Индивидуальная программа развития одаренного ребенка «Изобразительное искусство. Масляная живопись» (5–9 класс)
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
п. Унъюган
Рассмотрено: на заседании методического совета протокол № 1 от «+8» августа 2019 года |
Согласовано: на педагогическом совете протокол № 1 от «+» августа 2019 года |
Утверждено: Директор МБУДО «ДДТ» п. Унъюган _______________ Е.Н. Медведева «01» сентября 2019 года |
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
«Изобразительное искусство. Масляная живопись»
Разработчик:
|
Ярикова Ольга Геннадьевна Педагог дополнительного образования Первая квалификационная категория |
Количество часов в неделю – 2
Количество часов в год – 72
п. Унъюган
Октябрьский район
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка «Изобразительное искусство. Масляная живопись» (далее – программа) определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени дополнительного образования в рамках проекта «Одаренные дети».
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации”.
Программа рассчитана на работу с учащегося 10-15 лет, относится к художественной направленности.
Цель: обеспечить возможность самореализации одарённой личности в области масляной живописи.
Задачи:
1. Освоение системы приёмов изобразительного искусства для создания выразительных художественных образов через знакомство учащихся с основными терминами в области масляной живописи, приобретение знаний о техниках масляной живописи, формирование практических умений и навыков работы с изобразительным материалом (масляными красками) и в различных техниках, освоение основных этапов решения творческих задач (от задумки к воплощению).
2. Развитие художественных способностей через развитие эмоциональной отзывчивости на окружающий мир, познавательной сферы, потребности в самостоятельной работе, в самообразовании, самосовершенствовании, содействие формированию у учащегося эстетических чувств.
3. Осознание и оформление в художественном образе ключевых ценностей человеческого бытия в процессе индивидуального и совместного творчества через содействие воспитанию нравственных чувств, любви к родной природе, своей Родине, уважения к русским традициям, культуре, стимулирование аккуратного, старательного отношения к работе, умения доводить начатую работу до конца; формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, формирование опыта как индивидуального, так и совместного творчества.
4. Создание условий для дальнейшего личностного роста учащегося, реализации его творческих способностей.
Программа рассчитана на 72 учебных часа в год при нагрузке учащегося 2 часа в неделю.
II. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Ожидаемым результатом освоения программы является получение учащимся практических навыков в технике масляной живописи, развитие творческих способностей, которые проявляются в овладении техникой рисования масляными красками.
Кроме этого, результатами обучения по является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий.
Личностные результаты:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные:
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
В сфере воспитания основные педагогические воздействия должны быть направлены на:
мотивацию потребности видеть прекрасное в окружающем мире, в произведениях искусства, на то, чтобы «разбудить» эстетические чувства;
любознательность в приобретении знаний.
III. Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка
1. Общие сведения
Ф.И.О.:
Дата рождения:
Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны учащегося:
Х – необыкновенная девочка: волевая, целеустремлённая, талантливая, добрая и отзывчивая. Это при том, что она является ребенком-инвалидом с рождения (диагноз).
С 4 лет мама и бабушка заметили у Х тягу к рисованию. Рисовала везде: на обоях, шкафах, столах. С 5 лет Х начала заниматься в Доме детского творчества. С годами (сейчас Х 14) её интерес к рисованию только возрастает. Она и сейчас 2 раза в неделю бежит вприпрыжку на изо-студию. Здесь девочка может раскрыть свой внутренний мир. Её рисунки необычны - это её видение мира.
Педагог и члены семьи делают всё возможное, чтобы развить талант к рисованию. И им это удаётся. Её работы высоко оцениваются на конкурсах районного, всероссийского и международного уровнях.
(Перечислить победы)
Цель сопровождения:
1. Развитие изобразительных способностей.
2.Повышение самооценки, уверенности в своих силах.
Координатор: Ярикова Ольга Геннадьевна, педагог дополнительного образования
Срок реализации индивидуальной программы развития: 2019– 2020 учебный год.
2. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ |
Наименование раздела. |
Количество учебных часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Мастихин |
0,5 |
3,5 |
4 |
2 |
Распределение цветовых тонов на заднем плане |
0,5 |
3,5 |
4 |
3 |
Нетрадиционные техники масляного письма |
0,5 |
11,5 |
12 |
4 |
Натюрморт: лессировки, свет и тень |
0,5 |
3,5 |
4 |
5 |
Моделировка масляными красками |
0,5 |
3,5 |
4 |
6 |
Пространственная глубина в пейзаже |
0,5 |
11,5 |
12 |
7 |
Небо |
0,5 |
7,5 |
8 |
8 |
Вода |
0,5 |
11,5 |
12 |
9 |
Деревья и растительность |
0,5 |
7,5 |
8 |
10 |
Так работал художник |
0,5 |
1,5 |
2 |
11 |
Подведение итогов |
0,5 |
1,5 |
2 |
|
Всего: |
5,5 |
66,5 |
72 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мастихин - 4 часа
Образец. Корректировки. Нанесение красок мастихином. Фактура поверхности. Пейзаж по памяти.
Распределение цветовых тонов на заднем плане – 4 часа
Участки с разжиженными красками. Подмалевок в цвете. Синтез форм с помощью красок. Пейзаж с садом.
Нетрадиционные техники масляного письма – 12 часов
Импрессионистическая техника письма. Односеансная техника письма (alla prima). Техники письма мастихином. Нанесение красочных слоев и мазков мастихином. Пейзаж «Берег».
Натюрморт: лессировка, свет и тень – 12 часов
Тон и градации цвета. Проработка формы светотенью. Свет и тень с помощью лессировочных слоев. Лессировочные краски на картине. Натюрморт с натуры.
Моделировка масляными красками – 4 часа
Моделировка в натюрморте. Использование кисти и красок. Освещенность и цвет. Натюрморт по представлению.
Пространственная глубина в пейзаже – 12 часов
Композиция пейзажа. Подмалевок красками. Фактура мазка. Пространственная глубина и цвет. Пейзаж по представлению.
Небо – 8 часов
Структура облаков. Применение белой краски. Цвет горизонта. Эскизы. Небо с облаками.
Вода – 12 часов
Гамма зеленых и синих цветов. Неподвижная вода. Быстрая вода. Медленно текущая вода. Эскизы.
Деревья и растительность – 8 часов
Анатомия дерева. Крона дерева. Ветви. Группы деревьев. Эскизы. Деревья вдали. Пейзаж с деревьями.
Так работал художник – 2 часа
Клод Моне «Кувшинки», Винсент Ван Гог «Цветущее персиковое дерево».
Подведение итогов – 2 часа
4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Тема занятия |
Тип занятия |
Элементы обязательного минимума образования
|
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Дата проведения занятия план |
Дата проведения занятия факт |
||
1. Мастихин - 4 часа |
||||||||
1-2 |
Мастихин, техника работы с ним. Упражнения. Пейзаж по памяти. |
Изучение нового материала Самостоятельная работа |
Теория. Мастихин. Образец. Корректировки. Нанесение красок мастихином. Фактура поверхности. Практика. Пейзаж по памяти. |
Изображать природный пейзаж с использованием мастихина. Определять и передавать настроение, используя цветовое разнообразие оттенков. Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников.
|
|
|
||
2. Распределение цветовых тонов на заднем плане – 4 часа |
||||||||
3-4 |
Распределение цветовых тонов на заднем плане. Пейзаж на свободную тему (с изображением леса вдали). |
Изучение нового материала |
Теория. Участки с разжиженными красками. Подмалевок в цвете. Синтез форм с помощью красок. Практика. Пейзаж на свободную тему (с изображением леса вдали). |
Изображать природный пейзаж с использованием полученных знаний. Передавать цветом свое видение родной природы. Исследовать возможности цвета: смешивать на палитре цвета с целью получения различных оттенков определенного цвета. Решать из каких цветов составить собственную композицию на заданную тему и как ее выполнить. Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве. Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых) с натуры (работа на пленэре). |
|
|
||
3. Нетрадиционные техники масляного письма – 12 часов |
||||||||
5-6 |
Импрессионистическая техника письма. Натюрморт с натуры |
Изучение нового материала |
Теория. Импрессионистическая техника письма. Практика. Натюрморт с натуры |
Проявлять в работе настроение и ритм своего произведения и передавать их живописными средствами. Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий. Исследовать возможности цвета: смешивать на палитре цвета с целью получения различных оттенков определенного цвета. Решать из каких цветов составить собственную композицию на заданную тему и как ее выполнить. Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве. Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы. |
|
|
||
7-8 |
Техника alla prima. Пейзаж с изображением реки |
Изучение нового материала |
Теория. Односеансная техника письма (alla prima). Практика. Пейзаж с изображением реки. |
|
|
|||
9 -10 |
Техники письма мастихином. Пейзаж «Берег» |
Изучение нового материала |
Теория. Мастихин. Техники письма мастихином. Нанесение красочных слоев и мазков мастихином. Практика. Пейзаж «Берег». |
Владеть техникой работы мастихином. Передавать цветом свое видение родной природы в летнее время года. Выражать в творческой работе свое отношение к образу родной земли. Исследовать возможности цвета: смешивать на палитре цвета с целью получения различных оттенков определенного цвета. Решать из каких цветов составить собственную композицию на заданную тему и как ее выполнить. |
|
|
||
4. Натюрморт: лессировка, свет и тень – 4 часа |
||||||||
11-12 |
Натюрморт: свет и тень с помощью лессировочных слоев. Эскиз «Груша на столе» |
Изучение нового материала |
Свет и тень с помощью лессировочных слоев. Лессировочные краски на картине. Практика. Эскиз «Груша на столе». |
|
|
|
||
5. Моделировка масляными красками – 4 часа |
||||||||
13-14 |
Моделировка в натюрморте. Натюрморт с натуры |
Изучение нового материала |
Теория. Моделировка в натюрморте. Использование кисти и красок. Освещенность и цвет. Практика. Эскиз «Овощи». |
Изображать с натуры предметы неживой природы. Создавать композиции с изображением предметов неживой природы. Наблюдать и осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве. Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы. |
|
|
||
6. Пространственная глубина в пейзаже – 12 часов |
||||||||
15-17 |
Композиция пейзажа. Подмалевок красками. Эскиз «Сосны у реки». Эскиз «Деревья». |
Изучение нового материала |
Теория. Композиция пейзажа. Подмалевок красками. Практика. Эскиз «Сосны у реки». Эскиз «Деревья». |
Выполнять самостоятельно композицию. Выделять главное в рисунке. |
|
|
||
18-20. |
Фактура мазка. Пространственная глубина и цвет. Эскиз «Вечерние сумерки». |
Изучение нового материала |
Теория. Фактура мазка. Пространственная глубина и цвет. Практика. Эскиз «Дорога в лесу». |
Использовать на практике приемы передачи в рисунке смысловые связи между предметами. Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. |
|
|
||
7. Небо – 8 часов |
||||||||
21-22 |
Небо. Облака. Структура облаков. Эскизы «Облака».
|
Изучение нового материала |
Теория. Небо и облака. Структура облаков. Применение белой краски. Практика. Эскизы «Облака». |
Использовать на практике приемы передачи в рисунке смысловые связи между предметами. Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. Применять правила композиции. Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. Рисовать на основе наблюдений или по представлению. Передавать в рисунке смысловые связи между предметами. |
|
|
||
23-24 |
Небо. Горизонт. Эскиз «Небо с линией горизонта». |
Изучение нового материала |
Теория. Цвет горизонта. Практика. Эскиз «Небо с линией горизонта». |
|
|
|||
8. Вода – 12 часов |
||||||||
25-26 |
Вода. Гамма зеленых и синих цветов. Эскиз «Неподвижная вода».
