Индивидуальное логопедическое сопровождения ребенка с ЗПР
|
Индивидуальное логопедическое сопровождения ребенка с ЗПР
( по рекомендации ЦПМПК)
Подготовила:
учитель – логопед
Молькова Н.В.
Бурмакино, 2016
Пояснительная записка
Данное сопровождение составлено на основе адаптированной образовательной программе МОУ Бурмакинской СОШ№2. При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Логопедическое сопровождение разработано на основе научно- методических пособий, программ:
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.М.,2011
Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт ( часть 1 стр 5-14) о работе логопункта общеобразовательного учреждения..М.-2014
Косинова Е.М. Уроки логопеда.М., 2011Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с.
Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.
Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
Цель: организация коррекционно-развивающей работы с воспитанником с ЗПР, имеющей нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности. Устранение недостатков устной и предупреждение нарушения письменной речи.
Основные задачи:Развивать артикуляционную моторику.
Корректировать нарушенные звуки, автоматизировать и дифференцировать их.
Формировать фонематический слух, восприятие, анализ и синтез.
Развивать пространственно-временные представления.
Совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи:
Формировать связную речь как средство и форму мыслительной деятельности.
Совершенствовать мелкую моторику рук.
Курс коррекционного обучения рассчитан на 9 месяцев (сентябрь — май). Особенности сопровождения детей с ЗПР
Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, учитывает их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:
• развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
• развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;
• формирование пространственных представлений;
• развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
• коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;
• коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;
• развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);
• формирование морфологической и синтаксической системы языка;
• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
• формирование анализа структуры предложений;
• развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.
Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.
Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.
В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.
Алгоритм логопедического сопровождения ребенка с ЗПР
Обследование ребенка, анализ результатов, заполнение речевой карты.
Работа с воспитателями.
Индивидуальные беседы.
Знакомства воспитателей с результатами обследования.
3.Работа с родителями.
3.1 Индивидуальные беседы, консультации.
Знакомство родителей с результатами обследования.
4.Ознакомление с данными медицинского осмотра для уточнения причины и характера речевых нарушений.
5. Ознакомление с рекомендациями и заключениями ПМПК.
.
Содержание работы
1 этап: Подготовительный.
Цель работы: Формирование артикуляционной базы речи.
Задачи:
1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.
3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.
4. Формирование и развитие мелкой моторики в процессе систематических тренировок.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.
Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.
2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков
Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.
Задачи:
1. Постановка звука.
2. Автоматизация звука в словах и предложениях.
3. Формирование умения не смешивать звуки.
4. Формирование и развитие мелкой моторики.
Постановка звуков в последовательности:
- свистящие с, з, сь, зь
- шипящий ш
- сонор л
- шипящий ж
- соноры р,рь
Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.
3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков
Цель работы: формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Задачи:
1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие внимания, памяти.
2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики. Развитие мышления. Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах.
3. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д.
4. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.
5. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.
4 этап: Оценочный
Цель работы: Подведение итога логопедической работы.
Задачи:
1. Оценка результативности коррекционной работы.
2. Определение перспективы дальнейшей деятельности.
Формы и средства контроля
Основная цель контроля - проверка знания изученного материала
Ожидаемые результаты
В результате проведенной работы к концу учебного года ребенок должен научиться, правильно произносить согласные звуки, овладеть элементами звукового анализа и синтеза, овладеть навыком употребления в речи слов разной слоговой структуры, уметь называть предметы и их свойства, освоить обобщающие понятия, научиться употреблять в речи: прилагательные, глаголы и предлоги. Кроме этого ребенок должен освоить навыки словообразования и словоизменения, соотносить и согласовывать различные части речи, уметь составлять предложения, отвечать на поставленные вопросы и овладеть диалогической речью.
Учебно-методические средства обучения:
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.М.,2011
2. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт ( часть 1 стр 5-14) о работе логопункта общеобразовательного учреждения..М.-2014
3. Косинова Е.М. Уроки логопеда.М., 2011
4.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.
5.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с.
6.Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.
7. Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
8. Наглядно – дидактические пособия издательство «Сфера», «Мозаика- синтез» ( автоматизация звуков, дифференциация звуков, развитие связной речи, развитие словаря и др.)
