Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 116» г. Сыктывкара
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка
Выполнила воспитатель
1 квалификационной категории
Витязь Ольга
Михайловна
Сыктывкар, 2018
Пояснительная записка
Современное образование предполагает поиск новых, эффективных форм образовательной деятельности, создание благоприятных условий для развития одаренной личности. Одной из главных задач, стоящих перед педагогом, является выявление, воспитание и обучение одаренных детей. При традиционном обучении одаренный ребенок идет по стандартному общему пути, при этом недостаточно развивается активность, инициативность и самосовершенствование. Таким воспитанникам необходимо давать более усложненные задания, для того, чтобы «не погасить» познавательный интерес. Таким образом, целесообразно использовать принцип индивидуально-дифференцированного подхода в рамках ФГОС ДО.
Индивидуальным образовательным маршрутом называется программа создания образовательного пространства для конкретного ребёнка, которая составляется с помощью детских психологов, дефектологов, воспитателей и методистов на конкретной образовательной ступени (в детском саду это младшая группа, средняя и старшая).
При этом учитывается не только возраст ребёнка (что характерно для общей образовательной стратегии дошкольного учреждения), но и способности малыша, которые могут опережать или тормозиться, в сравнении, с общепринятыми стандартами. (8)
Индивидуальные образовательные маршруты мною были составлены и реализованы на основе:
наблюдений за воспитанниками
психологической диагностики
Это позволило выявить детей, которых характеризует высокий уровень активности, развития способностей и овладения различными видами деятельности.
Наблюдая за воспитанниками в своей группе, я отметила Киру П. Для определения уровня развития творческих способностей, использовала тесты и методики, предложенные авторами Торренсом, Синельниковым, Кудрявцевым (приложение 1).
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка
Имя: Кира П.
Возраст ребенка 4 года (средняя группа)
Направление одарённости: художественно-эстетическое развитие
Цель разработки индивидуального маршрута: совершенствование художественных навыков, изучение нетрадиционных навыков рисования.
Задачи:
1. Развивать способности ребенка в области художественного творчества.
2. Совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.
3. Развивать интерес к нетрадиционным методам рисования.
4. Воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного».
5. Добиваться уверенности в собственных силах посредством творческих способностей.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю, с ноября 2018 по апрель 2019.
Длительность занятия – 20 минут.
Предполагаемый результат:
1. Развиты художественные способности, интерес к нетрадиционным методам рисования.
2. Реализован творческий потенциал воспитанника.
3. Повышен уровень самооценки ребенка.
Требования к уровню подготовки обучающегося:
Воспитанник должен уметь |
Воспитанник должен знать |
1. Изменять положение руки в зависимости от приемов рисования. 2. Владеть приемами нетрадиционных техник: пальцеграфия; рисование ладошками; тычкование твердой полусухой кистью; оттиск различными печатками – мятая бумага, вилка, ватными дисками, ватными палочками, природным материалом, поролоном, зубной щеткой, расческой; рисование с мокрым эффектом; рисование мыльными пузырями; монотипия; рисование восковыми мелками в сочетании с акварелью; рисование через мокрую марлю; рисование пухлыми красками. 3. Использовать разнообразие цвета. 4. Комбиноравть разные способы изображения и изоматериала. 5. Передавать строение предметов, соотнося их части по величине. 6. Создавать несложные сюжетные композиции. |
1. Цвета и их оттенки. 2. Способы рисования нетрадиционными техниками. 3. Свойства акварели, гуаши, отличия.
|
Учебно-методическое обеспечение:
1. Учебно-методический комплекс:
Учебные и методические пособия: - научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);
Материалы из опыта работы:
- образцы; - альбомы;
- схемы; - перспективные тематические планы;
- шаблоны; - трафареты;
2. Список материала и оборудования, необходимого для занятий:
- листы бумаги различной фактуры, картон;
- простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель;
- кисти трех размеров, тычки разных размеров, природный и бросовый материал;
Перспективный план индивидуального образовательного маршрута
|
Тема цель занятия |
Содержание |
Работа с родителями |
ноябрь |
1. Пальцеграфия «Осеннее дерево» Активизировать мышление и формировать интерес к самостоятельному продумыванию замысла. |
1. Наблюдение за осенним деревом. 2. Ребёнок опускает в банку с гуашью палец. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. Кончиками пальцев ребёнок ставит опечаток на листе бумаги, при необходимости вновь набирая краску нужного цвета. |
Консультация «Что такое нетрадиционная техника рисования?!» |
2. Пальцеграфия «Букет» Создать условия для развития уверенности в себе при помощи игровых техник, формировать интерес к художественному творчеству. |
1. Рассматривание образца педагога. 2. Кончиком пальцев ребенок рисует на листе бумаги линии (ствол, листья), ставит отпечатки (цветы).
