Составлено с опорой на методические системы работы Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, А. В. Ястребовой, Р. И. Лалаевой, С.Ю.Горбуновой, Е А. Яструбинской, Т.В.Моисеевой, И. Волковой, Е. В. Мазановой, В. В. Коноваленко
Обследование сформированности грамматического строя речи; навыков языкового анализа и чтения; связной речи.
3 – 7 октября
Однокоренные слова.
Упражнять обучающихся в умении выделять корень в родственных словах и подбирать однокоренные слова; развивать умение анализировать слова сходные по написанию и различные по значению
«Осенняя ярмарка»
3 – 7 октября
Однокоренные слова.
Упражнять обучающихся в умении выделять корень в родственных словах и подбирать однокоренные слова; развивать умение анализировать слова сходные по написанию и различные по значению
«Осенняя ярмарка»
Совершенствовать навыки аналитико- синтетической деятельности
10 – 14 октября
Правописание гласных в корне слова.
Развивать мыслительные операции на основе упражнений на анализ, синтез, сравнение;
обогащение словарного запаса, развитие связной речи
Развивать мыслительные операции на основе упражнений на анализ, синтез, сравнение;
обогащение словарного запаса, развитие связной речи
«Хлеб – всему голова»
совершенствовать навыки аналитико- синтетической деятельности; упражнять в умении подбирать однокоренные слова
17 – 21 октября
Однокоренные слова. Части слова. Суффикс.
развивать умение выделять части слова (морфемы); закрепить знания об однокоренных словах и умение их образовывать; расширять словарный запас учащихся.
«Одежда»
17 – 21 октября
Образование слов при помощи суффиксов
развивать умение выделять части слова (морфемы); закрепить знания об однокоренных словах и умение их образовывать; расширять словарный запас учащихся.
«Одежда»
Развитие навыков в проверке безударных гласных в корне слова.
24 – 28 октября
Образование слов при помощи суффиксов
развивать умение выделять части слова (морфемы); закрепить знания об однокоренных словах и умение их образовывать; расширять словарный запас учащихся.
«Обувь»
24 – 28 октября
Однокоренные слова. Части слова. Приставка. Образование слов при помощи суффиксов. Правописание приставок.
Закрепление способов образования слов при помощи приставок и суффиксов
«Обувь»
Активизировать мыслительную деятельность; Развивать аналитико-синтетическую деятельности на основе заданий в составлении целого; обогащать словарный запас; воспитывать уважительное отношение к языку.
7 ноября – 11 ноября
Однокоренные слова. Части слова. Приставка. Образование слов при помощи суффиксов. Правописание приставок.
Закрепление способов образования слов при помощи приставок и суффиксов
«Обувь»
Активизировать мыслительную деятельность; Развивать аналитико-синтетическую деятельности на основе заданий в составлении целого; обогащать словарный запас; воспитывать уважительное отношение к языку.
7 ноября – 11 ноября
Однокоренные слова. Части слова. Окончание.
развивать умение выделять части слова (морфемы); закрепить знания об однокоренных словах и умение их образовывать; расширять словарный запас учащихся.
«Головные уборы»
прививать интерес к родному языку, развивать речь уч-ся, расширяя словарный запас.
14 – 18 ноября
Однокоренные слова. Части слова. Окончание.
развивать умение выделять части слова (морфемы); закрепить знания об однокоренных словах и умение их образовывать; расширять словарный запас учащихся.
«Поздняя осень»
прививать интерес к родному языку, развивать речь уч-ся, расширяя словарный запас.
14 – 18 ноября
Контрольный урок.
Диктант.
21 – 25 ноября
Парные звонкие - глухие согласные в корне слове.
расширить представление об оглушении парных согласных в середине слов – перед глухими согласными; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки; повторить правописание парных согласных на конце слова; систематизировать изученный материал; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами.
«Поздняя осень»
развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод; развивать интерес к русскому языку через игровую форму обучения; обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием речи; развивать положительное отношение к учебе; заботиться о здоровье детей, закрепить гигиенические навыки письма.
21 – 25 ноября
Парные звонкие - глухие согласные в корне слове.
расширить представление об оглушении парных согласных в середине слов – перед глухими согласными; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки; повторить правописание парных согласных на конце слова; систематизировать изученный материал; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами.
«Перелетные птицы»
развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод; развивать интерес к русскому языку через игровую форму обучения; обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием речи; развивать положительное отношение к учебе; заботиться о здоровье детей, закрепить гигиенические навыки письма.
28 ноября – 2 декабря
Работа с текстом.
сформировать представление о тексте, его признаках (целостность, связность, законченность); определения признаков текста (целостность, связность, законченность); способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам;
«Перелетные птицы»
развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы; ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.
28 ноября – 2 декабря
Удвоенные согласные.
формирование умения обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными; ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов; способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения
«Человек: я моя семья»
развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать; развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности
5 – 9 декабря
Удвоенные согласные.
