Индивидуальные рекомендации учителю при обучении ребенка в первом классе
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ
ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА В ПЕРВОМ КЛАССЕ НА ЭТАПЕ СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ: повышение степени готовности первоклассника к обучению в школе, новому режиму жизни
ФИО_________________
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
№ |
ШКОЛЬНОЗНАЧИМЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ |
РЕКОМЕНДАЦИИ |
|
Произвольное внимание: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут - работать внимательно, не отвлекаясь, сосредоточенно |
Находить сходства и отличия между предметами, картинками. Выполнять работу по образцу, например, точно воспроизводить на бумаге узор. Играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами и т.д. |
|
Логическое мышление |
Находить сходства и различия разных предметов при сравнении. Правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам. Составлять по картинкам небольшие рассказы |
|
Произвольная память |
Запоминать 5-6 слов, 10-12 картинок. Рассказывать по памяти стишки, скороговорки, пословицы, сказки и т.п. Пересказывать текст из 4-5 предложений и т.д. |
|
Мелкие мышцы руки |
Работать карандашами, ножницами, клеем: Раскраски. Обводка по трафарету. Штриховка. Вырезание деталей. Наклеивать вырезанные фигуры в заданном порядке. |
НРАВСТВЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
|
Надо чаще хвалить ребенка, даже за малейшие успехи. Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. |
|
ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
|
Развивать эмоциональную сдержанность, способность к самоконтролю, саморегуляции |
ПОДПИСЬ: педагог-психолог ________________/Рагулина Л.Д./
ФИО____________________
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
№ |
ШКОЛЬНОЗНАЧИМЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ |
РЕКОМЕНДАЦИИ |
1. |
Произвольное внимание: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут - работать внимательно, не отвлекаясь, сосредоточенно, самостоятельно. |
Находить сходства и отличия между предметами, картинками. Выполнять работу по образцу, например, точно воспроизводить на бумаге узор. Играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами и т.д. |
2. |
Логическое мышление |
Находить сходства и различия разных предметов при сравнении. Правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам. Организовывать отдельные части смыслового сюжета в единое целое, составлять по картинкам небольшие рассказы, |
3. |
Оперативная память |
Запоминать 5-6 слов, 10-12 картинок. Рассказывать по памяти стишки, скороговорки, пословицы, сказки и т.п. Пересказывать текст из 4-5 предложений и т.д. |
4. |
Мелкие мышцы руки |
Работать карандашами, ножницами, клеем: Раскраски. Обводка по трафарету. Штриховка. Вырезание деталей. Наклеивать вырезанные фигуры в заданном порядке. |
ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
5. |
Развивать способность к самоорганизации деятельности, волевым усилиям, уверенности в себе. Хвалить ребенка за любые успехи. Не будьте слишком строги и требовательны к ребенку. |
ПОДПИСЬ: педагог-психолог ________________/Рагулина Л.Д./
ФИО_____________________
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
№ |
ШКОЛЬНОЗНАЧИМЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ |
РЕКОМЕНДАЦИИ |
1. |
Произвольное внимание |
Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь. Выполнять работу по образцу, например, точно воспроизводить на бумаге узор. Выполнять задания «Расставь точки», «Найди различия» «Найди сходства» «Дорисуй» «Лабиринты» и т.д. Играть, например: «Скажи наоборот». Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать утвердительные ответы «Да» или «Нет» (инструкция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь: «Да», если неправильно — «Нет»). Примерные фразы «Платье одевает девочка» — «Да». «Зубы чистят щеткой» — «Да». «У волка три хвоста» — «Нет» и т. д. |
2. |
Логическое мышление |
Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…» и т. п. Находить лишнее слово из группы слов, например, «лиса, медведь, собака, заяц» и т. д. Определять последовательность событий, что сначала, а что – потом. Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах. Складывать пазлы без помощи взрослого. |
3. |
Произвольная память |
Запоминать 5-6 слов, 10-12 картинок. Рассказывать по памяти стишки, скороговорки, пословицы, сказки и т.п. Пересказывать текст из 4-5 предложений и т.д. Выполнять задания «Что изменилось», «Запомни слова по рисункам», «Вспомни и покажи» (воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу; косолапого медведя; ползущую гусеницу; нахохленного петуха и т. д.)) |
