Индивидуальное логопедическое сопровождения ребенка с ЗПР

2
0
Материал опубликован 23 August 2021 в группе



МОУ Бурмакинская СОШ №2








Индивидуальное логопедическое сопровождения ребенка с ЗПР

( по рекомендации ЦПМПК)









Подготовила:

учитель – логопед

Молькова Н.В.




Бурмакино, 2016

Пояснительная записка

Данное сопровождение составлено на основе адаптированной образовательной программе МОУ Бурмакинской СОШ№2. При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Логопедическое сопровождение разработано на основе научно- методических пособий, программ:

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.М.,2011

Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт ( часть 1 стр 5-14) о работе логопункта общеобразовательного учреждения..М.-2014

Косинова Е.М. Уроки логопеда.М., 2011Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с.


Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.


Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений ком­пенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.


Цель: организация коррекционно-развивающей работы с воспитанником с ЗПР, имеющей нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности. Устранение недостатков устной и предупреждение нарушения письменной речи.

Основные задачи:

Развивать артикуляционную моторику.

Корректировать нарушенные звуки, автоматизировать и дифференцировать их.

Формировать фонематический слух, восприятие, анализ и синтез.

Развивать пространственно-временные представления.

Совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи:

Формировать связную речь как средство и форму мыслительной деятельности.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Курс коррекционного обучения рассчитан на 9 месяцев (сентябрь — май). Особенности сопровождения детей с ЗПР

Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, учитывает их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:

развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;

формирование пространственных представлений;

развитие слухового восприятия, внимания, памяти;

коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;

коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;

развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);

формирование морфологической и синтаксической системы языка;

развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;

формирование анализа структуры предложений;

развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.

Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.

Алгоритм логопедического сопровождения ребенка с ЗПР

Обследование ребенка, анализ результатов, заполнение речевой карты.

Работа с воспитателями.

Индивидуальные беседы.

Знакомства воспитателей с результатами обследования.

3.Работа с родителями.

3.1 Индивидуальные беседы, консультации.

Знакомство родителей с результатами обследования.

4.Ознакомление с данными медицинского осмотра для уточнения причины и характера речевых нарушений.

5. Ознакомление с рекомендациями и заключениями ПМПК.

.

Содержание работы

1 этап: Подготовительный.

Цель работы: Формирование артикуляционной базы речи.

Задачи:

1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.

3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.

4. Формирование и развитие мелкой моторики в процессе систематических тренировок.

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.

Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.

2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков

Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.

Задачи:

1. Постановка звука.

2. Автоматизация звука в словах и предложениях.

3. Формирование умения не смешивать звуки.

4. Формирование и развитие мелкой моторики.

Постановка звуков в последовательности:

- свистящие с, з, сь, зь

- шипящий ш

- сонор л

- шипящий ж

- соноры р,рь

Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.

3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков

Цель работы: формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие внимания, памяти.

2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики. Развитие мышления. Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах.

3. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д.

4. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.

5. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.

4 этап: Оценочный

Цель работы: Подведение итога логопедической работы.

Задачи:

1. Оценка результативности коррекционной работы.

2. Определение перспективы дальнейшей деятельности.

Формы и средства контроля

Основная цель контроля - проверка знания изученного материала

Ожидаемые результаты

В результате проведенной работы к концу учебного года ребенок должен научиться, правильно произносить согласные звуки, овладеть элементами звукового анализа и синтеза, овладеть навыком употребления в речи слов разной слоговой структуры, уметь называть предметы и их свойства, освоить обобщающие понятия, научиться употреблять в речи: прилагательные, глаголы и предлоги. Кроме этого ребенок должен освоить навыки словообразования и словоизменения, соотносить и согласовывать различные части речи, уметь составлять предложения, отвечать на поставленные вопросы и овладеть диалогической речью.

Учебно-методические средства обучения:

1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.М.,2011

2. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт ( часть 1 стр 5-14) о работе логопункта общеобразовательного учреждения..М.-2014

3. Косинова Е.М. Уроки логопеда.М., 2011

4.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.

5.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с.

6.Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.

7. Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений ком­пенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.

8. Наглядно – дидактические пособия издательство «Сфера», «Мозаика- синтез» ( автоматизация звуков, дифференциация звуков, развитие связной речи, развитие словаря и др.)


Перспективный план работы с ребенком с ЗПР, имеющим нарушение звукопроизношения

Темы занятий

Цели занятий

Кол-во занятий

Оборудование

Подготовительные

упражнения (артикуляционная гимнастика)

Развитие фонематического слуха .

Выработка правильных, полноценных артикуляционных укладов.

