Разработка урока русского языка в 6 классе «Имя числительное»
Тема: Имя числительное
Цель. Обобщить знания об имени числительном как части речи.
Задачи образовательные:
закрепить умения и навыки чтения, дать понятия о числительном;
учить правописанию количественных числительных;
формировать умения и навыки правильного произношения числительных с существительными год,лет;
активизировать словарь;
учить правильно писать мягкий знак в середине и в конце количественных числительных.
Задачи развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость, творческие способности детей.
Задачи воспитательные:
воспитывать пунктуальность, умение беречь время, употреблять в речи вежливые слова;
воспитывать интерес к изучению русского языка.
Методы обучения:
Словесный, наглядный,практический, частично-поисковый.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, самостоятельная, коллективная.
Оборудование: изображение Цветика – Семицветика, карточки с обозначением числительных, развешенные по классу (на шторах, шкафах,...), карточки с ключевыми словами, ребусы, бумажные цветочки двух цветов (красные и синие) и плакат с изображением вазы.
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ожидает увлекательный и очень познавательный урок -путешествие. Обычно люди отправляются в путешествие, чтобы интересно и с пользой провести время, чтобы узнать что-то новое. Вот и мы с вами, отправляясь в путешествие, постараемся провести отведенные 40 минут как можно более плодотворно.
Итак, тема нашего урока « В гости к Числительному».. Сегодня на уроке мы вспомним что такое имя числительное , его значение, разряды и еще много интересного об этой удивительной части речи.
А сейчас вспомним большую и дружную семью частей речи. Назовите известные вам части речи. (Ответы учащихся) (3 мин.)
Ребята, как вы думаете, между русским языком и математикой много общего? (Ответы детей).
Давайте заглянем в гости к царице наук –математике и послушаем о чем же она спорит?
(Заранее подготовленные ученики разыгрывают сценку)
Математика:
- Здравствуйте! Я математика - царица наук, дисциплина точная. У меня дважды два - всегда четыре! И никаких исключений! Не то, что в русском языке: то жи-ши пиши, то не пиши! Железная логика и неоспоримые доказательства - вот что такое математика! Нет! С русским языком у меня ничего общего быть не может.
Русский язык:
- Здравствуйте, ребята! Здравствуй, царица! Я, думаю, что ты ошибаешься. У нас много общего. Я это докажу. Во-первых, логика ни в одной науке не помешает, во-вторых, все цифры и понятия в математике называются словами, а это основные единицы языка. И самое главное! В русском языке есть замечательная часть речи - числительное. Ты как королева чисел должна это оценить!
Математика:
- Как же я забыла о числительном! Замечательная часть речи! Оно каждую цифру, каждое число знает и называет по имени! Я его просто обожаю! Дорогой Русский язык, отныне между нами больше нет разногласий! Дружба? - Дружба!(1 мин)
Слово учителя
- Ребята, что вы об этом думаете? (Ответы).
Согласна, даже такие разные науки, как русский язык и математика, иногда находят точки соприкосновения. В жизни это случается довольно часто. Итак, русский язык и математика примирились, благодаря имени числительному.
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-путешествие. Мы сегодня отправимся в путешествие в страну Числительных с помощью волшебного цветка Цветика-Семицветика!
Отрываем первый лепесток и говорим волшебные слова:
Ты лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Вокруг света облети,
Нас с собою захвати.
За край света улетай
Не в Египет, не в Китай,
Не в страну Монголию,
А в страну Числительных!
– И мы с вами прибываем на границу страны Числительных в город Чистюлькино!
II. Минутка чистописания
– Готовим руки к письму:
Чтобы чистенькими быть,
Надо руки нам помыть!
Мы потрем, потрем ладошки
И похлопаем немножко.
Руки вымыли – посушим.
Что для этого нам нужно?
Кулачками постучали,
Потрясли и ручки взяли!
– Сядьте правильно, пишите аккуратно. В конце урока я возьму несколько тетрадей на проверку. Записываем сегодняшнее число. Определимся, какую букву мы будем писать. Эта буква обозначает парный, звонкий, всегда твердый звук. Эта буква. ..Ж.
Отрываем следующий лепесток:
Мы заедем заодно
В город Повторяйкино!
Прежде чем поедем дальше,
Вспомним все, что знали раньше!
III. Повторение пройденного
1. – Что обозначает имя числительное?
- На какие вопросы отвечает имя числительное?
- Назовите числительные, отвечающие на вопросы сколько? (один, два, три)
- Какие числительные вы перечислили? (количественные)
- Назовите числительные, отвечающие на вопрос который? (первый, второй, третий...)
- Какие числительные вы перечислили? (порядковые)
2. Разминка для ума.
- А теперь, внимание, разминка!
Правило разминки: ОТВЕЧАЕМ БЫСТРО!
Задание:
Сколько пальцев на руке? (5)
Сколько месяцев в году? (12)
Сколько хвостов у 5 котов? (5)
Сколько колец на Олимпийском флаге? (5)
Сколько пальцев на двух ногах? (10)
Сколько солнышек на небе? (одно)
Сколько лап у двух куриц? (4)
Сколько глаз у человека? (2)
Сколько углов у квадрата? (4)
Сколько рук у собаки? (ноль)
Сколько времени года? (4)
Сколько дней в неделе? (7)
Сколько сторон у треугольника? (3)
Сколько орехов в пустом стакане? (ноль)
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Отрываем третий лепесток:
Лепесток лети, как птица,
Мы теперь хотим в столицу!
Мы хотим узнать скорей,
Как живут числительные в ней!
Мы попадаем в город Разгадайкино. Чтобы учиться было весело и интересно, разгадаем ребусы. Слова отгадки запишите в тетрадь.
По 2 л с 3 ж 100 л
40 а 7 я вы 3
- Кто разгадал все слова?
Проверяем: подвал, стриж, стол, сорока, семья, вытри.
Как вам удалось разгадать ребусы? Что вы сделали для разгадки ребусов? (мы заменили цифру, число словом)
Приведите примеры слов, называющих числа
Следующий лепесток:
Лепесток лети, лети!
Подустали мы в пути.
Отнеси куда-нибудь,
Где мы сможем отдохнуть!
-Мы переносимся в город Отдыхайка!
VI. Физкультминутка
- Если я назову количественные числительные (одиннадцать, четыре, шесть) –хлопок в ладоши
Если назову порядковые числительные (первый, пятый, десятый) – руки вверх и потянуться.
Следующий лепесток:
Лепесток берем шестой –
В город едем непростой!
Нас уже давно там ждут,
Сказки в городе живут!
V. Закрепление:
– А какие же сказки живут в Сказочном городе?
Вспомните и запишите названия сказок, в которых встречается числительное (Три медведя, «Али-Баба и сорок разбойников», «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят») СЛАЙД 13)
Следующий лепесток:
Много мы чего узнали,
Где мы только не бывали!
Предпоследний лепесток-
Закрепить бы нам чуток.
Путешествовать приятно,
Но пора и в путь обратный!
А пока назад летим,
Что узнали, обобщим! (СЛАЙД 14-17)
VI. Подведение итогов:
- Что называется именем числительным?
- Какие бывают имена числительные?
VII. Рефлексия
У каждого ученика на парте лежат карточки двух цветов – красный и синий. Каждый из учеников поднимает карточку. Которая ему по душе.(красная-если понял и усвоил тему, синяя-если не разобрался до конца)
.
VIII. Домашнее задание
Составить сказку об имени числительном.
Всем большое спасибо!!!