Материал на проверке

Индивидуальная наставническая программа "Стань звездой"

0
0
Материал опубликован Вчера в 11:50

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детский (подростковый) центр «Агнес»

структурное подразделение – «Детский (подростковый) клуб «Импульс»











Проектная работа

Индивидуальная наставническая программа

«Стань звездой»








Автор-составитель:

Рзаева Елизавета Зохрабовна,

педагог дополнительного

образования клуба «Импульс»







г. Нижний Новгород, 2025



Содержание

п/п

разделы

стр.

1.

Пояснительная записка. Цели и задачи

3

2.

Содержание программы

Индивидуальный образовательный маршрут участника программы


6

3.

Оценка результатов программы и ее эффективности


12

4.

Заключение

14

5.

Литература

17


Приложения

19





























«Одаренность человека — это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский.



Пояснительная записка

Одной из главных задач в сфере дополнительного образования является – раскрытие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, творчески мыслящей личности, обладающей базовыми знаниями. Выявление наиболее перспективных учащихся, происходит уже в первые годы занятий, это дает реальную возможность последовательно и целенаправленно регулировать процесс их вокального развития.

Бывает так, что приходят одаренные ребята в объединение, но в силу своей скромности и застенчивости, не могут раскрыться в полной мере. На этот случай и нужен наставник, человек с опытом, знаниями, который поспособствует его развитию, поможет осознать свои сильные и слабые стороны. Важно в таком случае оказать наставляемому личностную и психологическую поддержку, дать совет, ободрить его.

Современный педагог дополнительного образования – это человек, который не просто ведет кружок или секцию, работает с детьми в клубе, это отчасти психолог, воспитатель, друг и наставник. Педагог – Наставник, Советник, и Друг! Вот модель современного педагога, который направит на продуктивную деятельность, привлечет внимание слушателей, заинтригует подтолкнет, закрепит веру в собственные идеи, поправит ошибки.

Педагог - наставник для ребенка – лицо авторитетное, с богатым жизненным опытом и отличной профессиональной подготовкой. Самое приятное, когда пройден не простой, но очень интересный путь, твои подопечные принимают участие сначала в концертах, на выездных мероприятиях, после в конкурсах разного уровня и становятся лауреатами и дипломантами.

В объединении «Мажоринки» обучаются разные дети, с разными способностями и вокальными данными.

Данная программа ориентирована на учащихся с 10 - 17 лет


Актуальность разработки программы наставничества.

Наставничество помогает раскрыть потенциал учащегося, повысить мотивацию к творческой деятельности и улучшить результаты. Так же обеспечивает успешное освоение программы за счёт индивидуализации деятельности. Важно создать условия для жизненного, личностного роста вокалиста. Клуб «Импульс» имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. А я, стараюсь помочь в решении этой проблемы и, как специалист в области вокального искусства, подвигаю к творческой инициативе учащихся. И самое главное, помогаю подготовиться к выступлениям на мероприятиях, концертах и конкурсах разного уровня.

Помимо этого, занятия вокалом оздоровляет организм - улучшается кровоснабжение мышц, работа дыхательной системы. Пение поддерживает в тонусе диафрагму и межрёберные мускулы, укрепляя мышцы живота. Через пение человек может выразить свои чувства, мысли и идеи, что способствует развитию личности.

Цель и задачи программы наставничества

Цель: раскрытие внутреннего потенциала ребенка, сохранение его индивидуальности и естественности.

Задачи

Обучающие задачи:

формирование основ успешной личной самореализации;

обучение навыкам специфических приемов, характерных для различных жанров эстрадной музыки;

обучение охране голосового аппарата.

Воспитательные задачи:

воспитание нравственно-волевых качеств, терпения, выдержки, настойчивости;

воспитание ответственности и организованности.

Развивающие задачи:

раскрытие личностного, творческого, потенциала;

развитие самооценки и учебной мотивации, инициативности, коммуникативной культуры.

Срок реализации программы 1 год

Применяемые формы наставничества и технологии

Традиционная форма наставничества «Педагог — учащийся» -взаимодействие, в котором обе стороны стремятся раскрыть личностный и профессиональный потенциал в процессе освоения образовательной программы и взаимодействия с педагогом дополнительного образования.











Содержание программы

Индивидуальный образовательный маршрут участника программы

Индивидуальная наставническая программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направлена на раскрытие его личностного, творческого потенциала и способностей.