Перспективный план работы с ребенком с ЗПР, имеющим нарушение звукопроизношения
Темы занятий | Цели занятий | Кол-во занятий | Оборудование |
Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика) Развитие фонематического слуха . | Выработка правильных, полноценных артикуляционных укладов. Направления : Необходимо формировать точные движения органов артикуляции; Развитие мелкой моторики рук; Развивать фонематический слух; Формировать правильную воздушную струю; Отработка опорных звуков. | 10 ч | Зеркало, картинки. |
Постановка звука | Добиваться правильного произношения отдельных звуков. 1способ–по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями) 2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения) Развивать мелкую моторику рук. Развивать фонематический слух, память, мышление. | 5-7 ч.. | Зеркало, шпатели, артикуляционные профили, набор картинок. |
Автоматизация звука в словах. | Добиваться правильного произношения звуков. Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль. Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса. | 3 ч | Картинки игры на разв. мелкой моторики и др. |
а) автоматизация в прямых слогах | Добиваться правильного произношения в прямых слогах | 3 ч | Зеркало, таблица слогов |
б) автоматизация в обратных слогах. | Добиваться правильного произношения в обратных слогах. | 3ч | Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука. |
в) автоматизация в слогах со стечением согласных | Добиваться правильного произношения звуков в слогах со стечением. | 2 ч. | Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука |
г) автоматизация в словах ( в начале слова) | Добиваться правильного произношения звука в начале слова (односложные, двусложные …) | 2 ч | Зеркало, таблица слогов, серия картинок, игры . |
д) автоматизация в середине слова | Отработать правильное произношение в середине слова. | 2 ч. | Зеркало, серия картинок , игры . |
е) автоматизация звука в конце слова. Закрепление звука в словах (в разных позициях)
| Отработать правильное произношение звука в конце слова. Уметь выделять изучаемый звук. | 2 ч | Зеркало, таблица слогов, серия картинок, игра «Умный телефон», «Лото» и др. |
ж) произношение слов с несколькими изучаемыми звуками в одном слове | Отработать правильное произношение звука несколько раз встречающие в одном слове. | 2 ч. | Зеркало, таблица слогов, серия картинок , Игра « Умный телефон», «Лото» и др. |
4. Автоматизация звука в предложениях. | Воспитание правильного произношения звука в предложениях. Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. Направления : Развивать мелкую моторику рук. Фонематический слух. Пополнять словарный запас. Развивать речь ребенка. Учить составлять предложения, выражать основную мысль и правильно использовать предлоги в речи. | 1ч. | Зеркало, таблица слогов, серия картинок, Игра « Умный телефон», «Лото». и др. |
а) автоматизация во фразовой речи | Воспитание правильного, четкого произношения во фразовой речи. | 4 ч. | Зеркало , игра «Лото», Умный телефон» |
б) автоматизация звука в простом предложении | Воспитание правильного, четкого произношения в простом предложении. Умение составлять простые предложения с опорой на картинки. | 4 ч. | Зеркало, серия картинок, игры. и др. |
в) автоматизация звука в простом распространенном предложении | Воспитание правильного, четкого произношения в простом распространенном предложении. Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. Пополнять словарный запас. | 4 ч. | Зеркало, серия картинок, игры и др. |
г) автоматизация в сложном предложении | Воспитание правильного, четкого произношения в сложном предложении. Учить пользоваться союзами ( а, и, но) и предлогами, при составлении предложений с опорой на картинки и самостоятельно. | 4ч. | Зеркало, серия картинок, игры |
5. Автоматизиция звука : - чистоговорках ; -стихах; - скороговорках; - поговорках; -шутках; - потешках; | Автоматизировать произношение звука. Развивать память, мышление внимание. Прививать любовь к народному творчеству. | 4 ч. | Книга « Русское народное творчество» серия картинок, игры |
6. Автоматизация в коротких рассказах. | Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить находить главную мысль в рассказе. Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. Чтение коротких рассказов. Составление рассказов по серии картинок. | 4 ч. | серия картинок, игры. |
7.Автоматизация в рассказах. | Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить передавать прочитанное. Развивать память, внимание, речь, словарь. | 3 ч. . | сюжетные картинки, рассказы |
8. Автоматизация в разговорной речи. | Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи. | 2 ч. | сюжетные картинки, |
9. Дифференциация звуков: - изолированное произношение; - в слогах; - в словах; - в предложениях; - чистоговорках; - стихах; Всего: | Учить детей различать звуки и правильно употреблять их речи. | 2 ч.. 64 - 62 часа ( 2 раза в нед.) | сюжетные картинки, таблица слогов. |
Автоматизация звуков в разговорной речи, в текстах проходит под контролем воспитателя и родителей.
Список использованной литературы
Белоброва М.М. Специфика работы учителя-логопеда общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования / М. М. Белоброва. – (Работаем со школьниками)// Логопед. – 2011. – № 4. – С. 76 – 80
Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Дубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984. – 282 с. 1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.М.,2011
Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт ( часть 1 стр 5-14) о работе логопункта общеобразовательного учреждения..М.-2014
Косинова Е.М. Уроки логопеда.М., 2011
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с.
Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.
Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
| | |
| | |
11