Программа «Индивидуальный маршрут развития ребенка»
Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Воронежский центр психолого – педагогической реабилитации и коррекции»
«Индивидуальный маршрут развития ребенка»
Подготовила: учитель- дефектолог КОУ ВО «ВЦППРК» (г. Воронеж)
Цыкова Анна Александровна
Воронеж 2020
1. Пояснительная записка
Индивидуальный маршрут развития ребенка создан в соответствии с ФГОС ДО и направлен на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Маршрут направлен на развитие и коррекцию у ребенка психических процессов, сенсорного восприятия, навыков самообслуживания, социализации, коммуникации. Индивидуальный маршрут создан с учетом потребностей ребенка.
Срок реализации ИОМ – 1 год
Занятия проводятся 2 раза в неделю. В реализации маршрута принимают участие 5 педагогов: учитель – дефектолог, педагог – психолог (игровая комната), педагог – психолог (сенсорная комната), учитель- логопед (леготерапия), учитель – логопед. Занятие каждого педагога длится от 15 до 30 минут.
Цель: формирование и развитие познавательных процессов, развитие коммуникации;
Задачи:
-коррекция и развитие психических процессов (память, внимание, мышление, речь, восприятие);
-развитие мелкой и общей моторики, графо – моторных навыков;
-формирование коммуникативных умений;
-социализации и адаптация в обществе;
-развитие навыков самообслуживания;
-стабилизация эмоционального состояния, оптимизация уровня тревожности и агрессии;
Данный маршрут разработан для ребенка 6 лет с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью. Ребенок в течении 3х лет посещает структурное подразделение «Лекотека». Основные цвета, форму, величину соотносит, но не различает. Соотносит предметы обиходного мира с их словесным обозначением. Лексический запас ограничен. Знает буквы алфавита, может написать некоторые из них по представлению. Собственная речь представлена отдельными непроизвольными звукоподражаниями. В эмоционально значимых ситуациях проявляются вокализации. Имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. В пространстве и времени не ориентируется.
Направления работы
1. Психолого – педагогическое сопровождение семьи
2. Развитие навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков
3. Социально – эмоциональное развитие ребенка
4. Развитие моторики (крупной и мелкой)
5.Развитие познавательной деятельности
6. Формирование продуктивных видов деятельности
7. Развитие имитации
8. Формирование предметной и игровой деятельности
9. Формирование базовых учебных действий
10. Подготовка к обучению грамоте
11. Формирование пространственных представлений
Содержание разделов маршрута
№ п/п |
Основные направления деятельности |
Конкретные задачи направлений |
Содержание работы |
1. |
Сенсомоторное развитие |
Развитие мелкой моторики |
Игры с мелкими предметами и емкостью с узким горлышком. Откручивание крышек. Застегивание пуговиц. Застегивание молнии. Завязывание шнурка. Задание «шнуровка». Работа с липучками. Работа с прищепками. Работа с фольгой. Игры с мозаикой. Игры с крупами. Работа с песком, пальчиковыми красками. |
Развитие общей моторики |
Игры с мячиком: брось, держи, перенеси, клади, кати. Игра с мячом: лови на расстоянии, брось на расстоянии. Игры на повторение после показа. Ходьба с сохранением направления и заданного темпа. Игры на сохранение равновесия в заданных положениях. Игры на ориентацию в своих движениях. Игры на сохранение равновесия после вращения. Игры на развитие вестибулярных рецепторов (тоннель, черепаха, фитболы, мягкие модули, вверх-вниз, влево-вправо). |
||
Развитие графо-моторных навыков |
Самостоятельное воспроизведение по контуру, по пунктиру, по точкам, по трафарету горизонтальных и вертикальных прямых, кривых, ломаных, круговых, замкнутых линий вариативной длины, геометрических фигур, букв разного размера, предметных картинок с помощью маркера, трехгранного карандаша с использованием предварительного показа. «Звуковые дорожки». «Лабиринты». Закрашивание контурных изображений, штриховка. Печатание по образцу графем на разлинованном планшете многоразового использования. |
||
Речевая моторика |
Массаж и самомассаж лица и шеи, выполнение упражнения для нижней челюсти, мимических мышц по подражанию в игровой форме, гимнастики для щек, губ. Сочетание зондового массажа языка, неба, ротовой полости и статических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики с использованием пищевого подкрепления (мед, варенье, бублики др.), направленных на уточнение произношения гласных и вызывание согласных звуков раннего онтогенеза, их автоматизацию. «Сказка о веселом клоуне» (Савицкая М.Н.). |