Для индивидуальных занятий с ребёнком необходимо наметить не только программу, учитывающую его возрастные и индивидуальные возможности, но правильно построить учебно-воспитательный процесс, способствующий развитию творческих способностей, организовать развивающую педагогическую среду. Анализ литературы позволит наметить подходы к разработке средств психолого-дидактического сопровождения творческой деятельности учащегося. В основе моего подхода лежит идея личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие музыкальных способностей учащейся объединения «Мажоринки» Казимировой Юлии.

В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. Современные тенденции социального развития ставят перед образовательными учреждениями новые задачи, поскольку особый, более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления, является залогом социального успеха каждого. В ходе диагностики я выделяю группы детей не только с недостаточным развитием, но и способных детей.

Психолого-педагогический портрет ребенка

Анкетные данные

Имя: Юлия

Возраст: 11 лет

Юлия, учащаяся четвертого года обучения. Высоко выражены музыкальные способности. Она любит музыку, быстро отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, быстро запоминает ее, трудолюбива, артистична, эмоциональна. Когда она поет, то вкладывает в исполнение много чувства, а также свое настроение. Юля, может работать с динамикой и хорошо управляет своим голосом, восприимчива к любому темпу, имеет красивый тембр голоса, выдерживает высокую позицию, динамична. Она отличается любознательностью и творческим подходом ко всему. Однако, не уверенна в своих силах, постоянно сомневающаяся. Бывает, что-то не получается, расстраивается, чувствительна. Регулярно выступает на концертах, конкурсах, городского, районного, Международного и Всероссийского уровня, как в коллективе, так и сольно. Так же Юле помогает мама с домашними заданиями, мама продолжает уделять внимание урокам и работой с текстом и подборке репертуара. Очень важно, когда родитель и педагог работают в тандеме. Легко устанавливает контакт с собеседником.

Механизм управления программой (принципы, формы и методы работы)

Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей. Существует взаимодополнение разных направленностей – это и досуговые мероприятия, поездки в театр, совместные поездки на вокальные конкурсы, фестивали, концертная жизнь.

Принципы реализации программы

Нужно быть другом для своего ученика - устанавливаю с ним дружеские отношения.

Педагог – образец для ученика – стараюсь поддерживать уровень знаний и практических умений.

Верю в своего ученика – каждый ребенок талантлив по-своему, помочь раскрыть свои способности.

Родители - лучшие помощники – тесно сотрудничаю с родителями учащегося.

Индивидуальный подход – подбираю наиболее подходящий для учащегося метод обучения.

Практический подход – отработка полученных знаний на практике, при этом высокий результат для развития приносит конкурсная практика.

Вокальные занятия строятся на показе, который развивает эмоциональную отзывчивость, умение слушать, реагировать, сопереживать и на активном участии детей в процессе обучения, которое развивает умение передавать чувства, эмоции, характер проведения.

Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. При составлении наставнической программы, необходимо учитывать вокальные данные ребенка и на этой основе подбирать репертуар, постепенно усложняя его.

Подбирая программный репертуар, следует руководствоваться следующими принципами:

-художественная ценность;

-воспитательное значение;

-доступность музыкального и литературного текста;

-разнообразие жанров и стилей.

Для успешного обучения необходимо вырабатывать у учащегося навыки самостоятельной работы, приучить к осознанному, упорному, кропотливому труду, нужному для преодоления многочисленных трудностей.

Большая роль отводится работе с родителями этого ребёнка. Родители систематически посещают родительские собрания, открытые занятия, отчётные концерты, активно принимают участие в развитии своего ребёнка, контролируя посещение как групповых, так и индивидуальных занятий. Также родители оказывают большую помощь в приобретении концертных костюмов для своего ребёнка и материальную помощь для участия в конкурсах.

План реализации мероприятий программы наставничества

Мероприятия, задания

Срок

Планируемый результат

Отметка о выполнении

1

Диагностика на предмет определения приоритетных направлений развития

Сентябрь

Освоение базовой гигиена голоса в условиях напряженной работы

Проведение музыкальной диагностики. Выяснить вокальный диапазон и тембр голоса

Результат достигнут.
Отмечается наличие слуха, широкого диапазона. Тембр голоса – сопрано.

