Индивидуальный план подготовки к ОГЭ по обществознанию
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ОГЭ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Разработала: Яцуненко П. В., учитель обществознания.
Данный индивидуальный план разработан для целенаправленной и эффективной подготовки к ОГЭ по обществознанию. Он включает в себя изучение теоретического материала по темам, указанным в кодификаторе, решение практических заданий различных типов, анализ ошибок, а также регулярное выполнение тренировочных вариантов для отработки навыков и адаптации к формату экзамена. План предусматривает систематический подход к учебе, распределение времени и ресурсов, а также контроль за прогрессом для достижения поставленной цели.
Основные этапы плана:
Анализ текущего уровня знаний:
Прохождение стартового диагностического теста для выявления сильных и слабых сторон.
Определение тем, требующих особого внимания.
Изучение теоретического материала:
Работа с учебниками, справочниками, онлайн-ресурсами.
Составление конспектов, схем, таблиц для систематизации информации.
Выполнение заданий для закрепления изученного материала (тесты, вопросы, практические задания).
Практика выполнения заданий:
Решение заданий различных типов (тесты, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом) из сборников ОГЭ, онлайн-ресурсов, демоверсий.
Анализ ошибок, работа над их устранением.
Обращение к учителю/репетитору за консультацией по сложным вопросам.
Отработка формата ОГЭ:
Регулярное выполнение тренировочных вариантов ОГЭ в формате реального экзамена (с соблюдением времени и критериев оценивания).
Анализ результатов, выявление пробелов в знаниях и навыках.
Корректировка стратегии выполнения заданий.
Повторение и систематизация:
Систематическое повторение изученного материала.
Решение комплексных заданий, охватывающих несколько тем.
Финальный тренировочный вариант.
Психологическая подготовка:
Регулярное выполнение практических заданий для повышения уверенности в своих силах.
Использование техник управления стрессом и тревогой.
Цель: достижение высокого уровня подготовки к ОГЭ по обществознанию и успешная сдача экзамена с результатом, позволяющим получить положительную оценку и использовать полученные знания в дальнейшей учебной деятельности, а также для формирования осознанной гражданской позиции и понимания социальных процессов, происходящих в обществе. Данная цель предполагает не только воспроизведение изученного материала, но и умение применять его для анализа конкретных ситуаций, аргументированного выражения собственной точки зрения и решения практических задач, связанных с общественной жизнью.
Задачи:
Формирование прочной теоретической базы по обществознанию:
Изучить и усвоить все темы, представленные в кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
Понимать ключевые понятия и термины каждой темы, уметь их корректно использовать.
Выявлять взаимосвязи между различными темами и разделами предмета.
Развитие навыков применения теоретических знаний на практике:
Научиться анализировать и интерпретировать социальные явления и процессы с использованием обществоведческих знаний.
Уметь решать задания различных типов, предусмотренные форматом ОГЭ (тестовые задания, задания с кратким ответом, развернутые ответы).
Формулировать собственные аргументированные суждения по общественным проблемам.
Совершенствование аналитических и познавательных способностей:
Развивать навыки критического мышления, умение отличать факты от мнений, выявлять причинно-следственные связи.
Совершенствовать умения систематизировать, обобщать и сравнивать информацию из разных источников.
Развивать способность к самостоятельному поиску и анализу информации, необходимой для решения поставленных задач.
Ознакомление и адаптация к структуре и формату ОГЭ:
Детально изучить структуру экзаменационной работы, распределение заданий по темам и уровням сложности.
Ознакомиться с критериями оценивания заданий с развернутым ответом.
Овладеть навыками эффективного распределения времени на выполнение работы.
Отработка экзаменационных навыков и стратегий:
Регулярно выполнять тренировочные варианты ОГЭ в условиях, максимально приближенных к реальным.
Анализировать собственные ошибки и разрабатывать стратегии их предотвращения в будущем.
Вырабатывать оптимальные методы решения заданий различных типов.
Повышение уверенности в себе и снижение уровня тревожности:
Укрепить веру в собственные силы и возможности.
Овладеть техниками саморегуляции и преодоления стресса, возникающего в процессе подготовки и сдачи экзамена.
Развивать позитивный настрой и мотивацию к достижению поставленной цели.