||
2. |
Сенсорное восприятие |
Развитие балансового восприятия
|
Игры с залезанием на предметы и поверхности, расположенные от пола на высоту более 10-15 см. с активным спрыгиванием, перекатыванием, сползанием (заползанием) и т.д. Игры и задания с использованием тренажера «Перекати-поле». Занятия на иппотренажере. Занятия в скорлупе. Игры и занятия на фитболах, балансировочных досках, дидактической черепахе, сенсорных дорожках, дорожках «Топ-Топ», в сухих бассейнах темной и светлой сенсорных комнат. |
Развитие проприоцептивного восприятия
|
Игры с применением методического, дидактического и раздаточного материала для развития проприоцептивного восприятия: -баллоновый тренажер; -чулок Совы; -резиновые мячики с различными поверхностями: гладкие, мягкие, шершавые, игольчатые, с присосками и т.д.; -«утяжелители» для рук, ног, плечевого отдела. -утяжеляющее одеяло; -пластиковые бутылки с различными наполнителями, для переноски ребенком с места на место; -прищепки, присоски, липучки, шнуровки, магниты и т.д. |
||
Развитие тактильного восприятия
|
Игры, способствующие развитию адекватно-двигательной реакции на прикосновение человека. Игры, способствующие развитию адекватно-двигательной реакции на вибрацию, исходящую от объектов. Игры, способствующие развитию адекватной реакции к давлению на поверхность тела; -игры, способствующие развитию адекватной реакции на положение тела в пространстве (горизонтальное, вертикальное). Игры на различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость, величина предмета, его форма). Массажи и самомассажи с помощью массажных валиков, массажера для тела «Аккупресс», колечек Су-Джок. Игры с сенсорными дорожками. Панно «Ежик». Игры с тактильными дощечками и сенсорными мешочками. Игры с мягкими мочалками, мягкими кисточками. |
||
Развитие обонятельного (вкусового) восприятия
|
Игры, способствующие развитию адекватной реакции на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Игры на узнавание продуктов по вкусу (запаху). Игры на различие ароматов, которые ребенок может применить в повседневной жизни (вкусно и не вкусно пахнет, сладко и горько пахнет, кисло и мятно пахнет). Стимуляция резкими и слабыми обонятельными раздражителями. Презентация вкусовых и обонятельных раздражителей. Дыхательные упражнения с применение оборудования темной и светлой сенсорных комнат (установка для ароматерапии «Эфа», ионизатор воздуха «Снежинка», увлажнитель воздуха). |
||
Развитие зрительного восприятия
|
Игры на развитие зрительного внимания, зрительной памяти: -дифференциацию предметов по цветам (основные и дополнительные); -дифференциацию предметов по формам и фигурам; -дифференциацию предметов по размерам; -сопоставление по цвету (форме, размеру); -копирование последовательности; -работа с изображениями в перевернутом виде; -работа с зашумленными картинками; -работа с разрезными картинками; -пространственная ориентировка (соотношение частей по отношению друг к другу, расположение предмета в заданной системе координат); -задания на слежение глазами за предметом; -задания на восприятие жестов; -задания на восприятие цвета (когда цвет перемешивается или плавно перетекает один в другой). |
||
Развитие слухового восприятия
|
Игры на восприятие звуков из повседневной жизни (журчание воды, шелест травы, звуки музыки, пение птиц, звуков, издаваемые животными). Игры на различение звуков. Работа со звуковыми ассоциациями. Работа на восприятие локализации звуков. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного источника звука. Соотнесение его с источником. Игры на восприятие звуков, воспроизводимых музыкальными инструментами (колокольчики, маракасы, шумелки, шуршалки, деревянные ложки). Игры на улучшение звуко-двигательного восприятия с применением оборудования темной сенсорной комнаты (например, звукоактивного проектора, светоэффектов, модель «Русская пирамида»). Прослушивание музыки разной тональности и ритма. Использование визуальных подсказок. Использование карточек. Использование ритмических, музыкальных произведений в сопровождении движений. Пропевание логоритмических цепочек. Имитация звуков окружающего мира. Занятия на соотнесение слова с изображением. Выполнение словесных инструкций и т.д. |
||
3.