формирование умения обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными; ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов; способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения
«Человек: я моя семья»
развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать; развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности
5 – 9 декабря
Работа с текстом.
сформировать представление о тексте, его признаках (целостность, связность, законченность); определения признаков текста (целостность, связность, законченность); способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам;
«Транспорт»
развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы; ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.
12 – 16 декабря
Непроизносимые согласные в корне слова.
познакомить детей с непроизносимыми согласными Л, Т, В, Д в корне слова; учить детей видеть особенность слов с непроизносимыми согласными и находить такие слова среди других слов; открыть вместе с детьми способ проверки непроизносимых согласных, сформировать общий прием умственных действий при написании слов с непроизносимыми согласными в корне
«Зимующие птицы»
учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей; воспитывать интерес к русскому языку, уважительное отношение друг к другу.
12 – 16 декабря
Непроизносимые согласные в корне слова.
познакомить детей с непроизносимыми согласными Л, Т, В, Д в корне слова; учить детей видеть особенность слов с непроизносимыми согласными и находить такие слова среди других слов; открыть вместе с детьми способ проверки непроизносимых согласных, сформировать общий прием умственных действий при написании слов с непроизносимыми согласными в корне
«Зимующие птицы»
учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей; воспитывать интерес к русскому языку, уважительное отношение друг к другу.
19 – 23 декабря
Работа с текстом.
сформировать представление о тексте, его признаках (целостность, связность, законченность); определения признаков текста (целостность, связность, законченность); способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам;
«Новый год»
развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы; ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.
19 – 23 декабря
Однородные члены предложения.
закрепить знания об однородных членах предложения; закрепить правописание и постановку знаков при однородных членах предложения; соотносить предложения со схемой и комментировать постановку знаков при однородных членах предложения.
«Новый год»
формулировать и удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; использовать установленные правила в контроле способа решения.
26 – 29 декабря
Контрольное списывание «Любовь к маме»
26 – 29 декабря
Имя существительное.
актуализировать знания учащихся об имени существительном как часть речи; углубить знания учащихся об имени существительном посредством введения новых понятий: постоянные признаки, самостоятельная часть речи.
«Здравствуй, зимушка-зима!»
Повысить интерес к окружающему миру, его эстетическому восприятию; коррекция психо - эмоциональной сферы ребенка, развитие и коррекция высших психических функций (памяти, воображения).
11 – 13 января
Имя существительное.
актуализировать знания учащихся об имени существительном как часть речи; углубить знания учащихся об имени существительном посредством введения новых понятий: постоянные признаки, самостоятельная часть речи.
«Мебель»
Повысить интерес к окружающему миру, его эстетическому восприятию; коррекция психо - эмоциональной сферы ребенка, развитие и коррекция высших психических функций (памяти, воображения).
научить распознавать признаки определения падежа имён существительных и правописание падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.
«Здравствуй, зимушка-зима!»
активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений; развитие коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
научить распознавать признаки определения падежа имён существительных и правописание падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.
«Зимующие птицы»
активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений; развитие коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
научить распознавать признаки определения падежа имён существительных и правописание падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.
«Посуда»
активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений; развитие коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
23 – 27 января
Правописание имен существительных 3-го склонения
научить распознавать признаки определения падежа имён существительных и правописание падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.
«Русская народная игрушка»
активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений
23 – 27 января
Работа с текстом.
сформировать представление о тексте, его признаках (целостность, связность, законченность); определения признаков текста (целостность, связность, законченность); способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам;
«Русская народная игрушка»
развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы; ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.
30 января – 3 февраля
Имя прилагательное.
обобщение и систематизация изученного об имени прилагательном.
закрепить знания о правописании падежных окончаний имён прилагательных; усовершенствовать навык правильного написания падежных окончаний имён прилагательных; развивать умение правильно и точно использовать в речи имена прилагательных.
сформировать представление о тексте, его признаках (целостность, связность, законченность); определения признаков текста (целостность, связность, законченность); способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам;
«Русская народная игрушка»
развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы; ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.
6 – 10 февраля
Глагол.
способствовать развитию и обогащению речи; формировать развитие орфографической зоркости; расширение знаний о глаголе
Мамин день
развитие коммуникативных навыков, комплексного подхода к изучаемому материалу; формирование навыков коллективной работы.
13 – 17 февраля
Правописание глаголов разных времен.
окончаний глаголов в безударной позиции; обобщить полученные ранее знания учащихся; продолжать формировать умения вставлять нужные окончания, аргументировать при этом свой выбор
ознакомление с ролью местоимений в нашей речи, своеобразием личных местоимений; развивать умения распознавать местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи.
Развитие связной речи. Составление предложений по сюжетным картинкам. Работа по вопросам.
обеспечить систематичность и последовательность изложения содержания понятия «предложение» и его практическую обработку в логике учебного предмета; способствовать развитию связной речи учащихся и формированию умения составлять рассказы на заданную тему.
