Индивидуальная образовательная программа ребенка ОВЗ (ИПР)
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение компенсирующего вида
“Детский сад ”Солнышко”
Утверждаю
врио директора ГБДОУ
компенсирующего вида
«Детский сад «Солнышко»
_____________ Л.Г.Бабиева от « »___________20 г.
Индивидуальная программа развития
Ф.И.О.: АГНАЕВ САРМАТ АЛАНОВИЧ
Дата рождения: 29.09.2013г.
Прож. по адресу: г. Владикавказ, ул. Маркуса 32
Специалист:
Педагог-психолог Джиоева Э.С.
Владикавказ 2020г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
- Содержание СИПР
Содержание |
1. Содержание СИПР |
2. Индивидуальные сведения о ребёнке |
3. Психолого-педагогическая характеристика на момент первичной и заключительной диагностики |
4. Диагностические методики: |
4.1. Диагностическая карта на воспитанника старшей компенсирующей группы |
4.2. Карта наблюдений за социально-коммуникативной и поведенческой сферой воспитанника |
5. Содержание программы: |
5.1.Особенности работы с контингентом детей имеющих диагноз РАС |
5.1. Индивидуальное планирование психолого-педагогического сопровождения воспитанника ______ |
6. Организационный раздел: |
6.1. Оформление предметно-пространственной среды |
6.2. Планируемые результаты освоения воспитанниками адаптированной образовательной программы |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
|
- Индивидуальные сведения о ребенке
3. Психолого-педагогическая характеристика на момент первичной диагностики
ФИО воспитанник: ___________________________
Дата рождения:_______________________________
Домашний адрес: _____________________________
Диагноз при поступлении: инвалид РАС
Состав семьи: Два человека:___________________
Адаптация ребенка в группе недостаточная. Программу мальчик усваивает с затруднением. Игровая деятельность соответствует более раннему возрасту, играет обособленно.
Наблюдается недостаточная сформированность высших психических функций. Имеются нарушения зрительного восприятия. Присутствует гиперакузия (повышенное слуховое восприятие). Недостаточно устойчиво внимание, уровень памяти и мышления несколько занижен. Общая моторика соответствует возрасту, но есть небольшие дефекты тонкой ручной моторики. Ориентировка в пространстве и времени сформирована недостаточно. На занятиях темп работы не равномерен, быстро истощается, особенно если деятельность ему не интересна.
Коммуникация со взрослыми и сверстниками невербальная. На контакт идет с трудом, предпочитает быть в одиночестве. Обращенную речь понимает на бытовом уровне. Эмоционально-волевая сфера неустойчивая. Пониженный фон настроения. Навыки саморегуляции и произвольности поведения сформированы частично. На замечания и похвалу реагирует не всегда, может плакать и капризничать, если что-то не по душе. Правила и нормы поведения соблюдает на бытовом уровне. Отказ от деятельности иногда сопровождает словом «нет», но чаще стремится уйти. Просьбы и желания выражает невербально (тянется к желаемому объекту).
Рекомендовано:
1.Развитие высших психических функций;
2.Развитие вербальной и альтернативной коммуникации.
Психолого-педагогическая характеристика на момент заключительной диагностики
ФИО воспитанник: __________________________
Дата рождения:______________________________
Домашний адрес: ____________________________
Диагноз при поступлении: ____________________
Состав семьи: Два человека: м_________________
Адаптация в группе недостаточная. Мотивация к совместной деятельности с педагогами средняя, ребенок все еще с затруднением вступает в контакт. Продуктивная деятельность возможна. Предпочитает играть самостоятельно, игру со сверстниками не поддерживает.
ВПФ несколько занижены. На занятиях сидит спокойно, слушает, но не любит, чтобы его беспокоили. На индивидуальных занятиях активен избирательно. Увеличился объём концентрации внимания, но все еще отсутствует устойчивость. Может активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом более 10 минут. Распределение внимания неравномерное. Зрительная и слуховая память развиты слабо, информацию удерживает с некоторой сложностью, быстро забыает. Свойства восприятия развиты частично, при выполнении заданий нуждается в подсказке взрослого. Различает понятия «большой - маленький», «длинный - короткий», «много-мало», но объяснить с помощью речи не может.
Сармат понимание обращённую речь, может исполнять речевые инструкции с двукратного повторения. Иногда произносит слова не связанные с действиями и окружающей обстановкой. В контакт со сверстниками и взрослыми вступает, с затруднениями, социальные связи носят формальный характер. Мелкая моторика не соответствует возрасту. Крупная моторика в норме.