|
||
3. Рисование ладошками «Утки в пруду» Активизировать мышление, формировать интерес к художественному творчеству. |
1. Ребенок наносит краску кисточкой на ладонь, ставит отпечаток ладонь. 2. Педагог предлагает закончить образ при помощи кисточки. |
||
4. Рисование ладошками и пальчиками «Курица с цыплятами» Развивать умение находить центр композиции, учить выбирать цвет для точной передачи образа. |
1. Ребенок наносит краску на ладонь, делает отпечаток. 2. Заканчивает центральный образ курицы кистью. 3. Педагог предлагает пальчиками нарисовать цыплят возле мамы-курицы, довести картину кистью до конечного результата. |
||
декабрь |
1. Рисование ладошками и фломастерами (мелками, карандашами) «Птичка - невеличка» Создать условия для выбора различных инструментов, которыми они могут дополнить нарисованную картину.
|
1. Ладонью ребенок оставляет отпечаток на листе бумаги. 2. Педагог предлагает закончить образ птицы, используя фломастеры, карандаши, восковые мелки. |
Консультация «Рисуем пальчиками и ладошками» |
2. Рисование тычком, жесткой сухой кистью «Котенок» Познакомить с новой техникой рисования, учить выбирать цвет для передачи точного образа.
|
1. Рассматривание игрушки «Котенок», сделать вывод, что котенок пушистый, мягкий… 2. Сухую кисть опустить в баночку с краской. Показать, что кисть нужно держать вертикально, ударить кисть о лист – получится тычок. 3. Ребенок заполняет контур предметы тычками. 3. Педагог предлагает дополнить рисунок кистью.
|
||
3. Рисование тычком, жесткой сухой кистью «Елочка» Продолжить работу в новой технике, дать представление о том, что тычком легко изобразить не только шерсть животного, но колючки ели, формировать образное мышление. |
1. Сухую кисть опустить в баночку с гуашью, заполнить контур изображения тычками. 2. Дополнить рисунок карандашами, кистью с гуашью.
|
||
4. Рисование вилками и пальчиками «Елочка нарядная» Познакомить с новой техникой рисования, активизировать мышление, развивать воображение, продолжать работу по приобщению к художественному творчеству. |
1. Гуашь налить в плоскую пластиковую тарелку. Показать, что сначала нужно обмакнуть плоскую часть пластмассовой вилки в краску. Оставить отпечаток. 2. Предложить украсить получившуюся ель шарами, при помощи пальцев. |
||
январь |
1. Рисование вилками «Петушок – золотой гребешок» Продолжать обучать рисовать различными материалами, активизировать воображение, поощрять самостоятельность в выборе цвета, формы изображения. |
1. Педагог делает правильный показ, рисуя вилками и гуашью трех цветов (желтая, красная, зеленая – для каждой своя тарелочка и вилка). 2. Следующий рисунок педагог показывает, намеренно делая ошибки, которые ребенок с легкостью исправляет. 3. Педагог предлагает самостоятельно нарисовать петуха.
|
Консультация «Чем можно рисовать кроме кистей, карандашей, восковых мелков и фломастеров» |
2. Рисование вилкой и ватными палочками «Снег на ель падает» Формировать интерес к самостоятельному продумыванию замысла, учить правильно сочетать две техники рисования (вилкой, ватными палочками), развивать уверенность в собственных силах.
|
1. Ребенок рисует ель вилкой, по знакомой технологии. 2. Предложить украсить получившееся изображение падающим снегом, при помощи ватных палочек. |
||
3. Рисование ватными дисками «Гвоздика» Учить продумывать замысел рисунка, развивать мелкую моторику рук, воображение.
|
1. Рассмотреть изображение гвоздики, обсудить форму лепестков. 2. Педагог показывает, как можно сложить ватный диск, чтобы лепесток был максимально похож на настоящий. 3. Ребенок обмакивает сложенный в виде лепестка ватный диск в красную краску, оставляет отпечаток на листе бумаге. Педагог предлагает дополнить рисунок кистью. |
||
4. Печатание природным материалом (половинка яблока) «Компот» Познакомить с новой техникой рисования (природный материал), создать хорошее настроение, придать уверенность в собственных силах, развивать фантазию.
