейчас вспомним большую и дружную семью частей речи. Назовите известные вам части речи. (Ответы учащихся) (3 мин.)


Ребята, как вы думаете, между русским языком и математикой много общего? (Ответы детей).


Давайте заглянем в гости к царице наук –математике и послушаем о чем же она спорит?


(Заранее подготовленные ученики разыгрывают сценку)


Математика:


- Здравствуйте! Я математика - царица наук, дисциплина точная. У меня дважды два - всегда четыре! И никаких исключений! Не то, что в русском языке: то жи-ши пиши, то не пиши! Железная логика и неоспоримые доказательства - вот что такое математика! Нет! С русским языком у меня ничего общего быть не может.


Русский язык:


- Здравствуйте, ребята! Здравствуй, царица! Я, думаю, что ты ошибаешься. У нас много общего. Я это докажу. Во-первых, логика ни в одной науке не помешает, во-вторых, все цифры и понятия в математике называются словами, а это основные единицы языка. И самое главное! В русском языке есть замечательная часть речи - числительное. Ты как королева чисел должна это оценить!


Математика:


- Как же я забыла о числительном! Замечательная часть речи! Оно каждую цифру, каждое число знает и называет по имени! Я его просто обожаю! Дорогой Русский язык, отныне между нами больше нет разногласий! Дружба? - Дружба!(1 мин)


Слово учителя


- Ребята, что вы об этом думаете? (Ответы).


Согласна, даже такие разные науки, как русский язык и математика, иногда находят точки соприкосновения. В жизни это случается довольно часто. Итак, русский язык и математика примирились, благодаря имени числительному.


Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-путешествие. Мы сегодня отправимся в путешествие в страну Числительных с помощью волшебного цветка Цветика-Семицветика!

Отрываем первый лепесток и говорим волшебные слова:

Ты лети, лети лепесток,
Через запад на восток, 
Через север через юг, 
Возвращайся, сделав круг.
Вокруг света облети,
Нас с собою захвати.
За край света улетай
Не в Египет, не в Китай,
Не в страну Монголию,
А в страну 
Числительных!

И мы с вами прибываем на границу страны Числительных в город Чистюлькино!

II. Минутка чистописания

 Готовим руки к письму:

Чтобы чистенькими быть,
Надо руки нам помыть!
Мы потрем, потрем ладошки
И похлопаем немножко.
Руки вымыли – посушим.
Что для этого нам нужно?
Кулачками постучали,
Потрясли и ручки взяли!

Сядьте правильно, пишите аккуратно. В конце урока я возьму несколько тетрадей на проверку. Записываем сегодняшнее число. Определимся, какую букву мы будем писать. Эта буква обозначает парный, звонкий, всегда твердый звук. Эта буква. ..Ж.

t1684217602aa.png

Отрываем следующий лепесток:

Мы заедем заодно
В город 
Повторяйкино!
Прежде чем поедем дальше,
Вспомним все, что знали раньше!

III. Повторение пройденного

1. – Что обозначает имя числительное?

- На какие вопросы отвечает имя числительное?

- Назовите числительные, отвечающие на вопросы сколько? (один, два, три)

- Какие числительные вы перечислили? (количественные)

- Назовите числительные, отвечающие на вопрос который? (первый, второй, третий...)

- Какие числительные вы перечислили? (порядковые)

2. Разминка для ума.

- А теперь, внимание, разминка!

Правило разминки: ОТВЕЧАЕМ БЫСТРО!

Задание:

Сколько пальцев на руке? (5)

Сколько месяцев в году? (12)

Сколько хвостов у 5 котов? (5)

Сколько колец на Олимпийском флаге? (5)

Сколько пальцев на двух ногах? (10)

Сколько солнышек на небе? (одно)

Сколько лап у двух куриц? (4)

Сколько глаз у человека? (2)

Сколько углов у квадрата? (4)

Сколько рук у собаки? (ноль)

Сколько времени года? (4)

Сколько дней в неделе? (7)

Сколько сторон у треугольника? (3)

Сколько орехов в пустом стакане? (ноль)

Сколько букв в русском алфавите? (33)


Отрываем третий лепесток:


Лепесток лети, как птица,

Мы теперь хотим в столицу!

Мы хотим узнать скорей,

Как живут числительные в ней!

Мы попадаем в город Разгадайкино. Чтобы учиться было весело и интересно, разгадаем ребусы. Слова отгадки запишите в тетрадь.


По 2 л с 3 ж 100 л

40 а 7 я вы 3

- Кто разгадал все слова?

Проверяем: подвал, стриж, стол, сорока, семья, вытри.

Как вам удалось разгадать ребусы? Что вы сделали для разгадки ребусов? (мы заменили цифру, число словом)

Приведите примеры слов, называющих числа


Следующий лепесток:

Лепесток лети, лети!

Подустали мы в пути.

Отнеси куда-нибудь,

Где мы сможем отдохнуть!

-Мы переносимся в город Отдыхайка!

VI. Физкультминутка

- Если я назову количественные числительные (одиннадцать, четыре, шесть) –хлопок в ладоши

Если назову порядковые числительные (первый, пятый, десятый) – руки вверх и потянуться.

Следующий лепесток:

Лепесток берем шестой –
В город едем непростой!
Нас уже давно там ждут,
Сказки в городе живут!

V. Закрепление:

– А какие же сказки живут в Сказочном городе?

Вспомните и запишите названия сказок, в которых встречается числительное (Три медведя, «Али-Баба и сорок разбойников», «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят») СЛАЙД 13)

Следующий лепесток:

Много мы чего узнали,

Где мы только не бывали!

Предпоследний лепесток-

Закрепить бы нам чуток.





Путешествовать приятно,

Но пора и в путь обратный!

А пока назад летим,

Что узнали, обобщим! (СЛАЙД 14-17)


VI. Подведение итогов:

- Что называется именем числительным?

- Какие бывают имена числительные?


VII. Рефлексия

У каждого ученика на парте лежат карточки двух цветов – красный и синий. Каждый из учеников поднимает карточку. Которая ему по душе.(красная-если понял и усвоил тему, синяя-если не разобрался до конца)

.


VIII. Домашнее задание

Составить сказку об имени числительном.

Всем большое спасибо!!!









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.