|
Эмоционально – волевая сфера |
Развитие контактности |
Игры: «Посмотри на меня». «Посмотри мне в глаза». «Два прихлопа, два притопа». «Ладушки». Игра с мячами. Массаж. Механическая гимнастика. Эмоциональное комментирование. Рассказ потешек, стихов, пропевание песен. |
Формирование социального поведения (саморегуляция, деструктивное поведение ) |
Соблюдение режимных моментов. Развитие самоконтроля. Работа по визуальному расписанию. Доводить начатое действие до конца. Переключение (на музыку, на действие) Работа с утяжелителями. |
||
4. |
Пространственно-временные отношения |
Развитие навыков ориентировки в большом пространстве |
«Принеси…». «Найди предмет». «Подними с…». «Положи на…». «Иди вперед/ за мной». «Вернись…». |
Формирование представлений о частях тела
|
Механическая гимнастика. Мячи. Карточки с частями тела. Пазлы. Перенос на другие объекты. |
||
5. |
Когнитивные функции |
Развитие памяти
|
«Лото». «Делай как я». «Запомни и найди» . «Вспомни пару». Запоминание и воспроизведение зрительно воспринимаемых объектов. |
Развитие мышления
|
Пазлы. «Один – много». «Матрешки». «Чудесный мешочек». Вкладыши. |
||
Развитие восприятия
|
Использование разноцветных пуговиц, палочек. Работа с бусинами, камушками разными по цвету, величине. «Подбери крышку». «Закрой фломастер». «Соотнеси пазлы». «Лото». Кубики. Работа с фотографиями, формирование образа «Я». |
||
Развитие внимания |
Работа с крупой. «Найди такой же». «Найди картинку». « Я быстрее». «Где звенит». «Тайник». |
||
6. |
Имитация |
Развитие моторной имитации |
Пальчиковые гимнастики. «Ладушки». «Делай как я!» (предметное/беспредметное). |
Развитие вокальной имитации |
Имитация гласных и согласных звуков раннего онтогенеза, звукоподражаний, парных слогов, односложных комбинаций в предметной игре и продуктивной деятельности. |
||
7. |
Общие речевые навыки |
Развитие дыхательной функции |
Подготовительные игры и упражнения на дыхание без предметов и с предметами в сочетании с массажем и упражнениями на крупную и мелкую моторику: «Толстячки животики надули - худышки животики втянули» (контроль и самоконтроль за дыханием рукой на животе в положении сидя, стоя), «Греем наши ручки» (потереть ладони до нагрева), «Проверяем носик» (дотронуться до кончика носа, нажать точку под ним), «Сделаем носик тонким» (массировать ноздри, вдох через левую ноздрю, правая закрыта, обратное движение), "Лепим ушки" (растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами), «Приятные, неприятные запахи», «Больной пальчик», «Холодно-горячо», «Быстрый бег», «Ох, устали», «Мы проснулись» (зевнуть и потянуться). Дыхательные упражнения без речевого сопровождения. Игры на дыхание без предметов и с предметами («Запотевшее зеркало (стекло)», «Дракон»- «Собачка» (дыхание через рот-дыхание через нос), «Воздушный шарик» (быстрый вдох с одновременным надутием щек и сдутием с помощью рук), «Топ и Шлеп», «Дождик кап-кап» (изменение ритма дыхания в процессе хлопанья в ладоши, ладонями по коленям, ходьбы), «Звуковые дорожки», «Лабиринты». Дыхательные упражнения с речевым сопровождением. Выполнение ротового вдоха и вызывание подражательного произнесения на выдохе гласных и согласных звуков раннего онтогенеза, их сочетаний, односложных комбинаций в игровой и продуктивной деятельности. |
Развитие голосовой функции |
Интонационное обыгрывание звуковых и вербальных стереотипий, отсроченных эхолалий, вызываемых звуков, звукоподражаний, междометий, коротких слов в игровых ситуациях, продуктивной деятельности, при выполнении пальчиковой гимнастики, логоритмических упражнений, «Звуковых дорожек». |
||
Развитие фонематической функции |
Слуховая дифференциация просьб, обращений, знакомых слов, связанных с обиходным предметным миром в игровой и продуктивной деятельности после предварительной работы с визуальной инструкцией. |
||
8. |
Импрессивная речь |
Понимание обращенной речи |
Упражнение на выполнение побудительных и вопросительных инструкций с физической помощью, жестовой или визуальной подсказкой. ( «Посмотри на + имя собст.», «Покажи + прил.+ сущ.», «Принеси», «Дай прил.+ сущ.», «Возьми на…», «Попроси», «Подними прил.+ сущ. », «Положи прил.+ сущ. на…», «Положи прил.+ сущ. в…», «Собери (сложи) предметы» (перечисление с союзом и), «Соедини», «Раскрась», «Обведи», «Открой», «Закрой»). Задания на соотнесение слов «большой - маленький» с величиной, «один-много» с количеством». Понимание лица, которое выполняет действие («сначала я, потом ты»). Сенсорно-моторные игры на понимание предметов, глагольной и атрибутивной лексики. |
Пассивный словарь |
Настольно-печатные игры, лото, паззлы, электронные книги в соответствии с лексической темой занятия (« Я и мое тело», «Игрушки», «Продукты питания», «Фрукты», «Овощи», «Семья», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Геометрические фигуры, «Домашние и дикие животные», «Времена года», «Праздники», «Счет» и др.). Примерные задания: купи продукты, приготовь блюда, расставь мебель по вербальной и визуальной инструкции, одень куклу для прогулки, выбери одежду для мамы, папы, малыша по инструкции, найди соответствия в играх «Кто где живет?», «Кто что ест?» и др. |
||
9. |
Экспрессивная речь |
Развитие активного словаря |
Создание и проигрывание ситуаций в игровой и продуктивной деятельности для формирования эхо-реакций, подражания речевым и неречевым звукам и их комбинациям, слогам, односложным словам и их произвольного повтора. Провоцирование на выражение просьб, отказа, согласия, ритуальных слов, вербализацию эмоциональных реакций. |
10. |
Игровая деятельность |
Развитие предметной игры
|
«Кубики». «Мишки». Пирамидка . Юла. Пуговицы. |
Развитие предметно-манипулятивной игры |
Машинки. Мяч. Музыкальные инструменты. |
Учебно – тематический план.
