Урок письма и развития речи в 7 классе «Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и по числам»
«Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и по числам» (7 класс).
Цели урока:
- обобщить, закрепить, систематизировать знания учащихся об изменении имён прилагательных по числам и по родам; закрепить навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных.
- коррекция внимания, памяти, мелкой моторики.
- воспитание культуры общения, интереса к предмету.
Тип урока: урок обобщения, систематизации, закрепления знаний, умений и навыков.
Вид урока: смешанный урок.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
1. Орг. момент
Ребята, каждый из вас называет по одному прилагательному к существительному БЕРЁЗА ( Белоствольная, красивая, нарядная, высокая, статная, стройная, пышная, тонкая, гладкая, гибкая, кудрявая, раскидистая, лиственная, чудесная, прекрасная) и садится на своё рабочее место.
2. Сообщение темы урока.
Сегодня у нас урок по теме: «Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и по числам».
3. Пальчиковая гимнастика (использование интерактивной доски).
4. Чистописание.
Запишем сегодняшнее число (пишу на доске, учащиеся записывают в тетрадь)
Перед вами сочетания букв.
На экране: ая яя ий ый ой ое ее ые ие
По образцу на экране, учащиеся пишут в тетрадях элементы букв и слияния букв.
Посмотрите на сочетания букв и скажите, что они вам напоминают? (окончания имен прилагательных).
5. Словарная работа.
От словарных слов : партизан, фанера, смородина, ремонт, календарь, шоколад образовать прилагательные.
6. Обобщение и систематизация знаний.
Беседа (на экране опорная схема):
- Что такое имя прилагательное?
- Для чего нужны в речи имена прилагательные? (Имена прилагательные делают нашу речь красивой, точной, выразительной).
- С какой частью речи связаны имена прилагательные? (Имена прилагательные связаны с именами существительными).
- Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по числам и по родам).
- Как определить род и число имени прилагательного? (Род и число имен прилагательных определяется по роду и числу имен существительных, с которыми они связаны).
7. Формирование умений и навыков.
- « Найди пару»
Перед вами слова. В правом столбике имена существительные, в левом – имена прилагательные.
Задание: правильно соедините каждое имя существительное с соответствующим ему именем прилагательным. По ходу выполнения задания учащиеся определяют число и род имён существительных и имён прилагательных и выделяют родовые окончания.
цветы свежий
утро душистые
трава зимнее
воздух жёлтый
одуванчик зелёная
Задание выполняется с использованием проектора.
- Выполняем упр. 176 выполняем в тетрадях, учащиеся работают у доски.
8.Физминутка.
9. Формирование умений и навыков.
Работа с текстом.
Прочитайте текст. О каком времени года идёт речь?
В тексте пропущены окончания имен прилагательных. Задание: поставьте нужные окончания в именах прилагательных. Слова какой части речи помогут вам в этом? (Имена существительные).
Пришла холодн… зима. Выпал пушист… снег. Деревья оделись в бел… шубы. Льдом покрылось лесн… озеро.
Запишите текст. Выделите окончания имен прилагательных (задание выполняется с помощью проектора).
10. Итоги.
Опрос:
- Что такое имя прилагательное?
- С какой частью речи связаны имена прилагательные? (Имена прилагательные связаны с именами существительными).
- Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по числам и по родам).
- Как определить род и число имени прилагательного? (Род и число имен прилагательных определяется по роду и числу имен существительных, с которыми они связаны).
Рефлексия: «лесенка успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;
средняя ступенька - у меня были проблемы;
верхняя ступенька - мне всё удалось;
Домашнее задание: стр. 138, упр. 177.