Индивидуальный план по повышению профессионального уровня учителя русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Индивидуальный план
по повышению профессионального уровня
на межаттестационный период на 2021-2026 гг.
учителя русского языка и литературы
Булашовой Людмилы Павловны
2021 год
Личная карта учителя
Год рождения:
Образование: высшее, ТГУ им. Г.Р.Державина, 2002год
Предмет: русский язык и литература
Педагогический стаж:
Общий стаж трудовой деятельности:
Должность: учитель русский языка и литературы
Прохождение курсов:
1. Курсы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы по теме: «Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в условиях цифровой образовательной среды (в том числе 16 часов по особенностям организации работы с детьми с ОВЗ)» Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан», 72 часа. Удостоверение о повышении квалификации 0016 202200100392 Рег.номер ИРО РТ00392/2022, выдано 12.02.2022
2. Курсы повышения квалификации по теме: «Формирование и оценивание читательской грамотности школьников в контексте международных сопоставительных исследований» Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Республики Татарстан ИПиО ФГАОУ ВО КФУ», 24 часа. Удостоверение о повышении квалификации 0016 202232200122 Рег.номер: ЦНППМПР00122/2022, выдано 20.01.2022
3. Курсы повышения квалификации для педагогов по теме: «Обновление содержания школьного филологического образования: теоретические и практические аспекты преподавания родных языков и родных литератур» Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации», г.Москва, 72 часа. Удостоверение о повышении квалификации №320000068099, Рег.номер у-7439/б, выдано 17.12.2021
Методическая тема: «Формирование развитой читательской компетентности учащихся в условиях внедрения ФГОС».
Внеклассная работа: планирование, подготовка и проведение внеклассных мероприятий, олимпиад, конкурсов чтецов, участие в школьных, муниципальных и республиканских конкурсах и научно-практических конференциях, проведение вечеров, предметных недель.
Творческие замыслы: участие в экспериментальной работе, в работе инновационной площадки, разработка заданий для диагностики и развития способности понимать текст, разработка сценариев занятий по развитию способности понимать текст, публикации на персональном сайте, участие в городских конкурсах, сетевых сообществах, предметных семинарах
Пояснительная записка
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
Разделы программы профессионального развития
Изучение психолого-педагогической литературы.
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.
Обучение на курсах повышения квалификации.
Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной инновационной и экспериментальной работы.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогические мастерские, мастер-классы)
Формы представления результатов педагогической деятельности
Серия учебных занятий
Методическая продукция
Портфолио
Творческий отчет
Представление результатов педагогической деятельности
Мастер-класс
Творческая мастерская
Педагогический проект
Отчет о результатах (ходе) экспериментальной, инновационной деятельности
Профессиональные конкурсы
Схема самоооценки учебного занятия
Оценка содержания учебного материала.
Оценка эффективности способов деятельности на уроке.
Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии.
Оценка целей и результатов проведенного занятия.
Оценка содержания учебного материала на уроке:
научность, доступность изучаемого учебного материала;
актуальность материала и его связь с жизнью;
степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;
оптимальность объема предложенного для усвоения материала.
Методическая продукция педагога (учебно-программная документация)
Рабочие программы по русскому языку и литературе, элективным, факультативным курсам.
Учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса.
Описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов.
Программно-методическое обеспечение курса.
Модель технологии обучения, описание методической системы.
Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр; сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм.
План самообразования
Цель: повышение эффективности образовательного процесса через разработку, апробацию и внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя.
Задачи:
использование технологии продуктивного чтения с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Перечень вопросов по самообразованию:
изучение психолого-педагогической литературы;
разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
проектная и исследовательская деятельность;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
изучение педагогического опыта других преподавателей;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
создание эффективной среды по реализации новых ФГОС за счет формирования опыта работы со способностями как новым образовательным результатом.
формирование у ученика способности понимать текст любой сложности, осуществлять поиск необходимой информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации.
повышение качества преподаваемого предмета;
активное участие в семинарах инновационной площадки «Разработка апробация и внедрение средств работы учителя с пониманием текста»
умение оказать практическую помощь коллегам;
разработка дидактических материалов, направленных на формирование у обучающихся читательской компетенции;
- разработка и проведение тренингов эффективного чтения;
- пакет психолого-педагогических материалов для учителя;
пакет материалов по технологии продуктивного чтения;
личная методическая веб-страница - продолжение публиковать материалы;
пакет документов для педагогической деятельности.
Форма отчета по проделанной работе: обобщение опыта работы на школьном, муниципальном и республиканском уровнях. Выступление по обмену опытом на заседаниях ММО учителей русского языка и литературы, участие в конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях, публикации в сети и в СМИ.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности муниципального методического объединения учителей русского языка и литературы, сетевые сообщества учителей РТ.
Источники повышения профессионального уровня: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, Вебинары, ежегодные форумы педработников, семинары инновационной площадки, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.
Ожидаемые результаты:
повышение качества обучения;
сформированность способности понимания текста и читательской компетенции учащихся,
рост мотивации и творческого потенциала обучающихся.
- получение метапредметного и личностного образовательного результата (умение обеспечивать условия развития ребенка).
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2021 – 2026 год | Анализ теории вопроса, подходов к пониманию работы с пониманием текстов на разном предметном материале. Разработка заданий диагностики способности понимать текст для разных возрастных групп и на разном предметном содержании. Изучение психолого – педагогической и методической литературы по проблеме (П.Г. Нежнов, Ф. Шлейермахер, М.М. Бахтин, Алексеева Л.Н, опыт тестового измерения ключевых когнитивных компетенций, накопленный в рамках регулярных международных мониторинговых исследований PIRLS) и PISA, таксономии образовательных целей Б. Блума. Опыт А.А. Мелик-Пашаева Квасюак Т.Я, Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской) -Нормативные документы. |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | 2021– 2026 Год | Разработка заданий для диагностики и развития способности понимания текста. Создание условия разработки и оценке эффективности разрабатываемых заданий; |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 2021– 2026 год | Создание рабочих программ по предмету в соответствии с ФГОС. Разработка сценариев занятий по развитию способности понимать текст. 1. Банк диагностических заданий для оценки способности понимания текста на разном предметном материале для учеников основной школы.2. Банк сценариев занятий по формированию у школьников эффективных способов работы по пониманию текста.3. Методические разработки для педагогов по формированию способностей понимания текста. 4. Формирование педагогического профессионализма, направленного на получение метапредметного и личностного образовательного результата (умение обеспечивать условия развития ребенка). |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2021– 2026 год | Методические материалы по способам диагностики и развития способности понимания. Отчеты о проведенной апробации. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах и олимпиадах. Ведение персонального сайта https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/user/187523 Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Создание и пополнение «банка проектов и исследовательских работ»Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2021– 2026 год | Участие в конкурсах для учителей русского языка и литературы; Публикации творческих и практических работ на различных сайтах для педагогов; -на песональном сайте https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/user/187523 |
Список использованной литературы:
1.Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года. — М.: АПК и ПРО, 2008.
2.Литература как предмет эстетического цикла. -М.: 1992/ Л.Г. Щукина, Г.Н. Кудина
3.Деятельностный подход в развитии читательской компетенции (З.Н. Новлянская)
4. Кутовая Е.А. Повышение профессионализма педагогов – фактор повышения качества образования //Учитель в школе. -2009.-№2. - с.124-126.
5. Антюфеева Н.К. Повышение квалификации педагога дополнительного образования как личностная траектория его профессиональной карьеры // Внешкольник. – 2007. - №3. – с.17-18.