Индивидуальная наставническая программа "Стань звездой"
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детский (подростковый) центр «Агнес»
структурное подразделение – «Детский (подростковый) клуб «Импульс»
Проектная работа
Индивидуальная наставническая программа
«Стань звездой»
Автор-составитель:
Рзаева Елизавета Зохрабовна,
педагог дополнительного
образования клуба «Импульс»
г. Нижний Новгород, 2025
Содержание
№ п/п | разделы | стр. |
1. | Пояснительная записка. Цели и задачи | 3 |
2. | Содержание программы Индивидуальный образовательный маршрут участника программы | 6 |
3. | Оценка результатов программы и ее эффективности | 12 |
4. | Заключение | 14 |
5. | Литература | 17 |
| Приложения | 19 |
«Одаренность человека — это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Одной из главных задач в сфере дополнительного образования является – раскрытие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, творчески мыслящей личности, обладающей базовыми знаниями. Выявление наиболее перспективных учащихся, происходит уже в первые годы занятий, это дает реальную возможность последовательно и целенаправленно регулировать процесс их вокального развития.
Бывает так, что приходят одаренные ребята в объединение, но в силу своей скромности и застенчивости, не могут раскрыться в полной мере. На этот случай и нужен наставник, человек с опытом, знаниями, который поспособствует его развитию, поможет осознать свои сильные и слабые стороны. Важно в таком случае оказать наставляемому личностную и психологическую поддержку, дать совет, ободрить его.
Современный педагог дополнительного образования – это человек, который не просто ведет кружок или секцию, работает с детьми в клубе, это отчасти психолог, воспитатель, друг и наставник. Педагог – Наставник, Советник, и Друг! Вот модель современного педагога, который направит на продуктивную деятельность, привлечет внимание слушателей, заинтригует подтолкнет, закрепит веру в собственные идеи, поправит ошибки.
Педагог - наставник для ребенка – лицо авторитетное, с богатым жизненным опытом и отличной профессиональной подготовкой. Самое приятное, когда пройден не простой, но очень интересный путь, твои подопечные принимают участие сначала в концертах, на выездных мероприятиях, после в конкурсах разного уровня и становятся лауреатами и дипломантами.
В объединении «Мажоринки» обучаются разные дети, с разными способностями и вокальными данными.
Данная программа ориентирована на учащихся с 10 - 17 лет
Актуальность разработки программы наставничества.
Наставничество помогает раскрыть потенциал учащегося, повысить мотивацию к творческой деятельности и улучшить результаты. Так же обеспечивает успешное освоение программы за счёт индивидуализации деятельности. Важно создать условия для жизненного, личностного роста вокалиста. Клуб «Импульс» имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. А я, стараюсь помочь в решении этой проблемы и, как специалист в области вокального искусства, подвигаю к творческой инициативе учащихся. И самое главное, помогаю подготовиться к выступлениям на мероприятиях, концертах и конкурсах разного уровня.
Помимо этого, занятия вокалом оздоровляет организм - улучшается кровоснабжение мышц, работа дыхательной системы. Пение поддерживает в тонусе диафрагму и межрёберные мускулы, укрепляя мышцы живота. Через пение человек может выразить свои чувства, мысли и идеи, что способствует развитию личности.
Цель и задачи программы наставничества
Цель: раскрытие внутреннего потенциала ребенка, сохранение его индивидуальности и естественности.
Задачи
Обучающие задачи:
формирование основ успешной личной самореализации;
обучение навыкам специфических приемов, характерных для различных жанров эстрадной музыки;
обучение охране голосового аппарата.
Воспитательные задачи:
воспитание нравственно-волевых качеств, терпения, выдержки, настойчивости;
воспитание ответственности и организованности.
Развивающие задачи:
раскрытие личностного, творческого, потенциала;
развитие самооценки и учебной мотивации, инициативности, коммуникативной культуры.
Срок реализации программы 1 год
Применяемые формы наставничества и технологии
Традиционная форма наставничества «Педагог — учащийся» -взаимодействие, в котором обе стороны стремятся раскрыть личностный и профессиональный потенциал в процессе освоения образовательной программы и взаимодействия с педагогом дополнительного образования.
Содержание программы
Индивидуальный образовательный маршрут участника программы
Индивидуальная наставническая программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направлена на раскрытие его личностного, творческого потенциала и способностей.