|
Изучение нового материала |
Теория. Гамма зеленых и синих цветов. Практика. Эскиз «Неподвижная вода». |
Показывать при изображении воды с помощью цветного мазка и белой линии ее состояние. Применять на практике приемы передачи в рисунке смысловые связи между предметами. Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. |
|
|
||
27-28 |
Эскиз «Быстрая вода». |
Изучение нового материала |
Практика. Эскиз «Быстрая вода». |
Применять правила композиции. Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. Рисовать на основе наблюдений или по представлению. Передавать в рисунке смысловые связи между предметами. |
|
|
||
29-30 |
Эскиз «Медленнотекущая вода». |
Изучение нового материала |
Практика. Эскиз «Медленнотекущая вода». |
|
|
|||
9. Деревья и растительность – 8 часов |
||||||||
31-32 |
Деревья их строение. Эскизы деревьев. |
Изучение нового материала |
Теория. Анатомия дерева. Крона дерева. Ветви. Практика. Эскизы деревьев. Группы деревьев. Эскизы. Деревья вдали. |
Кистью и красками наносить удлиненные и точечные раздельные мазки разной формы и направления с целью создания изображения дерева. Передавать изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, естественной окраской листьев. |
|
|
||
33-34. |
Эскизы «Группы деревьев». |
Изучение нового материала |
Практика. Эскизы «Группы деревьев». |
Выполнять самостоятельно композицию. Выделять главное в рисунке.
|
|
|
||
10. Так работал художник – 2 часа |
||||||||
35 |
Так работал художник. Винсент Ван Гог «Цветущее персиковое дерево». Клод Моне «Кувшинки» |
Практическая работа
|
Практика. Упражнения |
Иметь представление о работе художника и его технике работы |
|
|
||
11. Подведение итогов – 2 часа |
||||||||
36. |
Итоговое занятие. Подготовка к выставке творческих работ |
Итоговое |
Теория. Обобщение знаний и умений. Подведение итогов совместной работы. Практика. Подготовка к выставке творческих работ |
Владеть основами языка живописи. Использовать художественные материалы, термины. |
|
|
||
|
ИТОГО: |
|
|
|
72 ч. |
|
IV. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Н.М. Сокольникова. Основы живописи. Учебник. – Обнинск: Титул, 1996 г.
Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. Учебник. – Обнинск: Титул, 1996 г.
Т. Гвоздева, Ю. Дубровин, О. Зверева, В. Наумова. Большой энциклопедический словарь. Искусство.- М. Внешсигма, 2000 г.
Б. Томас. Пишем масляными красками. М. Астрель, 2004 г.
Р. Мур. Масляная живопись. М. Астрель, 2004 г.
Х. Руиссинг. Масляная живопись для начинающих. М. Внешсигма», 1998 г.
Ф. А. Сервер. Масляная живопись для начинающих. М. Астрель, 2004 г.
О. Максимова. Как нарисовать воду. М. Астрель, 2007 г.
V. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на учебную группу);
К – полный комплект (на каждого учащегося);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учащихся);
Г – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 учащихся).
Печатные пособия |
|
Портреты русских и зарубежных художников Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента Таблицы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека |
Д Д Д
|
Технические средства обучения (ТСО) |
|
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц Компьютер Мольберт |
Д Д К |
Звуковые пособия |
|
Аудиозаписи по музыкальным и литературным произведениям |
Д |
Учебно-практическое оборудование |
|
Материалы для художественной деятельности: карандаши, ластики, масляные краски, кисти разных размеров (плоские, круглые; синтетика, щетина), флейц (№ 50,№ 60) мастихины от № 1 до № 3, картон, клей ПВА. |
К |
Натурный фонд |
|
Предметы быта, овощи |
Д |
9