В связи со сложностью нарушений ребенка, учебно – тематический план по датам не разрабатывается. Выделяются основные блоки и лексические темы, которые необходимо изучить, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
По мере реализации маршрута, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка, может быть замедлен или ускорен темп, увеличен или сокращен объем изучаемого материала.
Схема работы
I блок – развитие психомоторики и сенсорных процессов (мелкая моторика)
II блок – формирование пространственно – временных понятий и отношений
III блок – умственное развитие
IV блок – нормализация учебной деятельности
V блок – формирование представлений о предметах и явлениях (цвет, форма, размер)
VI блок – обогащение словаря и развитие связной речи
VII блок – готовность к учебной деятельности, восприятию учебного материала
Темы занятий:
1.Времена года
2.Время суток
3.Дни недели
4.Осень
5.Зима.
6.Весна
7.Лето
8.Фрукты, ягоды
9.Овощи
10.Растения.
11.Продукты.
12.Одежда
13.Игрушки
14.Животные.
15.Транспорт
16.Мебель
17.Посуда
18.Профессии
19.Цифры
20.Цвета
21.Формы
22.Величина
23.Род (мужской, женский), имена
24.Части тела
25. Семья
Перечень учебно – методического обеспечения и литературных источников, используемых при разработке и реализации ИОМ
1. Ачильдиева Е.Ф. Семья с ребенком – инвалидом (сравнит. анализ) // Подходы к реабилитации ребей с особенностяи развития средствами образования/ Сост. Ертанова О.Н., Зарецкий В. К., Под ред. В.И. Слободчикова. – М.: МО РФ Институт пед. инноваций Рос. Акад. Образования, 1996. – С.132 – 141.
2. . Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения, М. «БУК-МАСТЕР», 1993.
3. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: Генезис, 2001.
5. Павлова Л.Н. Ранее детство: развитие речи и мышления. М., 2000.
6. Пронина Н.Н. Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с проблемами развития, 68-72, «Особый ребенок», выпуск 1, М. «Теревинф», 1998.
7. «Практикум по арт-терапии», под редакцией А.И. Копытина, издательство «Питер», Санкт-Петербург, 2000.
8. Мелешкевйч О.В. Эрц Ю.М. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (ABA): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2014.
9. М.Питерси, Р. Трилор и др. Маленькие ступеньки / Программа ранней помощи детям с отклонениями в развитии. / Университет Маккуэри, Сидней, 1998.
10. Ньюмен Сара Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. Изд. 7-е -М.: Теревинф, 2013.
11. Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей М. «Принт», 2000 – 65 с.
12. Ратникова Е.В. Игры на песке. Работа с семьёй и детьми - СПб.: Речь,2013.
13. Селигман М. Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети.- Изд. З-е - Теревинф,2013.
14. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013.
15. Чуприков А.П. Расстройства спектра аутизма: медицинская и психолого-педагогическая помощь/А.П. Чуприков, A.M. Хворова.-Изд.2-е, дополн.- Львов: Мс, 2013.
16.Фрост Л, Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) М.: Теревинф, 2011.
17.Эрик Шоплер., Маргарет Ланзинд, Лезли Ватере Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Издательство БелАПДИ - "Открытые двери», Минск 1997 г.
18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. – М.: Просвещение: Владос, 1995.-291 с. – ISBN 5 - 09-006457 - 1.