Конспект интегрированного урока по биологии, письму и развитию речи по теме «Австралия» (6 класс)
Интегрированный урок по биологии , письму и развитию речи.
6 класс (программа вспомогательной школы VIII вида )
Тема: Три состояния воды в природе, правописание безударной гласной в корне слова.
Цель урока: Познакомить с тремя состояниями воды в природе, круговоротом воды в природе, закрепить умение писать безударные гласные в корне слова.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания учащихся об изученных свойствах воды – текучести, твердости и газообразности; познакомить с некоторыми физическими свойствами льда; сформировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода, пар, облака, туман – это газообразная вода; сформировать представление о круговороте воды в природе, расширить представления об окружающем мире, закреплять умение писать слова с безударной гласной в корне слова.
Коррекционно-развивающие: учить сравнивать жидкое, твердое состояние воды и газообразное состояние воды, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, развивать устную связную речь путем развернутых ответов на вопросы, рассказов детей, расширять активный словарный запас (пар, иней, роса).
Воспитательные: воспитывать наблюдательность, чувство коллективизма,
Оборудование: Табличка с ребусом, индивидуальные карточки для работы на уроке, смайлики, проектор.
Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний и сообщение темы урока.
- Для того, чтобы узнать что мы будем изучать сегодня на уроке – разгадайте ребус.
ДА
( вода)
- Верно. Мы будем изучать воду.( на доске слово В..ДА). А теперь посмотрите на картины известных художников: Айвазовский «Черное море», Васильев «Облака», Левитан «Туман», Кустодиев «Зима». СЛАЙД 1
Скажите, а как авторы изобразили воду на этих картинах.
(вода, облака, туман, снег – это все разные состояния воды в природе)
- Верно. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
( Разные состояния воды в природе)
- Молодцы. Действительно, тема нашего урока « Три состояния воды в природе», но урок наш сегодня необычный. Посмотрите на доску. Какая орфограмма пропущена в слове в..да?
(безударная гласная в корне слова)
- Правильно. СЛАЙД 2
Мы с вами закрепим умение правильно писать безударную гласную в корне слова. Напомните, как же проверить безударную гласную в корне слова?
(Подобрать однокоренное слова, в котором ударение падает на проверяемую гласную.)
Работа по теме урока
- Откройте тетради по письму. Запишите число, классная работа. Подберите проверочное, однокоренное слово к слову вода.
(вода – водный)
-Запишите слова в тетрадь, поставьте в словах ударение, подчеркните безударную гласную. Прочитайте стихотворение. СЛАЙД 3
Вы слыхали о в..де?
Говорят она везде!
Как с..сулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Л..дником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли , что в..да
Наша спутница всегда!
- Скажите, Что вы знаете о воде? В каком состоянии находится вода в природе?
(вода в природе находится в твердом, жидком и газообразном состоянии)
СЛАЙД 4
-Начертите в тетради такую же схему
- Найдите в стихотворении имена существительные, которые обозначают воду в жидком состоянии
(вода)
- А когда вода в природе бывает в жидком состоянии?
( вода находится в жидком состоянии, когда на улице температура выше )
-Какую букву вставим в слово вода, почему? В какой столбик в тетради запишем слово?
( дети записывают слова в первый столбик, вставляя гласную о)
- Найдите в стихотворении имена существительные, которые обозначают воду в твердом состоянии.
(сосулька, ледником)
- А когда вода в природе бывает в твердом состоянии?
( вода находится в твердом состоянии, когда на улице температура ниже 0)
- Какая безударная гласная пропущена в слове сосулька, почему?
(гласная о, проверочное слова соска)
- В какой столбик запишем слово? (записывают слово во второй столбик.)
- Какая безударная гласная пропущена в слове ледником, почему?
(гласная е, проверочное слово лед)
- В какой столбик запишем слово? (записывают слово во второй столбик.) - Найдите в стихотворении имена существительные, которые обозначают воду в газообразном состоянии.
(туман)
- А когда вода переходит в газообразное состояние?
(Вода переходит в газообразное состояние, когда испаряется.)
-Запишите слово в третий столбик.