№ | Раздел/Тема (по кодификатору) | Целевой навык | Типология заданий | Материалы и источники | Практика (варианты/задания) | План занятий (кол-во) | Дата изучения | Диагностика (дата, результат) | Оценка прогресса |
Раздел №1. Человек и его социальное окружение | |||||||||
1. | Биологическое и социальное в человеке | Различать биологическое и социальное в человеке, объяснять их взаимосвязь. Приводить примеры влияния биологических и социальных факторов на развитие человека | Выбор одного или нескольких правильных ответов, установление соответствия, поиск лишнего понятия, верны ли суждения, текст с пропусками | Учебники обществознания (темы: "Человек как биосоциальное существо", "Природа человека"). Материалы по антропологии и социологии. Статьи о соотношении биологических и социальных факторов в развитии человека. | Выбор верных суждений, соотнесение примеров биологических и социальных черт, анализ текста. | | | | |
2. | Потребности человека | Определять понятие "потребность". Классифицировать потребности человека (материальные, духовные, социальные). Приводить примеры различных видов потребностей. Объяснять роль потребностей в деятельности человека. | Выбор одного или нескольких правильных ответов, установление соответствия, поиск лишнего понятия, верны ли суждения, текст с пропусками | Учебники обществознания (тема: "Потребности и интересы"). Пирамида Маслоу (изучите ее структуру и примеры потребностей). Материалы по психологии и экономике. | Определение видов потребностей (биологические, социальные, духовные), примеры удовлетворения потребностей, анализ текста. | | | | |
3. | Способности человека | Определять понятие "способности". Различать задатки и способности. Приводить примеры различных видов способностей. Объяснять роль способностей в успешности деятельности. | Выбор одного или нескольких правильных ответов, установление соответствия, поиск лишнего понятия, верны ли суждения, текст с пропусками | Учебники обществознания (темы: "Способности и деятельность", "Индивидуальность"). Материалы по психологии о видах способностей, одаренности, таланте. | Определение видов способностей, примеры проявления способностей, текст о развитии способностей. | | | | |
4. | Индивид, индивидуальность, личность | Различать понятия "индивид", "индивидуальность", "личность". Описывать признаки индивидуальности и личности. Различать понятия "человек" и "личность". | Выбор одного или нескольких правильных ответов, установление соответствия, поиск лишнего понятия, верны ли суждения, текст с пропусками | Учебники обществознания (тема: "Личность и общество"). Материалы по социологии и психологии личности. | Различение понятий, анализ текста, примеры проявления индивидуальности. | | | | |
5. | Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности | Определять понятия "цель", "мотив", "деятельность". Различать виды деятельности (игра, учение, труд, общение). Приводить примеры различных видов деятельности. Выявлять взаимосвязь целей и мотивов в деятельности. | Выбор одного или нескольких правильных ответов, установление соответствия, поиск лишнего понятия, верны ли суждения, текст с пропусками | Учебники обществознания (тема: "Деятельность человека"). Материалы по психологии деятельности. Примеры различных видов деятельности (игра, учеба, труд). | Определение видов деятельности (игра, учеба, труд), примеры целей и мотивов, анализ текста. | | | | |
6. | Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности | Определять понятие "познание". Различать чувственное и рациональное познание. Приводить примеры различных форм познания (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение). Выявлять особенности научного познания. | Выбор одного или нескольких правильных ответов, установление соответствия, поиск лишнего понятия, верны ли суждения, текст с пропусками | Учебники обществознания (тема: "Познание"). Материалы по философии и психологии познания (чувственное и рациональное познание, формы познания). | Различение чувственного и рационального познания, примеры форм познания (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение), анализ текста. | | | | |
7. | Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося | Объяснять право на образование как одно из основных прав человека. Описывать структуру школьного образования в РФ. Различать права и обязанности учащихся. Находить информацию о правах и обязанностях учащихся в нормативных документах. | Выбор одного или нескольких правильных ответов, верны ли суждения, анализ ситуации, практические выводы, аргументация | Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Устав вашей школы. Конвенция ООН о правах ребенка. Учебники обществознания (тема: "Образование"). | Знание прав и обязанностей учащихся, примеры ситуаций, связанных с образованием, анализ текста. | | | | |
8. | Общение | Определять понятие "общение". Различать виды общения (вербальное, невербальное). Описывать функции общения. Приводить примеры различных ситуаций общения. | Выбор одного или нескольких правильных ответов, верны ли суждения, текст с пропусками. | Материалы по психологии общения. Статьи о вербальном и невербальном общении, барьерах в общении. | Определение видов общения (вербальное, невербальное), барьеры в общении, анализ ситуаций. | | | | |
9. | Отношения в малых группах | Определять понятие "малая группа". Описывать виды малых групп (семья, друзья, класс). Различать формальные и неформальные отношения в группах. Описывать роли и статусы в группах. | Выбор одного или нескольких правильных ответов, верны ли суждения, текст с пропусками, практические выводы, аргументация. | Материалы по социальной психологии. Статьи о лидерстве, групповой динамике, конфликтах в малых группах. | Лидерство, групповая динамика, конфликты, анализ ситуаций. | | | | |
Раздел №2. Общество, в котором мы живём. Человек в современном изменяющемся мире | |||||||||
1. | Что такое общество. Связь общества и природы | Определять понятие "общество" в широком и узком смысле. Описывать признаки общества как системы. Объяснять взаимосвязь общества и природы. Приводить примеры позитивного и негативного влияния общества на природу. | Выбор одного или нескольких правильных ответов, верны ли суждения, текст с пропусками. | Учебники обществознания (тема: "Общество как форма жизнедеятельности людей"). Материалы по социологии и философии. Статьи о взаимодействии общества и природы. | Определение общества в широком и узком смысле, влияние общества на природу, анализ текста. | | | | |
2. | Устройство общественной жизни | Выделять основные сферы общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовная). Описывать взаимосвязь между сферами общественной жизни. Приводить примеры явлений и процессов, относящихся к различным сферам общественной жизни. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (темы: "Сферы общественной жизни", "Социальные институты"). | Сферы общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовная), социальные институты, функции социальных институтов, анализ текста. | | | | |