Направления :

Необходимо формировать точные движения органов артикуляции;

Развитие мелкой моторики рук;

Развивать фонематический слух;

Формировать правильную воздушную струю;

Отработка опорных звуков.

10 ч

Зеркало, картинки.

Постановка звука

Добиваться правильного произношения отдельных звуков.

1способ–по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями)

2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения)

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематический слух, память, мышление.

5-7 ч..

Зеркало, шпатели, артикуляционные профили, набор картинок.

Автоматизация звука в словах.

Добиваться правильного произношения звуков. Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.

Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса.

 3 ч

 Картинки игры на разв. мелкой моторики и др.

а) автоматизация в прямых слогах

Добиваться правильного произношения в прямых слогах

3 ч

Зеркало, таблица слогов

б) автоматизация в обратных слогах.

Добиваться правильного произношения в обратных слогах.

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука.

в) автоматизация в слогах со стечением согласных

Добиваться правильного произношения звуков в слогах со стечением.

2 ч.

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука

г) автоматизация в словах ( в начале слова)

Добиваться правильного произношения звука в начале слова (односложные, двусложные …)

2 ч

Зеркало, таблица слогов, серия картинок, игры .

д) автоматизация в середине слова

Отработать правильное произношение в середине слова.

2 ч.

Зеркало, серия картинок , игры .

е) автоматизация звука в конце слова. Закрепление звука в словах (в разных позициях)

 

Отработать правильное произношение звука в конце слова. Уметь выделять изучаемый звук.


2 ч

Зеркало, таблица слогов, серия картинок, игра «Умный телефон», «Лото» и др.

ж) произношение слов с несколькими изучаемыми звуками в одном слове

Отработать правильное произношение звука несколько раз встречающие в одном слове.

2 ч.

Зеркало, таблица слогов, серия картинок , Игра « Умный телефон», «Лото» и др.

4. Автоматизация звука в предложениях.

Воспитание правильного произношения звука в предложениях. Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. Направления :

Развивать мелкую моторику рук.

Фонематический слух.

Пополнять словарный запас.

Развивать речь ребенка.

Учить составлять предложения, выражать основную мысль и правильно использовать предлоги в речи.

1ч.

Зеркало, таблица слогов, серия картинок, Игра « Умный телефон», «Лото».

и др.

а) автоматизация во фразовой речи

Воспитание правильного, четкого произношения во фразовой речи.

4 ч.

Зеркало , игра «Лото», Умный телефон»

б) автоматизация звука в простом предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в простом предложении. Умение составлять простые предложения с опорой на картинки.

4 ч.

Зеркало, серия картинок, игры.

и др.

в) автоматизация звука в простом распространенном предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в простом распространенном предложении. Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. Пополнять словарный запас.

4 ч.

Зеркало, серия картинок, игры

и др.

г) автоматизация в сложном предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в сложном предложении. Учить пользоваться союзами ( а, и, но) и предлогами, при составлении предложений с опорой на картинки и самостоятельно.

4ч.

Зеркало, серия картинок, игры






5. Автоматизиция звука :

- чистоговорках ;

-стихах;

- скороговорках;

- поговорках;

-шутках;

- потешках;

Автоматизировать произношение звука. Развивать память, мышление внимание. Прививать любовь к народному творчеству.

4 ч.


Книга « Русское

народное творчество» серия картинок, игры

6. Автоматизация в коротких рассказах.

Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить находить главную мысль в рассказе. Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. Чтение коротких рассказов. Составление рассказов по серии картинок.

4 ч.



серия картинок, игры.

7.Автоматизация в рассказах.

Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить передавать прочитанное. Развивать память, внимание, речь, словарь.

3 ч.

.

сюжетные картинки,

рассказы

8. Автоматизация в разговорной речи.

Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи.

2 ч.



сюжетные картинки,

9. Дифференциация звуков:

- изолированное произношение;

- в слогах;

- в словах;

- в предложениях;

- чистоговорках;

- стихах;



Всего:

Учить детей различать звуки и правильно употреблять их речи.

2 ч..









64 - 62 часа

( 2 раза в нед.)

сюжетные картинки, таблица слогов.

Автоматизация звуков в разговорной речи, в текстах проходит под контролем воспитателя и родителей.



Список использованной литературы


Белоброва М.М. Специфика работы учителя-логопеда общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования / М. М. Белоброва. – (Работаем со школьниками)// Логопед. – 2011. – № 4. – С. 76 – 80

Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Дубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984. – 282 с. 1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.М.,2011

Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт ( часть 1 стр 5-14) о работе логопункта общеобразовательного учреждения..М.-2014

Косинова Е.М. Уроки логопеда.М., 2011

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с.

Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.

Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений ком­пенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.




























11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации