12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баклушина Светлана1541
Учитель начальных классов высшей категории. Стаж педагогической деятельности 24 года
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Инновационные технологии в образовательном процессе как средство повышения качества образования учащихся

Каждого учителя в современном мире затрагивает вопрос о повышении мотивации школьников к учебной деятельности, развитии познавательной активности, и, как следствие, повышении динамики качества обучения. Как же преобразовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы учащиеся получали удовольствие от самой учебной деятельности и её результата? На помощь учителю в этом вопросе приходит возможность использования инновационных технологий в педагогическом процессе. Инновационная деятельность учителя, которая заключается в использовании современных педагогических технологий, меняет его методический подход в системе образования и несёт свои положительные результаты.

Педагогические технологии, которые использую в своей работе, взаимосвязаны и составляют определенную дидактическую систему, направленную на повышение мотивации, развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умению работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышению динамики качества обучения. Для достижения этих результатов рассмотрим следующие современные педагогические технологии:

Технология проблемного обучения

Игровые технологии

Информационные и коммуникационные технологии

Технология проектной деятельности

Технология «Обучение в сотрудничестве»

Технология оценки учебных достижений

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе позволяет решать многие задачи, которые стоят перед современной школой:

- умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идея, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Далее представлены образовательные технологии, которые позволяют эффективно решать задачи, стоящие перед учителем.

Технология проблемного обучения. Под руководством учителя на уроках организуется самостоятельная поисковая деятельности учащихся по решению учебных проблем. В ходе урока ученики учатся не только видеть проблему, но и определять пути её решения пошагово, с учётом уже известного. Решая проблему, ученики контролируют траекторию продвижения к выводу, вносят коррективы, занимаются поиском дополнительной информации. Проблемный урок резко повышает мотивацию к обучению, особенно если проблема приближена к жизни. Эффективность применения учителем этой технологии подтверждается динамикой повышения качества обучения и мотивации. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности, учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. При использовании данной технологии учащиеся становятся активными, ставят перед собой цели и задачи на уроке. Дети лучше усваивают то, что открыли сами, нежели то, что им даст выучить учитель. учитель использует проблемное обучение на уроках открытия новых знаний, изучение нового материала и первичного закрепления и на комбинированных уроках.

Результатом использования технологии проблемного обучения можно считать качественные знания учащихся, свободное оперирование ими, а также наличие у них самостоятельной позиции по отношению к получаемым и используемым знаниям. Это выражается в том, что ученики не поддаются на провокации учителя, делающего ошибки у доски, они требуют доказательства, а не просто утверждения о том, что «учитель всегда прав». Дети, отвечая у доски и попадая в затруднение, практически не слушают подсказок, а сами пытаются найти ответы. При предоставлении учащимся права выбора задач тяготеют к выбору тех задач, которые предполагают, на их взгляд, большее «шевеление мозгами», чтобы удовлетворить свои познавательные потребности. В этом проявляется личностное отношение к учению, начало формирования стойкой познавательной мотивации, самостоятельности.

Игровые технологии. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в игровую деятельность. Цель игры на уроке - побудить интерес к познанию, обучению. Через игру ребенок познает окружающий мир. В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность. Игра - своеобразный «доктор», который лечит апатию и низкую мотивацию, обособленность и педагогическую запущенность. Учитель раскрывает у учащихся через игру творческий потенциал, активизирует те стороны личности, которые «дремлют»: воображение, символьное мышление, коммуникабельность. Многие учителя начальных классов наблюдают, что уроки русского языка, по сравнению с другими дисциплинами, не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Чтобы пробудить интерес к этому предмету, необходимо активно использовать на уроках дидактические игры с четко поставленной целью обучения и соответствующим педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Важная роль состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создают положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Подводя итог выше изложенному можно отметить эффективность использования игровых технологий:

игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

способствует использованию знаний в новой ситуации;

является естественной формой деятельности ребенка, подготовкой к будущей жизни;

способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

Результатом использования игровой технологии в деятельности учителя можно считать повышение интереса у учащихся к учебной деятельности, повышение работоспособности детей на уроке. Использование дидактических игр на уроках русского языка ведет к повышению орфографической зоркости у учащихся. Причинами таких результатов является система работы учителя с использованием игровой технологии в учебно-воспитательном процессе, в том числе использование дидактических игр и дифференцированных заданий в процессе формирования орфографической зоркости учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии можно использовать на различных уроках. Это позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование информационных ресурсов Интернета позволяют учителю быстро, качественно, подготовить интересный, продуманный, мобильный урок, организовать проверку знаний. Это способствует повышению эффективности учебного процесса, а также повышению мотивации учащихся. Современный учитель активно применяет в своей работе мультимедийные презентации по различным предметам, используя широкие возможности программы SMART Notebook (см. приложение фото1), Power Point и др. В качестве развивающих компьютерных средств обучения учитель использует на уроках занимательный материал - анимированные кроссворды, викторины, загадки, не забывая и про здоровье детей (учитель руководствуется регламентом СанПина). Кроме того, учитель использует на уроках аудио-видеоматериалы.