Для индивидуальных занятий с ребёнком необходимо наметить не только программу, учитывающую его возрастные и индивидуальные возможности, но правильно построить учебно-воспитательный процесс, способствующий развитию творческих способностей, организовать развивающую педагогическую среду. Анализ литературы позволит наметить подходы к разработке средств психолого-дидактического сопровождения творческой деятельности учащегося. В основе моего подхода лежит идея личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие музыкальных способностей учащейся объединения «Мажоринки» Казимировой Юлии.
В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. Современные тенденции социального развития ставят перед образовательными учреждениями новые задачи, поскольку особый, более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления, является залогом социального успеха каждого. В ходе диагностики я выделяю группы детей не только с недостаточным развитием, но и способных детей.
Психолого-педагогический портрет ребенка
Анкетные данные
Имя: Юлия
Возраст: 11 лет
Юлия, учащаяся четвертого года обучения. Высоко выражены музыкальные способности. Она любит музыку, быстро отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, быстро запоминает ее, трудолюбива, артистична, эмоциональна. Когда она поет, то вкладывает в исполнение много чувства, а также свое настроение. Юля, может работать с динамикой и хорошо управляет своим голосом, восприимчива к любому темпу, имеет красивый тембр голоса, выдерживает высокую позицию, динамична. Она отличается любознательностью и творческим подходом ко всему. Однако, не уверенна в своих силах, постоянно сомневающаяся. Бывает, что-то не получается, расстраивается, чувствительна. Регулярно выступает на концертах, конкурсах, городского, районного, Международного и Всероссийского уровня, как в коллективе, так и сольно. Так же Юле помогает мама с домашними заданиями, мама продолжает уделять внимание урокам и работой с текстом и подборке репертуара. Очень важно, когда родитель и педагог работают в тандеме. Легко устанавливает контакт с собеседником.
Механизм управления программой (принципы, формы и методы работы)
Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей. Существует взаимодополнение разных направленностей – это и досуговые мероприятия, поездки в театр, совместные поездки на вокальные конкурсы, фестивали, концертная жизнь.
Принципы реализации программы
Нужно быть другом для своего ученика - устанавливаю с ним дружеские отношения.
Педагог – образец для ученика – стараюсь поддерживать уровень знаний и практических умений.
Верю в своего ученика – каждый ребенок талантлив по-своему, помочь раскрыть свои способности.
Родители - лучшие помощники – тесно сотрудничаю с родителями учащегося.
Индивидуальный подход – подбираю наиболее подходящий для учащегося метод обучения.
Практический подход – отработка полученных знаний на практике, при этом высокий результат для развития приносит конкурсная практика.
Вокальные занятия строятся на показе, который развивает эмоциональную отзывчивость, умение слушать, реагировать, сопереживать и на активном участии детей в процессе обучения, которое развивает умение передавать чувства, эмоции, характер проведения.
Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. При составлении наставнической программы, необходимо учитывать вокальные данные ребенка и на этой основе подбирать репертуар, постепенно усложняя его.
Подбирая программный репертуар, следует руководствоваться следующими принципами:
-художественная ценность;
-воспитательное значение;
-доступность музыкального и литературного текста;
-разнообразие жанров и стилей.
Для успешного обучения необходимо вырабатывать у учащегося навыки самостоятельной работы, приучить к осознанному, упорному, кропотливому труду, нужному для преодоления многочисленных трудностей.
Большая роль отводится работе с родителями этого ребёнка. Родители систематически посещают родительские собрания, открытые занятия, отчётные концерты, активно принимают участие в развитии своего ребёнка, контролируя посещение как групповых, так и индивидуальных занятий. Также родители оказывают большую помощь в приобретении концертных костюмов для своего ребёнка и материальную помощь для участия в конкурсах.
