Индивидуально-групповые занятия по географии (7 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9
«СОГЛАСОВАНО» зам. директора по УВР ________________________ «____» ___________ 2020г. | | «УТВЕРЖДАЮ» директор МБОУ СШ № 9 ________________________ «____» ___________ 2020 г. |
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
География
7 класс
34 часа (1 час в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Традиционный для школы курс географии материков и океанов в условиях модернизации среднего географического образования занимает особое место в структуре дисциплины «география». В нем удачно сочетаются общеземлеведческие и страноведческие знания. Курс вызывает большой интерес у школьников.
В настоящее время роль курса возрастает, усложняются его образовательные, воспитательные и развивающие функции. Модернизация среднего образования предполагает, что изучение социальной и экономической географии мира, регионов и стран мира будет отнесено на последнюю ступень обучения, в профильную школу. Поэтому школьники, которые будут оканчивать основную школу, только в 7 классе смогут получить знания комплексного страноведческого характера о материках, океанах и странах.
В проектах новых стандартов основного общего образования по географии поставлены цели освоения обучающимися системы географических знаний о многообразии современного мира, о взаимодействии природы и общества, овладение умениями применять географические знания для объяснения и оценки природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов, происходящих в конкретных регионах мира. Реализации этих целей соответствует содержание курса 7 класса. В стандартах это содержание представлено знаниями о материках и океанах, странах и народах, о природопользовании и геоэкологии.
Цели курса координируются с требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы, изложенных в образовательном стандарте.
Тематика ИГЗ построена на базе программы для общеобразовательных учреждений по географии для 5—9 классов линии «Полярная звезда» А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной и др. курс рассчитан на 34 часа. (1 час в неделю).
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата | Тема | Содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (УУД) | |
7 а | 7 б | ||||
РАЗДЕЛ 1. КАРТА – ВТОРОЙ ЯЗЫК ГЕОГРАФИИ | |||||
1. | | | Виды географических карт. | Понятие «картографические проекции». Способы отображения информации на картах с помощью условных знаков | Приводить примеры различных способов картографического изображения. Анализировать карты атласа по плану |
2. | | | Чтение географических карт. | ||
РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ | |||||
3. | | | Освоение Земли человеком. | Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост численности населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Естественный прирост. Народы. Особенности размещения населения Земли. Природные, исторические и экономические факторы, влияющие на размещение населения. Плотность населения. Среднемировая плотность населения и её изменение со временем. Карта плотности населения. | Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни |
4. | | | Многообразие народов и стран | Многообразие стран. Различие стран по географическому положению, величине территории, численности населения, государственному правлению, уровню экономического развития. Республики и монархии. Зависимость стран друг от друга. Понятие о хозяйстве. | Анализировать диаграммы изменения численности населения во времени с целью определения тенденций изменения темпов роста численности населения мира. Составлять прогноз изменения численности населения Земли на несколько десятилетий. Анализировать статистические материалы с целью выявления стран с экстремальными показателями рождаемости, смертности или естественного прироста в мире. Давать описание численности и плотности населения по разным источникам информации. Определять и сравнивать естественный прирост населения стран по различным источникам географической информации. Уметь планировать последовательность и способ действий. Строить логическое рассуждение при анализе диаграмм и карт. Устанавливать связи и обобщения |
РАЗДЕЛ 3. ПРИРОДА ЗЕМЛИ | |||||
5. | | | Образование и развитие земли как планеты. | Формирование облика планеты. Происхождение материков и океанов. Развитие земной коры на разных территориях. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Движение и взаимодействие литосферных плит. Гипотеза А. Вегенера | Сравнивать очертания древних и современных материков. Анализировать схемы образования материковой и океанической земной коры и карты, показывающие основные этапы формирования современных материков |
6. | | | Рельеф | Платформа и её строение. Щит. Плита. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрождённые горы. Размещение на Земле гор и равнин. | Анализировать карту строения земной коры. Сопоставлять карту строения земной коры и физическую карту с целью выявления закономерностей отражения в рельефе строения земной коры. Уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией. Выявлять закономерности в размещении гор и равнин |
7. | | | Климат и климатические условия | Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Климатические пояса и области Земли. Основные и переходные климатические пояса. Анализ карты «Климатические пояса и области Земли». Климат западных и восточных побережий материков. Определение типа климата по климатической диаграмме. | Анализировать влияние географической широты, подстилающей поверхности, морских течений на климат. Определять тип климата по совокупности признаков. Составлять описание климата одного климатического пояса по картам. Читать и анализировать климатические диаграммы |