Настроение ровное. Мобилизующая тревожность. Может испугаться, но быстро успокаивается. Навыки саморегуляции и произвольности поведения сформированы частично. Словесная похвала вызывает улыбку радость, желание обнять педагога, однако последующая деятельность непродуктивна. На замечания иногда может реагировать криком, плачем. Правила и нормы поведения соблюдает.
Рекомендовано:
Продолжить работу согласно ИПР (индивидуальному плану развития).
- Диагностический методики
Методика/Тесты Источники/Авторы |
Цели |
"Какие предметы спрятаны в рисунках" Немов Р.С. |
Выявление уровня восприятия
|
"Цветовой тест Люшера" |
Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его деятельности |
Наблюдение |
С применением диагностической карты
|
"Какая фигура лишняя" |
Диагностика мыслительных функций. Закрепление представлений о геометрических фигурах, умение находить отличительные признаки. |
"Четвертый лишний" |
Диагностика логического мышления, умение классифицировать предметы по признаку.
|
"Коробка форм" |
Проверка восприятия формы, способности соотнесения формы объёмного тела и её плоскостного изображения. Развития мелкой моторики, определение ведущей руки детей.)
|
"Матрешка", матрёшка пятисоставная, или мисочки, или кубики, или колечки. |
Проверка понимания инструкции, адекватности и способов действий, возможности использования помощи, состояния моторики, сформированности понятия величины. Диагностика мышления. |
"Разрезные картинки" |
Диагностика целостности восприятия, мышления. |
"Угадай, чего не стало?" |
Оценка уровня развития произвольной памяти, понимания инструкции, внимания. |
4.1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА НА ВОСПИТАННИКА СТАРШЕЙ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ
Дата заполнения:_________________________
Ф.И.О. воспитанника:_____________________
Дата рождения:___________________________
Субтесты |
Критерии оценки |
Оценка по пяти- балльной шкале |
||
"Какие предметы спрятаны в рисунках" |
5 баллов-ребенок назвал все предметы на всех рисунках 4 балла- ребенок назвал все предметы затратив на их поиск от 30 до 50 секнд. 3 балла- ребенок нашел все предметы затратив более минуты 2 балла-ребенок нашел все предметы, затратив на поиски более пяти минут 1 балл-ребенок нашел не все предметы 0 баллов- ребенок не нашел предметы на рисунках |
По всем мониторингам |
||
I |
II |
III |
||
2 |
2 |
3 |
||
"Какая фигура лишняя" |
5 баллов-ребенок различает фигуры по цвету, форме и величине правильно называет их, назвал все различия, справился с заданием меньше пяти минут 4 балла- ребенок назвал правильно все отличия используя подсказки взрослого 3 балла- ребенок нашел два отличия и правильно назвал из четырех 2 балла- ребенок нашел не все отличия используя подсказки взрослого 1 балл-ребенок нашел отличия но неправильно назвал признаки 0 баллов-ребенок не справился с заданием, не знает или путает название фигур, признаков отличия |
2 |
2 |
2,5 |
"Четвертый лишний" |
5 баллов-ребенок правильно называет всех представленных животных и растений, находит лишнее, классифицирует по видам, дает объяснение 4 балла- ребенок правильно называет всех животных и растений, находит лишнее, классифицирует по видам, дает объяснение с подсказками взрослого 3 балла- ребенок правильно называет всех представленных животных и растений, находит лишнее, но дать объяснения и назвать «почему лишнее», не может. 2 балла- ребенок называет правильно всех животных и растений, нашел несколько лишних объектов, дать объяснения и назвать «почему лишнее», не может. 1 балл- ребенок не называет правильно всех животных и растений, нашел несколько лишних объектов, дать объяснения и назвать «почему лишнее», не может. 0 баллов- ребенок не справился с заданием, не знает или путает название животных и растений, классифицировать не может. |
1 |
1,5 |
2 |
"Угадай, чего не стало?" |
5 баллов- запомнил все предметы и назвал их, назвал предмет который исчез из ряда 4 балла- назвал четыре предмета из шести, которые исчезли. 3 балла- запомнил не все предметы, назвал три предмета из шести, которые исчезли. 2 балла- запомнил не все предметы, назвал два предмета из шести, которые исчезли 1 балл- запомнил не все предметы, назвал один предмет из шести, которые исчезли 0 баллов- не справился с заданием |
2 |
2,5 |
2,5 |
«Коробка форм» |
5-4 баллов-высокий уровень: выполнение задания на основе зрительного соотнесения основания вкладыша с прорезью в ящике, с учетом пространственного положения вкладыша. 3-2 балла-Простые фигуры-вкладыши (с основанием круг, квадрат) зрительно соотносит с прорезями, а сложные (с основанием треугольник, многогранник) примеривает к разным, в том числе и не соответствующим нужным прорезям. Пространственное положение вкладыша не всегда учитывается (может вставлять боком в нужную прорезь).
1-0 балла- выполнение задания путем проб и ошибок (ребенок пытается протолкнуть вкладыш сначала в одну, потом в другую и т.д. прорези, или в одну прорезь пытается протолкнуть разные вкладыши). |
3 |
3 |
4 |
«Матрешка» |
5 баллов - понимает цель и самостоятельно складывает матрёшку, пользуясь целенаправленными пробами. 4 балла - понимает цель и с помощью взрослого складывает матрёшку, пользуясь целенаправленными пробами. 3 балла - понимает цель, складывает матрёшку методом перебора вариантов, в условиях обучения действует адекватно, после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными пробами. 2 балла - понимает цель, но действует хаотически, т. е. не учитывает величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет. 1 балл - не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения.
|
3 |
3 |
4 |
«Разрезные картинки» |
5-4 балла- выполнение задания на основе зрительного соотнесения. Допустимы практические пробы в случае 5-6 составной картинки. 3-2 балла- правильное сложение картинок, достигнутое путем проб, прикладываний. 1-0 баллов- картинки составляются с многочисленными неадекватными пробами или вовсе не складываются. |
3 |
3,5 |
4 |
Итоги |
Внимание |
2 |
2 |
3 |
Память |
3 |
3 |
3,5 |
|
Мышление |
2,5 |
2,5 |
3 |
|
Эмоционально-волевая сфера |
1 |
2 |
2,5 |
|
Восприятие |
2 |
2 |
3 |
|
Моторика |
3 |
3,3 |
4 |
|
Примечание |
|
Высокий уровень – норма 5 баллов
Выше среднего уровня – 4 /4,5 балла
Средний уровень –3 /3,5 балла
Ниже среднего уровня отклонение от нормы – 2 /2,5 балла
Низкий уровень – грубое нарушение 1 балл
4.2. Карта наблюдений за социально-коммуникативной и поведенческой сферой воспитанника
Ф.И.О.воспитанника: ___________________
Дата заполнения:________________________
Специалист/педагог-психолог: Джиоева Э.С.
Эмоционально-поведенческие особенности развития ребенка |
Оценка за все монито ринги |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Параметры |
5-4 балла |
3 балла |
2 балла |
1-0 баллов |
I |
II |
III |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поведение, самоконтроль |
Поведение ребенка адекватно ситуации |
Всегда |
Чаще всего |
Редко |
Поведение неадекватно ситуации |
2 |
2.5 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умеет следовать указаниям взрослого |
Всегда следует указаниям |
Чаще всего |
Редко следует, трудно управляем |
Не принимает (или не понимает) во внимание указания. |
1 |
2 |
2.5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Может управлять своим поведением |
Да |
Чаще всего |
Редко |
Не может управлять своим поведением |
1 |
2 |
2.5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реагирует на положительную оценку своей деятельности |
Доволен, увеличивает продуктивную активность |
Доволен, последующая активность непродуктивна |
Довольствуется достигнутым |
Неадекватно реагирует (смущается, огорчается, не замечает) |
1 |
2 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реагирует на отрицательную оценку своей деятельности |
Адекватно, прислушивается, корректирует поведение |
Прислушивается, пытается что-то исправить |
Не замечает |
Неадекватно реагирует (радуется; проявляет агрессию; замыкается в себе) |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности активности: |
Всегда активен, любознателен |
Активность чередуется с периодами отдыха |
Активен, но быстро утомляется; или активен до назойливости |
Слишком активен, повышено возбудим; Вял, пассивен |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Активность в игровой и уебной деятельности |
Умеет понимать и принимать правила игры/занятия |
Всегда понимает jдним из первых, выполняет инструкции, может организовать других детей |
Понимает инструкции при повторном объяснении, старается следовать иногда нарушая их или выполняет с подсказкой взрослого |
С трудом понимает Инструкции. Часто нарушает правила. |
Не понимает и не выполняет правила игры, на занятиях пассивен |
2 |
2 |
2.5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Может занять себя сам |
Легко находит себе занятие, может включить в свои игры других детей |
Легко находит себе занятия как в одиночку, так и в группе |
Себя не занимает, но наблюдая за другими детьми |
Не может себя занять, пассивен или мешает другим детям |
2 |
2.5 |
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контак со взрослыми |
Социальные связи со взрослыми: |
Легко идет на контакт со взрослыми |
Избирательно, чаще идет на контакт |
Избирательно, но чаще не идет на контакт |
Трудно идет на контакт |
1 |
1 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стремится к совместной деятельности со взрослыми |
Да, всегда |
Часто стремится |
Недостаточно, редко |
Нет |
1 |
2 |
2,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принимает помощь взрослого и руководствуется ею в своей деятельности |
Да, всегда |
Часто принимает |
Недостаточно принимает, редко |
Не принимает помощь, не руководствуется |
2 |
2 |
2,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обладает "Чувством дистанции" |
Да, всегда |
Чаще всего |
Редко |
Нет |
5 |
5 |
5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Привязанность к кому-либо из взрослых |
Есть |
"Липнет" ко всем. |
Боится взрослых, плачет |
Ни к кому не привязан, равнодушен. |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контактность со сверстниками |
Социальные связи с детьми |
Легко идет на контакт с детьми |
Избирательно, чаще идет на контакт |
Избирательно, но чаще не идет на контакт |
Трудно идет на контакт |
1 |
2 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умеет договариваться с детьми, ладит с ними |
Всегда |
Часто |
Редко |
Не умеет |
1 |
2 |
2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предпочитает играть в Одиночку |
Редко |
Иногда |
Часто |
Всегда |
1 |
1 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Охотно принимает участие в играх, предложенных другими детьми |
Очень охотно |
Соглашается играть |
Редко играет в игры, придуманные другими детьми |
Никогда не играет (или не может) в игры, придуманные другими детьми |
1 |
1 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пытается быть лидером в детском коллективе |
Всегда, и у него получается |
Часто пытается, но не всегда удачно |
Не претендует на роль лидера ни в чем |
Отказывается быть лидером, главным. |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умеет переживать и сочувствовать (исключая конфликтные ситуации) |
Да, помогает другому, жалеет его |
Да, изредка |
Наблюдает за другими детьми |
Смеется над ребенком, ведет себя неадекватно |
1 |
2 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конфликтность |
Неконфликтен |
Редко |
Часто |
Сознательно или бессознательно провоцирует конфликты |
3 |
3 |
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Агрессивность |
Мирно уживается с детьми |
Редко и по делу |
Часто |
Проявляет физическую агрессию по Отношению к детям и взрослым |
3 |
3 |
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эмоционаьный тонус |
Преобладающее настроение |
Бодрое, уравновешен ное, в основном, хорошее; Незлопамятен, трудно вывести из себя. |
В основном ровное настроение |
Раздражительное возбуждённое. Плохое и хорошее настроение задерживаются недолго. |
Подавленное. Вялое. Неустойчивое, очень часто меняется по незначительным поводам. |
2 |
2 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тревожность, боязнь нового. Пугливость |
Низкая тревожность. |
Средняя мобилизующая тревожность. Может испугаться, но быстро успокаивается |
Высокая тревожность, беспокойство. Достаточно сильно боится чего-то одного |
Повышенная тревожность до нарушений деятельности или крайне низкая тревожность, снижен инстинкт самосохранения. Много страхов |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Плаксивость |
Нет |
Редко |
Часто |
Постоянно "Глаза на мокром месте", плачет по незначительным поводам
|
2 |
2,5 |
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доброжелателен. Жизнерадостен и оптимистичен |
Да |
Часто |
Редко |
Нет |
1 |
1,5 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продуктивность во время занятий |
Концентрация во время занятий |
Высокая, действует слаженно, сосредоточенно |
Концентрируется с трудом, но проявляет старания |
Нуждается в контроле со стороны взрослого |
Концентрация отсутствует |
2 |
2,5 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эффективность работы на занятиях
|
Высокий уровень эффективности. Задания доводит до конца. |
Задания выполняет до конца, но с помощью взрослого |
Задания выполняет с помощью взрослого, но не всегда получая конечный результат |
Продуктивность низкая |
1 |
2 |
2,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ориентировочная деятельнсть
|
Способ ориентировочных действий |
Полностью свернутая ориентировка. Внешне проявляется только исполнительное действие, ведущее к безошибочному результату |
Сочетание элементов внешнего ориентировочного действия со зрительным перцептивным действием. Ребенок опирается на сходства предметов, зрительно выделяет и соотносит их, но в трудных случаях прибегает к примериванию
|
Внешние ориентированные действия. Ребенок производит пробы или примеривание, т.к. не может еще вычислить необходимые свойства предметов в перцептивном плане (тактильно, зрительно) |
Ориентировка только на результат. Ребенок производит практические пробы, пытаясь применить для достижения результат даже физическую силу (вколачивание, втискивание, но не учитывает свойства предметов) |
2 |
2 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речевая деятельность
|
Владение вербальными и невербальными средствами коммуникации |
Активно использует вербальные средства коммуникации |
Использует как вербальные, так и невербальные средства коммуникации |
Обращенную речь понимает, речевые инструкции выполняет. Но речью не владеет (не хочет/не может) |
Обращенную речь не понимает, вербальной коммуникацией не владеет |
2 |
2 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целенаправленные действия |
Целенаправлен ность деятельности |
Высокая, осознанная |
Средняя, может ставить "одноступенчатые" цели, с помощи взрослого |
Может поставить цельна ближайшую перспективу, но не доводит ее до логического конца |
Действия хаотичные, без продумывания последующих шагов |
2 |
2,5 |
2,5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоги наблюдения (по пятибалльной шкале)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эмоционально-поведенческие особенности |
Особенности работоспособности |
Особенности познавательной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контакт |
Активность |
Эмоциональный тонус |
Поведение |
Продуктивность во время занятий
|
Ориентиро вочная деятельность
|
Речевая деятельность |
Целенаправленные действия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
|||||||||||||||||||
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2,5 |
1 |
2 |
2,5 |
1 |
2,5 |
3 |
1 |
2 |
2,5 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,5 |
2,5 |
|||||||||||||||||||
Оценка результатов: 5-4 баллов – Выше среднего/высокий уровень развития
3 балла - Средний уровень развития
2 балла - Ниже среднего уровня
- балл - Низкий уровень развития
- Содержание программы
- Особенности работы с контингентом детей имеющих диагноз РАС
Аутизм – это расстройство, возникающее вследствие своеобразного нарушения развития головного мозга, характеризующееся всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
При аутизме отмечены изменения во многих участках мозга, но как именно - неясно.
Расстройства аутистического спектра встречаются чаще у мальчиков, чем у девочек. Число новых случаев составляет 4,3:1 в пользу мужского пола.
Легкие физические аномалии у аутистов встречаются чаще, чем в общей регуляции.
Как заболевание нервной системы, аутизм проявляется в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими, прежде всего с людьми. Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, не стремится или не переносит межличностных контактов, часто у ребенка с РАС ослаблено чувство самосохранения.. Это состояние формируется как правило, у детей до трех лет.
Степень умственного развития при аутизме различна. В некоторых случаях интеллект может мыть нормальным, в других ребенок может быть умственно отсталым, но среди аутистов встречаются высокоодаренные личности.
Развитие речи детей с РАС отличается большой вариативностью, некоторые дети по темпам и срокам развития опережают здоровых сверстников, другие - отстают в речевом развитии. Однако, во всех случаях наблюдается своеобразие речи. Это нарушение модуляции голоса - либо очень бедная, либо гротескная, неадекватная смыслу
Основную роль в адаптации детей с аутизмом к своему окружению играют психолого-педагогические мероприятия, проводимые индивидуально, в небольших группах детей и при правильно организованном медикаментозном лечении.
Дети с аутизмом нуждаются в ранних коррекционных занятиях, направленных на развитие их познавательной сферы, речи, тонкой моторики.
В процессе этих занятий необходимо научить ребенка контактировать со взрослыми, корригировать его эмоциональное состояние и поведение, обогащать его жизненный опыт, организовать его произвольную деятельность.
Направления помощи.
|
|
Диагностика |
Диагностика проявления психического дизонтогенеза ребенка, его индивидуальных особенностей. Для проведения диагностики используется: - наблюдение (листы наблюдения); -диагностика психических процессов; -анкетирование (для воспитателей/родителей) |
Адаптация |
Установление контакта со взрослым: смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов. Адаптация к новым условиям. |
Коррекционно-развивающая работа |
Задачи психолога здесь многообразны, перечислим основные: · формирование границ взаимодействия; · формирование коммуникативных навыков в стереотипных ситуациях и их гибкое изменение; · индивидуальная работа с ребенком, направленная на формирование представлений о себе и других; · работа с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами; · работа со сверстниками ребенка Под коррекцией детей с РАС понимают исправление или ослабление этих недостатков. Коррекционно-развивающие задачи включают в себя развитие зрительного, слухового восприятия в памяти, развитие артикуляционной моторики, пространственной ориентировки, внимания, мышления, общей моторики, развитие коммуникации, эмоционально-волевой сферы. Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками |
Психолого-педагогическое обследование детей с РАС.
Результативность проведенной коррекционно-развивающей работы будет оцениваться с помощью психологической диагностики, которая включает в себя: обследование ребенка по методикам «Психолого-педагогическое обследование детей раннего и дошкольного возраста» Е.А.Стребелевой.
Исследование поведения основывается на наблюдении за действиями ребенка.
Одними из признаков аутизма являются трудности в формировании
целенаправленного поведения. Поэтому при обследовании ребенка обращается внимание на возможные проявления негативизма, возбудимости,
расторможенности, отвлекаемости, несобранности, неадекватности, агрессивности.
В результате обследования детей с РДА дополнительно могут быть выявлены
следующие особенности поведения:
* поведение, приносящее вред самому себе (кусание собственных рук, удары
по голове и т. п.);
* агрессивное поведение ( нападение на других детей);
* прекращение деятельности (бросание предметов, крик, уход из-за стола);
* взятие в рот несъедобных предметов, эхолалия;
* дефицит поведения (нежелание физического контакта, неконтролируемое
поведение).
При диагностике эмоционального состояния ребенка с ранним детским аутизмом следует обращать внимание на то, как он воспринимает окружающую действительность и как относится к различным фактам жизни, какие чувства испытывает к происходящему. Определяются преобладающие в эмоциональной сфере аутичного ребенка формы переживания чувств: эмоции, аффекты, настроения, стрессы. При диагностировании опираются на девять основных эмоциональных состояний, имеющих положительный (интерес, радость), отрицательный (страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд) и нейтральный (удивление) характер.
При обследовании игровой деятельности ребенка обращается внимание на уровень его взаимодействия во время игры с другими детьми (игра одиночная, рядом, с кратковременным либо долговременным взаимодействием). Выясняется наличие игровых действий, умений, сюжета. Обращается внимание на использование игрушки в соответствии с ее функциональным назначением, использование предметов-заместителей, умение выполнять цепочку игровых действий
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком.
Второй этап – усиление психологической активности детей.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка.
Методические требования к занятиям:
— любые задания должны предлагаться ребенку в наглядной форме;
— объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, од ними и теми же выражениями;
— речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением особого внимания на тональность;
— не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. В процессе общения с ребенком целесообразно переходить на шепотную речь;
— после выполнения задания психолог должен обязательно обратить внимание ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка требует обязательного поощрения.
Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые), упражнения, рисование, беседы.
- Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражания.
- Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
- Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
- Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.
- Индивидуальное планирование психолого-педагогического сопровождения воспитанника _____________________
№ |
Тема |
Игры и упражнения |
Дата по плану |
1 |
Создание эмоционально положительного настроя. Формирование эмоционального контакта. Формирование способности к подражанию. Развитие осознания себя, слухового внимания, формирование схемы тела. Учить устанавливать сходство предметов путем зрительного анализа. Развивать мелкую моторику. |
Приветствие «Солнышко» «Ручки» «Мой кубик, твой кубик» (97 И) Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»). Конструирование Дьенеш. Игра с пальчиками « Про кулачок с ладошкой» (117 И) Сенсорная игра- матрешка. Вкладыши. Игра на ксилофоне (по очереди с педагогом «Твоя очередь», игра по цвет полосочкам). Прощание. |
1-2 неделя сентября |
2
|
Приветствие «Солнышко». Игра «Закружились, завертелись» (99 И). Игра «Кто спрятался?» Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»). Игра «Ласковый ребенок» Конструирование «Дорожка» Игра с пальчиками « Куколка» (126 И). Соотнесение картинки и предмета, лото Конструирование Дьенеш. Сортировка по цвету. Сенсорная игра «Матрешка» Игра с бубном (по очереди с педагогом «Твоя очередь»). Прощание.
|
3-5 неделя сентября |
|
3
|
Приветствие «Солнышко». Игра «Прячем ручки»(фасоль) Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»). Игра «Кто это?» Игра на подражание «Раз-два-три, посмотри: это – я, это – ты». Конструктор «Притворщик»(веселый, грустный) Строим гараж из конструктора Сортировка по форме. Конструирование Дьенеш. Игра «Я ходила в зоопарк (магазин) и увидела..» (теперь у меня есть слон и черепаха, теперь ты..) Чудесный мешочек (найди такой же) Игра с пальчиками «Ладошка» (117 И) Ритмическая музыка - танцы Прощание. |
2- 5 неделя октября |
|
4
|
Приветствие «Солнышко». Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я» изобр живот). Конструирование «Стол и стул для матрешки» Ритмическая игра «Черепаха» Игра на подражание «Раз-два-три, посмотри: это – я, это – ты». Конструктор «Притворщик»(веселый, грустный, злой) Соотнесение картинки и предмета, лото Стержни собери по цвету, форме Речедвигательная игра «Зайка серенький сидит» заяц рукавичка Световой стол – зайка. Сортировка по теме... Игра с пальчиками «Человечек» (117 И) Игра с маракасами (по очереди с педагогом «Твоя очередь»). Прощание.
|
1-4 неделя ноября |
|
5 |
Приветствие «Солнышко». Ритмическая игра «Та-та-та два кота» Мемо «Эмоции» Конструирование «Гараж» Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я» изобр жив). Игра «Я ходила в зоопарк (магазин) и увидела..» (теперь у меня есть слон и черепаха, теперь ты..) Игра «Кого не стало?» Конструирование Дьенеш. Речедвигательная игра «Мишка косолапый по лесу идет» + мишка рукавичка Чудесный мешочек (найди шишку среди мячей) Сортировка по теме... Световой стол - мишка Песенка про зиму. Прощание. |
1-5 неделя декабря |
|
6 |
Приветствие «Солнышко». Ритмическая игра «Та-та-та два кота» Магнитная рыбалка «Эмоции» Конструктор «Притворщик»( веселый грустный, злой) Конструирование «На улице дома» (водим машину). Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»). Конструирование Дьенеш. Соотнесение картинки и предмета, лото Сенсорные игры. Геометрический паровозик Игра с пальчиками «Рыбки» (118 И) Песенка про зиму. |
2-4 неделя января |
|
7 |
Приветствие «Солнышко». Ритмическая игра «Покажи нос» Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»). Пантомима (покажи как плачешь, как злишься, смеешься) Игра «Угадай, что я делаю?» (сплю, плачу, пью, расчесываюсь, ам-ам) Конструирование «Ворота» Соотнесение картинки и предмета, лото Рисование и стирание пальчиком на доске. Игра с прищепками. Чудесный мешочек «Найди такой же». Игра с пальчиками «Коза» (118 И ) Игра «Принеси такую же» Ритмическая музыка. |
1-4 неделя февраля |
|
8 |
Приветствие «Солнышко». Ритмическая игра «Покажи нос» Игра «Кто спрятался?» Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»). Конструирование «Мебель» Рисование и стирание пальчиком на доске. Пантомима (покажи как плачешь, как злишься, смеешься) Игра «Угадай, что я делаю?» (сплю, плачу, пью, расчесываюсь, ам-ам) Игра с крупой «Найди игрушку» Речедвигательная игра «Ручки в стороны в кулачок» (100 И) Сортировка овощей. Игра на ксилофоне (по очереди с педагогом «Твоя очередь», игра по цвет полосочкам). Прощание. |
1-4 неделя марта |
|
9 |
Приветствие «Солнышко». Ритмическая игра «Покажи нос» Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»). «Притворщик»( веселый грустный, злой) Нарисуй лицо. Соотнесение картинки и предмета, лото. Игра с прищепками. Сортировка овощей. Речедвигательная игра «Мальчики и девочки» (102 И) Прощание. |
1- 5 неделя апреля |
|
10 |
Приветствие «Солнышко». Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я» изобр живот). Конструирование «Улица» Ритмическая игра «Черепаха» Пантомима (покажи как плачешь, как злишься, смеешься) Игра «Угадай, что я делаю?» (сплю, плачу, пью, расчесываюсь, ам-ам) Игра «Принеси такую же» Игра «Кто спрятался?» Игра «Я ходила в зоопарк (магазин) и увидела..» (теперь у меня есть слон и черепаха, теперь ты..) Игра «Кого не стало?» Игра «Деревянные ключики» Речедвигательная игра «Ванька-встанька» (101 И) Тактильный мешочек. Ритмическая музыка. Прощание. |
1-4 неделя Мая |
Занятия проходят 2 раза в неделю продолжительностью не более 20 мин (+10мин на подготовку).
6. Организационный раздел
6.1. Оформление предметно-пространственной среды
Организация предметно-пространственной среды в ГБДОУ детском саду "Солнышко" строиться на основании требований ФГОС ДО, СанПиН. Организационно развивающая предметно-пространственная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие которые необходимы для полноценного проживания детей с ограниченными возможностями здоровья, дошкольного детства.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде кабинета педагога-психолога
1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной.
Кабинет педагога-психолога – специфичное помещение, основной целью которого является оказание психологической помощи субъектам образовательного процесса. С другой стороны - это часть развивающей предметной среды в ДОУ.
Задачи осуществляемые педагогом-психологом в кабинете: психолог выявляет скрытые причины некоторых детских неудач, поступков, нарушение развития психических процессов, эмоциональной сферы и особенностей поведения (для того чтобы вместе с родителями и другими специалистами ДОУ помочь ребенку справиться с ними еще до школы).
Повышение эффективности просветительской, диагностической и коррекционно-развивающей работы.
Предоставление профилактических мероприятий, направленных на снятие психоэмоционального напряжения у детей и взрослых.
Функции предметно-пространственной среды:
- Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
- Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу- психологу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
- Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Зонирование кабинета
С учётом задач работы педагога-психолога помещение территориально включает в себя несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение. Рабочий кабинет педагога-психолога включает в себя зону консультативной работы, зону игровой терапии, зону организационно-планирующей деятельности, зону развивающих занятий.
1. Консультативная зона и рабочая зона кабинета психолога ГБДОУ детского сада "Солнышко" оснащена:
- письменным столом, стульями для взрослых(3 шт) и детей (3 шт);
- шкаф для хранения методических материалов, дидактических игр, игрушек, библиотека.
2. Зона релакса:
- Столик с песком и мелкими игрушками
3. Зоной игровой терапии и коррекционно-развивающей работы:
- Доска "Бизиборд"
- Доска "Erzi"
- Набор психолога "Pertra"
Так же в детском саду активно используется пространство сенсорной комнаты. Занятия в сенсорной комнате зарекомендовали себя как универсальный и эффективный метод для развития и воспитания детей. Она включает в себя следующие зоны:
1. Стимулирующая зона. В ней собраны преимущественно интерактивные элементы и декор, который пробуждает фантазию, заставляет ребенка быть активным физически и эмоционально: конструкторы, интерактивная панель, тактильные и балансировочные элементы, сухой бассейн, панель для рисования песком и многое другое.
2. Зона релаксации и развития. Здесь располагают разнообразные, тактильные панели и дорожки, напольные конструкторы с интерактивными элементами, паззлы, стол-трансформер и стулья, шкаф с книгами и игрушками. Мягкие модули, кресело-мешок, палатка. воздушно-пузырьковые колонны, проекторы с отображением медленно движущихся изображений на потолок, генераторы запахов. Звуковой фон в зоне размеренный и расслабляющий.
Оснащение зон меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, с возрастными особенностями воспитанников и их индивидуальными возможностями здоровья.
6.2. Планируемые результаты освоения воспитанниками адаптированной образовательной программы
- психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;
- обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;
- достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
- сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;
- обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;
- функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных воспитанников, детей с особыми образовательными потребностями;
- сформированность коммуникативных навыков воспитанников;
- вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза);
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Настоящий ИПР разработан в соответствии с ФГОС ДО, с учетом:
- Основной образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко» г. Владикавказ сопровождения детей с ОВЗ и их семьи.
- Адаптированной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Современных технологий коррекционно-образовательной работы с детьми с ОВЗ.
- «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ ГБДОУ компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко»», разработанная на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика») и парциальной Программы Е.А.Екжановой, С.Г.Шевченко, Е.А.Стребелевой «Коррекционноразвивающее обучение и воспитание».
- «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи ГБДОУ компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко»», разработанная на основе примерной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи ( 7.12.2017, пр.№6/17).