План реализации мероприятий программы наставничества
№ | Мероприятия, задания | Срок | Планируемый результат | Отметка о выполнении |
1 | Диагностика на предмет определения приоритетных направлений развития | Сентябрь | Освоение базовой гигиена голоса в условиях напряженной работы Проведение музыкальной диагностики. Выяснить вокальный диапазон и тембр голоса | Результат достигнут. |
2 | Определить зоны развития | Октябрь | Занятия, направленные на развитие диапазона, установки певческой позиции, вокальные упражнения для развития силы голоса | Результат достигнут не в полной мере. |
3 | Разработать меры по преодолению трудностей расширения диапазона | Ноябрь | Посещение музыкальных концертов, участие Изучить и применить современные вокальные техники | Постепенное освоение |
4 | Промежуточный концерт объединения | Декабрь | Демонстрация подготовленной вокальной работы, как сольно, так и в коллективе | Выполнено |
5 | Расширение песенного материала | Январь | Сформировать песенную базу, подходящую под тембр голоса, стилевые предпочтения и вокальные навыки | Огромный интерес к современной музыки |
6 | Мотивирование к дальнейшему развитию | Февраль | Знакомство с успешным опытом вокалистов, просмотр мотивационных фильмов, беседы по теме вокального мастерства, упражнения на приобретение уверенности в вокальной установке | Выполнено |
7 | Участие в вокальных конкурсах разного уровня | Март | Проведение вокальных распевок, разучивание репертуара, изучение смысла текста, подготовка к конкурсу, репетиции, выступление | Выполнено |
8 | Участие в вокальных конкурсах разного уровня | Апрель | Голосовой режим и гигиена. Активная работа над современными вокальными техниками. Наглядные пособия | Осваивается в полной мере через игровые моменты |
9 | Отчетный концерт в объединении | Май | Демонстрация трех вокальных номеров | Результат выполнен в полной мере |
10 | Концерты в детских садах, библиотеках | Июнь | Демонстрация подготовленных вокальных номеров | Выполнено |
Оценка результатов программы и ее эффективности
Ожидаемые результаты:
К концу реализации программы наставляемая Юлия:
имеет навыки исполнительского мастерства;
имеет навыки правильного певческого дыхания;
имеет навыки певческой артикуляции;
умеет работать с текстом;
умеет работать с фонограммой, микрофоном;
ответственна за личные успехи;
развито музыкальное мышление, творческое воображение;
развит музыкальный кругозор;
развит художественно-эстетический вкус и устойчивый интерес к пению.
Результатом занятий по наставничеству является развитие творческой активности ребенка, его самоопределение, творческое самовыражение. У ребенка развивается познавательная активность, происходит обогащение эмоционального опыта, развиваются эмоционально-волевые качества, голосовые функции, коммуникативные навыки, способствующие социальной самореализации ребенка, а также приобретается опыт сценического исполнения.
Для оценки результатов программы учащейся предлагается анкетирование (приложения1,2), оцениваются результаты в конкурсах, фестивалях.
Организация контроля
Мониторинг - систематическое отслеживание результатов образовательного процесса, с целью управления его качеством, повышения эффективности создания условий для развития и реализации творческих способностей учащейся посредством развития вокальных навыков и исполнительского мастерства. Выявление сильных и слабых сторон в работе по наставничеству.
Показатели и критерии оценки результативности программы наставничества
Педагогическое прослушивание, наблюдение, анализ результатов творческой деятельности, тренировочное занятие, опрос, беседа, контрольное занятие практической работы, занятие-творчество, анализ результатов участия в вокальных конкурсах, концертах.
Для контроля и анализа концертных выступлений ребёнка родителями ведутся видеозаписи. С помощью видеоматериала с родителями вне учреждения проводится анализ выступления их ребёнка на концертах и конкурсах, а с ребёнком такой анализ проводится на занятиях
Заключение.
Основываясь на своем опыте работы, реализация данной программы привела к следующим результатам:
1.Индивидуальная наставническая программа «Стань звездой!» создает новую плодотворную среду, в которой раскрывается межличностный потенциал общения в сообществе педагог-учащийся, у наставляемой постепенно нарабатывается опыт сценического исполнения.
2.Наши встречи создали новую атмосферу взаимоотношений и способствовали дальнейшему развитию музыкальных способностей наставляемой.