8. | | | Внутренние воды | Зависимость характера течения рек от рельефа и их режима от климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озёр на Земле. Крупнейшие озёра мира | Приводить примеры зависимости характера течения рек от рельефа и их режима от климата. Сопоставлять физическую и климатическую карты при характеристике рек и озёр. Находить на карте крупнейшие реки и озёра Земли. Наносить на контурную карту крупнейшие реки и озёра Земли. Находить географическую информацию о реках и озёрах в дополнительной литературе и в Интернете. Составлять на основе информации Интернета описание реки или озера. Производить обмен полученной информацией с одноклассниками |
9. | | | Растительный и животный мир Земли | Биоразнообразие и биомасса. Влияние природных условий на распространение животного и растительного мира. Географическая зональность в распространении животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков. Охрана природы. Особо охраняемые природные территории | Сравнивать приспособленность растений и животных разных природных зон к среде обитания. Высказывать мнение о причинах различия флоры и фауны на разных материках |
РАЗДЕЛ 4. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И РЕГИОНЫ | |||||
10. | | | Природные зоны Земли. | Природные зоны — зональные природные комплексы. Установление причин смены природных зон на основе анализа карт и другой географической информации. Изменение природных зон под воздействием человека. | Объяснять причины смены природных зон. Анализировать карту «Природные зоны Земли». Составлять описание природных зон по плану и карте. Сравнивать природные условия различных природных зон. Приводить примеры изменения природных зон под воздействием хозяйственной деятельности людей |
11. | | | Океаны Земли | Океаны. Географическое положение, площадь, средняя и максимальная глубины океанов. Особенности природы, органический мир, ресурсы океанов и их хозяйственное использование. Экологические проблемы океанов. Описание одного из океанов (по выбору) | Устанавливать по карте особенности географического положения океанов. Сравнивать размеры океанов. Выявлять по карте систему течений в океанах. Давать оценку хозяйственного использования океанов. Подготавливать и обсуждать презентацию одного из океанов. Составлять описание океана по плану |
12. | | | Материки как крупные природные комплексы Земли | Южные материки — Африка, Австралия и Океания, Антарктида, Южная Америка. Северные материки — Северная Америка и Евразия. Современное географическое положение материков. Установление сходства и различия материков на основе источников географической информации | Находить и показывать на физической карте мира материки. Сравнивать размеры материков. Описывать географическое положение и основные черты природы материков. Уметь планировать последовательность и способ действий. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения, используя карты |
13. | | | Культурно-исторические и природные регионы мира | Деление Земли и мира на части. Части света. Географические регионы. Понятие «граница». Естественные и воображаемые границы. Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединённых Наций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур | Определять отличие материков от частей света. Находить и показывать на физической карте мира части света. Приводить примеры географических и историко-культурных регионов. Устанавливать по карте границы между регионами. Определять значение объединений стран в союзы. Определять значение Организации Объединённых Наций для решения проблем на Земле |
ТЕМА 4. МАТЕРИКИ И СТРАНЫ | |||||
14. | | | Африка: Образ материка | Путешествие по Африке. Виртуальное путешествие по материку как способ освоения географического пространства. Правила путешествия по материку. Регионы Африки. Особенности природы. Занятия населения. Объекты Всемирного природного и культурного наследия. | Планировать последовательность и способ действий. Наносить маршрут путешествия на контурную карту. Находить на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и определять их географические координаты. Сопоставлять карты: физическую, природных зон, политическую. Характеризовать особенности рельефа, климата, растительного и животного мира. Читать климатические диаграммы. Выявлять особенности природных зон на маршруте. Характеризовать занятия населения, его проблемы. Владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание, делать самостоятельные выводы. Интерпретировать и обобщать информацию. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. Использовать средства информационных технологий |
15. | | | Африка: Образ материка | ||
16. | | | Страны Африки | Объекты Всемирного культурного наследия. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека | Выявлять черты страны, характерные для всего региона, и её специфические особенности. Определять специфику этнического состава населения. Выявлять причины особенностей материальной и духовной культуры, а также причины, их обусловившие. Выделять основную идею текста, делать самостоятельные выводы. Подготавливать и обсуждать презентации об объектах Всемирного культурного наследия. Описывать страну по плану |
17. | | | Австралия: Образ материка. | Путешествие по Австралии. Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт — Сидней. Особенности природы и занятия населения. Маршрут от Сиднея вдоль Большого Водораздельного хребта. Большой Барьерный риф — памятник природного наследия. Океания: Меланезия, Микронезия, Полинезия. Особенности природы островов. Занятия населения. Н. Н. Миклухо-Маклай | Ставить учебную задачу и планировать последовательность и способ действий. Наносить маршрут путешествия на контурную карту. Находить на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и определять их географические координаты. Сопоставлять карты: физическую, природных зон, политическую. Характеризовать особенности рельефа, климата, растительного и животного мира. Читать климатические диаграммы. Выявлять особенности природных зон на маршруте. Характеризовать занятия населения, его проблемы. Подготавливать и обсуждать презентации о памятнике Всемирного природного наследия — Большом Барьерном рифе. Наносить на контурную карту географические объекты материка. Владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание и делать самостоятельные выводы. Интерпретировать и обобщать информацию. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. Использовать средства информационных технологий |