3. | Развитие общества. Информационное общество | Различать типы обществ (традиционное, индустриальное, информационное). Описывать признаки информационного общества. Оценивать влияние информационных технологий на развитие общества. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (темы: "Типы обществ", "Информационное общество"). Материалы по истории, социологии, футурологии. | Типы обществ (традиционное, индустриальное, информационное), признаки информационного общества, анализ текста. | | | | |
4. | Информационная культура и информационная безопасность | Определять понятие "информационная культура". Описывать правила информационной безопасности. Оценивать последствия нарушения информационной безопасности. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик, анализ графической информации. | Материалы о правилах безопасного поведения в интернете, защите персональных данных. Статьи о критическом мышлении и проверке информации. | Правила безопасного поведения в интернете, защита персональных данных, критическое мышление, анализ ситуаций. | | | | |
5. | Сущность глобализации. Глобальные проблемы и возможности их решения | Определять понятие "глобализация". Описывать причины и последствия глобализации. Выделять глобальные проблемы современности (экологические, демографические, экономические и др.). Предлагать возможные пути решения глобальных проблем. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик, анализ графической информации. | Учебники обществознания (тема: "Глобализация"). Материалы о глобальных проблемах (экологические, экономические, социальные), международных организациях. | Причины и последствия глобализации, глобальные проблемы (экологические, экономические, социальные), пути решения глобальных проблем, анализ текста. | | | | |
Раздел №3. Человек в мире культуры | |||||||||
1. | Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности | Определять понятие "культура" в широком и узком смысле. Различать материальную и духовную культуру. Описывать функции культуры. Оценивать влияние духовной культуры на формирование личности. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Культура"). Материалы по культурологии, истории искусств. | Материальная и духовная культура, формы культуры (народная, массовая, элитарная), влияние культуры на личность, анализ текста. | | | | |
2. | Духовные ценности, традиционные ценности российского народа | Определять понятие "духовные ценности". Приводить примеры духовных ценностей (мораль, искусство, религия, наука). Описывать традиционные ценности российского народа (патриотизм, семья, труд и др.). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Материалы по истории России, религиоведению, этике. Статьи о патриотизме, гражданственности, духовности. | Определение духовных ценностей, примеры традиционных ценностей, анализ текста. | | | | |
3. | Принципы и нормы морали | Определять понятие "мораль". Различать моральные нормы и правовые нормы. Приводить примеры моральных норм (добро, зло, справедливость, долг). Выражать и аргументировать собственную позицию по моральным вопросам. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Мораль"). Материалы по этике и философии. | Различение морали и права, принципы и нормы морали, анализ ситуаций, оценка поступков с точки зрения морали. | | | | |
4. | Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества | Определять понятие "наука". Различать естественные и социально-гуманитарные науки. Описывать методы научного познания. Оценивать роль науки в развитии общества. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Наука"). Материалы по философии науки, истории науки. | Определение науки, виды науки, роль науки в обществе, анализ текста. | | | | |
5. | Образование. Образование в Российской Федерации. Самообразование. Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации | Определять понятие "образование". Описывать систему образования в РФ. Объяснять значение самообразования. Ориентироваться в основных направлениях политики государства в сфере культуры и образования. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик, решение правовых задач. | Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Учебники обществознания (тема: "Образование"). | Функции образования, уровни образования в РФ, самообразование, анализ законодательства. | | | | |
6. | Понятие религии. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации | Определять понятие "религия". Различать национальные и мировые религии. Описывать основные признаки религии. Знать о свободе совести и вероисповедания в РФ. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Религия"). Материалы по религиоведению. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". | Определение религии, виды религий, роль религии в обществе, свобода совести, анализ текста. | | | | |
7. | Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества | Определять понятие "искусство". Различать виды искусства (живопись, музыка, литература, театр, кино и др.). Описывать функции искусства. Оценивать роль искусства в жизни человека и общества. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Искусство"). Материалы по искусствознанию, истории искусств. | Виды искусств, функции искусства, влияние искусства на человека, анализ текста. | | | | |
Раздел №4. Человек в экономических отношениях | |||||||||
1. | Что такое экономика. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор. | Определять понятие "экономика" как науку и хозяйство. Различать потребности и ресурсы. Объяснять проблему ограниченности ресурсов. Объяснять необходимость экономического выбора. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (темы: "Экономика и её роль в жизни общества", "Потребности и ресурсы"). | Определение экономики, виды потребностей, ресурсы, ограниченность ресурсов, экономический выбор, альтернативная стоимость, анализ ситуаций. | | | | |
2. | Экономическая система и её функции. Собственность | Различать типы экономических систем (традиционная, командная, рыночная, смешанная). Описывать признаки различных экономических систем. Определять понятие "собственность". Различать формы собственности. Описывает права собственника (владение, пользование, распоряжение). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (темы: "Экономические системы", "Собственность"). Гражданский кодекс РФ (статьи о праве собственности). | Виды экономических систем (традиционная, командная, рыночная, смешанная), функции экономических систем, формы собственности (государственная, частная), анализ текста. | | | | |