3.Юлия приняла участие в конкурсах разного уровня:
год | Название конкурса | результат |
2022 | Городской конкурс военно-патриотической песни «Во славу Отечества» | лауреат 1 степени |
Международный конкурс – фестиваль «Алиса» | лауреат 1 степени | |
Международный конкурс – фестиваль «Мы вместе» дуэт «Star» | лауреат 3 степени | |
2023 | Районный конкурс патриотической песни «Память за собою позови!» ансамбль «Крошки» | 2 место |
XIII Международный фестиваль-конкурс «Изумрудный дождь» квартет «Крошки» | лауреат 3 степени | |
Районный фестиваль детского и юношеского творчества «Грани таланта» | лауреат 1 степени | |
Районный конкурс военно- патриотической песни «Мелодии Славы» трио «Крошки» | 2 место | |
Районный фестиваль детского и юношеского творчества «Грани таланта» ансамбль «Крошки» | лауреат 2 степени | |
2024 | Городской конкурс военно-патриотической песни «Во славу Отечества» лауреат 1 степени | лауреат 1 степени |
Районный конкурс военно- патриотической песни «Мелодии Славы» группа «Крошки» | 1 место | |
2025 | II Региональный фестиваль «Индиго Star» | лауреат 1 степени |
Городской конкурс военно-патриотической песни «Во славу Отечества» | лауреат 1 степени | |
XV Международный фестиваль-конкурс «Изумрудный дождь» | лауреат 1 степени | |
Международный конкурс – фестиваль «Мы вместе» | лауреат 3 степени | |
Районный конкурс военно- патриотической песни «Мелодии Славы» дуэт | 1 место | |
XV Международный фестиваль-конкурс «Изумрудный дождь» дуэт | лауреат 3 степени | |
XV Международный фестиваль-конкурс «Изумрудный дождь» ансамбль «Милашки» | лауреат 1 степени | |
II Региональный фестиваль «Индиго Star» ансамбль «Милашки» | лауреат 1 степени |
5. Литература.
1. Агарков О. М. «Интонирование и слуховой контроль в сольном пении / вопросы физиологии пения и вокальной методики» – М., 1975.
2. Белоброва Е. Ю. Техника эстрадного вокала, Интернет - ресурсы.
3. Вейсон М. Я. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики», Интернет-ресурсы.
4. Наставничество как образовательный тренд современности https://apni.ru/article/6994-nastavnichestvo-kak-obrazovatelnij-trend
5. Наставничество в образовательной организации С.В. Бондаренко: - Кемерово «Научно-методический центр», 2017, Интернет -ресурсы
6. Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-методические материалы, авторы-составители: Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко. Казань: ИРО РТ, 2020, Интернет -ресурсы
7. «Психология наставничества»: статья, авторы: Ю. В. Шаронин, Е. Г. Ряхимова, И. П. Гречникова. Журнал «Инновационные проекты и программы в образовании», 2023, Интернет -ресурсы.
8. Роль наставничества в дополнительном образовании https://педакадемия.рф/edu-03-2023-pb-30793/?ysclid=mfq20iqkzi347559760
9. Система наставничества в дополнительном образовании детейПриложение1
Анкета удовлетворенности наставника
Ф.И.О. ___________________ Дата___________________
Оцените в баллах утверждение от 1 до 10, где 1 – низкий результат, а 10 – высокий результат.
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (да, нет)
2. Насколько комфортно было общение с наставляемым?
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
3. Насколько Вы оцениваете включенность наставляемого в процесс?
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
4. Насколько были полезны/интересны личные встречи?
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
5. Насколько удалось спланировать работу?
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
6. Уровень удовлетворения от работы с наставляемым?
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
7. Насколько Вы довольны вашей совместной работой?
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
8. Оцените полезность проекта (программы) для Вашего наставляемого?
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
9. Оцените полезность проекта (программы) для Вас?
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
10. Что особенно ценно для Вас в программе?
11. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе наставничества? (да, нет)
Приложение 2
Анкета удовлетворенности наставляемого
Ф.И.О. ____________________ Дата________________
Оцените в баллах утверждение от 1 до 10, где 1 – низкий результат, а 10 – высокий результат.
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (да, нет)
2. Насколько комфортным было общение с наставником?
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
3. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, были личные встречи с наставником?
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
4. Насколько оправдались Ваши ожидания?
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
5. Ощущение поддержки наставника
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
6. Помощь наставника
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
7. Оцените ощущение безопасности при общении с наставником?
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
8. Насколько было понятно, что от Вас ждет наставник?
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
9.Ожидаемые перемены в Вашей жизни от проекта (программы)?
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
10. Появилось ли лучшее понимание собственного профессионального будущего?
11. Рады ли Вы, что участвовали в программе наставничества? (да/нет)