ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Сельская (малокомплектная)школа. Взгляд изнутри.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Ведущая задача, образовательного учреждение-повышение качества образования. Как же решать эту задачу на уровне сельской (малокомплектной)школы?
Основная характеристика сельской (малокомплектной) школы-малочисленность классов, основной проблема -кадровый вопрос. И это не только дефицит педагогических кадров и возраст педагогов сельской школы, но и зависимость финансирования от количества обучающихся, что не позволяет привлечь на работу узких специалистов.
С другой стороны, благодаря особенностям сельской образовательной среды (малочисленность классов, разновозрастные группы) учителя сельской школы имеют большую возможность реализовывать одно из требований ФГОС-личностно-ориентированный поход.Но реальность такова, что даже в сельской малочисленной школе, где обучается небольшое количество детей, педагоги редко доходят до каждого конкретного ученика. Действительно, ученика сельской школы по нескольку раз опрашивают на каждом уроке. Но такой поход, не гарантирует высокое качество процесса обучения и воспитания детей, а даже, наоборот, тотальный и ни на минуту не прекращающийся педагогический контроль ведет к снижению качества, так как возникающие у учеников тревожность является серьезными препятствиями в их развитии и обучении.
Бесперспективность данного подхода доказывается на практике.
Стоит обратиться к итогам ЕГЭ, которые показывают нам уровень качества образования существующий на сегодняшний день в сельской (малокомплектной) школе. Выпускники наших школ не конкурентоспособны, не выбирают предметы для сдачи ЕГЭ, а если выбирают, получают чаще всего низкий результат, что не позволяет им поступать в ВУЗы. Часто на выбор ребенка влияют сами учителя, убеждая ребенка, что он не сдаст ЕГЭ по предмету. Потому что как правило обучение в классе ведется учителем исходя из его собственного стиля обучения («раз так понимаю я, значит это попятно и им»). Те есть не учитывается психологические особенности, природные качества личности, которые влияют на результат обучения
Однако о необходимости изучения личности писали многие знаменитые педагоги. Например, в работах К.Д. Ушинского отмечено, что следует уделять особое внимание индивидуальному образовательному подходу, а также развитию творческих способностей учащихся. Он обратил внимание на то, что педагогика должна узнать человека как личность, если она ставит перед собой цель его воспитания. Идеи К.Д. Ушинского, безусловно, актуальны и сегодня в педагогической практике при использовании индивидуальных и коллективных форм обучения и их сочетаний.
А великий учитель и педагог В.А.Сухомлинский посвятил своим ученикам три тысячи семьсот страниц в записных книжках, и каждая страница была посвящена одному из его учеников. Каждый ребенок для Сухомлинского был совершенно особым, уникальным миром
Однако, сегодня, при организации индивидуализации обучения учителя в основном (83 %) учитывают уровень обученности учащегося и, в меньшей степени (23 %), обращают внимание на его психологические особенности. Отсюда возникает противоречие между требованием Федерального государственного образовательного стандарта, в котором особое внимание уделяется учёту индивидуальных особенностей обучающегося, и неполной реализацией этих требований в учебном процессе
В этой связи возникает необходимость в преобразовании и совершенствовании методов, приёмов и средств обучения, ориентированных в первую очередь на развитие свойств личности обучающегося и его успешное усвоение учебного материала. Особое место в этом процессе отводится индивидуализации обучения.
На сегодняшний день существует несколько подходов к организации индивидуализации в учебном процессе.
Б. Ливер (по стилю учения),
Д. Болз, (по элементам, влияющие на эффективность учения)
М. Акимова и В. Козлова, (особенности организации учебной работы);
Е.М. Лысенко- (каналам усвоения информации)и др.
Следует отметить, что выбор технологий, приёмов, темпа обучения напрямую зависит от индивидуальных различий школьников. Если не брать во внимание психологические особенности и те природные качества личности, которые влияют на результат обучения (темперамент, внимание, переключение и концентрация внимания, объём памяти), то ученик не будет иметь возможности работать в соответствующем для себя темпе, режиме, может быстро утомляться и перейти к разряду неуспевающих.
Таким образом, работа в школе немыслима без диагностики. Учитель сегодня нуждается в психологических знаниях таких как общие закономерности развития ребёнка, психологические закономерности его способностей, интересов, склонностей и других индивидуальных и личностных особенностей. Безусловно, основные психологические знания специалист получает, изучая курс психологии во время обучения в педагогическом учебном заведении. Но, как показывает практика работы учителей, этого бывает недостаточно. Особенно это актуально именно для сельских (малокомплектных) школ, где отсутствует очень нужный специалист-школьный психолог.
Итак, я считаю, что одним из способов повышения качества знаний учащихся является индивидуализация учебного процесса. Благодаря малочисленности учеников, при продуманной организации, индивидуализация обучения, может стать достоинством сельской (малокомплектной)школы.
В книге Дейла Карнеги есть замечательная фраза, которую сегодня мне хочется адресовать педагогам сельских(малокомплектных)школ-"Если вам достался лимон, сделайте из него лимонад"
Спасибо за внимание!