3. | Виды экономической деятельности. Факторы производства. Обмен. Торговля и её формы | Определять виды экономической деятельности (производство, распределение, обмен, потребление). Выделять факторы производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности). Определять понятие "обмен". Различать формы торговли (оптовая, розничная, внутренняя, внешняя). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик, анализ графической информации. | Учебники обществознания (темы: "Производство", "Обмен"). | Отрасли экономики, факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности, информация), виды обмена (бартер, торговля), формы торговли (оптовая, розничная), анализ текста. | | | | |
4. | Трудовая деятельность. | Описывать формы организации труда;. Объяснять формы заработной платы | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Рынок труда"). Трудовой кодекс РФ. | Функции трудовой деятельности, мотивы трудовой деятельности, права и обязанности работников и работодателей, анализ трудовых договоров. | | | | |
5. | Занятость и безработица | Определять понятия "занятость" и "безработица". Описывать причины и последствия безработицы. Ориентироваться в мерах государственной поддержки безработных. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик, анализ графической информации. | Учебники обществознания (тема: "Рынок труда"). Статистические данные о занятости и безработице в вашем регионе и стране. | Виды занятости, виды безработицы (фрикционная, структурная, циклическая), причины безработицы, последствия безработицы, меры борьбы с безработицей, анализ статистических данных. | | | | |
6. | Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков | Описывать признаки рыночной экономики. Определять понятие "конкуренция". Выявлять положительные и отрицательные стороны конкуренции. Определять понятия "спрос" и "предложение". Объяснять механизм формирования рыночного равновесия. Характеризовать разные виды рынков (товаров, услуг, труда, капитала и т.д.). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик, анализ графической информации. | Учебники обществознания (темы: "Рынок и рыночный механизм", "Конкуренция"). | Законы спроса и предложения, факторы, влияющие на спрос и предложение, рыночное равновесие, виды рынков (товарный, финансовый, рынок труда), анализ графиков спроса и предложения. | | | | |
7. | Предприятие в экономике | Описывать роль предприятия в экономике. Определять понятие "фирма". Описание основные виды организационно-правовых форм предприятий (ИП, ООО, АО и т.д.). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Предприятие"). | Формы предприятий (индивидуальное предпринимательство, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия), функции предприятия, цели предприятия, анализ ситуаций. | | | | |
8. | Предпринимательство | Определять понятие "предпринимательство". Описывать функции предпринимателя. Оценивать роль предпринимательства в экономике. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик, решение экономических задач. | Учебники обществознания (тема: "Предпринимательство") Материалы о формах бизнеса, особенностях предпринимательской деятельности. | Функции предпринимательства, качества предпринимателя, источники финансирования предпринимательства, формы государственной поддержки предпринимательства, анализ ситуаций. | | | | |
9. | Деньги и их функции | Определять понятие "деньги". Описывать функции денег (средство обмена, средство платежа, мера стоимости, средство накопления). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Деньги"). | Функции денег (средство обращения, средство платежа, средство накопления, мера стоимости), виды денег (наличные, безналичные), инфляция, причины и последствия инфляции, меры борьбы с инфляцией, анализ ситуаций. | | | | |
10. | Финансовый рынок и посредники | Описывать структуру финансового рынка, называть посредников на финансовом рынке. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Материалы о банках, страховых компаниях, инвестиционных фондах. | Участники финансового рынка (банки, страховые компании, инвестиционные фонды, брокеры), виды финансовых рынков (фондовый, валютный), анализ ситуаций. | | | | |
11. | Банковские услуги, предоставляемые гражданам | Описывать основные виды банковских услуг (вклады, кредиты, платежные карты и др.). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик, решение экономических задач. | Информация о вкладах, кредитах, банковских картах. | Виды банковских услуг (вклады, кредиты, банковские карты, платежи), права и обязанности клиентов банков, анализ ситуаций. | | | | |
12. | Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг | Определять понятие "страхование". Описывать виды страхования (имущественное, личное, ответственности). Знать о правах потребителей финансовых услуг. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик, решение экономических задач, решение правовых задач. | Закон РФ "О защите прав потребителей". Материалы о видах страхования. | Виды страхования (имущественное, личное, ответственности), права потребителей финансовых услуг, способы защиты прав потребителей, анализ ситуаций. | | | | |
13. | Экономические функции домохозяйств. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет | Описывать экономические функции домохозяйств. Перечислять источники доходов и расходов семьи. Составлять семейный бюджет. Оценивать роль семейного бюджета в финансовом планировании. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик, решение экономических задач, анализ графической информации. | Учебники обществознания (тема: "Семейный бюджет"). | Функции домохозяйств (потребление, сбережение, накопление), виды доходов и расходов семьи, виды семейных бюджетов (сбалансированный, дефицитный, профицитный), анализ ситуаций, расчет семейного бюджета. | | | | |
14. | Экономические цели и функции государства | Описывать экономические цели государства (экономический рост, полная занятость, стабильность цен, социальная справедливость). Описывать экономические функции государства (защита прав собственности, производство общественных благ, перераспределение доходов, регулированию экономики). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Государство в экономике"). | Экономические цели государства (экономический рост, полная занятость, стабильные цены, справедливое распределение доходов), функции государства в экономике (производство общественных благ, регулирование экономики, защита прав собственности, социальная поддержка), анализ текста. | | | | |
15. | Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет | Определять понятие "налог". Различать виды налогов (прямые, косвенные). Объяснять роль налогов в формировании государственного бюджета. Описывать структуру государственного бюджета (доходы, расходы, дефицит/профицит). Анализировать информацию о доходах и расходах государственного бюджета. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик, решение экономических задач, анализ графической информации. | Налоговый кодекс РФ. Учебники обществознания (тема: "Государственный бюджет"). | Виды налогов (прямые, косвенные, федеральные, региональные, местные), функции налогов, виды доходов и расходов государства, структура государственного бюджета (профицит, дефицит, сбалансированный бюджет), анализ ситуаций, расчет налогов. | | | | |