2

Определить зоны развития

Октябрь

Занятия, направленные на развитие диапазона, установки певческой позиции, вокальные упражнения для развития силы голоса

Результат достигнут не в полной мере.

3

Разработать меры по преодолению трудностей расширения диапазона

Ноябрь

Посещение музыкальных концертов, участие

Изучить и применить современные вокальные техники

Постепенное освоение

4

Промежуточный концерт объединения

Декабрь

Демонстрация подготовленной вокальной работы, как сольно, так и в коллективе

Выполнено

5

Расширение песенного материала

Январь

Сформировать песенную базу, подходящую под тембр голоса, стилевые предпочтения и вокальные навыки

Огромный интерес к современной музыки

6

Мотивирование к дальнейшему развитию

Февраль

Знакомство с успешным опытом вокалистов, просмотр мотивационных фильмов, беседы по теме вокального мастерства, упражнения на приобретение уверенности в вокальной установке

Выполнено

7

Участие в вокальных конкурсах разного уровня

Март

Проведение вокальных распевок, разучивание репертуара, изучение смысла текста, подготовка к конкурсу, репетиции, выступление

Выполнено

8

Участие в вокальных конкурсах разного уровня

Апрель

Голосовой режим и гигиена. Активная работа над современными вокальными техниками. Наглядные пособия

Осваивается в полной мере через игровые моменты

9

Отчетный концерт в объединении

Май

Демонстрация трех вокальных номеров

Результат выполнен в полной мере

10

Концерты в детских садах, библиотеках

Июнь

Демонстрация подготовленных вокальных номеров

Выполнено













Оценка результатов программы и ее эффективности

Ожидаемые результаты:

К концу реализации программы наставляемая Юлия:

имеет навыки исполнительского мастерства;

имеет навыки правильного певческого дыхания;

имеет навыки певческой артикуляции;

умеет работать с текстом;

умеет работать с фонограммой, микрофоном;

ответственна за личные успехи;

развито музыкальное мышление, творческое воображение;

развит музыкальный кругозор;

развит художественно-эстетический вкус и устойчивый интерес к пению.

Результатом занятий по наставничеству является развитие творческой активности ребенка, его самоопределение, творческое самовыражение. У ребенка развивается познавательная активность, происходит обогащение эмоционального опыта, развиваются эмоционально-волевые качества, голосовые функции, коммуникативные навыки, способствующие социальной самореализации ребенка, а также приобретается опыт сценического исполнения.

Для оценки результатов программы учащейся предлагается анкетирование (приложения1,2), оцениваются результаты в конкурсах, фестивалях.



Организация контроля

Мониторинг - систематическое отслеживание результатов образовательного процесса, с целью управления его качеством, повышения эффективности создания условий для развития и реализации творческих способностей учащейся посредством развития вокальных навыков и исполнительского мастерства. Выявление сильных и слабых сторон в работе по наставничеству.

Показатели и критерии оценки результативности программы наставничества

Педагогическое прослушивание, наблюдение, анализ результатов творческой деятельности, тренировочное занятие, опрос, беседа, контрольное занятие практической работы, занятие-творчество, анализ результатов участия в вокальных конкурсах, концертах.

Для контроля и анализа концертных выступлений ребёнка родителями ведутся видеозаписи. С помощью видеоматериала с родителями вне учреждения проводится анализ выступления их ребёнка на концертах и конкурсах, а с ребёнком такой анализ проводится на занятиях

























Заключение.

Основываясь на своем опыте работы, реализация данной программы привела к следующим результатам:

1.Индивидуальная наставническая программа «Стань звездой!» создает новую плодотворную среду, в которой раскрывается межличностный потенциал общения в сообществе педагог-учащийся, у наставляемой постепенно нарабатывается опыт сценического исполнения.

2.Наши встречи создали новую атмосферу взаимоотношений и способствовали дальнейшему развитию музыкальных способностей наставляемой.

