Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему «Имя числительное как часть речи»
Технологическая карта урока "Имя числительное как часть речи"
Фамилия Имя Отчество | Дятлова Людмила Сергеевна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 6 |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Цели урока: | 1.Обучающие: - раскрыть общее значение имени числительного, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; - познакомить с понятиями «количественное» и «порядковое» числительное; - научить отличать порядковые и количественные числительные; - вырабатывать умение находить числительные в тексте, определять роль числительных в речи. 2.Развивающие: -развивать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся; - обогащать словарный запас и грамматический строй языка учащихся; - развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся. 3.Воспитывающие: - формировать отношение к языку как к основному средству общения; - формировать умение применять знания, полученные на уроке; - стимулировать к работе в команде (парах) с целью создания коллективного творческого продукта. |
Планируемые результаты: | Обучающиеся научатся: Обучающиеся получат возможность научиться: - использовать знания по теме «Имя числительное» в практической деятельности; - грамотно использовать имена числительные в устной и письменной речи; |
Понятия: | Морфология, самостоятельные части речи, имя числительное, количественные числительные, порядковые числительные, синтаксическая роль. |
Методы обучения: | Системно-деятельностный, исследовательский, репродуктивный |
Технологии: | 1.Здоровьесберегающая технология (элементы); 2.Проблемно-аналитическая технология; 3. Елементы приема "кластер". |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, парная |
Оборудование | Учебник, доска, раздаточный материал |
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный (2 м) | Приветствие учеников. Работа с журналом (фиксация отсутствующих и опоздавших учеников). Создание благоприятного эмоционального климата в классе. | Приветствие учителя. Демонстрация готовности к уроку. |
2.Актуализация знаний (3 м) | Систематизация ранее пройденного материала: | Отвечают на вопросы. |
3. Целеполагание, постановка проблемы и формулирование темы урока (5 м) | Учитель предлагает ученикам обратиться к карточкам, лежащим на столах. На каждой карточке представлен список слов, каждое из которых предлагается соотнести с одной из изученных частей речи. - научиться распознавать имя числительное среди других частей речи; - выяснить ряд морфологических признаков, отличающих имя числительное от других частей речи. | Выполняют работу на карточках – соотносят предложенные слова с частями речи (2 минуты). Решают проблемную ситуацию. Отвечают, что оставшиеся слова не подходят ни к одной части речи по общему грамматическому значению, так как обозначают числа, а значит относятся к имени числительному. Формулируют цели урока (устно). Формулируют тему урока, записывают в тетради |
4. Составление стратегии по достижению учебных целей и «открытие» нового знания (15 м) | Работа с учебником. Изучение параграфа 11, правил на стр.54-55 - определение имени числительного; Имя числительное Виды по значению: Количественные Порядковые Под каждым столбиком записываются соответствующие грамматические признаки (что обозначает, на какой вопрос отвечает), несколько примеров. В продолжение схемы указываются морфологические признаки (по столбцам): Заключительный этап таблицы – синтаксическая роль. | Работают с учебником. Читают определения. Переносят схему с доски в заготовленные карточки в рабочих тетрадях. По ходу заполнения схемы вносят свои предложения, приводят примеры (устно) |
5.Физкультминутка (2 м) | Проводит физкультминутку: Зачитываются словосочетания (имя числительное + имя существительное). Если прозвучало количественное числительное, необходимо поднять руки вверх, если порядковое – похлопать трижды. | Участвуют в физкультминутке, расслабляют мышцы, отдыхают. |
6. Первичное закрепление новых знаний (5 м) | Для первичного закрепления предлагается устно выполнить упражнение 67. В работе участвует весь класс. Учитель зачитывает пословицы из упражнения, слушает ответы детей, обращается к классу с просьбой оценить правильность ответа | Участвуют в выполнении устной работы. |
7.Самостоятельная работа с использованием полученных знаний (5 м) | Предлагает выполнить самостоятельную работу по карточкам следующим образом: на каждой карточке предложены фразеологизмы, названия сказок и рассказов, в составе и названии которых присутствует имя числительное. Ученикам необходимо самостоятельно определить, к какому разряду (количественному или порядковому) они относятся. На выполнение дается 4 минуты. | Выполняют работу. Каждый выполняет самостоятельно. По истечении 4 минут сдают работы учителю на проверку. |
8.Домашнее задание (2 м) | Объясняет домашнее задание и способ его выполнения – упр.69 (выписать предложенные фразеологизмы, определить разряд каждого числительного) | Слушают объяснение домашнего задания, записывают в дневник. |
9.Рефлексия + Подведение итогов урока (3 м) | Для закрепления материала и выявления уровня усвоения знаний коллективом, работа с классом (с некоторыми учащимися): - Сегодня я узнал(а) …………… - Мне понравилось / не понравилось ……………. - У меня получилось / не получилось …………. | Принимают участие в обсуждении урока, проговаривают удачные/ неудачные для них моменты урока. |
Карточка для самостоятельной работы
Подпиши ______________________________
1.Всыпать по первое число. 2.Пятое колесо в телеге.
3.Как две капли воды. 4. «Двенадцать стульев».
5. «Три мушкетёра». 6.На седьмом небе.
7.Как свои пять пальцев. 8. «Три поросёнка».
9.Наговорить с три короба. 10. «38 попугаев».
11.За один присест. 12.Семь пятниц на неделе.
13. «Двенадцать месяцев». 14. До седьмого пота
Ирина Владимировна Казарцева