Раздел №5. Человек в системе социальных отношений. Социальные ценности и нормы | |||||||||
1. | Социальная структура общества | Определять понятие "социальная структура". Выделять основные элементы социальной структуры (социальные группы, слои, классы). Определять понятия "социальная стратификация". Описывать критерии социальной стратификации (доход, власть, образование, престиж). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Социальная структура общества"). Материалы по социологии о социальных группах, слоях, классах. | Социальные группы (классы, слои, касты), критерии социальной стратификации (доход, власть, образование, престиж), социальная мобильность (вертикальная, горизонтальная), анализ текста. | | | | |
2. | Этнос и нация. Россия ‒ многонациональное государство | Определять понятия "этнос" и "нация". Описывать признаки этноса и нации (язык, культура, территория, экономическая жизнь, самосознание). Оценивать роль межнациональных отношений в развитии общества. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Межнациональные отношения"). Материалы по этнографии, истории России. Конституция РФ (статьи о правах народов). | Признаки этноса (язык, культура, территория, самосознание), виды этнических общностей (род, племя, народность, нация), национальные отношения, национальная политика, анализ текста. | | | | |
3. | Положение человека в обществе | Определять понятие "социальный статус". Различать предписанный и приобретенный социальный статус. Определять понятие "социальная роль". Приводить примеры социальных ролей (ученик, друг, член семьи, гражданин). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Социальные роли и статусы"). | Социальный статус (предписанный, приобретенный), социальная роль, ролевой конфликт, социализация, анализ ситуаций. | | | | |
4. | Молодёжь ‒ активный участник общественной жизни | Определять возрастные границы молодежи. Описывать особенности социального положения молодежи. Оценивать роль молодежи в общественной жизни. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Материалы социологических исследований о молодежи. | Социальные характеристики молодёжи, особенности социализации молодёжи, молодёжные субкультуры, участие молодёжи в политической и экономической жизни, анализ текста. | | | | |
5. | Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе | Определять понятие "социальные нормы". Различать виды социальных норм (обычаи, традиции, моральные нормы, правовые нормы). Описывать функции социальных норм (регулирование поведения, поддержание порядка, социализация личности). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Социальные нормы"). | Виды социальных норм (обычаи, традиции, моральные нормы, правовые нормы, религиозные нормы), функции социальных норм, анализ ситуаций. | | | | |
6. | Социализация личности | Определять понятие "социализация". Выделять этапы социализации (первичная, вторичная). Описывать агентов социализации (семья, школа, друзья, СМИ). Оценивать роль социализации в формировании личности. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Социализация"). | Этапы социализации, агенты социализации (семья, школа, друзья, СМИ), анализ ситуаций. | | | | |
7. | Важность семьи в жизни человека, общества и государства | Описывать функции семьи (репродуктивная, воспитательная, экономическая, социальная и др.). Оценивать роль семьи в жизни человека, общества и государства. Определять понятия "брак", "родство". | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Семья"). Семейный кодекс РФ. | Функции семьи (репродуктивная, воспитательная, экономическая, социальная), типы семей, роль семьи в социализации, анализ текста. | | | | |
8. | Отклоняющееся поведение | Определять понятие "отклоняющееся поведение". Различать виды отклоняющегося поведения (позитивное, негативное). Описывать причины отклоняющегося поведения (биологические, психологические, социальные). Оценивать последствия отклоняющегося поведения для личности и общества. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Отклоняющееся поведение"). Материалы по социологии девиантности. | Виды отклоняющегося поведения (позитивное, негативное), причины отклоняющегося поведения, социальный контроль, анализ ситуаций. | | | | |
9. | Социальные конфликты и пути их разрешения | Определять понятие "социальный конфликт". Описывать причины социальных конфликтов (экономические, политические, этнические, религиозные и др.). Различать виды социальных конфликтов (межличностные, групповые, межгосударственные и др.). Предлагать возможные пути разрешения социальных конфликтов (переговоры, компромисс, арбитраж, посредничество). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Социальные конфликты"). | Виды социальных конфликтов (межличностные, межгрупповые, внутриличностные), причины социальных конфликтов, способы разрешения социальных конфликтов (переговоры, компромисс, арбитраж), анализ ситуаций. | | | | |
10. | Здоровый образ жизни | Определять понятие "здоровый образ жизни". Описывать основные компоненты здорового образа жизни (правильное питание, физическая активность, отказ от вредных привычек, соблюдение режима труда и отдыха). Оценивать роль здорового образа жизни в сохранении здоровья. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Ресурсы по здоровому образу жизни и поддержанию физического состояния. | Значение здорового образа жизни, факторы, влияющие на здоровье, правила здорового образа жизни, анализ текста. | | | | |
11. | Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства | Описывать основные направления социальной политики российского государства (поддержка семьи и детства, социальная защита инвалидов и пенсионеров, обеспечение доступности образования и здравоохранения и др.). Ориентироваться в основных направлениях социальной политики государства. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Материалы о социальной политике государства, направленных на поддержку граждан. | Направления социальной политики (поддержка семьи и детства, социальное обеспечение, здравоохранение, образование), приоритеты социальной политики, анализ законодательства. | | | | |
Раздел №6. Человек в политическом измерении | |||||||||
1. | Политическая жизнь общества | Определять понятие "политика". Описывать признаки политики как сферы общественной жизни. Называть институты политической системы. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Политика и власть"). | Политическая система, политические институты, политические отношения, политическое сознание, политическая культура, анализ текста. | | | | |
