Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему «Имя числительное как часть речи»

5
1
Материал опубликован 18 August 2021

Технологическая карта урока "Имя числительное как часть речи" 

Фамилия Имя Отчество

Дятлова Людмила Сергеевна

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Цели урока:

1.Обучающие:

- раскрыть общее значение имени числительного, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных;

- познакомить с понятиями «количественное» и «порядковое» числительное;

- научить отличать порядковые и количественные числительные;

- вырабатывать умение находить числительные в тексте, определять роль числительных в речи.


2.Развивающие:

-развивать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся;

- обогащать словарный запас и грамматический строй языка учащихся;

- развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся.


3.Воспитывающие:
- воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к родному языку;

- формировать отношение к языку как к основному средству общения;

- формировать умение применять знания, полученные на уроке;

- стимулировать к работе в команде (парах) с целью создания коллективного творческого продукта.

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся:
-
распознавать имена числительные на основе общего значения, мор­фологических признаков, син­таксической роли;
- разграничивать количественные и порядковые имена числительные;
- определять роль числительных в тексте, в речи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- использовать знания по теме «Имя числительное» в практической деятельности;

- грамотно использовать имена числительные в устной и письменной речи;
- выделять главную информацию, систематизировать ее и представлять в графическом виде, анализировать языковой материал, группировать слова по предлагаемым признакам, обобщать, строить логически обоснованные рассуждения.

Понятия:

Морфология, самостоятельные части речи, имя числительное, количественные числительные, порядковые числительные, синтаксическая роль.

Методы обучения:

Системно-деятельностный, исследовательский, репродуктивный

Технологии:

1.Здоровьесберегающая технология (элементы);

2.Проблемно-аналитическая технология;

​​​​​​​3. Елементы приема "кластер".

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, парная

Оборудование

Учебник, доска, раздаточный материал

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный

(2 м)

Приветствие учеников. Работа с журналом (фиксация отсутствующих и опоздавших учеников). Создание благоприятного эмоционального климата в классе.

Приветствие учителя. Демонстрация готовности к уроку.

2.Актуализация знаний (3 м)

Систематизация ранее пройденного материала:
- Какая наука изучает слово как часть речи?
- На какие две большие группы подразделяются части речи?
- Какие самостоятельные части речи уже нами изучены?
Далее в ходе опроса на доске составляется таблица изученных частей речи (крепятся кластеры «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «местоимение»).


Отвечают на вопросы.







3. Целеполагание, постановка проблемы и формулирование темы урока (5 м)

Учитель предлагает ученикам обратиться к карточкам, лежащим на столах. На каждой карточке представлен список слов, каждое из которых предлагается соотнести с одной из изученных частей речи.
Спустя 2 минуты учитель проверяет правильность выполнения задания (к имени существительному должны быть отнесены слова
школа, товарищ, игра; к имени прилагательному – ласковый, тяжелый, мамин; к глаголу – сидеть, рисовал, танцует; к местоимению – его, их, мы).
Моделирование проблемной ситуации: Какие же слова остались без «названия»?
(пять, четверо, десятый) Почему эти слова мы не можем отнести ни к одной ранее изученной части речи? Что обозначают эти слова? Как может называться подходящая этим словам часть речи?
Помощь учащимся в формулировании целей урока:

- научиться распознавать имя числительное среди других частей речи; - выяснить ряд морфологических признаков, отличающих имя числительное от других частей речи.
Помогает учащимся в формулировании темы урока «Имя числительное», записывает на доске

Выполняют работу на карточках – соотносят предложенные слова с частями речи (2 минуты).




Решают проблемную ситуацию. Отвечают, что оставшиеся слова не подходят ни к одной части речи по общему грамматическому значению, так как обозначают числа, а значит относятся к имени числительному.


Формулируют цели урока (устно).


Формулируют тему урока, записывают в тетради

4. Составление стратегии по достижению учебных целей и «открытие» нового знания (15 м)

Работа с учебником. Изучение параграфа 11, правил на стр.54-55

- определение имени числительного;
- деление имени числительного на разряды по значению (количественные и порядковые);
- проговаривание отличительных признаков каждого разряда.
По ходу изучения материала на доске создается схема:

Имя числительное

t1629300208aa.gift1629300208ab.gifВиды по значению:



Количественные Порядковые


Под каждым столбиком записываются соответствующие грамматические признаки (что обозначает, на какой вопрос отвечает), несколько примеров.

В продолжение схемы указываются морфологические признаки (по столбцам):
* количественные – изменяются по падежам
* порядковые – изменяются по родам, числам, падежам

Заключительный этап таблицы – синтаксическая роль.


Работают с учебником. Читают определения. Переносят схему с доски в заготовленные карточки в рабочих тетрадях.












По ходу заполнения схемы вносят свои предложения, приводят примеры (устно)

5.Физкультминутка (2 м)

Проводит физкультминутку:

Зачитываются словосочетания (имя числительное + имя существительное). Если прозвучало количественное числительное, необходимо поднять руки вверх, если порядковое – похлопать трижды.
Два друга, третий урок, тридцать дней, тридцать первое марта, десять метров, тридцатый этаж, три хлопка, шестое задание (фразы могут быть любыми).

Участвуют в физкультминутке, расслабляют мышцы, отдыхают.

6. Первичное закрепление новых знаний (5 м)

Для первичного закрепления предлагается устно выполнить упражнение 67. В работе участвует весь класс. Учитель зачитывает пословицы из упражнения, слушает ответы детей, обращается к классу с просьбой оценить правильность ответа

Участвуют в выполнении устной работы.

7.Самостоятельная работа с использованием полученных знаний (5 м)

Предлагает выполнить самостоятельную работу по карточкам следующим образом: на каждой карточке предложены фразеологизмы, названия сказок и рассказов, в составе и названии которых присутствует имя числительное. Ученикам необходимо самостоятельно определить, к какому разряду (количественному или порядковому) они относятся. На выполнение дается 4 минуты.

Выполняют работу. Каждый выполняет самостоятельно. По истечении 4 минут сдают работы учителю на проверку.


8.Домашнее задание (2 м)

Объясняет домашнее задание и способ его выполнения – упр.69 (выписать предложенные фразеологизмы, определить разряд каждого числительного)

Слушают объяснение домашнего задания, записывают в дневник.

9.Рефлексия + Подведение итогов урока (3 м)

Для закрепления материала и выявления уровня усвоения знаний коллективом, работа с классом (с некоторыми учащимися):

- Сегодня я узнал(а) ……………

- Мне понравилось / не понравилось …………….

- У меня получилось / не получилось ………….
На данном этапе нужно вернуться к схеме из кластеров, начатой в начале урока, добавить кластер «
Имя числительное». Подведение итогов урока.

Принимают участие в обсуждении урока, проговаривают удачные/ неудачные для них моменты урока.







Карточка для самостоятельной работы
Подпиши ______________________________

1.Всыпать по первое число. 2.Пятое колесо в телеге.

3.Как две капли воды. 4. «Двенадцать стульев».

5. «Три мушкетёра». 6.На седьмом небе.

7.Как свои пять пальцев. 8. «Три поросёнка».

9.Наговорить с три короба. 10. «38 попугаев».

11.За один присест. 12.Семь пятниц на неделе.

13. «Двенадцать месяцев». 14. До седьмого пота







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Похожие публикации