18. | | | Австралия: Образ материка. | ||
19. | | | Антарктида: образ материка | Особенности географического положения, размеры и очертания Антарктиды. Крайняя точка и её координаты. Ледяной покров и рельеф Антарктиды. Строение Антарктиды. Особенности климата. Растительный и животный мир. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Условия жизни и работы на полярных станциях. Охрана природы Антарктиды | Определять географическое положение, крайнюю точку Антарктиды и её координату. Анализировать профиль подлёдного рельефа Антарктиды. Объяснять особенности климата материка. Характеризовать растительный и животный мир Антарктиды. Находить на физической карте моря, омывающие Антарктиду, научные станции и страны, которым они принадлежат. |
20. | | | Южная Америка. Образ материка | Путешествие по Южной Америке. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Анды. Амазонка. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. | Планировать последовательность и способ действий. Наносить на контурную карту маршрут путешествия. Находить на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и определять их географические координаты. Сопоставлять карты: физическую, природных зон, политическую. Выявлять особенности природных зон на маршруте. Характеризовать занятия населения, его проблемы. Владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание и делать самостоятельные выводы. Интерпретировать и обобщать информацию. Использовать средства информационных технологий |
21. | | | Южная Америка. Образ материка | ||
22. | | | Южная Америка. Страны | Объекты Всемирного культурного наследия. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека | Давать оценку географического положения страны. Давать характеристику страны по плану. Наносить на контурную карту границы, столицу и крупные города. Подготавливать и обсуждать презентации о занятиях, образе жизни населения. Сравнивать хозяйственную деятельность жителей. Выделять основную идею текста, делать самостоятельные выводы |
23. | | | Северная Америка. Образ материка. | Путешествие по Северной Америке. Виртуальное путешествие по материку как способ освоения географического пространства. Правила путешествия по материку. Регионы Северной Америки. Особенности природы. Занятия населения. Объекты Всемирного природного и культурного наследия. | Планировать последовательность и способ действий. Наносить маршрут путешествия на контурную карту. Находить на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и определять их географические координаты. Сопоставлять карты: физическую, природных зон, политическую. Характеризовать особенности рельефа, климата, растительного и животного мира. Выявлять особенности природных зон на маршруте. Характеризовать занятия населения, его проблемы. Сравнивать природные богатства горного пояса и равнин Северной Америки. Читать климатические диаграммы. Находить на карте пункты, для которых даны климатические диаграммы. Объяснять изменение климата от одного пункта к другому. Подготавливать и обсуждать презентации об объектах Всемирного природного и культурного наследия. Наносить на контурную карту географические объекты материка. Владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание и делать самостоятельные выводы. Интерпретировать и обобщать информацию. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. Использовать средства информационных технологий |
24. | | | Северная Америка. Образ материка. | ||
25. | | | Страны Северной Америки | Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни. | Составлять описание страны по плану. Анализировать карты административного деления и размещения хозяйства. Составлять характеристику населения. Наносить на контурную карту природные зоны и крупнейшие города. Выделять основную идею текста, делать самостоятельные выводы |
26. | | | Евразия. Образ материка. | Путешествие по Евразии. Виртуальное путешествие по материку как способ освоения географического пространства. Правила путешествия по материку. Регионы Евразии. Особенности природы. Занятия населения. Объекты Всемирного природного и культурного наследия. | Планировать последовательность и способ действий. Наносить маршрут путешествия на контурную карту. Находить на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и определять их географические координаты. Сопоставлять карты: физическую, природных зон, политическую. Характеризовать особенности рельефа, климата, растительного и животного мира. Читать климатическую диаграмму. Выявлять особенности природных зон на маршруте. Подготавливать и обсуждать презентации об объектах Всемирного природного и культурного наследия, о столицах государств Евразии. Владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание и делать самостоятельные выводы. Интерпретировать и обобщать информацию. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. Использовать средства информационных технологий |
27. | | | Евразия. Образ материка. | ||
28. | | | Евразия. Образ материка. | ||
29. | | | Многообразие стран. | Место на карте. Место в мире. Происхождение, занятия, образ жизни. | Составлять описание страны по плану. Анализировать карты административного деления и размещения хозяйства. Составлять характеристику населения. Наносить на контурную карту природные зоны и крупнейшие города. Выделять основную идею текста, делать самостоятельные выводы |
30. | | | Многообразие стран. | ||
31. | | | Многообразие стран. | ||
32-34 | | | Резервное время | | |
6