2. | Государство ‒ политическая организация общества | Определять понятие "государство". Описывать признаки государства (территория, население, суверенитет, аппарат управления, монополия на легитимное насилие, право). Описывать функции государства (внутренние, внешние). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Государство"). | Признаки государства (территория, население, суверенитет, публичная власть, право), функции государства (внутренние, внешние), анализ текста. | | | | |
3. | Форма государства, формы правления, государственно-территориальное устройство | Описывать формы правления (монархия, республика). Описывать формы государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Описывать политический режим (демократия, авторитаризм, тоталитаризм). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Формы государства"). | Формы правления (монархия, республика), формы государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация), политический режим (демократия, авторитаризм, тоталитаризм), анализ схем и таблиц. | | | | |
4. | Политический режим и его виды | Приводить примеры политических режимов (демократия, авторитаризм, тоталитаризм). Описывать признаки демократии. Различать политические режимы по степени свободы и участия граждан в политической жизни. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Политические режимы"). | Признаки демократии, признаки авторитаризма, признаки тоталитаризма, анализ ситуаций. | | | | |
5. | Участие граждан в политике. Выборы, референдум | Описывать формы участия граждан в политике (выборы, референдум, участие в деятельности политических партий и общественных организаций, обращение в органы государственной власти и местного самоуправления). Знать порядок проведения выборов и референдумов. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик, решение политических задач. | Федеральные законы о выборах и референдумах. Учебники обществознания (тема: "Избирательное право"). | Формы участия граждан в политике (выборы, референдум, митинги, демонстрации, обращения в органы власти), избирательное право (активное, пассивное), анализ законодательства. | | | | |
6. | Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации | Определять понятие "политическая партия". Описывать функции политических партий (выражение интересов граждан, участие в выборах, формирование общественного мнения). Определять понятие "общественно-политические организации". Описывать роль общественно-политических организаций в демократическом обществе. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Учебники обществознания (тема: "Политические партии и движения"). | Функции политических партий (выражение интересов социальных групп, участие в выборах, формирование общественного мнения. | | | | |
Раздел №7. Гражданин и государство | |||||||||
1. | Наша страна в начале XXI в. Государственная власть в нашей стране. Государственная символика | Описывать основные направления развития России в начале XXI века. Описывать структуру государственной власти в РФ (законодательная, исполнительная, судебная). Описывать государственную символику РФ (государственный флаг, государственный герб, государственный гимн). Понимать смысл государственной символики. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Конституция РФ. Федеральные конституционные законы о Государственном флаге, гербе и гимне. | Основные направления развития России в начале XXI века, структура государственной власти в РФ, государственная символика (герб, флаг, гимн), значение государственной символики, анализ текста. | | | | |
2. | Конституция Российской Федерации ‒ основной закон | Определять понятие "Конституция". Описывать структуру Конституции РФ. Объяснять значение Конституции как Основного закона государства. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик, решение правовых задач. | Текст Конституции РФ. | Понятие конституции, виды конституций, структура Конституции РФ, значение Конституции РФ, внесение поправок в Конституцию РФ, анализ текста Конституции РФ. | | | | |
3. | Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина | Описывать основные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ (личные, политические, экономические, социальные, культурные). Различать права и обязанности гражданина. Знать о гарантиях прав и свобод человека и гражданина в РФ. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, решение правовых задач, соотнесение характеристик. | Раздел II Конституции РФ (права и свободы человека и гражданина). | Права и свободы человека и гражданина (личные, политические, социально-экономические, культурные), обязанности граждан, гарантии прав и свобод, анализ текста Конституции РФ. | | | | |
4. | Основы конституционного строя Российской Федерации | Описывать основы конституционного строя РФ (демократическое государство, федеративное государство, правовое государство, социальное государство, светское государство). Понимать смысл принципов конституционного строя. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, решение правовых задач, соотнесение характеристик. | Глава 1 Конституции РФ. | Принципы конституционного строя (демократия, федерализм, правовое государство, разделение властей, признание прав и свобод человека и гражданина), анализ текста Конституции РФ. | | | | |
5. | Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации | Описывать структуру и полномочия органов государственной власти в РФ (Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды). Различать функции законодательной, исполнительной и судебной власти. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик, решение правовых задач. | Учебники обществознания (тема: "Органы государственной власти"). Конституция РФ (главы о Президенте, Федеральном Собрании, Правительстве, судебной системе). Федеральные конституционные законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде, о Верховном Суде. | Структура Федерального Собрания (Государственная Дума, Совет Федерации), полномочия Государственной Думы, полномочия Совета Федерации, структура Правительства РФ, полномочия Правительства РФ, судебная система РФ, принципы судопроизводства, анализ схем и таблиц. | | | | |
6. | Президент ‒ Глава государства Российская Федерация | Описывать статус и полномочия Президента РФ. Знать порядок избрания Президента РФ. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик, решение правовых задач. | Глава 4 Конституции РФ. | Полномочия Президента РФ, порядок избрания Президента РФ, требования к кандидату на должность Президента РФ, анализ текста Конституции РФ. | | | | |
7. | Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации | Описывать структуру и полномочия Федерального Собрания РФ (Государственная Дума и Совет Федерации). Различать функции Государственной Думы и Совета Федерации. Описывать порядок принятия законов в РФ. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик, решение правовых задач. | Глава 5 Конституции РФ. | Компетенции Государственной Думы и Совета Федерации, порядок принятия федеральных законов, анализ текста Конституции РФ. | | | | |