- Молодцы! СЛАЙД5
Вода в природе бывает и в таких состояниях!
Р..са, м..ря,р..ка, сн..жинка, пар, оз..ро, ..блако, иней.
- Вставьте пропущенные орфограммы, объясните свой выбор.
(Фронтальная работа , дети по цепочке вставляют пропущенные буквы, объясняя свой выбор, слово облако – словарное. После проверки буквы на экране вставляются. )
- Молодцы! А теперь запишите эти слова в наши столбики в тетради. (Самостоятельная работа детей.)
-Проверим, как вы справились с этим заданием. Прочитайте слова, которые вы отнесли к жидкому состоянию?
(роса, море, река, озеро)
-Прочитайте слова, которые вы отнесли к твердому состоянию?
(Снежинка, иней.)
-Прочитайте слова которые вы отнесли к газообразному состоянию?
(пар, облако)
- Итак, в каких состояниях бывает вода в природе?
- Проверим, как в слова, которые обозначают разные состояния воды в природе, вы умеете вставлять безударные гласные. Возьмите карточку с заданием. Выберите то задание, с которым вы сможете справиться. СЛАЙД6
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
Поставь в слова ударение, вставь пропущенную букву.
Море – м..ряк Снежный – сн..говик дождик – д..ждливый море – м..рской |
Поставь ударение, из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву. Ледяной, лед – л..док Снег, снеговик - сн..жинка Дожди, дождик – д..ждливый Море, моряк – м..рской |
Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву. В..дяной Р..чной Л..дник Сн..говик |
(Дети самостоятельно выбирают вариант, и выполняют задание.)
-Проверим. Кто выполнял первый вариант? Какие буквы надо вставить в слова?
-Кто выполнил второй вариант? Назовите проверочное слова. Какую букву вставили?
-Кто выполнил третий вариант? Какие проверочные слова подобрали? Какую букву вставили?
-Назовите имена существительные, которые обозначают воду в жидком состоянии?
-Назовите имена существительные, которые обозначают воду в твердом состоянии?
-Назовите имена существительные, которые обозначают воду в газообразном состоянии?
-Скажите, а кто знает, как дома превратить воду в пар?
(Поставить чайник с водой на плиту, когда вода закипит, она будет испарятся)
- Скажите, а как превратить воду в лед?
(Положить посуду с водой в морозильную камеру.)
- А как в природе вода меняет свое состояние?
(Вода в природе тоже меняет свое состояние под влиянием температуры.)
-Молодцы, верно. Откройте учебник по биологии на странице 39, прочитайте 1 абзац. (Один из учащихся читает текст вслух.)
- Что такое круговорот воды в природе?
- СЛАЙД 7
Какое Явление природы изображено на рисунке?
(Круговорот воды в природе.)
-Попробуйте рассказать об этом явлении, пользуясь картинкой.
(ответ ребенка)
-Верно. Прочитайте еще раз первое предложение первого абзаца. Найдите и запишите слова с безударной гласной, рядом запишите проверочное слово.
(Самостоятельная работа детей)
-Какие слова записали, как проверили.
(вода-водный, морей – море.)
- Молодцы. Давайте подведем итог нашего урока. Что узнали на уроке?
(Узнали что такое круговорот воды в природе.)
-Что же такое круговорот воды в природе.
(Вода меняет свое состояние под влиянием температуры)
(Узнали, что вода в природе бывает в трех состояниях – твердом, жидком и газообразном.)
- Какие умения закрепили?
(Правило правописания безударной гласной в корне слова.)
-Как правильно написать безударную гласную?
(Надо ее проверить. Подобрать однокоренное слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение.)
-Что на уроке было легко?
-Что вам показалось трудным?
Возьмите со стола смайлики. Оцените свою работу на уроке при помощи этих смайликов.
Выставление оценок учителем, объясняя за что, согласен ли учитель с мнением ученика.
Домашнее задание: стр. 39, выполнить дома опыт, который доказывает, как происходит круговорот воды в природе.
Хроменкова Наталия Сергеевна
МКОУ «Новолисинская СОШ интернат»
Ленинградская область, Тосненский район, д. Новолисино
Потамошнева Наталья Алексеевна