12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила Сергеевна402
Молодой учитель. Учитель первой категории. Классный руководитель.
Россия, Крым респ., Севастополь

Технологическая карта урока "Имя числительное как часть речи" 

Фамилия Имя Отчество

Дятлова Людмила Сергеевна

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Цели урока:

1.Обучающие:

- раскрыть общее значение имени числительного, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных;

- познакомить с понятиями «количественное» и «порядковое» числительное;

- научить отличать порядковые и количественные числительные;

- вырабатывать умение находить числительные в тексте, определять роль числительных в речи.


2.Развивающие:

-развивать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся;

- обогащать словарный запас и грамматический строй языка учащихся;

- развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся.


3.Воспитывающие:
- воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к родному языку;

- формировать отношение к языку как к основному средству общения;

- формировать умение применять знания, полученные на уроке;

- стимулировать к работе в команде (парах) с целью создания коллективного творческого продукта.

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся:
-
распознавать имена числительные на основе общего значения, мор­фологических признаков, син­таксической роли;
- разграничивать количественные и порядковые имена числительные;
- определять роль числительных в тексте, в речи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- использовать знания по теме «Имя числительное» в практической деятельности;

- грамотно использовать имена числительные в устной и письменной речи;
- выделять главную информацию, систематизировать ее и представлять в графическом виде, анализировать языковой материал, группировать слова по предлагаемым признакам, обобщать, строить логически обоснованные рассуждения.

Понятия:

Морфология, самостоятельные части речи, имя числительное, количественные числительные, порядковые числительные, синтаксическая роль.

Методы обучения:

Системно-деятельностный, исследовательский, репродуктивный

Технологии:

1.Здоровьесберегающая технология (элементы);

2.Проблемно-аналитическая технология;

​​​​​​​3. Елементы приема "кластер".

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, парная

Оборудование

Учебник, доска, раздаточный материал

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный

(2 м)

Приветствие учеников. Работа с журналом (фиксация отсутствующих и опоздавших учеников). Создание благоприятного эмоционального климата в классе.

Приветствие учителя. Демонстрация готовности к уроку.

2.Актуализация знаний (3 м)

Систематизация ранее пройденного материала:
- Какая наука изучает слово как часть речи?
- На какие две большие группы подразделяются части речи?
- Какие самостоятельные части речи уже нами изучены?
Далее в ходе опроса на доске составляется таблица изученных частей речи (крепятся кластеры «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «местоимение»).


Отвечают на вопросы.







3. Целеполагание, постановка проблемы и формулирование темы урока (5 м)

Учитель предлагает ученикам обратиться к карточкам, лежащим на столах. На каждой карточке представлен список слов, каждое из которых предлагается соотнести с одной из изученных частей речи.
Спустя 2 минуты учитель проверяет правильность выполнения задания (к имени существительному должны быть отнесены слова
школа, товарищ, игра; к имени прилагательному – ласковый, тяжелый, мамин; к глаголу – сидеть, рисовал, танцует; к местоимению – его, их, мы).
Моделирование проблемной ситуации: Какие же слова остались без «названия»?
(пять, четверо, десятый) Почему эти слова мы не можем отнести ни к одной ранее изученной части речи? Что обозначают эти слова? Как может называться подходящая этим словам часть речи?
Помощь учащимся в формулировании целей урока:

- научиться распознавать имя числительное среди других частей речи; - выяснить ряд морфологических признаков, отличающих имя числительное от других частей речи.
Помогает учащимся в формулировании темы урока «Имя числительное», записывает на доске

Выполняют работу на карточках – соотносят предложенные слова с частями речи (2 минуты).




Решают проблемную ситуацию. Отвечают, что оставшиеся слова не подходят ни к одной части речи по общему грамматическому значению, так как обозначают числа, а значит относятся к имени числительному.


Формулируют цели урока (устно).


Формулируют тему урока, записывают в тетради

4. Составление стратегии по достижению учебных целей и «открытие» нового знания (15 м)

Работа с учебником. Изучение параграфа 11, правил на стр.54-55

- определение имени числительного;
- деление имени числительного на разряды по значению (количественные и порядковые);
- проговаривание отличительных признаков каждого разряда.
По ходу изучения материала на доске создается схема:

Имя числительное

t1629300208aa.gift1629300208ab.gifВиды по значению:



Количественные Порядковые


Под каждым столбиком записываются соответствующие грамматические признаки (что обозначает, на какой вопрос отвечает), несколько примеров.

В продолжение схемы указываются морфологические признаки (по столбцам):
* количественные – изменяются по падежам
* порядковые – изменяются по родам, числам, падежам

Заключительный этап таблицы – синтаксическая роль.


Работают с учебником. Читают определения. Переносят схему с доски в заготовленные карточки в рабочих тетрадях.












По ходу заполнения схемы вносят свои предложения, приводят примеры (устно)

5.Физкультминутка (2 м)

Проводит физкультминутку:

Зачитываются словосочетания (имя числительное + имя существительное). Если прозвучало количественное числительное, необходимо поднять руки вверх, если порядковое – похлопать трижды.
Два друга, третий урок, тридцать дней, тридцать первое марта, десять метров, тридцатый этаж, три хлопка, шестое задание (фразы могут быть любыми).

Участвуют в физкультминутке, расслабляют мышцы, отдыхают.

6. Первичное закрепление новых знаний (5 м)

Для первичного закрепления предлагается устно выполнить упражнение 67. В работе участвует весь класс. Учитель зачитывает пословицы из упражнения, слушает ответы детей, обращается к классу с просьбой оценить правильность ответа

Участвуют в выполнении устной работы.

7.Самостоятельная работа с использованием полученных знаний (5 м)

Предлагает выполнить самостоятельную работу по карточкам следующим образом: на каждой карточке предложены фразеологизмы, названия сказок и рассказов, в составе и названии которых присутствует имя числительное. Ученикам необходимо самостоятельно определить, к какому разряду (количественному или порядковому) они относятся. На выполнение дается 4 минуты.

Выполняют работу. Каждый выполняет самостоятельно. По истечении 4 минут сдают работы учителю на проверку.


8.Домашнее задание (2 м)

Объясняет домашнее задание и способ его выполнения – упр.69 (выписать предложенные фразеологизмы, определить разряд каждого числительного)

Слушают объяснение домашнего задания, записывают в дневник.

9.Рефлексия + Подведение итогов урока (3 м)

Для закрепления материала и выявления уровня усвоения знаний коллективом, работа с классом (с некоторыми учащимися):

- Сегодня я узнал(а) ……………

- Мне понравилось / не понравилось …………….

- У меня получилось / не получилось ………….
На данном этапе нужно вернуться к схеме из кластеров, начатой в начале урока, добавить кластер «
Имя числительное». Подведение итогов урока.

Принимают участие в обсуждении урока, проговаривают удачные/ неудачные для них моменты урока.







Карточка для самостоятельной работы
Подпиши ______________________________

1.Всыпать по первое число. 2.Пятое колесо в телеге.

3.Как две капли воды. 4. «Двенадцать стульев».

5. «Три мушкетёра». 6.На седьмом небе.

7.Как свои пять пальцев. 8. «Три поросёнка».

9.Наговорить с три короба. 10. «38 попугаев».

11.За один присест. 12.Семь пятниц на неделе.

13. «Двенадцать месяцев». 14. До седьмого пота







Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.