8. | Правительство Российской Федерации | Описывать структуру и полномочия Правительства РФ. Знать порядок формирования Правительства РФ. Описывать порядок отставки правительства РФ. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик, решение правовых задач. | Глава 6 Конституции РФ. | Структура Правительства РФ, полномочия Правительства РФ, порядок формирования Правительства РФ, анализ текста Конституции РФ. | | | | |
9. | Судебная система в Российской Федерации | Описывать структуру судебной системы в РФ (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды). Описывать виды судопроизводства (конституционное, гражданское, административное, уголовное). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик, решение правовых задач. | Глава 7 Конституции РФ. Федеральный конституционный закон о судебной системе. | Структура судебной системы РФ, виды судов (конституционный, общей юрисдикции, арбитражные), принципы судопроизводства, анализ текста Конституции РФ и федеральных законов. | | | | |
10. | Государственно-территориальное устройство Российской Федерации | Описывать государственно-территориальное устройство РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Знать о равноправии субъектов РФ. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Глава 1 Конституции РФ. | Федеративное устройство РФ, субъекты РФ, их права и обязанности, анализ текста Конституции РФ. | | | | |
11. | Местное самоуправление | Определять понятие "местное самоуправление". Описывать функции местного самоуправления. Оценивать роль местного самоуправления в решении местных вопросов. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, определение понятий, соотнесение характеристик. | Глава 8 Конституции РФ. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". | Понятие местного самоуправления, функции местного самоуправления, органы местного самоуправления, формы участия населения в местном самоуправлении, анализ текста. | | | | |
Раздел №8. Человек как участник правовых отношений. Основы российского права | |||||||||
1. | Правовая норма. Правовая оценка поступков и деятельности человека | Определять понятие "правовая норма". Знать структуру правовой нормы. Различать виды правовых норм. Давать правовую оценку поступков и деятельности человека. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, соотнесение характеристик, решение правовых задач, определение понятий. | Учебники обществознания (тема: "Право"). Материалы по теории государства и права. | Понятие правовой нормы, признаки правовой нормы, структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция), виды правовых норм, правомерное и противоправное поведение, анализ ситуаций. | | | | |
2. | Законы и подзаконные акты. Отрасли права | Определять понятие "закон". Различать законы и подзаконные акты. Выделять основные отрасли права (конституционное, гражданское, административное, трудовое, уголовное, семейное). Определять предмет регулирования каждой отрасли права. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, соотнесение характеристик, решение правовых задач, определение понятий. | Учебники обществознания (тема: "Система права"). Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях и др. | Виды нормативных правовых актов (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы министерств и ведомств, нормативные акты органов местного самоуправления), иерархия нормативных правовых актов, отрасли права (конституционное, гражданское, административное, трудовое, уголовное), анализ схем и таблиц. | | | | |
3. | Правоотношения и их особенности | Определять понятие "правоотношение". Выделять элементы правоотношения (субъект, объект, содержание). Описывать особенности правоотношений. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, соотнесение характеристик, решение правовых задач, определение понятий. | Учебники обществознания (тема: "Правоотношения"). | Понятие правоотношений, субъекты правоотношений (граждане, юридические лица, государство), объекты правоотношений, содержание правоотношений (права и обязанности), основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений, анализ ситуаций. | | | | |
4. | Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений | Описывать гражданскую дееспособность несовершеннолетних (частичная, полная). Описывать права и обязанности несовершеннолетних в гражданско-правовых отношениях. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, соотнесение характеристик, решение правовых задач, определение понятий. | Гражданский кодекс РФ (статьи о дееспособности несовершеннолетних). Семейный кодекс РФ. | Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних (малолетние, подростки), права и обязанности несовершеннолетних, сделки, которые несовершеннолетние вправе совершать самостоятельно, защита прав несовершеннолетних, анализ ситуаций. | | | | |
5. | Право собственности, защита прав собственности | Определять понятие "право собственности". Описывать формы собственности. Описывать способы защиты прав собственности. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, соотнесение характеристик, решение правовых задач, определение понятий. | Гражданский кодекс РФ (раздел о праве собственности). | Понятие права собственности, формы собственности, способы приобретения права собственности, основания прекращения права собственности, защита права собственности (гражданско-правовая, административно-правовая, уголовно-правовая), анализ ситуаций. | | | | |
6. | Основные виды гражданско-правовых договоров | Описывать виды гражданско-правовых договоров (купля-продажа, дарение, аренда, заем, подряд и др.). Описывать порядок заключения гражданско-правовых договоров. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, соотнесение характеристик, решение правовых задач, определение понятий. | Гражданский кодекс РФ (раздел об обязательственном праве). | Договор купли-продажи, договор дарения, договор аренды, договор подряда, договор займа, анализ ситуаций. | | | | |
7. | Права потребителей и возможности их защиты | Описывать права потребителей (право на безопасность, право на информацию, право на выбор, право на возмещение ущерба). Описывать способы защиты прав потребителей (обращение к продавцу, обращение в органы защиты прав потребителей, обращение в суд). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, соотнесение характеристик, решение правовых задач, определение понятий. | Закон РФ "О защите прав потребителей". | Права потребителей (право на информацию, право на безопасность, право на выбор, право на надлежащее качество, право на возмещение убытков), способы защиты прав потребителей (обращение к продавцу, обращение в Роспотребнадзор, обращение в суд), анализ ситуаций. | | | | |