4. |
Мелкие мышцы руки |
Работать карандашами, ножницами, клеем: Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур. Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге. Выполнять аппликации. Играть в кубики, мозаикой, пазлы, мелкими предметами |
ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
5. |
Развивать способность к самоорганизации деятельности |
ПОДПИСЬ: педагог-психолог ________________/Рагулина Л.Д./
ФИО _________
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
№ |
ШКОЛЬНОЗНАЧИМЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ |
РЕКОМЕНДАЦИИ |
1. |
Логическое мышление |
Правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам, выявлять закономерности. Составлять по картинкам небольшие рассказы. |
2. |
Произвольная память |
Запоминать 5-6 слов, 10-12 картинок. Рассказывать по памяти стишки, скороговорки, пословицы, сказки и т.п. Пересказывать текст из 4-5 предложений и т.д. Выполнять задания «Что изменилось», «Запомни слова по рисункам», «Вспомни и покажи» (воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу; косолапого медведя; ползущую гусеницу; нахохленного петуха и т. д.)) |
ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
3. |
Развивать способность к самоконтролю. Выполнять дыхательные упражнения. |
ПОДПИСЬ: педагог-психолог ________________/Рагулина Л.Д./
ФИО____________
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
№ |
ШКОЛЬНОЗНАЧИМЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ |
РЕКОМЕНДАЦИИ |
1. |
Произвольное внимание: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут - работать внимательно, не отвлекаясь, сосредоточенно, самостоятельно. |
Находить сходства и отличия между предметами, картинками. Выполнять работу по образцу, например, точно воспроизводить на бумаге узор. Играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами и т.д. |
2. |
Логическое мышление |
Находить сходства и различия разных предметов при сравнении. Правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам, выявлять закономерности. Составлять по картинкам небольшие рассказы |
3. |
Произвольная память |
Запоминать 5-6 слов Рассказывать по памяти стишки, скороговорки, пословицы, сказки и т.п. Пересказывать текст из 4-5 предложений и т.д. Выполнять задания «Что изменилось», «Запомни слова по рисункам», «Вспомни и покажи» (воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу; косолапого медведя; ползущую гусеницу; нахохленного петуха и т. д.)) |
4. |
Мелкие мышцы руки |
Работать карандашами, ножницами: Раскраски. Обводка по трафарету. Штриховка. Вырезание деталей. |
ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
5. |
Развивать способность к самоконтролю. |
ПОДПИСЬ: педагог-психолог ________________/Рагулина Л.Д./
ФИО______________
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
№ |
ШКОЛЬНОЗНАЧИМЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ |
РЕКОМЕНДАЦИИ |
1. |
Произвольное внимание: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут - работать внимательно, не отвлекаясь, сосредоточенно, самостоятельно. |
Находить сходства и отличия между предметами, картинками. Играть, например: «Скажи наоборот». Вариант 1. Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать утвердительные ответы «Да» или «Нет» (инструкция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь: «Да», если неправильно — «Нет»). Примерные фразы «Платье одевает девочка» — «Да». «Зубы чистят щеткой» — «Да». «У волка три хвоста» — «Нет» и т. д. Вариант 2. На правильные суждения ребенок должен говорить: «Нет», а на неправильные — «Да». Примерные фразы «На елке выросли яблоки» — «Да». «Осенью опадают листья с деревьев» — «Нет». «Перед летом бывает весна» — «Нет» и т. д. Вариант 3. Предлагается задание, в котором ответ ребенка сопровождается движением головы. При этом если ответ утвердительный, делается отрицательное движение головой, а если ответ отрицательный, делается утвердительное движение головой. |
2. |
Логическое мышление |
Находить сходства и различия разных предметов при сравнении. Правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам. Составлять по картинкам небольшие рассказы |
3. |
Произвольная память |
Запоминать 5-6 слов. Рассказывать по памяти стишки, скороговорки, пословицы, сказки и т.п. Пересказывать текст из 4-5 предложений и т.д. |
4. |
Мелкие мышцы руки |
Работать карандашами, ножницами: Раскраски. Обводка по трафарету. Штриховка. |