Учитель имеет возможность формировать ИКТ-компетентность учащихся на различных уроках:

На уроках технологии:

-Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ.

-Первоначальный опыт работы с текстом в редакторе Microsoft Word, рисунком, презентацией в программе Power Point; сохранение результатов своей работы.

На уроках русского языка:

-Использование компьютерных словарей.

-Знакомство с правилами оформления текста на компьютере.

-Использование орфографического контроля.

На уроках литературного чтения:

-Работа с мультимедиа сообщениями.

-Использование видео - и аудиофрагментов.

-Презентация с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере.

На уроках математики:

-Работа с текстами, таблицами, диаграммами.

-Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, измерение, сравнение геометрических объектов.

На уроках окружающего мира:

-Проведение опытов с помощью инструментов ИКТ.

-Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач.

-Использование компьютера при работе с картой.

Учитель способствует использованию учащимися различных форм электронных образовательных ресурсов: электронные учебники, сайт учителя, образовательные платформы.

Результатом использования ИКТ технологии на уроках можно считать способность и умение учащихся самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

Таким образом, использование ИКТ совместно с другими педагогическими технологиями обучения, создают высокий уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. Что является отличительной особенностью уроков современного учителя. Применение ИКТ на уроках и во внеурочное время - это повышение интереса, усиление мотивации, развитие творческих способностей младших школьников.

Используя технологию проектной деятельности, учитель организует процесс разработки и создания проектов. В основе этой деятельности лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

Проектная технология используется учителем на всех уроках. Например, мини-проекты выполняются:

по математике (создание сборников информации на тему «Наш город в числах»);

по русскому языку (работа со словом и систематизация информации о нем);

по окружающему миру (подготовка доклада на различные темы, выполнение презентаций, проектов, например, «Мой класс и моя школа» (см. приложение фото11);

по литературному чтению (групповые проекты «Детские журналы» (см. приложение фото 2), «Книжки-раскладушки» (см. приложение фото 4, 9);

по ИЗО (групповые проекты по темам разделов «Япония», «Деревенская изба» (см. приложение фото 5, 6);

по технологии (групповые проекты «Детская площадка» (см. приложение фото 10), «Убранство русской избы», «Посуда».

Учитель начальных классов организует работу над создание индивидуальных проектов учащихся, начиная с первого класса. Проекты защищают перед учащимися класса, перед родителями на родительских собраниях, на научно-практических конференциях школы, района и города.

Таким образом, учитель формирует основополагающие умения учебного проектирования: умение планировать, осуществлять деятельность в соответствии с составленным планом, составлять инструкцию как способ решения проблемы, самостоятельно выполнять все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.

Результатом проектной деятельности можно считать активное участие учащихся в научно-практических конференциях разного уровня. У учащихся к окончанию 4-го класса наблюдается повышение мотивации к созданию творческих проектов и исследовательских работ. Учащиеся с легкостью включаются в проектную деятельность, составляют план работы под руководством учителя.

Технология сотрудничества. Методика групповой работы ведется учителем уже с первых дней обучения ребенка в школе. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять. Учитель применяет несколько вариантов групповой работы. Наиболее интересные варианты этого метода: обучение в команде (внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом); пила; (группы по 4- 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу «встреча экспертов» и «учимся вместе» (класс разбивается на группы в 3—5 человек и получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Так достигается усвоение всего материала. Основные принципы: успех всей команды, индивидуальный подход, равные возможности. Группа учится оценивать свою общую работу и каждого участника в отдельности в зависимости от его работы в группе.

Результатом технологии сотрудничества можно считать умение коммуницировать с учителем и одноклассниками:

ученики готовы задать вопрос учителю, если они не поняли материал. При работе в группе, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга неясные моменты, в случае необходимости не боятся все вместе обратится к учителю;

каждый учащийся со временем понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений из учебника, но и от способности самостоятельно приобретать знания и умения и их применять в конкретных заданиях;

у учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение, не стесняясь;

ребята учатся общаться между собой, с учителем, овладевают коммуникативными умениями;

развивается чувство товарищества и взаимопомощи.

На уроках дети, отвечая у доски и попадая в затруднение не боятся учителя, а стараются найти решение или просят помощи класса или учителя, что говорит о благоприятной комфортной рабочей обстановке в классе. Легко включаются в групповую работу, быстро договариваются и распределяют роли и обязанности, в обсуждении царит деловая обстановка без выяснения отношений. Учащиеся умеют контролировать и оценивать свою деятельность. На уроках учитель ведет диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о том или ином вопросе. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них учитель не называет ошибочным. Все детские версии обсуждаются не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Учитель обобщает все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.