8. | Условия заключения брака в Российской Федерации | Описывать условия заключения брака в РФ (взаимное добровольное согласие, достижение брачного возраста, отсутствие препятствий для заключения брака). Описывать порядок заключения брака в РФ. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, соотнесение характеристик, решение правовых задач, определение понятий. | Семейный кодекс РФ. | Условия заключения брака (достижение брачного возраста, добровольное согласие, отсутствие препятствий к заключению брака), порядок заключения брака, обстоятельства, препятствующие заключению брака, права и обязанности супругов, анализ ситуаций. | | | | |
9. | Права ребёнка и возможности их защиты. Права и обязанности детей и родителей | Описывать основные права ребенка. Описывать способы защиты прав ребенка. Описывать права и обязанности детей и родителей. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, соотнесение характеристик, решение правовых задач, определение понятий. | Семейный кодекс РФ. Конвенция ООН о правах ребенка. | Права ребенка (право на жизнь, право на имя, право на гражданство, право на образование, право на медицинскую помощь, право на защиту своих прав и законных интересов), обязанности детей, права и обязанности родителей, ответственность родителей за воспитание детей, защита прав детей (органы опеки и попечительства, прокуратура, суд), анализ ситуаций. | | | | |
10. | Стороны трудовых отношений, их права и обязанности | Описывать стороны трудовых отношений (работник, работодатель). Описывать права и обязанности работника и работодателя. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, соотнесение характеристик, решение правовых задач, определение понятий. | Трудовой кодекс РФ. | Работник и работодатель, основные права и обязанности работника, основные права и обязанности работодателя, анализ ситуаций. | | | | |
11. | Трудовой договор | Определять понятие "трудовой договор". Описывать содержание трудового договора. Описывать порядок заключения и расторжения трудового договора. | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, соотнесение характеристик, решение правовых задач, определение понятий. | Трудовой кодекс РФ. | Понятие трудового договора, содержание трудового договора (обязательные и дополнительные условия), порядок заключения трудового договора, основания прекращения трудового договора, анализ ситуаций. | | | | |
12. | Правонарушение и юридическая ответственность | Определять понятие "правонарушение". Выделять признаки правонарушения (противоправность, виновность, общественная опасность, наказуемость). Определять понятие "юридическая ответственность". Описывать цели юридической ответственности (наказание, восстановление справедливости, предупреждение новых правонарушений). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, соотнесение характеристик, решение правовых задач, определение понятий. | Учебники обществознания (тема: "Юридическая ответственность"). Материалы по теории государства и права. | Понятие правонарушения, признаки правонарушения (противоправность, виновность, наказуемость), состав правонарушения (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона), виды юридической ответственности (гражданско-правовая, административная, дисциплинарная, уголовная), анализ ситуаций. | | | | |
13. | Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность | Описывать виды гражданско-правовых проступков (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, причинение вреда имуществу или личности). Описывать виды гражданско-правовой ответственности (возмещение убытков, уплата неустойки, компенсация морального вреда). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, соотнесение характеристик, решение правовых задач, определение понятий. | Гражданский кодекс РФ. | Виды гражданско-правовых проступков (неисполнение договорных обязательств, причинение вреда имуществу, причинение морального вреда), формы гражданско-правовой ответственности (возмещение убытков, уплата неустойки, компенсация морального вреда), анализ ситуаций. | | | | |
14. | Административные проступки и административная ответственность | Описывать виды административных проступков (нарушение правил дорожного движения, нарушение тишины, нарушение санитарных норм и др.). Описывать виды административной ответственности (предупреждение, административный штраф, административный арест и др.). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, соотнесение характеристик, решение правовых задач, определение понятий. | Кодекс об административных правонарушениях РФ. | Виды административных правонарушений (нарушение правил дорожного движения, нарушение санитарных норм, нарушение общественного порядка), виды административных наказаний (предупреждение, административный штраф, административный арест, лишение специального права, административное выдворение), анализ ситуаций. | | | | |
15. | Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность | Описывать виды дисциплинарных проступков (нарушение трудовой дисциплины, нарушение учебной дисциплины и др.). Описывать виды дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение, отчисление из учебного заведения). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, соотнесение характеристик, решение правовых задач, определение понятий. | Трудовой кодекс РФ, Устав школы, должностные инструкции. | Понятие дисциплинарного проступка, виды дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, увольнение), порядок применения дисциплинарных взысканий, анализ ситуаций. | | | | |
16. | Преступления и уголовная ответственность | Определять понятие "преступление". Различать виды преступлений по степени тяжести (небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие). Описывать виды уголовной ответственности (штраф, лишение свободы, исправительные работы, обязательные работы и др.). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, соотнесение характеристик, решение правовых задач, определение понятий. | Уголовный кодекс РФ. | Понятие преступления, признаки преступления), виды преступлений, виды уголовных наказаний, анализ ситуаций. | | | | |
17. | Правоохранительные органы в Российской Федерации | Описывать виды правоохранительных органов в РФ (полиция, прокуратура, следственный комитет, адвокатура, нотариат). Описывать функции правоохранительных органов (защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка, расследование преступлений и др.). | Выбор верных суждений, анализ социальных ситуаций, соотнесение характеристик, решение правовых задач, определение понятий. | Федеральные законы о полиции, прокуратуре, Следственном комитете и др. | Система правоохранительных органов (суд, прокуратура, полиция, следственный комитет, адвокатура, нотариат), функции правоохранительных органов, анализ ситуаций. | | | | |
Дата ознакомления: «____»______________20___ г.
Подпись ученика:_____________/_______________________________/