ПОДПИСЬ: педагог-психолог ________________/Рагулина Л.Д./
ФИО____________
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
№ |
ШКОЛЬНОЗНАЧИМЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ |
РЕКОМЕНДАЦИИ |
1. |
Произвольное внимание: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут - работать внимательно, не отвлекаясь, сосредоточенно, самостоятельно. |
Находить сходства и отличия между предметами, картинками. Играть, например: «Скажи наоборот». Вариант 1. Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать утвердительные ответы «Да» или «Нет» (инструкция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь: «Да», если неправильно — «Нет»). Примерные фразы «Платье одевает девочка» — «Да». «Зубы чистят щеткой» — «Да». «У волка три хвоста» — «Нет» и т. д. Вариант 2. На правильные суждения ребенок должен говорить: «Нет», а на неправильные — «Да». Примерные фразы «На елке выросли яблоки» — «Да». «Осенью опадают листья с деревьев» — «Нет». «Перед летом бывает весна» — «Нет» и т. д. Вариант 3. Предлагается задание, в котором ответ ребенка сопровождается движением головы. При этом если ответ утвердительный, делается отрицательное движение головой, а если ответ отрицательный, делается утвердительное движение головой. |
2. |
Логическое мышление |
Находить сходства и различия разных предметов при сравнении. Правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам. Составлять по картинкам небольшие рассказы |
3. |
Произвольная память |
Запоминать 5-6 слов. Рассказывать по памяти стишки, скороговорки, пословицы, сказки и т.п. Пересказывать текст из 4-5 предложений и т.д. |
4. |
Мелкие мышцы руки |
Работать карандашами, ножницами: Раскраски. Обводка по трафарету. Штриховка. |
ПОДПИСЬ: педагог-психолог ________________/Рагулина Л.Д./
ФИО__________________
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
№ |
ШКОЛЬНОЗНАЧИМЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ |
РЕКОМЕНДАЦИИ |
1. |
Произвольное внимание: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут - работать внимательно, не отвлекаясь, сосредоточенно, самостоятельно. |
Находить сходства и отличия между предметами, картинками. Выполнять работу по образцу, например, точно воспроизводить на бумаге узор. Играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами и т.д. Играть, например: «Скажи наоборот». Вариант 1. Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать утвердительные ответы «Да» или «Нет» (инструкция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь: «Да», если неправильно — «Нет»). Примерные фразы «Платье одевает девочка» — «Да». «Зубы чистят щеткой» — «Да». «У волка три хвоста» — «Нет» и т. д. Вариант 2. На правильные суждения ребенок должен говорить: «Нет», а на неправильные — «Да». Примерные фразы «На елке выросли яблоки» — «Да». «Осенью опадают листья с деревьев» — «Нет». «Перед летом бывает весна» — «Нет» и т. д. Вариант 3. Предлагается задание, в котором ответ ребенка сопровождается движением головы. При этом если ответ утвердительный, делается отрицательное движение головой, а если ответ отрицательный, делается утвердительное движение головой. |
2. |
Логическое мышление |
Находить сходства и различия разных предметов при сравнении. Находить лишнее слово из группы слов, например, «лиса, медведь, собака, заяц» и т. д. Правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам. Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…» и т. п. Определять последовательность событий, что сначала, а что – потом. Составлять по картинкам небольшие рассказы. Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах. Складывать пазлы без помощи взрослого. |
3. |
Речь |
Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, играть. Понимать и объяснять смысл пословиц. Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок. Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией. Различать в словах буквы и звуки. Учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому». Учить ребенка задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. |
3. |
Произвольная память |
Запоминать 5-6 слов, 10-12 картинок. Рассказывать по памяти стишки, скороговорки, пословицы, сказки и т.п. Пересказывать текст из 4-5 предложений и т.д. |
4. |
Мелкие мышцы руки |
Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании. Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур. Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге. Наклеивать вырезанные фигуры в заданном порядке. Выполнять аппликации. |
5. |
Осведомленность, пространственная организация |
Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, растения, овощи, фрукты и так далее. Ориентироваться в пространстве - умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева – справа, над - под, снизу - сверху, между, ближе - дальше, и т.д. Называть времена года, месяцы, дни недели, своё имя, родителей, место их работы, свой адрес |
НРАВСТВЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
6. |
Надо чаще хвалить ребенка, даже за малейшие успехи. Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. |
|
ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
7. |
Развивать способность к самоорганизации деятельности. |
|
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
8. |
ПОДПИСЬ: педагог-психолог ________________/Рагулина Л.Д./
ФИО________________
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
№ |
ШКОЛЬНОЗНАЧИМЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ |
РЕКОМЕНДАЦИИ |
1. |
Произвольное внимание: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут - работать внимательно, не отвлекаясь, сосредоточенно, самостоятельно. |
Находить сходства и отличия между предметами, картинками. Выполнять работу по образцу, например, точно воспроизводить на бумаге узор. Играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами и т.д. Играть, например: «Скажи наоборот». Вариант 1. Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать утвердительные ответы «Да» или «Нет» (инструкция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь: «Да», если неправильно — «Нет»). Примерные фразы «Платье одевает девочка» — «Да». «Зубы чистят щеткой» — «Да». «У волка три хвоста» — «Нет» и т. д. Вариант 2. На правильные суждения ребенок должен говорить: «Нет», а на неправильные — «Да». Примерные фразы «На елке выросли яблоки» — «Да». «Осенью опадают листья с деревьев» — «Нет». «Перед летом бывает весна» — «Нет» и т. д. Вариант 3. Предлагается задание, в котором ответ ребенка сопровождается движением головы. При этом если ответ утвердительный, делается отрицательное движение головой, а если ответ отрицательный, делается утвердительное движение головой. |
2. |
Логическое мышление |
Находить сходства и различия разных предметов при сравнении. Находить лишнее слово из группы слов, например, «лиса, медведь, собака, заяц» и т. д. Правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам. Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…» и т. п. Определять последовательность событий, что сначала, а что – потом. Составлять по картинкам небольшие рассказы. Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах. Складывать пазлы без помощи взрослого. |
3. |
Речь |
Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, играть. Понимать и объяснять смысл пословиц. Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок. Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией. Различать в словах буквы и звуки. Учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому». Учить ребенка задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. |
4. |
Произвольная память |
Запоминать 5-6 слов, 10-12 картинок. Рассказывать по памяти стишки, скороговорки, пословицы, сказки и т.п. Пересказывать текст из 4-5 предложений и т.д. |
5. |
Мелкие мышцы руки |
Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании. Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур. Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге. Наклеивать вырезанные фигуры в заданном порядке. Выполнять аппликации. |
6. |
Осведомленность, пространственная организация |
Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, растения, овощи, фрукты и так далее. Ориентироваться в пространстве - умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева – справа, над - под, снизу - сверху, между, ближе - дальше, и т.д. Называть времена года, месяцы, дни недели, своё имя, родителей, место их работы, свой адрес |
НРАВСТВЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
7. |
Надо чаще хвалить ребенка, даже за малейшие успехи. Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. |
|
ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
8. |
Развивать способность к самоорганизации деятельности, уверенности в себе. |
|
КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
9. |
Умение общаться со сверстниками – подвижные и ролевые игры по правилам |
|
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ |
||
10. |
Формировать желание учиться, получать знания |
ПОДПИСЬ: педагог-психолог ________________/Рагулина Л.Д./
Акатова Ирина Анатольевна
Рагулина Любовь Давыдовна