Технология оценивания. На уроках учитель помогает учащимся выстраивать позицию самооценки, оценивания друг друга. На практическом этапе учащиеся совместно с учителем разрабатывают критерии оценивания к заданиям. На основе этих критериев оценивают свою деятельность на уроке и соотносят оценку с отметкой (см. приложение: методическая разработка). По началу эта работа занимает значительное количество времени, затем она проходит быстро и легко. Самооценивание позволяет учителю и ученику выбрать дальнейший маршрут развития ребенка, вносить коррективы в имеющихся знаниях. Таким образом, учитель формирует оценочную самостоятельность учащихся. Формирующее оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Система формирующего оценивания:

Настроена на оценку индивидуального прогресса;

Основана на совместно разработанных критериях учеником и учителем;

Включает самого ученика в процесс оценивания (с целью повышения его мотивации и самостоятельности);

Доступна и прозрачная для всех участников образовательного процесса: ученика, учителя, родителей;

Показывает динамику образовательных достижений учащихся с учетом уровня обучаемости данного класса и качества создаваемых учителем условий обучения.

Таким образом, использование инновационных технологий в педагогическом процессе, применяя современные педагогические технологии в начальной школе, учитель способствует повышению мотивации, развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умению работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышению динамики качества обучения.



Приложение



Методическая разработка «Оценочная деятельность на уроке русского языка».

Предмет: русский язык

Класс: 4 - б

Учебник (УМК): В.П. Канакина «Русский язык», 4класс, «Школа России».

Тема урока: Неопределенная форма глагола. Суффиксы –ся(-сь).

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД и предметные действия

4.Практический этап.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Беседа



Диалог








Беседа















Диалог



































Упражнение







Самост. работа



Устный опрос


Индивидуальная.

Фронтальная













Фронтальная























Фронтальная

Индивидуальная





























Индивидуальная





Индивидуальная



Фронтальная





Фронтальная




1.Предлаагет прочитать задание в упр.26, стр.66:

2.Организует работу над формулированием учебной задачи, задавая вопрос: что надо выполнить в этом упражнении?



3.Организует прогностическую оценку, задавая вопрос:

-Кто затрудняется или не может выполнить это задание?

Выясняет в чем сомнения ученика и что с этим затруднением будет делать ученик.

4.Организуют работу по разработке критериев выполненной работы в оценочном листе.





























5.Организует индивидуальную письменную работу учащихся по данному упражнению.

6.Организует самоконтроль и работу в оценочном листе.

7.Организует работу над прочтением оценочного листа.

8.Организует работу с цветовым индикатором






1.Читают задание.


2.Формулируют учебную задачу:

-списать глаголы неопределенной формы с суффиксами –ся, -сь парами

-выделить суффиксы –ся, -сь в этих глаголах.

3.Дают прогностическую самооценку.

















4.Разрабатывают критерии и записывают их в оценочный лист:

1) понял задание

2) списал глаголы без ошибок

3) применил правило написания –ся и –сь с глаголами

4) применил правило выделения частиц –сь, и –ся в глаголах

4) объяснил значение выделенных глаголов

5) чистописание

5.Выполняют задание






6.Проверяют задание по эталону и заполняют оценочный лист.

7.Читают оценочный лист начиная с фразы «я умею…»


8.Демонстрируют смайликом уровень выполненной работы.

Предметные УУД: правильно писать глаголы неопределенной формы, разбирать их по составу.

Регулятивные УУД: работать по образцу;

оценивать результат своей работы.

Коммуникативные: корректировать работу; излагать своё мнение (у доски).



t1630773340aa.png

Фото 1.Работа ученицы 4-го класса с интерактивной доской



Проектная деятельность учащихся


t1630773340ab.gif

Фото 2.Групповой проект «Детские журналы»

t1630773340ac.gif

Фото 3.Районный Фестиваль проектов

t1630773340ad.gif

Фото 4.Работа над проектной задачей в 4 классе

t1630773340ae.gif

Фото 5.Проект на уроке ИЗО в 3 классе "Народные праздники"

t1630773340af.gif

Фото 6.Творческий проект на уроке ИЗО "Деревенская изба"

t1630773340ag.gif

Фото 7.Защита проектов перед родителями

t1630773340ah.gif

Фото 8.Защита проектов перед родителями

t1630773340ai.gif

Фото 9.Проектная задача во 2 классе «Книжка-раскладушка»

t1630773340aj.gif

ФОТО 10.Групповой проект на уроке технологии

t1630773340ak.gif

Фото 11.Индивидуальный проект в 1 классе по окружающему миру "Мой класс и моя школа"






Список использованной литературы

Григорьева С.Г. К проблеме ииновационной деятельности педагога в современных условиях //Среднее профессиональное образование. – 2010. N 11.

Иванов Д.А. Экспертиза педагогической экспериментальной и инновационной деятельности: как её организовать и провести/ Д.А.Иваанов. – М.: Чистые пруды, 2009.

Ильина Н.Ф. Раскрытие инновационного потенциала педагога в ходе непрерывного образования // Инновации в образовании. – 2010. N 8

Кунгурова И.Ь. Инновационная деятельность как компетенция и творческое саморазвитие педагога // Педагогическое образование и наука. – 2010. N 5.

Сахарова В.И. От традиционного обучения к современным образовательным технологиям// Мир образования – образование в мире. – 2008. – N 3.

Файзуллина Г.З. Оценка инновационной деятельности педагога // Педагогическая диагностика. – 2007. N 2.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.