Весна шагает по планете
продолжать развивать речь, память, внимание.
27 февраля – 3 марта
Составление предложений из отдельных слов (в заданной форме с нарушением последовательности).
замечать смысловые и логические ошибки в тексте; восстанавливать последовательность событий; понимать структуру текста; восстанавливать деформированные тексты
«Животные холодных и жарких стран»
продолжать развивать речь, память, внимание.
27 февраля – 3 марта
Составление предложений из отдельных слов (в заданной форме с нарушением последовательности).
замечать смысловые и логические ошибки в тексте; восстанавливать последовательность событий; понимать структуру текста; восстанавливать деформированные тексты
«Животные холодных и жарких стран»
продолжать развивать речь, память, внимание.
6 – 10 марта
Составление связного текста из деформированных предложений.
замечать смысловые и логические ошибки в тексте; восстанавливать последовательность событий; понимать структуру текста; восстанавливать деформированные тексты
«День космонавтики»
Развивать слоговой анализ и синтез слов; развивать логическое мышление, память.
6 – 10 марта
Составление связного текста из деформированных предложений.
замечать смысловые и логические ошибки в тексте; восстанавливать последовательность событий; понимать структуру текста; восстанавливать деформированные тексты
«День космонавтики»
Развивать слоговой анализ и синтез слов; развивать логическое мышление, память.
13 – 17 марта
Составление рассказа по серии картинок.
развивать умение составлять текст по сюжетным рисункам
«Дикие животные наших лесов»
продолжать развивать речь, память, внимание.
13 – 17 марта
Составление рассказа по серии картинок.
развивать умение составлять текст по сюжетным рисункам
«Дикие животные наших лесов»
продолжать развивать речь, память, внимание.
20 – 24 марта
Редактирование текста. Составление рассказа из данных предложений.
формирование умения редактировать текст; совершенствовать умение учащихся выделять главное для раскрытия темы и главной мысли; развивать умение находить и исправлять недочеты в тексте; развивать умение выполнять работу над орфографическими ошибками
«Домашние птицы»
развивать память, мышление, речь учащихся; воспитывать аккуратность при письме и оформлении работы.
20 – 24 марта
Редактирование текста. Составление рассказа из данных предложений.
формирование умения редактировать текст; совершенствовать умение учащихся выделять главное для раскрытия темы и главной мысли; развивать умение находить и исправлять недочеты в тексте; развивать умение выполнять работу над орфографическими ошибками
«Домашние птицы»
развивать память, мышление, речь учащихся; воспитывать аккуратность при письме и оформлении работы.
6 – 14 апреля
Составление рассказа по опорным словам.
вырабатывать умение составлять рассказ по опорным словам
Работа с текстом (нахождение главной мысли, озаглавить текст, составить план текста).
сформировать представление о тексте, его признаках (целостность, связность, законченность); определения признаков текста (целостность, связность, законченность); способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам;
«Скоро лето»
развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы; ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.
17 – 21 апреля
Обучение младших школьников пересказу.
Совершенствовать структуру речи и произношение, усвоение нормы построения предложений и целого текста.
«Скоро лето»
Обогащение словарного запаса, развитие восприятия, памяти, внимания.
24 – 28 апреля
Обучение младших школьников пересказу.
Совершенствовать структуру речи и произношение, усвоение нормы построения предложений и целого текста.
Обогащение словарного запаса, развитие восприятия, памяти, внимания.
24 – 28 апреля
Обучение младших школьников пересказу.
Совершенствовать структуру речи и произношение, усвоение нормы построения предложений и целого текста.
Обогащение словарного запаса, развитие восприятия, памяти, внимания.
1 – 5 мая
Обучение младших школьников пересказу.
Совершенствовать структуру речи и произношение, усвоение нормы построения предложений и целого текста.
«Скоро лето»
Обогащение словарного запаса, развитие восприятия, памяти, внимания.
1 – 5 мая
Обучение младших школьников пересказу.
Совершенствовать структуру речи и произношение, усвоение нормы построения предложений и целого текста.
Обогащение словарного запаса, развитие восприятия, памяти, внимания.
8 – 12 мая
Обучение младших школьников пересказу.
Совершенствовать структуру речи и произношение, усвоение нормы построения предложений и целого текста.
Обогащение словарного запаса, развитие восприятия, памяти, внимания.
8 – 12 мая
Итоговая проверочная работа (диктант).
Оценка результативности коррекционной работы. Оценка динамики работы с учащимися.
Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей/ О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: (Работаем по новым стандартам)
Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.,2009.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2006.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации №2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М.,1996
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. Воронеж,2003г.
Требуется доработка
-нет планируемые умения и навыки; содержание (краткие тезисы теоретических и (или) практических занятий); материально-техническое обеспечение; количество часов
-нет актуальности
-не учтена ли нагрузка на детей (длительность уроков, количество занятий в неделю).
-нет выводов насколько материал урока и формы его проведения активизируют мышление, способствуют развитию творческих способностей учащихся
- отсутствует материально-техническое обеспечение