3.Юлия приняла участие в конкурсах разного уровня:

год

Название конкурса

результат

2022

Городской конкурс военно-патриотической песни «Во славу Отечества»

лауреат 1 степени

Международный конкурс – фестиваль «Алиса»

лауреат 1 степени

Международный конкурс – фестиваль «Мы вместе» дуэт «Star»

лауреат 3 степени

2023

Районный конкурс патриотической песни «Память за собою позови!» ансамбль «Крошки»

2 место

XIII Международный фестиваль-конкурс «Изумрудный дождь» квартет «Крошки»

лауреат 3 степени

Районный фестиваль детского и юношеского творчества «Грани таланта»

лауреат 1 степени


Районный конкурс военно- патриотической песни «Мелодии Славы» трио «Крошки»

2 место

Районный фестиваль детского и юношеского творчества «Грани таланта» ансамбль «Крошки»

лауреат 2 степени


2024

Городской конкурс военно-патриотической песни «Во славу Отечества» лауреат 1 степени

лауреат 1 степени

Районный конкурс военно- патриотической песни «Мелодии Славы» группа «Крошки»

1 место

2025

II Региональный фестиваль «Индиго Star»

лауреат 1 степени

Городской конкурс военно-патриотической песни «Во славу Отечества»

лауреат 1 степени

XV Международный фестиваль-конкурс «Изумрудный дождь»

лауреат 1 степени

Международный конкурс – фестиваль «Мы вместе»

лауреат 3 степени

Районный конкурс военно- патриотической песни «Мелодии Славы» дуэт

1 место

XV Международный фестиваль-конкурс «Изумрудный дождь» дуэт

лауреат 3 степени

XV Международный фестиваль-конкурс «Изумрудный дождь» ансамбль «Милашки»

лауреат 1 степени

II Региональный фестиваль «Индиго Star» ансамбль «Милашки»

лауреат 1 степени













































5. Литература.

1. Агарков О. М. «Интонирование и слуховой контроль в сольном пении / вопросы физиологии пения и вокальной методики» – М., 1975.

2. Белоброва Е. Ю.  Техника эстрадного вокала, Интернет - ресурсы.  

3. Вейсон М. Я. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики», Интернет-ресурсы.

4. Наставничество как образовательный тренд современности https://apni.ru/article/6994-nastavnichestvo-kak-obrazovatelnij-trend

5. Наставничество в образовательной организации С.В. Бондаренко: - Кемерово «Научно-методический центр», 2017, Интернет -ресурсы

6. Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-методические материалы, авторы-составители: Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко. Казань: ИРО РТ, 2020, Интернет -ресурсы

7. «Психология наставничества»: статья, авторы: Ю. В. Шаронин, Е. Г. Ряхимова, И. П. Гречникова. Журнал «Инновационные проекты и программы в образовании», 2023, Интернет -ресурсы.

8. Роль наставничества в дополнительном образовании https://педакадемия.рф/edu-03-2023-pb-30793/?ysclid=mfq20iqkzi347559760

9. Система наставничества в дополнительном образовании детей

https://ped-kopilka.ru/blogs/busovikova-oksana/sistema-nastavnichestva-ot-organizaci-do-realizaci.html









Приложение1

Анкета удовлетворенности наставника

Ф.И.О. ___________________ Дата___________________

Оцените в баллах утверждение от 1 до 10, где 1 – низкий результат, а 10 – высокий результат.

1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (да, нет)

2. Насколько комфортно было общение с наставляемым?

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

3. Насколько Вы оцениваете включенность наставляемого в процесс?

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

4. Насколько были полезны/интересны личные встречи?

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

5. Насколько удалось спланировать работу?

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

6. Уровень удовлетворения от работы с наставляемым?

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

7. Насколько Вы довольны вашей совместной работой?

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

8. Оцените полезность проекта (программы) для Вашего наставляемого?

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

9. Оцените полезность проекта (программы) для Вас?

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

10. Что особенно ценно для Вас в программе?



11. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе наставничества? (да, нет)





Приложение 2

Анкета удовлетворенности наставляемого

Ф.И.О. ____________________ Дата________________

Оцените в баллах утверждение от 1 до 10, где 1 – низкий результат, а 10 – высокий результат.

1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (да, нет)

2. Насколько комфортным было общение с наставником?

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

3. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, были личные встречи с наставником?

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

4. Насколько оправдались Ваши ожидания?

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

5. Ощущение поддержки наставника

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

6. Помощь наставника

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

7. Оцените ощущение безопасности при общении с наставником?

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

8. Насколько было понятно, что от Вас ждет наставник?

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

9.Ожидаемые перемены в Вашей жизни от проекта (программы)?

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

10. Появилось ли лучшее понимание собственного профессионального будущего?

11. Рады ли Вы, что участвовали в программе наставничества? (да/нет)




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.