Урок русского языка в 7 классе «Имя числительное как часть речи»
Тема урока: «Имя числительное как часть речи»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока:
формирование представления об имени числительном как части речи
Задачи урока:
Образовательные: формировать представления об основных грамматических признаках существительных
Развивающие: развитие универсальных учебных действий, содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.
Воспитательные: прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде; повышение уровня познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку.
Планируемые результаты
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.
Предметные:
ученик научится определять, что обозначает имя числительное, его морфологические признаки, синтаксическую роль.
Метапредметные:
Регулятивные:
ученик получит возможность научиться ставить цели работы, составлять кластер, работать с таблицей, оценивать свою деятельность.
Коммуникативные:
ученик получит возможность научиться работать в группе, слушать товарищей, участвовать в принятии коллективного решения, аргументировать свою точку зрения, составлять устное высказывание.
Познавательные:
ученик получит возможность научиться проводить наблюдения , строить логическое рассуждение
Технологии:
Личностно-ориентированная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения, технология критического мышления
Этапы урока
Организационный этап.
Добрый день, ребята, я рада вас снова видеть. Улыбнитесь друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Давайте будем друг другу дарить здоровье и радость.Все ли на месте? Готовы к работе?
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Я попрошу вас, ребята, ответить на несколько вопросов, не используя в ответных репликах числа (главное условие-отсутствие чисел в ответе)
Сколько человек сегодня в классе?
Сколько минут длится школьный урок?
Какой по счёту месяц март?
Сколько в классе мальчиков и сколько девочек?
Сколько вам лет?
Назовите домашний адрес?
-Да, интересного диалога у нас с вами не получилось. Причина? (не называя чисел, сложно ответит на эти вопросы)
Какие слова вы использовали при ответе на мои вопросы, прочитайте.
- Вы знаете, какой частью речи являются эти слова? - При ответе вы использовали имена числительные.
Вы догадались, какую часть речи мы будем сегодня изучать?
Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Имя числительное как часть речи)
Давайте вернёмся и ответим на мои вопросы снова
- Как вы думаете, зачем нам нужны числительные?
-Где в жизни вы встречаетесь с числительными?
(математика, история, география, биология, литература)
Что же мы должны будем узнать и чему научиться? Давайте вместе определим круг наших задач.
Уч-ся называют цели. – Узнаем о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), об отличии числительных от других частей речи с числовым значением, научимся находить числительное в тексте, употреблять числительные в речи правильно.
Актуализация знаний:
-А сейчас я вам предлагаю обратиться к материалам сайта «Школьный помощник», познакомьтесь с информацией
Работа с материалом сайта «Школьный помощник»
-Может быть, какая-то информация была для вас уже известной, что-то является новым? Сделайте пометки на полях «Инсерт»
| | |
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику
-Обсуждение пометок.
Составьте кластер на тему «Имя числительное».
Работа в паре. Посмотрите, что у меня получилось. Оценивание по критериям (см приложение)
Первичное усвоение новых знаний и первичная проверка понимания. Первичное закрепление знаний
-А теперь поговорим о разрядах числительных.
- Прочитайте первое предложение.
1.Три книги стоят на полке. (Запишите его)
Назовите выделенное имя числительное. Задайте к нему вопрос. Скажите, что оно обозначает.
2. Проделайте такую же работу со вторым предложением.
Петя прочитал на страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение. (Запишите его)
- На основании наших наблюдений сделайте вывод: что обозначает имя числительное и на какие вопросы отвечает?
-Запишем алгоритм.
Сколько? – количественные числительные.
Какой? – порядковые числительные.
-Определите разряд числительного. Самостоятельно, взаимопроверка по модельному ответу
Входят семь (к.) богатырей, семь (к) румяных усачей. С первого (п) щелка прыгнул поп до потолка: со второго (п) щелка лишился поп языка, а с третьего (п) щелка вышибло ум у старика. Три (к) девицы под окном пряли поздно вечерком. В третий (п) раз закинул он невод, пришел невод с одной (к) рыбкой. Три (к) – нечетное число. Семь (к) и четыре (к) – одиннадцать (к)
0-6 правильных ответов «2»
7-8 правильных ответов «3»
9-10 правильных ответов «4»
10-11правильных ответов «5»
-Поговорим о синтаксической роли числительных.
Подчеркните в этих предложениях имя числительное как член предложения. Сделайте вывод. Чем могут являться имена числительные в предложении.
Подчеркните числительные как члены предложения.
«Три толстяка»- замечательная книга.
Семью шесть-сорок два.
Мальчик купил пять тетрадей.
Первое испытание прошло успешно.
В 2014 году в Сочи прошли зимние Олимпийские игры.
Самоценивание по модельному ответу
2 правильных ответа «2»
3 правильных ответа «3»
4 правильных ответа «4»
5 правильных ответов «5»
-Ребята, предлагаю вам посмотреть небольшой ролик «Числа». Беседа по вопросам (Встретились ли в ролике числа?)
-Значение числа, кроме числительных, могут иметь и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи только словами.
Задание: определите части речи:
Взаимооценивание по модельному ответу
Тройка (за ответ), три (товарища), Трехместный (корабль «Восток»), утроить (усилия).
Сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб).
(Новенький) пятак, (стал) пятиклассником, (громадная) пятерня, пять (секунд), пятый (день), пятиэтажный (дом).
0-6 правильных ответов «2»
7-9 правильных ответов «3»
10-11 правильных ответов «4»
12-13правильных ответов «5»
Написание эссе
-Предлагаю вам посмотреть «Ералаш».О чём этот ролик, какие числа вам в нём встретились? Напишите сочинение, используя числительные. (Работа индивидуальная,2-3 работы прочитываются )
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учитель | Ученики. |
- Вспомните цель урока. Скажите, над чем мы работали сегодня? - Расскажите правило об именах числительных. | Сегодня мы познакомились с числительным и учились их отличать от других частей речи. Ответы учеников. |
Ребята, завершая урок, я хочу сказать: мир числительных удивителен! То, что мы с вами узнали на уроке, это лишь его маленькая часть. Я надеюсь, что сегодняшний урок станет началом познания не только мира числительных, но и всего русского языка.
5)Информация о домашнем задании
Я вам предлагаю на выбор два задания. Вы должны выбрать то, которое кажется вам наиболее интересным и занимательным:
-Найдите интересные факты и события, связанные с историей нашего города (главное условие-наличие имен числительных), выделите числительные как члены предложения, обозначьте разряд числительных
-Написать сказку о происхождении числительного
-Составление синквейна