|
1. Ребенок рисует банку, в которую поместит яблочный компот. 2. Воспитатель разрезает пополам яблоко и спрашивает, как поместить яблоко в банку при помощи красок и плоских тарелок. 3. Ребенок выполняет задание самостоятельно, оставляя отпечатки половинки яблока, не выходя за контур нарисованной банки. |
||
февраль |
1. Рисование поролоном «Снег на деревьях в лесу» Активизировать фантазию, развивать мелкую моторику рук, развивать эстетический вкус. |
1. Педагог подготавливает изображение зимнего леса, поролон, прищепки, плоские тарелки с гуашью, предлагает ребенку укрыть снегом кроны деревьев. 2.Ребенок рассказывает, как это можно сделать при помощи приготовленных педагогом инструментов. 3. Выполняет работу с небольшой помощью взрослого. |
Консультация «Использование природного материала в рисовании» |
2. Рисование зубной щеткой и расческой (техника многослойного набрызга) «Зимний лес» Познакомить с новой техникой рисования, Учить использовать трафареты для создания многослойного набрызга, развивать творческие способности. |
1. Педагог готовит трафареты, крепит к листу бумаги канцелярскими скрепками. Показывает как при помощи щетки и расчески сделать цветные брызги. 3. Ребенок на щетку набирает краску и делает брызги поверх листа бумаги. Педагог накладывает следующий по замыслу трафарет, ребенок делает следующие брызги другого оттенка. 4. Ребенок снимет трафарет, получает сложное изображение зимнего леса с эффектом объема.
|
||
3. Рисование мятой бумагой «Медвежонок» Развивать мелкую моторику рук, обучать работе с разными материалами, развивать уверенность в своих силах. |
1. Ребенок сминает кусочек бумаги, окунает его в плоскую тарелку с краской. 2. Оставляет отпечаток, создавая образ медвежонка.
|
||
4. Рисование с мокрым эффектом «Веселый человечек» Создать эмоционально радостное настроение, развивать уверенность в своих силах, активизировать фантазию, воображение.
|
1. Педагог готовит изображение лица человека. 2. Предлагает сделать прическу веселому человеку. 3. Ребенок набирает кистью гуашь, разведенную водой. 4. Оставляет на бумаге кляксу, дует на нее из трубочки (повторяет с разными цветами). 5. Получает разноцветные ручейки. |
||
март |
1. Рисование мыльными пузырями в сочетании с аппликацией «Пышные пионы» Учить создавать фактурность предмета, обучать работать с различным материалом, формировать устойчивый интерес к художественному творчеству. |
1. Педагог готовит мыльный раствор окрашенный гуашью. 2. Предлагает ребенку нарисовать пышные пионы. 3. Ребенок опускает «выдувалку» от мыльных пузырей в стаканчик и оставляет отпечатки на листе бумаги. 4. Далее педагог интересуется: что необходимо добавить к пионам, что не хватает. 5. После обсуждения ребенок самостоятельно вырезает из цветной бумаги и клеит задуманные детали. |
Консультация «Что необходимо для рисования мыльными пузырями» |
2. Рисование мыльными пузырями с дорисовкой кистью «Воздушные шары» Формировать устойчивый интерес к художественному творчеству, активизировать фантазию, создать хорошее настроение. |
1. Педагог готовит мыльный раствор, окрашенный разными цветами гуаши. 2. Предлагает ребенку нарисовать воздушные шарики. 3. Ребенок опускает «выдувалку» от мыльных пузырей в стаканчик и оставляет отпечатки на листе бумаги. 4. Далее педагог предлагает дополнит картину при помощи кисти и гуаши. |
||
3. Монотипия «Бабочка» Развивать пространственное мышление и зрительное восприятие предметов, формировать устойчивый интерес к художественному творчеству. |
1. Педагог предлагает сложить лист бумаги пополам, развернуть. 2. На одной половине, приготовленного листа, ребенок рисует кистью и гуашью пятна разных цветов. 3. Складывает лист пополам. 4. Дополняет рисунок кистью. |
||
4. Монотипия «Закат» Развивать пространственное мышление и зрительное восприятие предметов, формировать устойчивый интерес к художественному творчеству. |
1. 1. Педагог предлагает затонировать голубым цветом лист бумаги, дождаться высыхания. 2. Сложить лист бумаги пополам (по горизонтали). 3. Ребенок рисует полукруг оранжевой гуашью до линии сгиба. 4. Педагог предлагает добавить по желанию красный, желтый цвет. Складывает. 5. Дополняет рисунок кистью. |
||
апрель |
1. Рисование восковыми мелками и акварелью «Весенний лес» Познакомить с новой техникой рисования, развивать зрительное восприятие предметов, активизировать мышление, воображение, развивать навык рисования восковыми мелками. |
1. Ребенок рисует мелками изображение весеннего леса (замысел ребенка). 2. Затем делает фон (небо, землю, молодую траву) акварелью.
|
Памятка «Монотипия. Что можно рисовать в этой технике» |
2. Рисование восковыми мелками и акварелью «Морские глубины» Формировать устойчивый интерес к художественному творчеству, активизировать фантазию, воображение, закреплять умение выбирать цвет, для более точной передачи образа предмета. |
1. Ребенок рисует мелками изображения морских обитателей. 2. Затем делает фон (синей акварелью).
|
||
3. Рисование через мокрую марлю «Ваза с цветами» Формировать устойчивый интерес к художественному творчеству, развивать эстетический вкус, формировать интерес к самостоятельному продумыванию замысла. |
1. Ребенок набирает ватным шариком воду и хорошо смачивает лист бумаги. 2. Прикладывает марлю к смоченному листу и хорошо распрямляет. 3. Поверх марли рисует акварелью и кистью задуманный рисунок, ждет полного высыхания. |
||
4. Рисование пухлыми красками «Рожок мороженого» Развивать уверенность в собственных силах, развивать умение работать с различным материалом, создать эмоционально радостное настроение. |
1. Педагог готовит объемные краски (состав: клей ПВА, гуашь разных цветов, пена для бритья). 2. Ребенок рассматривает изображение радуги. 3. Рисует объемными красками и кистью радугу. Ждем полного высыхания (примерно сутки). |
Список использованной литературы:
Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1,2. – М.: Скрипторий, 2010
Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников.
Утробина К. К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие). -- М.: Классике Стиль, 2004. - 72 с: ил. http://pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-1.shtml#book_page_top
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
https://paidagogos.com/tehniki-netraditsionnogo-risovaniya-v-sredney-gruppe.html#i-41
http://semeynaya-kuchka.ru/netradicionnoe-risovanie-77-idej-dlya-detskogo-sada/
https://paidagogos.com/individualnyiy-obrazovatelnyiy-marshrut-doshkolnika-po-fgos.html
https://www.maam.ru/detskijsad/metody-i-metodiki-izuchenija-tvorcheskih-sposobnostei.html
Приложение 1
Тест № 1: «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс).
Является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.
Цель теста Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление – это исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость (легкость, гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.
Задача. Проанализировать исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (мышление, беглость, точность, воображение и оригинальность).
Материал: Лист бумаги с изображением 10 контуров, простой или черный карандаш
Испытуемому предлагалось:
Из каждого контура изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.
Оценка результатов:
При интерпретации полученных данных, обращается внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0.
Гибкость оценивают по количеству используемых категорий в содержании рисунков. Отказ – 0, максимальное – 3 балла. Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 – звери, пища, транспорт; 2 – игрушки, человек; 3 – герой сказок, одежда, птицы, растения; 4 – мебель, рыбы; 5 – насекомые, техника; 6 – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.
Характер рисунка должен составлять воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикрепление к бумаге без названия рисунка и дорисовывания.
Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко и т. д.) – 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) – 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью– 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия – 4 балла. Рисунок включает в себя несколько изображений или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, - 5 баллов.
Все дети должны набрать 6 – 9 баллов; получив по 1 – 2 баллу за беглость, гибкость, оригинальность и 3 – 4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2 – 3 баллов практически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.
Тест №2: «Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс).
Цель: исследование образной креативности. Он позволит изучить параметры творческого мышления
Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.
Оценка результатов: Каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов – отказ от работы).
3. Методика «Солнце в комнате» (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев).
Цель: выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Материал: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению.
Показывается ребенку картинка. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». После перечисления деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) педагог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для исправления картинки.
Обработка данных. В ходе обследовании оцениваются попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания (не знаю, как исправить, картинку исправлять не нужно) - 1 балл.
2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.
3. Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - солнышко на улице) -3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок - сделать из солнышка лампу) - 4 балла.
4. Конструктивный ответ, т. е. отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации (картинку сделать, нарисовать окно, посадить солнышко в рамку и т. д.) -5 баллов.
4. Методика «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев).
Материал: игрушечные фигурка зайчика, блюдце, ведерко; деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Познакомьтесь с зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко- далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, поднялись огромные волны, и стал зайчик тонуть. Помочь зайке можем только вы ребята. У вас для этого есть несколько предметов.
Что бы вы выбрали, чтобы спасти зайку?
После того как ребенок выбирает тот или иной предмет, воспитатель просит его обосновать свой выбор.
Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь?») или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка 3 балла.